Схема-конспект индивидуального занятия Автоматизация звука Л: "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лошакова Надежда Александровна

В занятии используются инновационные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуальное занятие39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Схема-конспект индивидуального занятия с применением инновационных технологий по теме «Звук Л»

«Путешествие в страну знаний»

Аттестуемый педагог (ФИО)  Лошакова Надежда Александровна

Предмет                      учитель-логопед                                        Класс  подготовительная к школе группа

Тема урока   Автоматизация звука [Л] «Путешествие в страну знаний»

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута ребёнком:

подготовиться к восприятию материала, настроиться на предстояшую познавательную деятельность

Цель, которую логопед хочет достичь на данном этапе:

заинтересовать ребёнка, создать условия для эффективной работы на занятии

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой,

-развитие звукового анализа и синтеза,

-развитие фонематического слуха,

-создание положительного эмоционального фона

Методы:

-наглядные, словесные, игровые

Методическое обеспечение: Альбом дошкольника Автоматизация звука «Л» в игровых упражнениях Л.А. Комарова, Москва, 2008 г., стр. 32; «Логопедия для учителей, психологов, родителей» Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская, Ростов-на-Дону 2010 г., стр. 284

Оборудование: Игрушка «Клоун», Карточка игры «Угадай слово», музыка

Мотивация: В конце путешествия нас ждёт сюрприз.

Логопед: Ты слышишь эту музыку? Она весёлая. Она звучит, потому что сегодня у нас состоится путешествие в страну знаний, а там всегда весело и интересно. Но мы пойдем туда не одни, а возьмём с собой нашего гостя. Отгадать его нам поможет игра «Угадай слово». Из каждой картинки мы возьмём только первую букву, запишем их, получим слово и прочитаем его. У нас получился «Клоун». Произнеси за мной это слово, выделяя звук [Л]. Вот так: Клоун. Он очень хочет попасть в страну знаний. В конце путешествия, когда мы выполним все задания, нас ждёт сюрприз.

2.

Изучение учебного материала

Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута ребёнком:

закрепить умение правильно произносить звук [Л] изолированно и в слогах

Цель, которую хочет достичь логопед:

уточнение правильной артикуляции; повтор характеристики звука

Задачи:

-закрепление нормированного произношения звука «Л» изолированно, в слогах,

- развитие подвижности речевого аппарата,

- соотнесение звука и буквы «Л»

- воспитание навыков речевой деятельности,

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие восприятия.

Методы:

-наглядные, игровые, словесные, практические

Методическое обеспеч.: «Логопедическая гимнастика» Т.В. Буденная, С-П 1999 г., стр. 40-42; «Логопедическое пособие для занятий с детьми» А.И. Богомолова СПБ 1996 г., стр.  ; Автоматизация звука «Л» в игровых упражнениях Л.А. Комарова, Москва, 2008 г., стр. 3-4; Автоматизация сонорных звуков «Л», «Л'» у детей. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Москва, 2006г., стр. 5-7; «Сам себе логопед» Уроки домашней логопедии. Киселенко Т.Е. Ростов –на-Дону, 2005 г., стр. 189

Оборудование: карточки-символы артикуляционных упражнений; символы артикуляции; буквы гласные, доска, резинка или шнурок, зеркало, лесенка из конструктора, музыка

Мотивация:

-одобрение, похвала

  1. Мелкая моторика, восприятие.

Закрываем глаза и кружимся. Считаем до пяти (1,2.3.4,5 в стране знаний мы опять).

 Логопед: Сначала давай вспомним чему мы здесь научились, и покажем гостю. На доске нужно сделать букву, которую мы учим (используя резинки или шнурок).

Ребенок: Буква «Л».

  1. Артикуляционная гимнастика

Далее покажем какие упражнения помогали нашему язычку четко говорить звук [л]? Перед зеркалом.

Карточки-символы для проведения гимнастики для языка. ( Проводятся упражнения под музыку):

«Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Качели».

  1. Уточнение правильной артикуляции. Характеристика звука.

Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края опущены. Форма языка напоминает седло. Воздух проходит по бокам. Голосовые связки работают, есть голос.

Согласный, звонкий, твердый, синий цвет. (Показ картинок-символов)

Логопед: В каком положении губы?

Ребенок: В улыбке. Открыты.

Логопед: Открыт или закрыт рот?

Ребенок: Рот открыт.

Логопед: В каком положении зубы?

Ребенок: Зубы разомкнуты. Расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец.

Логопед: Где находится язык?

Ребенок: Кончик упирается в верхние зубки. Боковые края опущены.

Логопед: Где проходит воздушная струя?

Ребенок: Воздух проходит по бокам.

Логопед: Какой это звук?

Ребенок: согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Молодец! Всё правильно.

  1. Произношение звука «Л» в слогах

Логопед: А вот и наши друзья. Смотри - это гласные буквы. Мы с ними поздороваемся и споём вместе песенки шагая пальчиками по лесенке. Клоун будет петь с нами. Поём слоги.

КЛА-КЛО-КЛУ-КЛЫ  

АЛК-ОЛК-УЛК-ЫЛК

АКЛ-ОКЛ-УКЛ-ЫКЛ

Изучение нового материала

Цель, которая должна быть достигнута ребёнком: правильное произношение звука [Л] в словах

Цель, которую хочет достичь логопед: формировать правильное произношение звука и его автоматизация

Задачи: 

- развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слове, навыков звукового и слогового анализа; мышления

Методы:

-наглядные, игровые, словесные, практические

Методическое обеспеч.: Автоматизация звука «Л» в игровых упражнениях Л.А. Комарова, Москва, 2008 г., стр. 23; Учитесь правильно говорить» Л.П. Успенская, М.Б. Успенский, Москва 1995 г., стр. 18; «Логопедия для учителей, психологов, родителей» Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская, Ростов-на-Дону 2010 г.

Оборудование: карточки с картинками (белка); буквы (гласные и согласные), домик, поезд, схемы  

Критерии определения уровня внимания и интереса воспитанников к занятию:

-своевременное и правильное выполнение задания;

-эмоциональный настрой ребёнка

Мотивация:

-одобрение, похвала

Логопед. Вот и следующее задание, которое проверит какой ты внимательный

  1. 1. Игра «Разбери слово по кирпичику». Домик-это слово. В нём живут буквы, из которых состоит слово. Он поделён на две части. С одной стороны гласные буквы, с другой согласные. Нам нужно расселить жильцов «буквы» на две части. Возьмём 1 слово. Это персонаж из рассказа Л.Н. Толстого, которую я читала на прошлом занятии.  Вспомнить название нам поможет загадка.

Логопед: В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живёт в тепле?

Ребенок: Белка

Логопед. Молодец! Начинаем делать разбор.

  1. Слоги.

Логопед: Слово можно разделить не только на буквы (гласные и согласные), но и на слоги. Слог-это часть слова. Давайте попробуем посчитать количество слогов в слове Белка. Помогут нам в этом гласные буквы. Сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Белка-2 слога (2 гласные буквы - е,а), 2 хлопка в ладоши.

  1. Определение местоположения звука в слове

Логопед: В слове Белка есть звук Л?

Ребенок : Да

Логопед: А где спрятался этот звук в слове (в  начале, в середине или в конце)? Определите его местонахождение.

Ребенок: В середине слова. (показывает на карточке)

Логопед: Теперь я усложню свой вопрос. В каком слоге спрятался звук «Л» в этом слове?

Ребенок: В первом слоге.

  1. Физминутка «По тропинке до лужайки»

Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки.

 Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.

  1. Игра «Весёлый поезд». У нас 3 поезда. Будем считать слоги. В первом поезде 1 окно – 1 слог. Во-втором 2 окна – 2 слога, а в третьем 3 окна – 3 слога. Количество слогов будем определять по гласным буквам. Сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Раскладываем карточки по поездам.

Закрепление материала

Цель, которая должна быть достигнута ребёнком: правильно поделить слова на слоги

Цель, которую хочет достичь логопед:

научить делить слово на слоги

Задачи: 

- развитие слогового анализа,

-  развитие внимания.

Методы:

наглядные, словесные, практические

Методическое обеспеч.:

Оборудование: Компьютерный диск

Мотивация:

 -одобрение, похвала

  1. 1. Компьютерный диск «Дисграфия» Речевые звуки.
  2. Для того, чтобы закрепить изученный материал мы поиграем на компьютере в игру «Посчитай слоги».  

Задание: поместить картинки (слова) в домики или корзинки в соответствии с количеством слогов в них.

5

Итог

Цель, которая должна быть достигнута ребёнком: Проанализировать свою деятельность на занятии

Цель, которую хочет достичь логопед:

Подвести итог занятия

Задачи: 

-Совершенствовать диалогическую речь

- развивать навыки самоанализа

- воспитывать самостоятельность

Методы: наглядные, словесные

Методическое обеспеч.: «Приёмы поощрения»

Оборудование: музыка, фото Клоуна, сладости

Мотивация: Думаю, что и в дальнейшем у тебя всё будет получаться также хорошо

Логопед: Закрываем глаза и кружимся. Считаем до пяти (1,2.3.4,5 возвращаемся назад). Понравилось тебе играть?

Ребёнок: Да, очень!

Логопед: Какой звук старались произносить?

Ребёнок: Звук [Л].

Логопед: Как ты считаешь, у тебя всё получилось?

Ребёнок: Я старался.

Так как ты хорошо  работал и выполнил все задания, клоун приготовил для тебя сюрприз (своё фото и сладости)

Расскажи дома о своём путешествии в страну знаний. Нарисуй самое любимое упражнение или задание и принеси его на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний»: знакомство с буквой и и звуком [И]

Цель: 1. Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение.2. Упражнять детей в умении различать гласные и...

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему: Автоматизация звука [Ш]. «Путешествие в страну «Правильной речи».

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему:Автоматизация звука [Ш].«Путешествие в страну «Правильной речи».Цель: автоматизация звука [Ш].Задачи:1 .Коррекционно-образовател...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

В занятии прослеживаются несколько способов постановки звука Р, используется много речевого материала для автоматизации звука Ш. Занятие составлено метидически правильно, с соблюдением всех требований...

Индивидуальное логопедическое занятие.Автоматизация звука Ш. Путешествие Даши и Башмачка.

Самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука учителя-логопеда МАДОУ Детский сад №1 «Айгуль» г.Бирска Маргамовой О.Н 1.Данное индивидуальное коррекционное ...