Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе гроуппе для детей с ОНР, проведенного воспитателем и учителем-логопедом "Космос. Звук Р".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos._zvuk_r.odt | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, проведенного воспитателем Бураковой Е.В.,
учителем-логопедом Зябловой Е.О.
Тема занятия: Космос. Звук Р.
Задачи:
Образовательные: Уточнить, автоматизировать движения артикуляционного аппарата для звука Р. Закрепить знания детей об органах артикуляции. Автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнить и обогатить знания детей по теме «Космос». Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Дать сведения о покорении космических просторов, о первых космонавтах, о животных, побывавших в космосе.
Коррекционные: Развивать, корректировать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать мимическую мускулатуру. Уточнять, обогощать словарный запас, корректировать грамматический строй речи, связную речь. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к покорителям космоса, воспитывать чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете. Воспитывать интерес к познанию Вселенной. Воспитывать любознательность, развивать творческие способности. Учить внимательно слушать педагога, своих товарищей. Воспитывать самоконтроль за своей речью, учить оценивать речь своих друзей. Следить за правильной осанкой.
Оборудование: Акустико-артикуляционный образ звука Р, индивидуальные зеркала, карточки с звуковой схемой слова «ракета», карандаши, предметные картинки, картины «Космос», "Созвездия», магнитофон, компьютер, проектор, экран, мольберт, магниты, шарик, горошина, мячик.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
- Хорошее, радостное, веселое.
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, недавно мы отмечали праздник День космонавтики. Чему и кому посвящен этот праздник?
- Хотите, мы сегодня тоже станете космонавтами? Как вы думаете, чтобы стать космонавтом, каким человеком надо быть ?
- Правильно, надо быть смелым, сильным, ловким, умным человеком.
- Начинаем подготовку к космическому полету.
2. Логопедическая гимнастика.
1) - Выполним зарядку.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
- руки поднимать,
- руки опускать,
- весело шагать,
- прыгать и скакать,
- приседать и вставать,
- весело шагать.
- В космос летают космонавты из разных стран, они говорят на разных языках. Чтобы нас хорошо понимали, нам надо говорить четко, правильно, красиво. Выполним гимнастику для лица, губ, язычка.
2) Дети выполняют упражнения перед зеркалом:
- «Щечки» ( надуваем, втягиваем),
- Упражнения для развития мимических мышц лица (Улыбнулись, рассердились, удивились, улыбнулись).
- Упражнения для губ (произносим гласные А-О-У-И),
- Упражнения для язычка («Лопатка», «Чашечка», «Веселый молоточек», «Болтушка», «Лошадка»).
3) - Выполним зарядку для ума.
- Отгадайте загадку:
* Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Но пройти в них нелегко -
Те ворота высоко!
Постарался мастер тот,
Взял он краски для ворот:
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри!
(Радуга)
- На какой звук начинается слово РАДУГА — звук Р.
- Прохлопать слово РАДУГА по слогам, какой последний звук в слове РАДУГА?
- Расскажите, что это за звук? (схема Акустико-артикуляционный образ звука)
* Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит огненный хвост -
Понесется до планет и до звезд.
(Ракета)
- Выполним звуковую схему слова РАКЕТА. (педагог раздает карточки с картинкой РАКЕТА и звуковой схемой слова)
- Каждый звук в слове РАКЕТА обозначаем определенным цветом.
- Дети, эти карточки не простые, а что мы с ними будем делать — это секрет, который мы вам откроем в конце нашего путешествия.
- На этом наша подготовка к путешествию в космос закончена, возьмем наши стульчики и пойдем садиться в ракету. (магнитофонная запись песни «Заправлены в планшеты космические карты»)
3. Беседа по теме.
Воспитатель:
- Люди всегда смотрели завораживающе на небо и думали о том, как бы подняться в таинственную высь и узнать, что же там. Много-много времени прошло с тех пор пока люди не научились конструировать летательные аппараты. Ребята, а как называется этот летательный аппарат на котором люди летают в космос. (Ракета.)
- А кто был первым конструктором, создавшим ракету, которая совершила полет вокруг Земли? ( Сергей Павлович Королев).
- Ребята, а как вы думаете, кто самым первым полетел в космос?
(Ответы детей.)
- Да, ребята, первыми полетели в космос не люди, а животные: сначала это были крысы, потом кошки, обезьяны, а потом уже собаки Лайка, Белка и Стрелка, которые успешно слетали в космос и обратно вернулись на Землю. И только после длительных испытаний в космос отправился человек. И был это наш соотечественник - Юрий Алексеевич Гагарин.
А произошло это 12 апреля 1961 года. И теперь каждый год в этот день мы отмечаем - День космонавтики. Это праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос. После Гагарина совершили свой полёт в космос очень много космонавтов. Алексей Леонов и Павел Беляев первыми совершили выход в открытый космос.
Но не только мужчины были в космосе, но и женщины. Первая в мире женщина совершившая полёт в космос - Валентина Терешкова. Мы гордимся нашими российскими героями космонавтики!
После старта Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике: и техника стала мощней, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными. Теперь работы в космосе длятся по 2-3 месяца, и даже по целому году. И сейчас, в эти минуты далеко в космическом пространстве, высоко-высоко над нашими головами, космонавты несут свою важную и трудную вахту. Совместно с российскими космонавтами в космосе побывали космонавты из других стран.
- Ребята, давайте отправимся с вами в космическое путешествие, может встретим инопланетян, понаблюдаем за звездами.
- А чтобы попасть на борт космического корабля, нужно выполнить задание.
Слабым в космосе не место!
Встали дружно: Раз, два, три.
Мышцы свои ты укрепи.
4.Физкультминутка:
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь усталость лень и скука.
Будем мышцы разминать.
А теперь покрутим шеей -
Это мы легко сумеем.
А теперь вокруг себя
Поворот туда …, сюда..
А теперь мы приседаем
И колени разминаем,
Ноги до конца сгибать -
Раз, два, три, четыре, пять!
Напоследок пошагаем!
Выше ноги поднимаем! (движения под музыку по тексту)
5. Работа по теме.
- Ребята, отгадайте загадку:
Чудо - птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (ракета)
- А хотите узнать, как летает ракета?
Я вам покажу на примере летящего шарика. (Летящая ракета с «хвостом») Опыт с надувным шариком.
Воспитатель надувает шарик и зажимает отверстие пальцами, а потом разжимает пальцы и шарик резко вырывается вверх.
- Наш шар летел как ракета - он двигался, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо (можно нескольким детям дать запустить шарики)
- Мы с вами выяснили, как летит ракета. Будем считать, что наш эксперимент прошел успешно, и наша ракета к полету готова.
-Надеваем скафандры, ботинки, шлем, перчатки. (стоя, имитация движений) Садимся в кресло. Пристегнули ремни ---чик-чик. (руки в «замок»)
Включаем мотор (дети произносят звук «Р» и вращают кулачками)
- 10,9,8,7,6,5, 4, 3, 2, 1,
- Пуск! Вот мы в космос летим. (Шум взлетающей ракеты – магнитофонная запись)
- И так, мы начинаем удивительное путешествие по неизведанным просторам галактики.
- Как называется этот безграничный и необъятный мир? Космосом или Вселенной. Вселенной нет ни конца, ни края. Она наполнена бесчисленным множеством звёзд, планет, и других космических тел. Здесь царит холод и мрак, и нет воздуха. (картина «Солнечная система»)
- Во Вселенной всё: звёзды, планеты, кометы, метеориты двигаются строго по своему пути и не сталкиваются. Слово космос обозначает "порядок".
Каждая звезда - это очень-очень большой шар, состоящий из газа. Представьте, что наша планета Земля размером с горошину (воспитатель показывает горошину), то звезда в сравнении с ней это что ?...(резиновый мяч).
- Посмотрите в иллюминаторы. В наших иллюминаторах виднеются планеты солнечной системы.
- Как называется самая яркая звезда нашего небосвода? Солнце. Оно очень-очень горячее, согревает нашу землю своим теплом. Вокруг него вращаются девять планет солнечной системы.
Стихотворение о планетах.
По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вращаются вокруг Солнца, жизни нет: Как вы думаете, почему? (на одних слишком холодно, потому что они находятся очень далеко от горячего Солнца, а на других слишком жарко, потому что они находятся очень близко к Солнцу). Никто не живет на этих планетах.
- Давайте проверим, какие вы внимательные, как вы умеете слушать, запоминать и анализировать.
Отгадайте загадки про планеты:
* Эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета Земля
К планете Земля две планеты близки,
Дружок, имена их скорей назови.
(Марс, Венера)
* Планета кольцами окружена,
И этим гордится она.
(Сатурн)
* Царь морской названье той планете дал,
Он именем своим ее назвал.
(Нептун)
- В следующий раз мы поговорим и о других небесных телах.
Дидактическая игра «Дай название созвездиям»
- Ребята, астрономы - ученые, которые наблюдают и изучают звезды, обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь придумать им названия. Ребята, давайте сделаем с вами из рук телескоп (дети складывают руки трубочкой и приставляют одна к другой, таким образом получается «телескоп»).
Теперь посмотрите внимательно на созвездия (показывает детям карточки с изображением звезд, собранных в какую-то фигуру). Как можно назвать эту фигуру : колокольчик, домик, человечек, бантик, зонтик, капелька, самолетик, цветок, бабочка, мяч и др. Молодцы, мы все справились с этим заданием.
6. Итог занятия.
- Ребята, на какой планете мы живем? (Планета Земля). Вот так выглядит наша планета из Космоса (картинка).
Живем мы все с вами на планете Земля.
За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!
- Пристегнулись ремнями, начинаем отсчет: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Вот мы и вернулись на землю. Возвращаться всегда приятно! Давайте, поздравим друг друга с этим и обнимем тех, кто сидит рядом с вами.
Послушайте стихотворение «Наша Земля».
Полюбуемся своей планетой.
Есть одна планета-сад.
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят.
Птиц скликая перелетных,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету-
Ведь другой на свете нет!
7. Сюрпризный момент.
- Ребята, а вы не забыли о сюрпризе? Оказывается, эти карточки — это билеты в кино. Вы любите ходить в кино? Сейчас мы пойдем в кинотеатр и посмотрим фильм о том, как и чем питаются космонавты в космосе.
После просмотра фильма приносят посылку из космоса с продуктами питания (коробочки с соком, конфетами-батончиками с надписями «молоко», «сок томатный», «пюре», «каша манная», «борщ», «макароны», «какао» и т.д.)
3) - Выполним зарядку для ума. (отгадывание загадок)
- Отгадайте загадки:
* Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Но пройти в них нелегко -
Те ворота высоко!
Постарался мастер тот,
Взял он краски для ворот:
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри!
(Радуга)
- На какой звук начинается слово РАДУГА — звук Р.
- Расскажите, что это за звук? (схема Акустико-артикуляционный образ звука)
- Все остальные отгадки тоже будут начинаться на звук Р.
* У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
- Сколько слогов в слове РЫБЫ (два, потому что два гласных звука Ы, Ы)
* Ползает наоборот
Задом наперед,
Все под водой хватает клешней.
(Рак)
- Сколько звуков в слове РАК (В слове РАК три звука)
* Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит огненный хвост -
Понесется до планет и до звезд.
(Ракета)
- Выполним звуковую схему слова РАКЕТА.
- А чтобы попасть на борт космического корабля, нужно выполнить задание. Поиграем в космонавтов!
Собираемся в полет -
К новым звездам путь зовет.
Слабым в космосе не место!
Встали дружно: Раз, два, три.
Мышцы свои ты укрепи.
4.Физкультминутка:
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь усталость лень и скука.
Будем мышцы разминать.
А теперь покрутим шеей -
Это мы легко сумеем.
А теперь вокруг себя
Поворот туда …, сюда..
А теперь мы приседаем
И колени разминаем,
Ноги до конца сгибать -
Раз, два, три, четыре, пять!
Напоследок пошагаем!
Выше ноги поднимаем! (движения под музыку по тексту)
Вселенной нет ни конца, ни края. Она наполнена бесчисленным множеством звёзд, планет, и других космических тел. Здесь царит холод и мрак, и нет воздуха.
В пространстве космическом воздуха нет,
И кружат там 9 различных планет.
А солнце - звезда в самом центре системы
И притяжением связаны все мы. (картина «Солнечная система»)
Никто не живет на этих планетах.
- Давайте проверим, какие внимательные, как вы умеете слушать и запоминать, аналищировать
Отгадайте загадки про планеты:
* Эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета Земля
К планете Земля две планеты близки,
Дружок, имена их скорей назови.
(Марс, Венера)
* А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
(Плутон)
* Планета кольцами окружена,
И этим гордится она.
(Сатурн)
* Царь морской названье той планете дал,
Он именем своим ее назвал.
(Нептун)
- В следующий раз мы поговорим и о других небесных телах.
6. Итог занятия.
- Ребята, на какой планете мы живем? (Планета Земля). Вот так выглядит наша планета из Космоса (картинка).
- Живем мы все с вами на планете Земля.
За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, IIIур.
Итоговое занятие по теме "Практическое усвоение связи слов в предложении"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...
«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени
Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».
Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР
laquo;Звук и буква «С»...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по развитию речи "Как кузнечик слабым помогал"
Вниманию предлагается конспект итогового интегрированного занятия по теме "Насекомые" в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. к конспекту прилагается презент...
конспект занятия для подготовительной к школе группы "Безопасность детям"
в конспекте занятия присутствует информация о том как обезопасить жизнидеятельность ребенка...