Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по развитию речи "Как кузнечик слабым помогал"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Вниманию предлагается конспект итогового интегрированного занятия по теме "Насекомые" в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. к конспекту прилагается презентация с описанием каждого слайда, играми и упражнениями. В занятиии есть практическая часть - работа в Центрах Активности. Дети могут выбрать себе занятие по интересам. Итог занятия - заключительный круг, где дети могут поделиться результатами своего труда и впечатлениями о ходе занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной логопедической группе №4
по теме «Насекомые. Путешествие в сказку «Как кузнечик помогал слабым»
Воспитатель: Реброва И. Н.
Цель: Актуализация словаря по теме «Насекомые», обобщение представлений о насекомых, их жизни и особенностях их жизнедеятельности;
Задачи:
- повторение обобщающего понятия «насекомые»;
- коррекция звукопроизношения;
- работа над лексико-грамматическим строем речи
- развитие связной речи;
- активизация познавательной и экспериментальной деятельности .
- развитие творческого воображения и логического мышления;
- развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
Предварительная работа. Беседы о насекомых, о необходимости бережного отношения к ней, рассматривание картин с изображением насекомых.
Наблюдение за их жизнью в природе: на участке, по дороге в детский сад и домой, на экскурсиях. Разучивание стихов и загадок по теме.
Планируемый результат: Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Методы и приемы:
Игровой момент, показ, беседа, рассматривание, объяснение, задание, закрепление.
Наглядные средства обучения:
презентация, предметные картинки с изображениями насекомых
Оборудование: магнитная доска, компьютер.
Индивидуальная работа: лексико – грамматические игры и упражнения.
Словарная работа: Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Практическая значимость: Данное занятие позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Красочное оформление, веселые картинки надолго привлекают внимание ребенка.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и расскажем им стихотворение, которое мы с вами выучили:
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки,
Природа – Мать им жизнь дала,
У них, у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути,
Не обижай, а отойди!
Без насекомых, лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в сказочное путешествие, если вы хотите побывать сегодня в сказке, назовите любое насекомое и разделите его название на слоги.
Соня: ко-мар. В этом слове два слога.(Воспитатель выставляет картинки)
Маша: ба-боч-ка. В этом слове три слога.
Миша: пче-ла. В этом слове два слога.
И т. д.
Воспитатель. Как всех их можно назвать одним словом?
Дети: Это насекомые.
Воспитатель: Вот мы и отправимся сегодня в сказку про насекомых. Эта сказка называется «Как кузнечик помогал слабым».
Просмотр презентации.
СЛАЙД 1
Воспитатель: Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики.
СЛАЙД 2
В выходные девочка вместе с папой и мамой поехала за город. Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке.
СЛАЙД 3
Она увидела, как широкий листок одуванчика приподнялся, и услышала, как кто- то крикнул: «Пора вставать!».
Как вы думаете, кто бы это мог быть? Ни за что не догадаетесь!
СЛАЙД 4
Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой.
Воспитатель. Давайте и мы сделаем зарядку вместе с кузнечиком.
Раз, два, три, четыре. (Движение руками перед грудью с поворотами)
Расправляем плечи шире.
На носочках покружились. (Кружатся, руки на поясе.)
Низко-низко наклонились. (Наклоны вперед.)
А потом поприседали. (Приседают.)
От зарядки мы устали! (Расслабиться, уронить голову и руки.)
Воспитатель (приглашает детей сесть на стулья и продолжает):
А потом кузнечик надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню:
СЛАЙД 4
У меня закон простой!
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый — помогу.
Я иначе не могу!
Воспитатель. Ребята кто из вас может спеть боевую песню кузнечика, четко произнося все звуки? Ну, давайте вместе со мной! (Повторяют)
СЛАЙД 5
И только он пропел эту песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут кузнечик как закричит:
- Отпусти зайчонка, не то худо будет!
-Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю!
- Ах, так?- воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адьютанту – комару.
СЛАЙД 6
Комар затрубил, полетел к лисе. И впился ей прямо в нос. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала. И осталось лисе только мечтать о зайчике.
СЛАЙД 7
И решил кузнечик немного отдохнуть от своего подвига, а мы с вами пока поиграем. Придумаем загадки про насекомых, не называя их, и попробуем отгадать. Кто хочет?
Егор: У него тонкие ножки, он пищит и пьёт кровь.
Дети: Комар!
И т. д.
СЛАЙД 8
Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук – рогач обижает красавицу – бабочку. Увидев это, кузнечик сел на свой боевой вертолёт и полетел прямо на жука.
Упражнение для глаз «Стрекоза»
Летит стрекоза,
Как горошины, глаза,
Влево, вправо (движения глазами)
Получается на славу!
Вверх, вниз и вперёд,
Как прозрачный самолет!
СЛАЙД 9
Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук, не обижай больше бабочек!
СЛАЙД 10
И закружились бабочки вокруг кузнечика, и стали его благодарить.
СЛАЙД 11
После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилёг отдохнуть.
А я вам предлагаю сделать пальчиковую гимнастику Су – Джок
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
1,2,3, 4, 5 – всем пора нам отдыхать.
СЛАЙД 12
Девочке так понравилась сказка, что она и не заметила, как та закончилась.
А наша с вами ещё нет. Я попросила Мишу мне помочь, выучить одно стихотворение, давайте его послушаем.
Я шагаю по лужайке —
Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот стоит высотный дом —
Муравьи хлопочут в нем,
Вот цветок ромашки —
В нем живут букашки.
Эта славная страна
Вся кругом заселена.
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган налечу!
Все дома я могу разломать!
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я налечу.
Только я не хочу!
Я - добрый великан.
(Е. Серова)
Экологическая беседа.
Воспитатель. О ком прочитал стихотворение Миша?
Дети: прочитал стихотворение о мальчике.
Воспитатель: Почему мальчик называет себя великаном?
Дети: Он называет себя великаном, потому что он такой большой в сравнении с насекомыми.
Воспитатель: А почему он добрый великан?
Дети: Он добрый, потому что не захотел растоптать насекомых.
Воспитатель: Он правильно поступил?
Дети: Правильно. Они живые, они маленькие, их нельзя обижать. Они приносят пользу.
Воспитатель: Конечно, правильно. Давайте мы тоже попробуем сделать что-нибудь «полезное» для насекомых в наших центрах. Давайте я вам расскажу, что я для вас сегодня приготовила.
Открываются 4 Центра активности:
- Центр искусства:
Аппликация на бумажных тарелках различных насекомых,
Пластилин и нарезанные коктейльные трубочки,
Пластилин и семечки,
Пластилин и кофейные зёрна.
Поделки из мятой бумаги: паучок и гусеница.
-Центр математики и дидактических игр:
Бабочка из лего,
«Фоторобот» насекомых,
Карточки на количество и счёт.
- Центр литературы и грамоты:
Составить рассказ из картинок и предложений в неправильном порядке,
Придумать конец рассказа.
Кроссворд, филворд и лабиринт по теме.
-Центр науки:
Опыт№1 «Как муха держится на потолке»
Опыт №2 «Почему насекомых не может раздавить в земле»
Работа в Центрах Активности.
Заключительный круг. Подведение итогов.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о своей работе? Что понравилось?
Что было трудно? (Ответы детей). Молодцы, хорошо потрудились.
А теперь давайте вспомним, каких насекомых девочка увидела в сказке.
Дети: Девочка увидела в сказке кузнечика, комара, стрекозу, жука, бабочек.
Самоанализ занятия
Цель: Актуализация словаря по теме «Насекомые», обобщение представлений о насекомых, их жизни и особенностях их жизнедеятельности;
Задачи:
- повторение обобщающего понятия «насекомые»;
- коррекция звукопроизношения;
- работа над лексико-грамматическим строем речи
- развитие связной речи;
- активизация познавательной и экспериментальной деятельности .
- развитие творческого воображения и логического мышления;
- развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
Для раскрытия темы мною было использовано следующее оборудование и демонстрационный материал:
ноутбук, презентация, иллюстрации насекомых, мольберт магнитный .
Для побуждения интереса у детей к занятию была создана сказочная ситуация.
Занятие состояло из трех часть: вводная-здесь для организации внимания была создана сказочная ситуация ; основная часть –направлена на решение проблемной ситуации : помочь насекомым, как кузнечик
Использовала наглядные, практические и словесные (загадки, беседы, составление предложений) методы.
Использовала следующие приемы развития речи: словесные-давала речевой образец, указания, объяснение, повторное проговаривание, вопрос; наглядный прием: показ демонстративного материала. К ним же относится: игровой прием.
Работа проходила в центрах Активности.
Вовремя проведены физминутка, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.
Дети выбрали себе занятие в центрах самостоятельно, активно работали в течение всего занятия, за помощью обращались по мере необходимости, с заданиями справились удовлетворительно. Я поддерживала заинтересованность и внимание детей в процессе образовательной деятельности.
Вывод.
Материал, отобранный для занятия, соответствовал возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагал активную деятельность детей. Занятие было направлено на повторение и закрепление материала. Считаю с поставленными задачами справилась успешно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики.
В выходные Аришка вместе с мамой и папой поехала за город
Утром Ариша вышла на лужайку и сразу очутилась в сказке.
Она увидела ,как широкий листок одуванчика приподнялся, и услышала, как кто-то крикнул: «Пора вставать!» .
Кто бы это мог быть ? Это был кузнечик
Он вскочил со своей зелёной постели и сразу начал заниматься зарядкой: приседал, прыгал , потом обтёрся росой.
Зарядка с кузнечиком Раз, два, три, четыре. (Движение руками перед грудью с поворотами) Расправляем плечи шире. влево-вправо .) На носочках покружились, (Кружатся, руки на поясе.) Низко-низко наклонились, (Наклоны вперед.) А потом поприседали . (Приседают.) От зарядки мы устали! (Расслабиться, уронить голову и руки.)
А потом заиграл и на … скрипке
Затем он надел свой зелёный мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик ,и запел свою боевую песню
У меня закон простой! Побеждаю всех, кто злой! Кто же слабый-помогу. Я иначе не могу!
И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут кузнечик закричал… Отпусти зайчонка, не то худо будет! --Мне худо ? Да я тебя одной лапой раздавлю!
«Ах так ? » Воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту-комару .
Комар затрубил ,полетел к лисе
И …впился ей прямо в нос. Лиса тотчас выпустила зайчонка ,завопила и убежала.
И осталось лисе только и мечтать о зайчике
И решил кузнечик немного отдохнуть от своего подвига, а мы с вами поиграем: Подумайте немного и расскажите нам про насекомое, но не называйте его. А мы попробуем догадаться!
Только кузнечик спас зайчонка , как увидел ,что совершается новое злодейство. Страшный жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога.
Крылышки бабочек от этого портятся и они погибают
Увидев это , кузнечик сел на свой боевой вертолёт и полетел прямо на жука.
Упражнение «Стрекоза» Летит стрекоза, Как горошины глаза. Влево- вправо Получается на славу Вверх-вниз, И вперёд, Как прозрачный самолёт
Налетел кузнечик на жука ,и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика ногами ,но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону , а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо ,злой жук! Не обижай больше бабочек!
И закружились бабочки вокруг кузнечика и стали его благодарить.
После боя кузнечик почувствовал , что очень устал. Он вернулся домой , снял мундир и прилёг отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика ( Су-джок ) Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладём Им ладошки разотрём. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу 1,2,3,4,5 – всем пора нам отдыхать.
Девочке так понравилась сказка « Как кузнечик помогал слабым», что она и не заметила, как та закончилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, IIIур.
Итоговое занятие по теме "Практическое усвоение связи слов в предложении"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе гроуппе для детей с ОНР, проведенного воспитателем и учителем-логопедом "Космос. Звук Р"....
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...
«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени
Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».
Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР
laquo;Звук и буква «С»...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития тема: «Парк пирамид»
Конспект занятия по разувитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с использованием конструктора LEGO. Цель занятия: закрепить и обобщить знания и пре...