Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по развитию речи "Как кузнечик слабым помогал"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Реброва Ирина Николаевна

Вниманию предлагается конспект итогового интегрированного занятия по теме "Насекомые" в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. к конспекту прилагается презентация с описанием каждого слайда, играми и упражнениями. В занятиии есть практическая часть - работа в Центрах Активности. Дети могут выбрать себе занятие по интересам. Итог занятия - заключительный круг, где дети могут поделиться результатами своего труда и впечатлениями о ходе занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной логопедической группе №4

 по теме «Насекомые. Путешествие в сказку «Как кузнечик помогал слабым»

Воспитатель: Реброва И. Н.

 Цель: Актуализация словаря по теме «Насекомые», обобщение представлений о насекомых,  их жизни и особенностях их жизнедеятельности;

Задачи:

- повторение обобщающего понятия «насекомые»;

- коррекция звукопроизношения;

- работа над лексико-грамматическим строем речи

- развитие связной речи;

- активизация познавательной и экспериментальной деятельности .

- развитие творческого воображения и логического мышления;

- развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

- воспитание любознательности, бережного отношения к природе.

Предварительная работа. Беседы о насекомых, о необходимости бережного отношения к ней, рассматривание картин с изображением  насекомых.

Наблюдение за их жизнью в природе: на участке, по дороге в детский сад и домой, на экскурсиях. Разучивание стихов и загадок по теме.

Планируемый результат: Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Методы и приемы:

Игровой момент, показ, беседа, рассматривание, объяснение, задание, закрепление.

Наглядные средства обучения:

презентация,  предметные картинки с изображениями насекомых

Оборудование: магнитная доска, компьютер.

Индивидуальная работа: лексико – грамматические игры и упражнения.

Словарная работа: Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Практическая значимость: Данное занятие позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Красочное оформление, веселые картинки надолго привлекают внимание ребенка. 

Ход занятия: Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и расскажем им стихотворение, которое мы с вами выучили:

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки,

Природа – Мать им жизнь дала,

У них, у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути,

Не обижай, а отойди!

Без насекомых, лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

Воспитатель:  Я хочу вас пригласить в сказочное путешествие, если вы хотите побывать сегодня в сказке, назовите любое насекомое и разделите его название на слоги.

Соня: ко-мар. В этом слове два слога.(Воспитатель выставляет картинки)

 Маша: ба-боч-ка. В этом слове три слога.

Миша: пче-ла. В этом слове два слога.

И т. д.

Воспитатель. Как всех их можно назвать одним словом?

Дети: Это насекомые.

Воспитатель: Вот мы и отправимся сегодня в сказку про насекомых. Эта сказка называется «Как кузнечик помогал слабым».

Просмотр презентации.

СЛАЙД 1

Воспитатель: Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики.

СЛАЙД 2

 В выходные девочка вместе с папой и мамой поехала за город. Утром она вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке.

СЛАЙД 3

Она увидела, как широкий листок одуванчика приподнялся, и услышала, как кто- то крикнул: «Пора вставать!».

Как вы думаете, кто бы это мог быть? Ни за что не догадаетесь!

СЛАЙД 4

Это был кузнечик. Он вскочил со своей зеленой постели и стал заниматься зарядкой: приседал, прыгал, потом обтерся росой.

Воспитатель. Давайте и мы сделаем зарядку вместе с кузнечиком.

Раз, два, три, четыре. (Движение руками перед грудью с поворотами)

Расправляем плечи шире.

На носочках покружились. (Кружатся, руки на поясе.)

Низко-низко наклонились. (Наклоны вперед.)

А потом поприседали. (Приседают.)

От зарядки мы устали! (Расслабиться, уронить голову и руки.)

Воспитатель (приглашает детей сесть на стулья и продолжает):

А потом кузнечик надел свой зеленый мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню:

СЛАЙД 4

У меня закон простой!

Побеждаю всех, кто злой!

Кто же слабый — помогу.

Я иначе не могу!

Воспитатель. Ребята кто из вас может спеть боевую песню кузнечика, четко произнося все звуки? Ну, давайте вместе со мной! (Повторяют)

СЛАЙД 5

 И только он пропел эту песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут  кузнечик как закричит:

- Отпусти зайчонка, не то худо будет!

-Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю!

- Ах, так?- воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адьютанту – комару.

СЛАЙД 6

Комар затрубил, полетел к лисе. И впился ей прямо в нос. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала. И осталось лисе только мечтать о зайчике.

СЛАЙД 7

И решил кузнечик немного отдохнуть от своего подвига, а мы с вами пока поиграем. Придумаем загадки про насекомых, не называя их, и попробуем отгадать. Кто хочет?

Егор: У него тонкие ножки, он пищит и пьёт кровь.

Дети: Комар!

И т. д.

СЛАЙД 8

Только кузнечик спас зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук – рогач обижает красавицу – бабочку. Увидев это, кузнечик сел на свой боевой вертолёт и полетел прямо на жука.

Упражнение для глаз «Стрекоза»

Летит стрекоза,

Как горошины, глаза,

Влево, вправо (движения глазами)

Получается на славу!

Вверх, вниз и вперёд,

Как прозрачный самолет!

СЛАЙД 9

Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук, не обижай больше бабочек!

СЛАЙД 10

И закружились бабочки вокруг кузнечика, и стали его благодарить.

СЛАЙД 11

После боя кузнечик почувствовал, что очень устал. Он вернулся домой, снял мундир и прилёг отдохнуть.

А я вам предлагаю сделать пальчиковую гимнастику Су – Джок

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём,

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

1,2,3, 4, 5 – всем пора нам отдыхать.

СЛАЙД 12

Девочке так понравилась сказка, что она и не заметила, как та закончилась.

А наша с вами ещё нет. Я попросила Мишу мне помочь, выучить одно стихотворение, давайте его послушаем.

      Я шагаю по лужайке —

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот стоит высотный дом —

Муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки —

В нем живут букашки.

Эта славная страна

Вся кругом заселена.

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган налечу!

Все дома я могу разломать!

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я налечу.

Только я не хочу!

Я - добрый великан.

(Е. Серова)

Экологическая беседа.

Воспитатель. О ком прочитал стихотворение Миша?

Дети: прочитал стихотворение о мальчике.

Воспитатель: Почему мальчик называет себя великаном?

Дети: Он называет себя великаном, потому что он такой большой в сравнении с насекомыми.

Воспитатель: А почему он добрый великан?

Дети: Он добрый, потому что не захотел растоптать насекомых.

Воспитатель: Он правильно поступил?

Дети: Правильно. Они живые, они маленькие, их нельзя обижать. Они приносят пользу.

Воспитатель: Конечно, правильно.  Давайте мы тоже попробуем сделать что-нибудь «полезное» для насекомых в наших центрах. Давайте я вам расскажу, что я для вас сегодня приготовила.

Открываются 4 Центра активности:

- Центр искусства:

Аппликация на бумажных тарелках различных насекомых,

Пластилин и нарезанные коктейльные трубочки,

Пластилин и семечки,

Пластилин и кофейные зёрна.

Поделки из мятой бумаги: паучок и гусеница.

-Центр математики и дидактических игр:

Бабочка из лего,

«Фоторобот» насекомых,

Карточки на количество и счёт.

- Центр литературы и грамоты:

Составить рассказ из картинок и предложений в неправильном порядке,

Придумать конец рассказа.

Кроссворд, филворд и лабиринт по теме.

-Центр науки:

Опыт№1 «Как муха держится на потолке»

Опыт №2 «Почему насекомых не может раздавить в земле»

Работа в Центрах Активности.

Заключительный круг. Подведение итогов.

Воспитатель:  Кто хочет рассказать о своей работе? Что понравилось?

Что было трудно? (Ответы детей). Молодцы, хорошо потрудились.

А теперь давайте вспомним, каких насекомых девочка увидела в сказке.

Дети: Девочка увидела в сказке кузнечика, комара, стрекозу, жука, бабочек.

Самоанализ занятия

Цель: Актуализация словаря по теме «Насекомые», обобщение представлений о насекомых,  их жизни и особенностях их жизнедеятельности;

Задачи:

- повторение обобщающего понятия «насекомые»;

- коррекция звукопроизношения;

- работа над лексико-грамматическим строем речи

- развитие связной речи;

- активизация познавательной и экспериментальной деятельности .

- развитие творческого воображения и логического мышления;

- развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

- воспитание любознательности, бережного отношения к природе.

Для раскрытия темы мною было использовано следующее оборудование и демонстрационный материал:

 ноутбук, презентация, иллюстрации насекомых, мольберт магнитный .

Для побуждения интереса у детей к занятию была создана сказочная ситуация.

Занятие состояло из трех часть: вводная-здесь для организации внимания была создана сказочная ситуация ; основная часть –направлена на решение проблемной ситуации : помочь насекомым, как кузнечик

Использовала наглядные, практические  и словесные (загадки, беседы, составление предложений) методы.

Использовала следующие приемы развития речи: словесные-давала речевой образец, указания, объяснение, повторное проговаривание, вопрос; наглядный прием: показ демонстративного материала. К ним же относится: игровой прием.

Работа проходила в центрах Активности.

Вовремя проведены физминутка, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.

Дети выбрали себе занятие в центрах самостоятельно, активно работали в течение всего занятия, за помощью обращались по мере необходимости, с заданиями справились удовлетворительно.  Я поддерживала заинтересованность и внимание детей в процессе образовательной деятельности.

Вывод. 

Материал, отобранный для занятия, соответствовал возрасту детей, доступен для понимания, насыщен  игрой и наглядностью, предполагал активную деятельность детей. Занятие было направлено на повторение и закрепление материала. Считаю с поставленными задачами справилась успешно.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Как кузнечик помогал слабым»

Слайд 2

Весна была в разгаре. Пригревало солнышко. Зеленела травка. Уже появились первые одуванчики.

Слайд 3

В выходные Аришка вместе с мамой и папой поехала за город

Слайд 4

Утром Ариша вышла на лужайку и сразу очутилась в сказке.

Слайд 5

Она увидела ,как широкий листок одуванчика приподнялся, и услышала, как кто-то крикнул: «Пора вставать!» .

Слайд 6

Кто бы это мог быть ? Это был кузнечик

Слайд 7

Он вскочил со своей зелёной постели и сразу начал заниматься зарядкой: приседал, прыгал , потом обтёрся росой.

Слайд 8

Зарядка с кузнечиком Раз, два, три, четыре. (Движение руками перед грудью с поворотами) Расправляем плечи шире. влево-вправо .) На носочках покружились, (Кружатся, руки на поясе.) Низко-низко наклонились, (Наклоны вперед.) А потом поприседали . (Приседают.) От зарядки мы устали! (Расслабиться, уронить голову и руки.)

Слайд 9

А потом заиграл и на … скрипке

Слайд 10

Затем он надел свой зелёный мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик ,и запел свою боевую песню

Слайд 11

У меня закон простой! Побеждаю всех, кто злой! Кто же слабый-помогу. Я иначе не могу!

Слайд 12

И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы им позавтракать. Но тут кузнечик закричал… Отпусти зайчонка, не то худо будет! --Мне худо ? Да я тебя одной лапой раздавлю!

Слайд 13

«Ах так ? » Воскликнул кузнечик и отдал приказ своему адъютанту-комару .

Слайд 14

Комар затрубил ,полетел к лисе

Слайд 15

И …впился ей прямо в нос. Лиса тотчас выпустила зайчонка ,завопила и убежала.

Слайд 16

И осталось лисе только и мечтать о зайчике

Слайд 17

И решил кузнечик немного отдохнуть от своего подвига, а мы с вами поиграем: Подумайте немного и расскажите нам про насекомое, но не называйте его. А мы попробуем догадаться!

Слайд 18

Только кузнечик спас зайчонка , как увидел ,что совершается новое злодейство. Страшный жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога.

Слайд 19

Крылышки бабочек от этого портятся и они погибают

Слайд 20

Увидев это , кузнечик сел на свой боевой вертолёт и полетел прямо на жука.

Слайд 21

Упражнение «Стрекоза» Летит стрекоза, Как горошины глаза. Влево- вправо Получается на славу Вверх-вниз, И вперёд, Как прозрачный самолёт

Слайд 22

Налетел кузнечик на жука ,и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика ногами ,но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону , а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо ,злой жук! Не обижай больше бабочек!

Слайд 23

И закружились бабочки вокруг кузнечика и стали его благодарить.

Слайд 24

После боя кузнечик почувствовал , что очень устал. Он вернулся домой , снял мундир и прилёг отдохнуть.

Слайд 25

Пальчиковая гимнастика ( Су-джок ) Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладём Им ладошки разотрём. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу 1,2,3,4,5 – всем пора нам отдыхать.

Слайд 26

Девочке так понравилась сказка « Как кузнечик помогал слабым», что она и не заметила, как та закончилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, IIIур.

Итоговое занятие по теме "Практическое усвоение связи слов в предложении"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе гроуппе для детей с ОНР, проведенного воспитателем и учителем-логопедом "Космос. Звук Р"....

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».

Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития тема: «Парк пирамид»

Конспект занятия по разувитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с использованием конструктора LEGO. Цель занятия: закрепить и обобщить знания и пре...