конспект занятия Звук и буква Чч
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
· Уточнить артикуляцию звука, акустические признаки звука[ч/],
· Формировать умение характеризовать звук;
· Познакомить с буквой Чч;
· Научить читать слоги, слова с новой буквой;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_chch.docx | 21.53 КБ |
otchyot_o_samoobsledovanii.docx | 43.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква Чч
Цель:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить артикуляцию звука, акустические признаки звука[ч/],
- Формировать умение характеризовать звук;
- Познакомить с буквой Чч;
- Научить читать слоги, слова с новой буквой;
- Закреплять навык составления и распространения предложения по схеме, по картинкам:
составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»
Коррекционно-развивающие:
- Формировать фонематический слух и восприятие:
умение выделять звук среди других звуков, слогов, слов;
умение делить слова на слоги;
умение определять место звука в слове;
- Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- Развивать графические навыки;
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- Развивать психические процессы: слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
- Формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
- Формировать звуковую сторону речи;
- Закрепить умение читать слоги, слова с изученными и новыми буквами.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки
- Создавать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование:
Тетрадь, книга, касса букв, фишки, карандаш, фонарики, картинки паровоза, Юпика, черепахи, схемы для определения места звука в слове, зеркала, счетные палочки, часы со слогами, фишка зеленого цвета, таблица слогов и слов.
Ход занятия:
- Орг. момент:
-Сегодня на занятие к нам пришли гости. Улыбнитесь гостям, друг другу, мне.
-Мы продолжим на сегодняшнем занятии с вами знакомиться с новыми звуками и буквами, поучимся правильно произносить, писать, читать, определять место звука в словах, составлять схему слова.
-Прежде чем начнем занятие выполним специальные упражнения.
2. Овладение навыками мышечного расслабления:
Ножками затопали, зашагали по полу,
Там-там-там-тихо сели по местам.
-Для того, чтобы правильно, четко говорить выполним артикуляционную гимнастику:
«Улыбка»-« Поцелуй», «Заборчик», «Лопата», «Чашечка», «Окошечко»
-Пальчиковая гимнастика:
«Заяц», «Коза», «Корова» (чередуем)
-Самомассаж лица: «Водичка, водичка…»
- Мимическая гимнастика:
Мы умеем улыбаться, грустить, злиться, удивляться, восхищаться.
-Упражнение на дыхание и на развитие силы голоса:
Одна рука на груди, другая на животе. Вдох через нос, выдох через рот и на выдохе произносим звуки А, Э, О.
- Работа над новым материалам:
-Послушайте внимательно загадку, догадайтесь, что это?
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (паровоз)
-Посмотрите, паровоз идет и выпускает пар из-под колес и поет: ч-ч-ч-ч.
4. Анализ артикуляции:
-Возьмите зеркала. Покажите, как паровоз выпускает пар.
(схема) Губы: округлены, выдвинуты вперед.
Зубы: заборчиком, с щелью
Язык: кончик языка прижат за верхними зубами
Воздушная струя: выходит резко, разрывая преграду, которую делают язык и зубы
Голос: не работает.
5. Характеристика звука
-Какой звук [ч/]? (согл, глух., всегда мягкий)
-Юпик поднял фишку какого цвета? Почему он не показал фишку синего цвета?
6. Развитие фонематического слуха:
Игра «Будь внимательным»
-Увидев зеленый фонарик Юпика, паровозик остановился и сказал:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Я стучу, стучу, стучу.
В страну сказок я лечу.
-Юпик объявил: «Внимание, внимание! Пассажиры, отправляющиеся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух.
-Поднимите флажок, если услышите среди других звуков звук [ч/]
Ч Ш С З М Ч Р Л Ч Ч
-Похлопайте в ладоши, если услышите звук в слогах:
ла ва ча мо но со чо
-Постучите ногами, если услышите звук в словах:
туча рельсы чудо мчится чеснок страна ночь
7. Связь звука с буквой:
-Звук [ч/] обозначается буквой Чч ( карточка в вагончике и таблица)
-На что похожа буква Чч? ( на перевернутый стул, на цифру)
-Сколько элементов у буквы? (3)
-Какие это элементы? (2 коротких прямых и 1 длинная прямая)
8. Работа с кассой букв:
-Отыщите букву в кассе букв.
-Выложите ее с помощью счетных палочек, с помощью пальцев рук.
-Куда мы поселим букву, в какой домик?
9. Письмо буквы в тетради:
-Обведем большую печатную букву.
- Напишем букву высотой в две клеточки. Сначала напишем короткую прямую- длиной в клеточку, закругляем вправо, пишем второу короткую прямую -шириной в 1 клеточку, а затем напишем длинную прямую высотой в 2 клеточки.
10. Физминутка:
Девочки и мальчики прыгают как мячики,
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками кивают, глазками моргают.
11.Упражнение в произношении:
-Мы сели в паровоз и он помчался
Чучу-чучучу. Чачача-чача. Чичичи-чичи.
-Паровоз набирает скорость. Произносим на одном выдохе:
ЧА ЧО ЧУ ЧИ
12. Выделение звука из состава слова: с. 16
-Паровоз домчался до страны сказок.
-Рассмотрите картинку.
-Назовите слова, в которых встречается звук. (Чиполлино, Черепаха, чудо-Юдо-рыба-кит, печка, очки, ключ, царевич, чеснок)
-Определите место звука в словах: ключ, печка, черепаха (схемы).
-Разделите слова на слоги.
13.Звуко-буквенный анализ слова:
-Отгадайте, о ком идет речь в загадке?
Что за чудо? Вот так чудо.
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги. (черепаха)
-Что надето на глаза черепахи? (очки) (картинка)
-Приготовьте фишки, составим схему слова «очки».
-Разделите на слоги, какой первый слог? Второй?
-Какой первый звук вы слышите в слоге ОЧ? Второй? Какой звук во втором слоге…?
-Напечатать слово на доске.
14. Чтение слогов прямых и обратных: (картинка «Часы») и по таблице
15. Формирование грамматического строя речи:
-Везет нас паровозик на с.17. встречает нас на странице девочка, которую зовут Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать вопросы. Посмотрите у нее спинка изогнулась как вопросительный знак.
-Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит?
-Что происходит на картинке справа?
-Почемучка спрашивает, почему дед и баба плачут? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.
16. Итог:
-С каким новым звуком мы познакомились? Дайте характеристику звука.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя - логопеда Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 13 «Родничок»
ТАТЬЯНЫ ДМИТРИЕВНЫ ТРОПИНОЙ
Раздел 1. Профессиональное образование
Тропина Татьяна Дмитриевна 1967 года рождения, имеет высшее образование. Окончила Шадринский государственный педагогический институт в 2007 году по специальности учитель - логопед. Имеет первую квалификационную категорию. В 2014 году закончила аспирантуру Шадринского государственного педагогического института факультет «Коррекционной педагогики и специальной психологии». Педагогический стаж работы – 25 лет. В 2010 году успешно закончила курсы повышения квалификации на тему «Информационные технологии в деятельности педагога образовательного учреждения». Данные направления Татьяна Дмитриевна с успехом реализует в своей профессиональной деятельности. За время работы она зарекомендовала себя профессиональным, творческим, инициативным специалистом, знающим теорию и практику педагогики и психологии.
Учитывая большую распространенность такого нарушения как ОНР и всевозрастающими трудностями обучения в школе детей данной категории, педагог на протяжении 5 лет занимается, кроме оказания им логопедической помощи, весьма актуальным и значимым вопросом изучения особенностей формирования социально-психологической готовности к обучению в школе. Занимаясь данной проблемой, Татьяна Дмитриевна разработала коррекционно-развивающую программу, направленную на коррекцию и развитие системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, на формирование навыков позитивного межличностного общения, адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, профилактику нарушений поведения и школьной дезадаптации.
Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии
Педагогическая деятельность Татьяны Дмитриевны Тропиной осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми с нарушениями речи ключевыми компетентностями в условиях ДОУ.
Профессиональная деятельность педагога направлена на всестороннее, целостное развитие личности ребёнка. Опираясь на современные достижения психолого-педагогической науки, Татьяна Дмитриевна разрабатывает и внедряет в практику инновационные предложения по повышению эффективности и качества коррекционно-развивающего процесса. Основная педагогическая концепция педагога совпадает с целями и задачами детского сада. За период многолетней профессиональной деятельности, с целью повышения качества образования, Татьяна Дмитриевна разработала и успешно реализует систему работы с сотрудниками ДОУ, родителями детей с речевыми нарушениями.
Педагог ежегодно успешно проводит «Мастер – классы», «Семинары- практикумы» для педагогов ДОУ. Неоднократно показывала открытые занятия и методические мероприятия, делилась опытом работы на методических совещаниях, выступала на педагогическом совете ДОУ с обобщением собственного опыта по проблеме формирования социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Татьяна Дмитриевна активно участвует в реализации инициативы по развитию взаимодействия с родителями воспитанников: консультации для родителей, оформление информационных стендов, родительские собрания, семинары, практикумы, выпуски газет.
Татьяна Дмитриевна имеет следующие награды:
- Грамота Департамента образования и молодежной политики администрации г. Мегиона – 2011 год (Приказ 327-0 от 22.08.2011 года).
- Грамота Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2012 год (Приказ № 666 от 04.05.2012 года).
Раздел 3. Профессиональная деятельность
Татьяна Дмитриевна Тропина в коррекционно-развивающей работе использует современные образовательные технологии: методический комплекс к образовательной программе Нищевой Н. В.; адаптированную программу
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет; авторская коррекционно-развивающая программа по формированию социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР; программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни Т. Б, Филичевой, Г. В. Чиркиной; Учим ребенка говорить и читать Цукановой С.П., Бетц Л. Л.
Педагог использует оценочные средства для определения успешности детей с нарушениями речи: речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет), «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н. В., «Альбом для логопеда» Иншаковой. О. А.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим речевые расстройства, строится с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей данного контингента.
Для повышения качества коррекционно-развивающей работы с детьми Татьяна Дмитриевна использует в деятельности технологии развивающих игр, ТРИЗ, ИКТ, мультимедиа.
Татьяна Дмитриевна обобщает и распространяет педагогический опыт: провела для педагогов МБДОУ открытый показ коррекционно-образовательной деятельности «Дикие животные весной» 2011/2012 учебный год, «Звук и буква Чч» 2012/13 учебный год.
С 2010 года Татьяна Дмитриевна является активным участником международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций. Авторские статьи педагога по проблеме готовности к обучению в школе детей с ОНР в 2013 году были опубликованы в научно – методических журналах, рецензируемых Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК):
- «Преподаватель XXI века» (на тему «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня», №3, 2013 год);
- «Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки» (на тему «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей с общим недоразвитием речи», №8, 2013 год);
- «European Social Science Journal» (Европейский журнал социальных наук), (Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях ДОУ как фактор их адаптации к обучению в школе», № 8, 2013 год).
Педагог приняла активное участие в I, II Всероссийских конкурсах авторских научно-методических разработок, конспектов непосредственно-образовательной деятельности, развлечений, сценариев «Педагогическая инициатива» и «Воспитатель – профессионал», разместив конспекты занятий (г. Чебоксары).
В 2013 году была выпущена монография «Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», в которой раздел на тему «Проблема готовности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению в школе» был написан Татьяной Дмитриевной (г. Красноярск).
Татьяна Дмитриевна Тропина – творчески работающий педагог, ведет активную работу в детском учреждении: участие в конкурсах, выставках творческих работ.
Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности
Педагог постоянно находится в активном поиске новых, вариативных форм организации помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи с совершенствованием форм и методов коррекционно-развивающей работы.
Созданные Татьяной Дмитриевной оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР позволяют достигать высоких результатов коррекционно-развивающего процесса, тем самым обеспечивая положительную динамику (Гистограмма).
Итоговый мониторинг за период с 2010 по 2014 годы
Динамика показывает, что коррекционно-развивающая работа Татьяной Дмитриевной является эффективной, обеспечивающей положительный конечный результат при подготовке детей дошкольного возраста с ОНР к школьному обучению.
Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности
В ближайшей перспективе Татьяна Дмитриевна планирует продолжать создавать условия для реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звук и буква О"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...
Конспект занятия "Звук и буква Ы"
Конспект по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква Ы»...
Конспект занятия Звук и буква «М»
Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....
Конспект занятия. Звук и буква П.
Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....
Конспект занятия "Звук и буква "И"
ЗВУК И...