Конспект занятия для детей ФФН "Дифференциация звуков Т-Д"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Подгрупповое занятие для детей ФФНР в старшей группе.
Тема: звуки Д-Т
Цель: Учить дифференцировать звуки [Т] и [Д] на слух и в произношении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_detey_ffnr.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое занятие для детей ФФНР в старшей группе.
Тема: звуки Д-Т
Цель: Учить дифференцировать звуки [Т] и [Д] на слух и в произношении
Задачи:
- Учить выделять звук и слог из ряда других звуков и слогов.
- Учить находить в ряду слово, отличающееся от остальных по звуковому составу.
- Учить дифференцировать звуки [Т] и [Д] на слух в слогах и в словах.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Продолжать учить составлять предложения из предложенных слов.
- Развивать зрительное и слуховое внимание и память
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
- Развивать координацию движений.
- Познакомить с географической картой
Материалы и оборудование: Портрет Даны и Тома, конверт с письмом, графическое обозначение букв, наглядные картинки, предметные картинки, подсказки-символы, диск с аудиозаписью детей, магнитофон, географическая карта.
Лексический материал: Дания, Том, Дана, тыква, дыня, добро, куст, вода, кот, кит, дорога, антенна, ткань, дыра, дуб, тупик, бант, дом, дым, творог, душ, тушь, нитки, бинт, удочка, уточка, дочка, точка, плоты, плоды, дачка, тачка, кадушка, катушка, винт, молоток, танк, мотоцикл,
- Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила письмо от Даны и Тома из Дании. Посмотрите на карту, эта старинная маленькая страна находится рядом с северным морем. (Логопед показывает на карте расположение страны). Том и Дана прислали нам загадки (на доске портреты мальчика и девочки). Послушайте загадку, которую загадала Дана:
Желтокожая девица
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Хорошо под солнцем ныне
На бахче живётся ...
Дети: Дыне (логопед помещает картинку дыни рядом с портретом Даны)
Логопед: А теперь послушайте загадку, которую прислал Том:
В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена
Дети: Тыква. (логопед выставляет картинку тыквы рядом с портретом Тома).
II. Основная часть.
- Подведение к теме занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите, Дана выбрала себе загадку про дыню, потому, что Дыня начинается на тот же звук, что и имя у Даны. Какой это звук?
Дети: Это звук [Д]
Логопед: Правильно. Это твёрдый звук [Д] «живёт» в букве Д. (Логопед помещает на доску графическое изображение буквы Д). А какой ещё звук «живёт» в буке Д?
Дети: Мягкий звук [Дь].
Логопед: Том выбрал загадку про тыкву. Догадались почему?
Дети: Потому? что тыква начинается на звук [Т] и имя Тома тоже на звук [Т]. (Логопед выставляет графическое изображение буквы Т)
Логопед: А твёрдый звук [Т] в какой букве «живёт»?
Дети: В букве [Т], а ещё в ней «живёт» мягкий звук [Ть].
Логопед: Помните, мы уже говорили с вами про звуки [Ть] и [Дь]? А сегодня Мы с вами будем работать с твёрдыми звуками [Т] и [Д]. Звук [Д] –этот звук звонкий или глухой?- глухой. А звук [Т] какой?
Дети: Д- звонкий, а Т – глухой ( под буквами логопед выставляет символы-подсказки: колокольчик и наушники).
Логопед: Верно. Звонкий звук [Д] мы будем изображать колокольчиком, а глухой звук [Т] – наушниками. А теперь попробуйте услышать эти звуки. Когда услышите [Д] – топните, а когда услышите [Т]- хлопните.
- Игра «поймай звук»
Логопед: О, С, Т, П, Т, К, Д, М, В, Т, Н, Д, У, Б, Д…
- Игра «поймай слог»
Логопед: Теперь поймайте слоги, в которых есть звуки [Т] и [Д]. Если услышите слоги со звуком [Д] – поднимите левую руку, а если услышите слоги со звуком [Т] - поднимите правую руку.
НО, ТО, ПО, ДО, КА, ДА, ТЫ, МЫ, ПЫ, ДЫ, ТУ, ДУ,
- Игра «Эхо» (Логопед произносит слоги и слова, сложив ладони лодочкой перед ртом, дети повторяют в ответ, изображая тот же жест)
До-то-до
Та-та-да
Ду-ту-ду
Душ-тушь-душ
Дом-том-том
Дым-тым-дым
- Подвижная игра «С кочки на кочку» (полу лежат 2 обруча «кочки», в одном из них лежат изображения колокольчики, в другом - на наушники)
Логопед: Я буду называть слова, если в слове будет глухой звук [Т] – надо встать на кочку с наушниками, если услышите в слове звонкий звук [Д] – то надо встать на кочку с колокольчиком.
Слова: добро, куст, вода, кот, кит, дорога, антенна, ткань, дыра, дуб, тупик, бант, дом, творог, душ, нитки, бинт.
Логопед: ребята, какие слова со звуком [Д] вы запомнили, а со звуком [Т]?
Ответы детей…
- Упражнение с картинками «Найди пару»
Логопед: У нас есть картинки, давайте их назовём? А теперь я буду называть слова, которые похоже звучат, а вы используя эти картинки, подберите к словам рифмы. Например: Дом – том.
Логопед | Дети |
Удочка Дочка Плоты Тушь Дачка Кадушка | Уточка Точка Плоды Душ Тачка Катушка |
- Физкультминутка.
Если на улице дождик идёт, Если метелица злая метёт, В доме под крышей укроемся мы, Дождик и снег нам тогда не страшны! | Взмахи руками перед собой. Взмахи руками из стороны в сторону. Руки домиком над головой На месте топают ногами и пальцем показывают Отрицательный жест. |
- Упражнение «Что лишнее»
Логопед: Дана и Том прислали нам картинки и попросили нас помочь, найти лишние картинки. Дана прислала картинки в названиях, которых есть звук [Д]? Посмотрите внимательно, какая из них лишняя, в какой нет звука [Д]
Дети: дудочка, ландыши, домино, кукла, карандаши
Дети: Кукла. Там нет звука [Д]
Логопед: А вот картинки, которые прислал Том. В какой из них нет звука [Т]?
Логопед: Винт, молоток, танк, мотоцикл, пила
Дети: Пила. Потому, что там нет звука [Т].
- Упражнение «Составь предложение»
Логопед: А ещё Том и Дана прислали нам ещё и аудиозапись, в которой они рассказывают немного о себе, но предложения у них получились странные, потому, что они плохо знают русский язык. Послушайте, что у них получилось, и исправьте их.
логопед | Дети |
Страна Дания мы жить Пять Дина лет, а Том семь Мы играть любить танки и домино Кинотеатр мы ходить дни в выходные Мы хотеть приехать в Россия очень | Мы живём в стране Дания Дине пять лет, а Тому - семь Мы любим играть в танки и в домино В выходные дни мы ходим в кинотеатр |
Логопед: Ребята, а какие слова в предложениях встретили со звуками [Т] и [Д]?
Дети: страна, Дания, танки, домино ….
- Итог. Вы сегодня молодцы. Давайте вспомним, от кого мы получили письмо?
Дети: От Даны и Тома.
Логопед: С какими же звуками мы сегодня работали?
Дети: Со звуками Д и Т.
Логопед: Какой из них звук звонкий, а какой глухой?
Дети: [T] – глухой, а звук [Д] – звонкий.
Логопед: А что вам лучше всего запомнилось?
Ответы детей:…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОНР "Приключение Чиполлино" дифференциация звуков Д-Дь. Т-Ть (звуковая культура речи)
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по звуковой культуре речи...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР
В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект занятия для детей с ОНР в подготовительной группе:Тема Звуки [Т] - [Д], [Т\'] - [Д\']
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в подготовительной группе...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Звуки [С]-[З]".
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки [с – з] в устной речи....
Тема: Звуки [а], [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня.
Грамота. Тема: Звуки [а], [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня....
Тема: Звук [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня
Грамота. Тема: Звук [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня...