Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Мельникова Ольга Васильевна

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки, запястье,  голеностоп.  Также занятие направлено на совершенствование умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции; умения концентрировать и  распределять  внимание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических компонентов языка

 по лексической теме «Человек и его тело»

Тема: «Умка узнает части  тела  человека».

Возраст: старшая группа

Составила учитель-логопед МАДОУ «ЦРР – детский сад №49» г.Перми Мельникова Ольга Васильевна

Цель:  Формирование лексико-семантической системы по теме «Человек и его тело»

Образовательные:

  1. Упражнять в подборе  слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.
  2. Закрепить образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных –ок, -ик, .
  3. Познакомить с  увеличительными суффиксами существительных.
  4. Закреплять знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции.
  5. Закрепить в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки, запястье,  голеностоп.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.
  2. Упражнять в умении концентрировать и  распределять  внимание.
  3. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему  телу.
  2. Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

 

Материал к занятию:  мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета; «волшебная» шкатулка; простые карандаши.

Дидактический материал: индивидуальные листы по количеству детей к заданию «Что забыл дорисовать художник?»; карточки с частями тела;  картинки с изображением великана и гнома; 2 кружка (красный, зеленый);  карточки с изображением валеологических ситуаций.

Ход:

  • Ребята, у меня есть звуковое письмо.  /На письме надпись: Звуковое письмо с Северного полюса/. Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем узнать?

(Тогда давайте посмотрим.)

(просмотр фильма)

  • Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка  Умки. А зачем он нам его отправил?  

(Как вы думаете?)

(Он хочет узнать все о человеке).

  • Посмотрите, какой смешной  медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы.  Он не знает частей тела человека.
  • Сможем ли мы  ему  рассказать о частях тела человека? (ответы детей)
  • А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на северном Полюсе.
  • Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать  к Умке. Как  нам быть?  (пауза)
  • У меня есть волшебная шкатулка. Все, что мы расскажем Умке о частях тела человека, эта шкатулочка соберет в себя, как магнитик притянет себе все ваши высказывания. (Открываем шкатулку.)  Ой, а в  ней что – то лежит.

                                            (Задание «Дорисуй часть тела» )

  • Кто нарисован на этих картинках? (человек)
  • А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди.           (дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)
  • Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом назвать то, чего не хватает нашим человечкам  (части тела)
  • Что же нам делать?  Как мы отправим такие рисунки Умке (надо дорисовать)
  • Пойдемте, за наши столы и дорисуем недостающие части тела.

                             Дети выполняют задание.

(Я дорисовал  человеку глаза

/ Кладет рис. в  шкатулочку./)

/Дети стоят в кругу/

  •   Давайте расскажем Умке

Что у человека бывает по два

По одному       (все слова «кладем» в волшебную шкатулку)

  • Как много вы назвали  слов -  предметов, обозначающих части тела. Все они находятся здесь, в шкатулочке. А как вы думаете, Умке интересно будет узнать,  для чего человеку нужны все части тела?

                                       / Варианты ответов детей /

- А пока вы будете называть слова-действия, наша волшебная шкатулка будет их собирать.

Для чего нужны руки 

Повару                                      -  готовить

Художнику                               - рисовать

Швее                                           - шить  

Бабушке                                      - вязать

Учителю                                     - писать

Ребенку                                     - играть

Обжоре                                       - кушать

Для чего нужны ноги

Футболисту                                - мяч гонять  

Балерине                                     - танцевать

Бегуну                                          - бегать

Пешеходу                                    - ходить

Фигуристу                                  - кататься

Прыгуну                                    - прыгать

А для чего вам нужна голова?

(дети сидят в кружочке  на коврике)

 - Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было бы отправить Умке, но у него нет конца. Не знаю, кто бы мне помог придумать конец рассказа…….

А вы можете мне помочь?

Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос,  зубы или язык, лоб или щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что…»  И  все…

Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть лица. Что бы вы сказали?

(дети выбирают по одной карточке с изображением частей тела и продолжают рассказ)

  • Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится? Какой вывод сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (все части лица одинаково важны для человека)

Массаж.

Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы.

Брови на лице найдем

И тихонечко потрем.

Переносицу найдем

И тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем

И виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем

И опять виски потрем.

И затылок мы найдем

И тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем

И слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки

Ваши щечки, как цветочки.

  • Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой –- маленький - огромный».

-  Хотите тоже поиграть в такую игру? (2 карточки: гномик и великан)

Нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик - ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка - ножище

Живот – животик - животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

Голова – головка – головище

  • Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы люди и очень дорожим и бережем свой организм.

Разложим эти картинки  на два разных поля. На зеленом поле будут располагаться картинки, которые говорят о том, как сохранить здоровье, а на красном поле – то, что вредно для здоровья.

- Как можно беречь уши?

     (Если слушать громкую музыку,  то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши...)

- Как можно беречь язык?

      (Если пить горячий чай, то можно обжечь язык;  если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу…)

 

-Как нужно беречь нос?

      (Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы, можно задохнуться.)

- А как будем беречь руки?

            (Осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь руки, огонь опасен для рук, электрическая или газовая плита,  спички тоже опасны – можно не  только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду, поджечь дом.)

  • Как будем беречь ноги?   /острые предметы, обувь по погоде/

- Какие  оригинальные и очень важные советы вы дали  Умке! Молодцы, я думаю, что они ему очень пригодятся в жизни. И он многое поймет о том, кто такие люди, как они заботятся и бережно относятся к частям тела.

  • Теперь давайте плотно закроем нашу шкатулочку.
  • Ребята, что Умка узнает о человеке, открыв это шкатулку на своем Северном полюсе?          /ответы детей/
  • А вы гордитесь тем, что вы люди?

  •  Я очень довольна вами, дети. Вы необыкновенно добры, чутки и внимательны. Давайте  на прощание подарим Умке и друг другу наши аплодисменты.              

                          (аплодисменты)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом,  чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет

Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...

Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»

Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....