Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи
по лексической теме: "Дикие животные наших лесов"
с презентацией для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 1597 структурное подразделение «детский сад 326»
Конспект НОД
по формированию лексико-грамматического строя речи
по лексической теме:
"Дикие животные наших лесов"
с презентацией
для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект составила:
Учитель – логопед
Шумал Ольга Николаевна
г. Москва, 6.02.2014 г.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";
• закреплять знания о диких животных и их детёнышах, знакомить с их жилищами;
• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Коррекционно-развивающие:
• упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
• формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;
• формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных; предлогов: за, из-за;
• развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и пальчиковую моторики.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание бережного отношения к природе;
• формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.
Оборудование: презентация на ПК; конспект занятия; ноутбук; мячик.
Ход беседы.
I. Организационный момент.
Учитель - логопед. Сегодня к нам в гости пришли добрые лесные гости. А вы им уже рассказали, какие вы хорошие ребята?
Дети: Нет, не рассказали.
Учитель - логопед.
Я предлагаю коротко рассказать вам о своих друзьях. А поможет нам мячик. Мы будем передавать его друг другу, и говорить комплименты. Итак, я начинаю: Катя – аккуратная и т.д.
Дети передают мячик и говорят друг другу комплименты.
Учитель - логопед.
Молодцы! Наши гости теперь знают, какие вы замечательные и расскажут вам много интересного о себе.
Слайд 2.
(щелчок-звук, щелчок-картинка с животным)
Учитель - логопед.
Гости хотят с вами поздороваться, но каждый на своем языке. Может сесть тот, кто правильно угадает, чей голос звучал?
Дети. Это голос белки, лисы, медведя, лося, бобра, зайца и ежика.
Учитель - логопед.
Назовите наших гостей одним или двумя словами.
Дети. Звери. Дикие животные.
Учитель - логопед.
Сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес, чтобы узнать, как живут звери.
II Основная часть.
1. Д/и «Чей домик? »
Слайд № 3.
Учитель - логопед.
А вот и наши животные, они не могут найти свои домики. Что делать?
Дети. Нужно им помочь найти домики.
Учитель – логопед:
Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
Учитель – логопед
Где живет белка?
Дети. Белка живёт в дупле.
Учитель - логопед.
Значит это чье дупло?
Дети. Это беличье дупло.
Учитель - логопед.
Где живет волк?
Дети. Волк живёт в логове.
Учитель - логопед.
Значит это чье логово?
Дети. Это волчье логово.
Учитель - логопед.
Где живет лиса?
Дети. Лиса живёт в норе.
Учитель - логопед.
Значит, это чья нора?
Дети. Это лисья нора и т. д.
Учитель - логопед.
Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.
2. Д/и "Где, чья мама? "
Слайд №4.
Учитель - логопед.
Отгадали мы первую загадку,
Кажется, что всё в порядке,
Но не всё в лесу так славно -
Кто-то плачет очень странно:
Мы поможем тем бедняжкам,
Что рыдают у овражка.
Учитель - логопед.
Посмотрите на несчастных детёнышей. Река разлилась и разделила зверят и их мам. Ведь они не умеют плавать. Поможем выбрать плот из подходящих материалов.
Опыт: Тонет, не тонет. ( Деревянный плотик и плот из метала.)
Учитель - логопед.
Нужно помочь детёнышам диких животных.
Расскажите, как зовут маму Ежонка (…_) к которой он должен приплыть
(ежиха, зайчиха, лиса, медведица, белка) .
Дети. У лисёнка мама - лисица. У медвежонка мама - медведица и т. д.
3. Физминутка с музыкальным сопровождением «Частушки о зверюшках».
Дети выполняют движения под музыку.
4. Игра «Чей? Чья? Чьи? »
Слайд №5.
Учитель - логопед.
Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался? Отгадайте, чьи уши спрятались за кустиком.
Дети. Это уши зайца. - Это заячьи уши.
Каждый ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное.
Учитель - логопед. Чей хвост выглядывает из-за веток дерева?
Дети. Это хвост белки. - Это беличий хвост.
Учитель - логопед. Чья спина видна из-за бревна?
Дети. Это спина волка. - Это волчья спина.
5. Пальчиковая гимнастика " Найди животных"
Слайд №6 (щелкая на силуэт животного, появляется его цветное изображение)
Учитель - логопед: Посмотрите, какие загадочные тени встречают нас на полянке. Давайте, их отгадаем.
Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. (Сжимают и разжимают пальцы медленно поднимая руки вверх)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)
Животных мы хотим найти (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
Дети по очереди называют диких животных: лиса, заяц, ежик, медведь.
6. Игра «Кто, что делает».
Слайд №7 “Слова действия”. Глаголы.
Учитель – логопед объясняет значение слов-действий на примере самого ребенка (он умеет прыгать, бегать.).
Далее дети составляют предложения по картинкам.
Учитель - логопед. Что делает белка?
Дети. Белка грызет орехи.
Учитель - логопед. Что делает ежик?
Дети. Ежик бежит по дорожке.
Учитель - логопед. Что делает волк?
Дети. Волк воет на луну.
Учитель - логопед. Что делает бобр?
Дети. Бобр грызет дерево.
Учитель – логопед. Что делают зайцы?
Дети. Зайцы скачут по полянке.
Учитель - логопед. Что делает медведь?
Дети. Медведь лезет на дерево.
III. Заключительная часть.
Учитель - логопед. Вот и пришла пора прощаться с нашими гостями. Как вы думаете. Зверям хорошо жить в лесу?
Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.
Учитель - логопед. А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Учитель - логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Ксюша много знает о животных, интересными были ответы на вопросы у Владика. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»
Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...
Круглый стол (практикум) для родителей на тему: «Формирование связной речи на основе лексической темы «Дикие животные наших лесов»».
Практикум для родителей для ознакомления с содержанием работы по развитию речи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...
«Дикие животные наших лесов» Занятие для детей старшей группы
Цель: Систематизировать и расширять представления детей о жизни диких животных.Задачи:1. -образовательные: закреплять и уточнять знания детей о диких животных; знать внешние признаки животных, чем пит...
Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»
Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....
Конспект ООД «Три медведя» для второй младшей группы (3-4 лет) по формированию элементарных математических представлений по лексической теме «Дикие животные».
Обобщить, систематизировать знания детей....