Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шумал Ольга Николаевна

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речи

по лексической теме: "Дикие животные наших лесов"

с презентацией для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 1597 структурное подразделение «детский сад 326»

 

Конспект  НОД  

по формированию лексико-грамматического строя речи

по лексической теме:

"Дикие животные наших лесов"

с презентацией

для детей старшего дошкольного возраста.

                                            Конспект составила: 

Учитель – логопед

   Шумал Ольга Николаевна

г. Москва, 6.02.2014 г.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";

• закреплять знания о диких животных и их детёнышах, знакомить с их жилищами;

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Коррекционно-развивающие:

• упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;

• формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;

• формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных; предлогов: за, из-за;

• развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и пальчиковую моторики.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитание бережного отношения к природе;

• формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование:  презентация на ПК; конспект занятия; ноутбук; мячик.

 

Ход беседы.

I. Организационный момент.

Учитель - логопед. Сегодня к нам в гости  пришли добрые лесные гости. А вы им уже рассказали, какие вы хорошие ребята?

Дети: Нет, не рассказали.

Учитель - логопед.  

Я предлагаю коротко рассказать вам о своих друзьях. А поможет нам мячик. Мы будем передавать его друг другу, и говорить комплименты. Итак, я начинаю: Катя – аккуратная и т.д.

Дети передают мячик и говорят друг другу комплименты.

Учитель - логопед.  

 Молодцы! Наши гости теперь знают, какие вы замечательные и расскажут вам много интересного о себе.

Слайд 2.

(щелчок-звук, щелчок-картинка с животным)

Учитель - логопед.

    Гости хотят с вами поздороваться, но каждый на своем языке. Может сесть тот, кто правильно угадает, чей голос звучал?

Дети. Это голос белки, лисы, медведя, лося, бобра, зайца и ежика.

Учитель - логопед.

Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети. Звери. Дикие животные.

Учитель - логопед.

 Сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес, чтобы узнать, как живут звери.

II Основная часть.

1. Д/и «Чей домик? »

Слайд № 3.

Учитель - логопед.

 А вот и наши животные, они не могут найти свои домики. Что делать?

Дети. Нужно им помочь найти домики.

Учитель – логопед:

  Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Учитель – логопед

 Где живет белка?

Дети. Белка живёт в дупле.

Учитель - логопед.

Значит это чье дупло?

Дети. Это беличье дупло.

Учитель - логопед.

Где живет волк?

Дети. Волк живёт в логове.

Учитель - логопед.

Значит это чье логово?

Дети. Это волчье логово.

Учитель - логопед.

Где живет лиса?

Дети. Лиса живёт в норе.

Учитель - логопед.

Значит, это чья нора?

Дети. Это лисья нора и т. д.

Учитель - логопед.

Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.

2. Д/и "Где, чья мама? "

Слайд №4.

Учитель - логопед.

Отгадали мы первую загадку,

Кажется, что всё в порядке,

Но не всё в лесу так славно -

Кто-то плачет очень странно:

Мы поможем тем бедняжкам,

Что рыдают у овражка.

 Учитель - логопед.

  Посмотрите на несчастных детёнышей. Река разлилась и разделила зверят и их мам. Ведь они не умеют плавать. Поможем выбрать плот из подходящих материалов.

Опыт: Тонет, не тонет. ( Деревянный плотик и плот из метала.)

Учитель - логопед.

 Нужно помочь детёнышам диких животных.

Расскажите, как зовут маму Ежонка (…_)  к которой он должен приплыть

(ежиха, зайчиха, лиса, медведица, белка) .

Дети. У лисёнка мама - лисица. У медвежонка мама - медведица и т. д.

3. Физминутка с музыкальным сопровождением «Частушки о зверюшках».

Дети выполняют движения под музыку.

4. Игра «Чей? Чья? Чьи? »

Слайд №5.

Учитель - логопед.

  Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался? Отгадайте, чьи уши спрятались за кустиком.

Дети. Это уши зайца. - Это заячьи уши.

Каждый ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное.

Учитель - логопед. Чей хвост выглядывает из-за веток дерева?

Дети. Это хвост белки. - Это беличий хвост.

Учитель - логопед. Чья спина видна из-за бревна?

Дети. Это спина волка. - Это волчья спина.

5. Пальчиковая гимнастика " Найди животных"

Слайд №6 (щелкая на силуэт животного, появляется его цветное изображение)

Учитель - логопед: Посмотрите, какие загадочные тени встречают нас на полянке. Давайте, их отгадаем.

Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем? (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Там деревья подрастают,

К солнцу ветки направляют. (Сжимают и разжимают пальцы медленно поднимая руки вверх)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

Животных мы хотим найти  (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

Дети по очереди называют диких животных: лиса, заяц, ежик, медведь.

6. Игра «Кто, что делает».

Слайд №7 “Слова действия”. Глаголы.

Учитель – логопед  объясняет значение слов-действий на примере самого ребенка (он умеет прыгать, бегать.).

Далее дети составляют предложения по картинкам.

Учитель - логопед.  Что делает белка?

Дети. Белка грызет орехи.

Учитель - логопед.  Что делает ежик?

Дети. Ежик бежит по дорожке.

Учитель - логопед.  Что делает волк?

Дети. Волк воет на луну.

Учитель - логопед.  Что делает бобр?

Дети. Бобр грызет дерево.

Учитель – логопед.  Что делают зайцы?

Дети. Зайцы скачут по полянке.

Учитель - логопед.  Что делает медведь?

Дети. Медведь лезет на дерево.

III. Заключительная часть.

Учитель - логопед.  Вот и пришла пора прощаться с нашими гостями. Как вы думаете. Зверям хорошо жить в лесу?

Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Учитель - логопед.  А как люди должны вести себя в лесу?

Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Учитель - логопед.  Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Ксюша много знает о животных, интересными были ответы на вопросы у Владика. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку.  До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...

«Дикие животные наших лесов» Занятие для детей старшей группы

Цель: Систематизировать и расширять представления детей о жизни диких животных.Задачи:1. -образовательные: закреплять и уточнять знания детей о диких животных; знать внешние признаки животных, чем пит...

Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»

Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....