Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Маргасюк Наталия Валерьевна

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматической категории «Посуда» для детей старше-подготовительной группы

Коррекционно-образовательные цели:

  1. обобщать представление о посуде, ее деталях; материалах, из которых она сделана;
  2. расширять, уточнять, актуализировать словарь по лексической теме «Посуда»;
  3. обогащать экспрессивную речь прилагательными-антонимами;
  4. совершенствовать грамматический строй речи:

-образовывать и использовать относительные прилагательные;

-употреблять имена существительные в форме Р.п.,Т.п. ед.

       5.  развивать синтаксическую сторону речи:

            -составлять сложноподчиненные предложения со словами: для того чтобы.

Коррекционно-развивающие цели:

-развивать фонематическое восприятие, речевой слух, общие речевые навыки, артикуляционную, тонкую, общую моторики, зрительное восприятие и внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные цели:

-продолжать работу по формированию взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

-игрушечная посуда из различных материалов : деревянная, металлическая, пластмассовая, эмалированная;

-плоскостное изображение посуды, состоящей из частей;

- мяч;

- поднос.

Ход занятия

  1. Организационный момент: объявление темы занятия.

Артикуляционная сказка:

«Сегодня  Язычок пригласил в гости своих друзей: лошадку («лошадка»), индюка («индюк»), кошку («киска сердится»), мышку («поймай мышку») и слоника («слоник»).    

Что он приготовил, вы сейчас узнаете.

1)Игра «Волшебный мешочек» (развитие синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами: для того чтобы).

А) Дети по очереди достают предметы из мешочка (посуду).

Что это? (посуда)

Верно, сегодня мы продолжим разговор о посуде, ее видах и деталях; материалах, из которых она сделана (тема занятия).

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

Б) Посмотрите на посуду, которая вам досталась. Составьте предложения о том, для чего нужна эта посуда.

Сковорода нужна для того, чтобы жарить на ней рыбу, мясо, овощи, крупы.

Кофейник нужен для того, чтобы наливать в него кофе и разливать по чашкам.

Половник нужен для того, чтобы разливать им суп или жидкую еду.

В) Группировка.

Подумайте, на какие группы мы можем разделить нашу посуду.

1) 1-вариант: по материалам, из которых она сделана (металлическая, пластмассовая, эмалированная, деревянная).

2) 2-й вариант: по видам посуды (кухонная, столовая, чайная, кофейная).

«Язычок приготовил чай и разлил каждому в свою чашку («чашка»). Он разложил варенье по розеткам и раздал гостям. Оно было очень вкусное («вкусное варенье»), а так же угостил их шоколадными грибами («грибок»).

После чаепития они умылись (облизнуть губы по часовой стрелке), почистили зубы («чистить зубы»).

«А теперь можно и поиграть», - сказал Язычок.

2) Динамическая пауза

«Поиграем со своим телом» (гимнастика для формирования парной работы полушарий мозга)

-«яблочко по блюдечку покатилось»;

-«часы»;

-«мельница»;

3)Игра «Федорино горе» (образование и употребление имен существительных в форме родительного и творительного падежей).

Сюрпризный момент.

Появляется Федора и выносит на подносе разрезные картинки с изображениями посуды.

-Назовите посуду, которую принесла Федора.

-Без чего теперь посуда у Федоры?

1)Чайник без носика.

Супница без крышки.

Кружка без ручки.

Половник без ручки.

-Поможем Федоре собрать посуду.

-Расскажите, с чем теперь посуда.

2)Чайник с носиком.

Супница с крышкой.

Кружка с ручкой.

Половник с ручкой.

«Наши гости вместе с Язычком поиграли на музыкальных инструментах: на барабане («барабан»), на гармошке («гармошка»). Они посмотрели на часы («часики»): близилось время обеда. «Поиграем еще немножко, и будем собираться домой,- скомандовал Язычок».

4) Игра с мячом (на ковре) «Скажи наоборот» (образование прилагательных- антонимов)

Поймав мяч, ребенок заканчивает начатое логопедом предложение.

Сковорода тяжелая, а чашка легкая.

Кувшин высокий, а стакан низкий.

Кастрюля широкая, а кружка узкая.

Миска глубокая, а тарелка мелкая.

  1. Итог занятия. Логопед оценивает работу детей. Дети формулируют тему занятия и называют запомнившиеся им задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет

Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе.

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в логопедической группе....

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНРПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ» Автор: Ломанова Ирина ...

Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»

Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...