Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_zanyatie_1.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип занятия: подгрупповое |
Вид занятия: лексико-грамматическое Занятие рассчитано на детей 7 г. ж., имеющих ОНР III у.р.р.,ОНР III у.р.р.+Дизартрия |
Составила и провела: учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад № 36» Волкова Е.С. |
Тема: Итоговое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий с детьми 7 г.ж. на основе лексической темы «Ателье» |
Цель: Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения. Задачи: Коррекционно - образовательные: - закрепить навык образования и использования относительных прилагательных; -закрепить умения образовывать форму множественного числа имен существительных; - закрепить умение согласовывать количественные числительные с существительными; -закрепить умение подбирать слова-антонимы; - уточнить словарь предметов, глагольный словарь по лексическим темам: «Одежда. Обувь. Головные уборы»; - закрепить умение подбирать к слову-предмету слова-действия и слова- признаки; - закрепить правильное употребление предлогов; -упражнять в составлении сложных предложений с опорой на зрительные символы; - продолжать учить детей составлять загадки-описания по опорным схемам; - автоматизировать поставленные звуки; - индивидуализировать подход к коррекции речи у детей. Коррекционно - развивающие: - развивать общую и мелкую моторику; - развивать тактильное восприятие; - развивать зрительную фиксацию и прослеживание; - развивать речевое внимание; - развивать зрительное восприятие; Коррекционно – воспитательные: - воспитывать звуковую культуру речи; - воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно; - воспитывать самоконтроль. Предполагаемый результат: - обучающиеся закрепят навыки: по образованию и использованию относительных прилагательных, умению согласовывать количественные числительные с существительными, составлению сложных предложений с опорой на зрительные символы, составлению загадок-описаний по опорным схемам. Оборудование и технические средства: проектор, ноутбук, магнитно-маркерная доска, презентация к занятию, видеофайл (подвижная-игра «Гардероб»), аудиозапись «Звуки в ателье»; раздаточный материал для: образования сложных слов, составления загадок-описаний, предложений, предметные картинки для игры «Портной»; д/и «Веселые предлоги», д/и «Поможем Золушке», простые карандаши, мяч. |
I.Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Доброе утро!
- Здравствуйте!
- Рады видеть вас!
- Доброго вам дня!
- Приветствуем вас!
- Доброе утро!
- И я вас приветствую!
Психогимнастика (формирование положительной установки на участие в занятии)
Эй, ребята, подходите,
И скорей вставайте в круг.
Дайте руку другу справа ,
Улыбнитесь всем вокруг.
А теперь улыбку влево
Ты тихонько передай.
Дружно слушай и играй!
II. Основной этап
1. «Ателье» (Презентация)
Мастера пустили в дело
иглы, ножницы, утюг.
За шитье взялись умело,
Много быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ!
Все по мерке, в самый раз.
-Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?
- Здесь мы можем услышать разные звуки, а какие попробуйте догадаться?
2. «Звуки в ателье» (Аудиозапись)
-Какие звуки вы услышали?
Ответы детей:
-я услышал звук расстегивающейся молнии или звук молнии;
- я услышал звук звук режущих ножниц или звук ножниц;
-я услышал звук расстегивающейся липучки или звук липучки;
-я услышал звук расстегивающихся кнопок или звук кнопок;
-я услышал звук рвущейся ткани;
-я услышал звук работающей швейной машины;
-я услышал стук каблуков.
3.Подбери- действие, подбери -признак (что делает? что делают? какая? какое? какие? Презентация картинки вразброс)
-К инструментам и бытовым приборам подбираем слова-действия ,а к предметам одежды – слова -признаки.
Ножницы- разрезают, прорезают, вырезают, нарезают, обрезают, отрезают, режут ;
Швейная машина- шьёт, вышивает, сшивает, строчИт;
Утюг- гладит, утюжит, разглаживает, отглаживает, отпаривает;
Шляпа- широкополая, соломенная, цилиндрическая, фетровая, ковбойская, треугольная, классическая;
Туфли- кожаные, остроносые, лакированные, стильные, матерчатые, теннисные,;
Платье- бархатное, бальное, выпускное, свадебное, кружевное, вязанное, льняное;
4. «Доскажи словечко» (Презентация «Отдела по ремонту одежды»)
-А это отдел по ремонту одежды ,а чем же здесь занимаются ,подскажи?
-если мы шьем ,то детали одежды мы … сшиваем;
-если одежда нам велика, то мы её … ушиваем;
-а дырку на одежде… зашиваем;
-мама дочке из своего платья одежду… перешивает;
-а подол платья нужно… подшить;
-пуговицу к одежде … пришить;
-а если нужно украсить одежду вышивкой, то её нужно … вышить.
5. Игра « Скажи наоборот» (Антонимы)
-Сейчас немножко отдохнем, поиграем мы с мячом,
приготовьтесь отвечать наоборот
-длинный рукав- короткий рукав;
-узкий пояс- широкий пояс;
-короткое платье- длинное платье;
-грязные шорты- чистые шорты;
-летняя одежда- зимняя одежда;
-светлый костюм- темный костюм;
-старая шляпа- новая шляпа;
-мокрые сапоги- сухие сапоги;
-мятая рубашка- глаженая рубашка;
-высокий каблук- низкий каблук;
-тонкая подошва- толстая подошва;
-Молодцы! Присаживайтесь на свои места
6. Игра «Веселые предлоги» (Магнитная доска , схемы предлогов, опорные картинки)
-Приглашаю вас друзья
Навести порядок я
На одежду посмотри
Её на место убери.
-Выберете себе картинки и составьте предложения, а в этом вам помогут схемы предлогов.
-я положу шапку на верхнюю полку, платье повешу на вешалку, а ботинки положу в обувницу;
- я положу шляпу на верхнюю полку, шубу повешу на вешалку, а сандалии положу в обувницу;
-я положу берет на верхнюю полку ,пиджак повешу на вешалку, а кеды положу в обувницу;
-я положу пижаму в шкаф, халат повешу на вешалку, а тапки положу в обувницу;
-я положу джинсы в шкаф, фуражку на полку, а туфли в обувницу;
-я положу колготы в шкаф, дубленку повешу на вешалку, а панаму положу на верхнюю полку;
Молодцы!
7. Игра «Хвастунишки»
-А сейчас поиграем в игру « Хвастунишки», я начну ,а вы продолжите:
-у меня новые резиновые сапоги….а у меня новее;
-у меня красивая шапка….а у меня красИвее;
-мой плащ длинный….а мой длиннее;
-моё пальто теплое….а моё теплее;
-мои ботинки новые….а мои новее;
-мои перчатки белые.…а мои белее;
-мой шарф мягкий….а мой мягче;
-мой сарафан легкий….а мой легче;
-у меня юбка короткая ….а у меня еще короче;
-моя шуба дорогая….а моя еще дороже.
8. «Собери предложение» Составление сложных предложений с опорой на зрительные символы (Деформированные картинки в тарелочках )
-Ребята, одежду могут сшить, а могут связать, давайте поиграем в игру «Собери предложение», а в этом вам помогут картинки.
-я свяжу из пряжи 5 детских свитерОв;
-я сошью из драпа 3 женских пальто;
-я сошью из льна 1 пару мужских брюк;
-я свяжу из шерстяных ниток 6 пар детских варежек;
-я сошью из шелка 7 женских блузок;
-я сошью из фетра 1 женскую шляпу;
-Молодцы! А сейчас приглашаю вас на разминку!
9. Динамическая пауза «Гардероб» (Видеозапись)
-Присаживайтесь на свои места
10. Составление загадок –описаний по опорным схемам
-А сейчас мы будем с вами составлять загадки. Чья загадка появится на экране, тот и составляет.
1 ребёнок -Разноцветное, шелковое ,есть пояс, воротник, рукава, подол, носят летом, женское. Что это? (Шелковое платье)
Какие еще бывают платья? …..(бархатные, кружевные, шерстяные)
2 ребенок- Коричневые, черные, серые ,сделаны из кожи животных, есть шнурки, небольшой каблук, подошва, язычок, носят осенью, весной, зимой, бывают женскими, мужскими и детскими. Что это? (Кожаные ботинки)
Какие еще бывают ботинки?.....(замшевые, лакированные, солдатские, походные)
3 ребенок- Светло-желтая, сделана из соломы ,бывают широкие и узкие поля, носят летом и взрослые и дети. Что это? (Соломенная шляпа)
Какие еще бывают шляпы?...(ковбойские, мексиканские(Сомбреро), фетровые)
4 ребенок- Разноцветные, сделаны из льна, есть карманы, молния, пояс, пуговицы, носят летом, бывают женскими и мужскими. Что это? (Льняные брюки)
Какие еще бывают брюки?.....(вельветовые, кожаные, атласные, офицерские)
5 ребенок- Разноцветная, сделана из хлопка ,есть воротник, рукава, манжеты, пуговицы, карманы, носят круглый год, мужская. Что это? (Хлопчатобумажная рубашка)
Какие еще бывают рубашки?....(шелковые, байковые, трикотажные, гавайская, джинсовые)
6 ребенок- Оранжевого цвета, сделана из меха лисы, есть воротник, рукава, карманы, пуговицы, носят зимой, женская. Что это? ( Шуба из лисьего меха)
Какие еще бывают шубы?... (норковые, песцовые, соболиные ,из искусственного меха)
-Умницы! Вы составили замечательные загадки и быстро отгадали их.
11.Игра «Портные» (Магнитная доска)
На магнитной доске изображен жилет, дети превращают его в блузку, дополняя частями одежды, воротник, рукава, манжеты, пуговицы, карман. Последний ребенок описывает готовую блузку.
-У золушки старый жилет,
каких частей на нём нет?
Жилет мы в блузку превратим,
Ей вид нарядный придадим.
Ответы детей:
-я пришью к жилету воротник;
-я пришью к жилету рукава;
-я пришью к рукавам манжеты;
-я пришью к жилету пуговицы ;
-я пришью к жилету карман;
…..опиши нашу готовую блузку…
6-й ребенок: У нашей блузки есть воротник, рукава, манжеты, пуговицы и карман.
-Какая красивая блузка у нас получилась!
-А кто хочет пофантазировать и «превратить» нашу блузку в нарядную и праздничную?
-А в этом тебе поможет схема.
Ответ ребенка:
-Это шелковая блузка ярко-голубого цвета, как весеннее небо, белоснежный кружевной воротник, как облако, а рукава как фонарики с кружевными манжетами, блузка украшена тремя блестящими перламутровыми пуговицами, похожими на жемчуг и накладным карманом, вышитым бисером. В этой нарядной блузке золушка может пойти на бал.
-Молодец! Я думаю Золушке понравится твоя нарядная блузка и она обязательно пойдет в ней на бал.
- А теперь возьмите картинку с изображением блузки и посмотрите каких частей у вас не хватает, дорисуйте их.
III. Итог занятия.
Ребята подойдите ко мне. Ну вот и подошло наше занятие к концу. Где мы сегодня были? Какие задания вам больше всего понравились, запомнились? (Ответы детей). И мне понравилось как вы сегодня работали на занятии и у меня для вас есть сюрприз… (Нашивки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»
Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...
Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")
Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...
Конспект по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме "Перелётные птицы".
Конспект занятия по развитию связной речи по лексической теме: «Перелётные птицы»Тема: «Творческое рассказывание как птицы домой добирались».Задачи: 1) уточня...
Занятие по развитию связной речи и формированию лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.
Мой лююбимый город ....
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...
Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»
Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагател...
Цифровой образовательный ресурс по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий "Одежда. Обувь. Головные уборы"
Словообразование относительных прилагательных. •Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. •Закрепление представлений об одежде представителей различных профессий. •Соста...
- Мне нравится (1)