Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы «Дикие животные»
Коррекционно-образовательные цели:
- уточнять, расширять и активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»;
- обогащать импрессивную речь глаголами - движения;
- совершенствовать грамматический строй речи:
- употреблять имена существительные с суффиксами –онок-, -енок-, -иц-, -их- ;
- употреблять имена существительные мужского рода в форме родительного падежа с предлогом;
- употреблять имена существительные мужского рода в форме дательного падежа;
- употреблять притяжательные прилагательные и учить согласовывать с именами существительными мужского рода в форме дательного падежа.
Коррекционно-развивающие цели:
развивать речевой и фонематический слух; совершенствовать интонационную выразительность речи, чувство ритма; развивать зрительное восприятие и внимание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, вестибулярный аппарат, парную работу полушарий мозга, творческое воображение, координировать речь с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
- мягкие игрушки диких животных, совы, «волшебного язычка»;
- костюмы диких животных;
- декорация к сказке;
- снежок из ваты;
- открытки с сюрпризом;
- магнитофон, диск.
Лексический материал:
1) имена существительные: лисица - лисенок, волчица - волчонок, зайчиха - зайчонок, медведица - медвежонок, ежиха - ежонок, белка - бельчонок;
2) притяжательные прилагательные: лисий (хвост), волчий, заячий, медвежий, беличий.
3) глаголы-движения: лисенок – крадется, осторожно ступает; волчонок - озирается, оглядывается, принюхивается; зайчонок - прыгает, петляет, путает следы; бельчонок - скачет; медвежонок - переваливается, косолапит; ежонок – семенит, ступает мелкими шажками.
Ход занятия
- Организационный момент:
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие: я расскажу вам сказку о том, как волшебный язычок научил лесных зверушек красиво говорить.
(Звучит спокойная музыка).
Логопед: «Однажды в зимнем лесу, уложив детей спать, мамы-звери собрались на полянке. Назовите, кого вы видите. (Перед детьми выставлены мягкие игрушки диких животных).
Дети: Лисица, зайчиха, волчица, медведица, ежиха, белка.
Логопед: Ребята, как назвать, кто это?
Дети: Дикие животные.
Логопед: Они были расстроены, жаловались друг другу на то, что их дети уже подросли, а разговаривают плохо. Что делать?
-Покажите, как они это сказали?
Дети: Что делать? (работа над мимикой, жестами)
Логопед: И вдруг они услышали: «У-у-у! Я вам помогу-у-у-у». (Логопед достает игрушку совы и изображает волнообразные движения рукой). Это был голос мудрой совы. «Не беспокойтесь, я позабочусь о ваших малышах, утром отведу их к волшебному язычку, и он поможет вашим детям научиться красиво говорить. А сейчас всем спать. Утро вечера мудренее».
-Ребята, закройте глазки, давайте покажем, как они спали: «пшшш»
2. Активизация словарного запаса.
Наступило утро.
-Я приглашаю вас в сказку и превращаю в детенышей лесных зверей (логопед одевает детям костюмные шапочки и имитирует «сказочное превращение»: вращает каждого ребенка по часовой стрелке).
-Встаньте в круг. Посмотрите друг на друга. Назовите, кого вы видите. Первой начну я:
1-ый вариант: «Ты превратился в зайчонка, повтори, ты кто?» (Я - зайчонок.)
2-ой вариант: «Ты – зайчонок, повтори, ты кто?» (Я - зайчонок.)
Дети: 1-ый вариант: Ты превратился в бельчонка (медвежонка, волчонка, ежонка, лисенка), ты кто? (Я – бельчонок, медвежонок, волчонок, ежонок, лисенок).
2-ой вариант: «Ты – зайчонок, повтори, ты кто?» (Я – бельчонок, медвежонок, волчонок, ежонок, лисенок).
Логопед: Отправляемся в путь, встаньте друг за другом, помните, что вы теперь не дети, а детеныши диких животных, поэтому двигаться вы должны, как они, повторяйте за мной.
Динамическая пауза. Зайчонок прыгает: вот так, петляет, путает следы. Лисенок крадется: вот так, осторожно ступает. Бельчонок скачет: вот так. Медвежонок переваливается, косолапит: вот так. Ежонок семенит: вот так, ступает мелкими шажками. Волчонок озирается, оглядывается, принюхивается: вот так! В путь, друзья!
На полянке их уже ждал волшебный язычок. « Привет, ребята! Садитесь скорее на свои места, я вас жду. Кто я?»
Дети: Волшебный язычок.
Логопед: «Здравствуйте, детишки, лесные шалунишки!»
Дети: Здравствуй, язычок.
Логопед: «Мудрая сова рассказала мне, что вы хотите научиться хорошо говорить. Я вам в этом помогу, а вы слушайте и повторяйте за мной движения».
Артикуляционная сказка
Логопед: Однажды, когда я был маленьким, как вы, я отправился со своими друзьями: котенком («киска сердится»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой), жеребенком («лошадка»: улыбнуться, открыть рот, пощелкать языком (как цокают лошадки), мышонком («поймай мышку»: улыбнуться, открыть рот, произнести «а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) … гулять по зимнему лесу. Падал снег. Мы ловили снежинки и дули на них с язычка («блинчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и пускать воздух по языку: развитие воздушной струи). Стоял сильный мороз, мы замерзли, согреться нам помогла вот такая игра (вот такие упражнения). Встаньте в круг!
Динамическая пауза:
1-ый вариант:
«Лапками похлопали, лапками похлопали, лапками похлопали - раз, два, три. Лапками потопали, лапками потопали, лапками потопали – раз, два, три; Ушки погрели, ушки погрели, ушки погрели – раз, два, три».
(Элемент логоритмики).
2-ой вариант: (упражнения для формирования парной работы полушарий мозга из программы «Дельфины»):
- «мельница» (синхронное вращение прямых рук вперед и назад);
- «карусели» (синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом против.
Дидактическая игра «Снежки»: Снег был липкий, и мы решили поиграть в снежки. Давайте попробуем с вами. Вы берете снежок и говорите, кому вы его отдаете. Первой начну я: «Я отдаю снежок лисенку, а ты?».
Дети: Я отдаю снежок волчонку, а ты? (Бельчонку, ежонку, медвежонку, зайчонку).
- Молодцы, садитесь на свои места!
Дидактическая игра «Хвосты».
Логопед: Ребята, я только сейчас заметил, что ваши детеныши потеряли свои хвосты. А я их нашел в сугробе. Назовите, чьи они? Первой начну я: Это хвост лисы – это лисий хвост, отдаю его лисенку.
Дети: Это хвост волка – это волчий хвост (заячий, медвежий, беличий), отдаю его… (Логопед помогает одеть детям хвосты).
Логопед: Слушайте продолжение сказки…
Логопед: После прогулки по лесу мы вернулись ко мне домой, попили чай вот из таких чашек («чашка»: улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки), поели блинчики («блинчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу) с вишневым вареньем («вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу), шоколадными грибами («грибок»: улыбнуться, пощелкать языком («как лошадки»), во время щелканья присосать широкий язык к небу: это шляпка гриба, а уздечка под языком - ножка) и орешками («орешки»: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики – «орешки»). Посмотрели на часы («часики»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как стрелку) переводить из одного уголка рта в другой), а они стояли, завели их (чик-чик-чик) и они пошли ((упражнения для формирования парной работы полушарий мозга из программы «Дельфины»): «часы»: наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «тик-так», руки на поясе. Было уже поздно, и мои друзья стали расходиться по домам.
И вам пора, дорогие мои. Помните, чтобы красиво говорить, упражнения из моей сказки нужно повторять каждый день. До свидания, рад был познакомиться с вами.
Дети: До свидания, язычок!
Логопед: Ребята, сказка наша подошла к концу, я превращаю вас обратно в детей. (Дети помогают логопеду и друг другу снимать с себя костюмы; логопед имитирует «сказочное превращение»: вращает каждого ребенка против часовой стрелке). ???
Итог урока. Логопед оценивает работу детей.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, кто к нам приходил в гости, кем вы были на занятии?
-Вечером расскажите нашу сказку воспитателю, вспомните, кем вы были и нарисуйте своего героя.
А на память о встрече с волшебным язычком я дарю вам его портрет с волшебным леденцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОШЬЁМ ОДЕЖДУ ДЛЯ МИШКИ» по развитию пальчиковой моторики через игры с мозаикой у детей I мл. группы
.Программное содержание:. Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Развивать художественное восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение и слух.Задачи:• Обучающа...
Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...
Конспект занятия по речевому развитию с элементами театрализации «В сказочной стране» для детей старше-подготовительной группы
Занятие по речевому развитию...
Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))
Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с элементами фонетико-фонематической стороны речи «Поможем бабушке Федоре» для детей старшей компенсирующей группы
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий с элементами фонетико- фонематической стороны речи "Поможем бабушке Федоре" для детей старшей ком...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....
План самообразования воспитателя «Развитие артикуляционной моторики - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»
План самообразованияТема: «Развитие артикуляционной моторики - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»...