Конспекты занятий со слепым ребенком.
методическая разработка по логопедии по теме
Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильногопроизношения. Тема: "Звук "с"".
Занятие по развитию лексико-грамматичиских представлений. Тема: "Предлог "от". Практическое употребление всех форм косвенных падежей сущствительных в единственном числе".
Занятие по формированию понимания обращенной речи и развитию коммуникативных навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия (со слепым ребенком Кирилл М., 4,5 г.)
Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильного произношения.
Тема: «Звук «С».
Учитель-логопед: Лебедева Т.В.
Цель: Формирование фонетико-фонематических навыков в произнесении, восприятии звука [с] на материале лексико-грамматических игр.
Задачи:
- Образовательные:
- Уточнить правильное произношение звука [с];
- Обучать спряжению глагола «Хотеть»;
- Учить употреблять формы косвенных падежей существительных единственного числа;
- Коррекционные:
- Учить на слух выделять звук «с»;
- Развитие фонематического восприятия;
- Продолжить развивать навыки обследования предметов;
- Развитие общей моторики;
- Развитие памяти, внимания, мышления;
- Воспитательные:
- Воспитать у ребенка познавательную активность, дружелюбие, интерес к игре.
Оборудование:
Игрушки, насос, самолет, автобус, слон, бегемот, носорог, сабака, курица Сонька.
Звуковые «дорожки».
Лексический материал:
Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, узкий, щель, воздушная струя, игрушечный, продавец, покупатель.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: Здравствуй, Кирюша! Как твои дела? ...
К нам в гости пришла игрушечная птица. Посмотри руками и постарайся узнать ее.
(обследуем игрушку, выделяя основные признаки).
Кирилл: это курица.
Логопед: правильно, а зовут ее Сонька. Она сегодня с нами будет играть.
Логоред: Давай поиграем в интересную игру «Летает - не летает» я называю слова, а ты внимательно слушаешь, если предмет, который я назову, может летать, то ты поднимаешь руки вверх; а если он не может летать - то руки вниз.
Тебе понятно?
Кирилл: Понятно! (Кирилл уточняет, когда он будет поднимать руки, а когда опускать).
Логопед: «Ласточка, собака, самолет, санки, сорока, соловей, самокат, синица, стул, аист, оса, лес, стол, листья, письмо, автобус, лось, сокол и т.д.
Молодец! Давай вспомним, какие предметы летали
Кирилл:... самолет, сорока, сокол, оса и т.д.
Логопед: Умница! Ты был очень внимательный!
- Новая тема:
• Введение в тему:
Логопед: Кирюш, послушай внимательно, а какой звук встречается во всех этих словах:
с - самолет, с - сорока ...
Кирилл: Звук «с».
Логопед: Правильно! «Посмотри», какую Сонька принесла тебе игрушку - это насос
=> рассмотреть игрушку.
(Ребенок обследует игрушку вместе с педагогом или с мамой, выделяя характерные признаки предмета).
-Послушай, как «поёт» наш насос!
Логопед: А теперь мы с тобой «споем» эту песенку:
-губы у нас растянуты в улыбке ,потрогай руками мои губы..., а теперь свои - у тебя так же? А у мамы?
(Кирилл «осматривает» артикуляцию логопеда, мамы)
Кирилл: Да.
Логопед: между зубками у нас щель (потрогай...).
Кирилл: Да.
Логопед: Широкий язычок спрятался за нижние зубки. Где у тебя нижние зубки? Покажи? Правильно.
Холодная струя воздуха дует вниз на ручку. Попробуй, почувствуй как у меня. А теперь попробуй сам!
Давай «посмотрим», у мамы получилось?
Кирилл: Получилось!
• Произнесение звука «с» изолированно, в слогах, словах. Ориентировка на листе бумаги.
Логопед: Это у нас звуковая дорожка,(рельефное изображение дорожки на листе картона), мы ставим на неё пальчик и тянем звук от начала дорожки и до конца. (Пальчик движется слева на право => подготовка к письму.)
С-С-С-С-С;
(Перед тем, как приступить к выполнению этого задания, логопед вместе с ребенком и мамой обследуют дорожку, по которой он будет тянуть звук).
• «Подскажи словечко»
Употребление форм косвенных падежей существительных женского рода единственного числа.
Логопед: Кирюш, а сейчас мы будем с тобой сочинять стихи про ... осу. Я начинаю, а ты заканчивай.
Са - са - са
Ой - ой - ой! Летит -...
Кирилл: Оса!
Логопед: Сы - сы - сы
Не боимся мы ...
Кирилл: Осы!
Логопед: Су-су-су
Видел кто из вас ...
Кирилл: Осу?
Логопед: Сы - сы - сы
Мы не видели ...
Кирилл: Осы!
Логопед: Са-са-са
Отгадайте, где...
Кирилл: Оса!
Логопед: Кирилл, ты внимательный! Какие стихи сочинил! Молодец!
- Игра «Магазин».
Обучать спряжению глагола «хотеть.
Логопед: Давай еще поиграем?!
Кирилл: Давайте, а во что?
Логопед: «В магазин». Я принесла тебе игрушки. Значит магазин у нас будет какой?
Кирилл: Игрушечный.
Логопед: Правильно! Я буду продавец, а ты покупатель.
«Посмотри» ручками, какие игрушки есть в нашем магазине.
(Кирилл внимательно обследует и называет каждую игрушку: слон, бегемот, насос, ... мама следит и при необходимости помогает, обращает внимание на характерные признаки предметов).
А покупать нужно только те игрушки, в названии которых есть звук «с». Понятно? Отвечать полным предложением.
Кирилл: Понятно!
Логопед: Кирилл, чтобы ты хотел купить в магазине?
Кирилл: Я хочу ... собаку!
Логопед: Кирюш, а что мама хочет купить?
Кирилл: Мама хочет купить ... самолет!
Логопед: Кирюш, а как сказать про детей?
Кирилл: Дети хотят купить ... насос!
Логопед: Молодец!
- Физминутка.
Логопед: Послушай стихи про самолет:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме!
Логопед: Кирюш, а как же самолет летает? Он машет крыльями?
Кирилл: Нет. Он железный. А птица машет.
(мама с Кириллом берут нашу курицу Соньку и пробуют - машет она крыльями или нет. Тоже самое проделывают с самолетом).
Логопед: Правильно!
Как интересно мы с тобой поиграли сегодня! Какой звук мы сегодня слушали?
Кирилл: звук «с».
Логопед: мама тоже посмотрела, послушала.
Придешь домой обязательно расскажи папе, чем мы с тобой занимались и какой ты был внимательный!
До свидания!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
(со слепым ребенком
Кирилл М., 4,5 г.)
Занятие по развитию лексико-грамматических
представлений.
Тема: «Предлог «ОТ». Практическое употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе».
Учитель-логопед: Лебедева Т.В.
Тема: «Предлог «от». Практическое употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.
Цель: Развивать лексико-грамматические и пространственные представления по теме «Предлог «от» на материале дидактических игр, коррекционных упражнений.
Задачи:
- Образовательные:
- Упражнять в правильном употреблении предлога «от» с существительными в родительном падеже;
- Учить составлять предложения с опорой на предметы;
- Учить употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе;
- Коррекционные:
- Продолжить развивать навыки обследования предметов;
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Воспитательные:
- Воспитать у ребенка познавательную активность, дружелюбие, интерес к игре.
Оборудование:
Мяч; игрушки: кошка, мышка, птичка, кузнечик, «колобок», машина; книга.
Лексический материал:
Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, маленькое слово, движется, отталкивается, отпрыгивает, отходит, отбегает, полное предложение.
1.Организационный момент:
Логопед: Здравствуй, Кирюша! Как дела?
К.: Хорошо. Я пришел заниматься.
Л.: Молодец! Мы сегодня поиграем с тобой, и поговорим.
Л.: Кирюш, давай вспомним, какое маленькое слово мы слушали с тобой на прошлом занятии?
К.: Маленькое слово «к».
Л.: Молодец! А давай вспомним, что оно обозначает?
К.: «Когда кто-то к кому-то движется!
Л.: Умница! Придумай мне предложение с этим словом.
К.:... Мама подошла к машине.
Л.: Отлично!
2. Новая тема:
Л.: А сегодня мы познакомимся с маленьким словом «от». Слушай внимательно: Маленькое слово «от» появляется тогда, когда предмет
отодвигается от чего-то (отталкивается, отпрыгивает, отходит, отбегает и т.д.
=> У меня есть игрушка (обследуем).
К.: Это мячик!
Л.: Правильно! И если я его брошу в стену, от чего он оттолкнётся? (Бросаем мяч)
К.: От стены!
Л.: А если я его брошу в пол? (бросаем мяч)
К.: От пола!
Л.: Умница!
3. Закрепление материала. Составление предложений с опорой на предмет. Дидактическая игра «прятки»
Л.: К нам в гости пришли игрушки: «посмотри ручками» и угадай, кто же с нами пришёл поиграть. (Обследуем предметы). Научим их играть в прятки.
К.: Кошка, мышка
Л.: Кирюш, подумай-ка внимательно, кто от кого будет прятаться?
К.: Мышка от кошки
Л.: А теперь скажи полным предложением
К.: Мышка будет прятаться от кошки
Л.: Ещё «посмотри» и угадай, какие игрушки пришли к нам:
К.: Птичка, кузнечик
Л.: Кто от кого будет прятаться?
К.: Кузнечик будет прятаться от птички
Л.: Кирюша, ты просто молодец! Очень красиво отвечал на вопросы и научил играть наших «гостей» в прятки.
4. Вспоминаем сказку. Последовательность действий. Дидактическая игра «Я - колобок. колобок»
Л.: Кирюш, вспомни, кто поёт эту песенку: «Я от бабушки ушел,... я от ...» К.: Колобок!
Л.: Правильно! Он тоже пришел к нам в гости! (Обследуем фигурку Колобка), а давай-ка вспомним от кого ещё ушел колобок.
Даём Кирюше фигурку Колобка и он вспоминает песенку
К.: «от бабушки ушёл, от дедушки, от зайца, от медведя...
Л.: А от кого не ушёл?
К.: От лисы
Л.: Почему?
К.: Она хитрая была и съела его!
Л.: Молодец! Вспомнил сказку!
5. Физминутка.
6. Учить употреблять все Формы косвенных падежей существительных в единственном числе.
Л.: Отдохнули с тобой; давай еще немного поиграем. «Посмотри», что я еще тебе принесла.
К.: Это машина.
Л.: Отлично! Я говорю начало предложения, а ты его заканчиваешь этим словом (машина).
Понятно?
К.: Понятно.
Л.: Пять человек сидело в ...
К.: Машине.
Л.: Папа отошел от ...
К.: Машины.
Л.: Сосед купил новую ...
К.: Машину.
Л.: Механик лежит под ...
К.: Машиной.
Л.: Пассажир сел в ...
К.: Машину.
Л.: Молодец! Вот еще один предмет.
К.: Это книга.
Л.: Играем так же, я начинаю предложение, а ты заканчиваешь словом ... каким?
К.: Книга.
Л.: Много картинок было в ...
К.: Книге.
Л.: Коля положил карандаш на ...
К.: Книгу.
Л.: Коля пришел в гости с ..
К.: Книгой.
Л.: Мама не может ездить в метро без ...
К.: Книги.
7. Итог.
Л.: Молодец! Очень хорошо и внимательно занимался Жду тебя в следующий раз!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
(Первые занятия со слепым не говорящим
ребенком.
Тема: «Формирование понимания обращенной речи и развитие коммуникативных навыков».
Учитель-логопед: Лебедева Т.В.
Тема: Формирование понимания обращенной речи и развитие коммуникативных навыков.
Цель: Формирование понимания обращенной речи и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
1.Образовательные:
- Учить соотносить игрушки со звукоподражанием (мишка, барабан);
- Привлекать внимание к звучащему предмету;
- Побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «у -у - у»;
- Учить выполнять простую инструкцию.
- Коррекционные:
- Обучать навыкам обследования предмета;
- Развивать слуховое внимание;
- Развивать ощущение собственного движения.
- Воспитательные:
- Формировать положительный настрой на совместную с взрослым работу.
Мячик, кубик; игрушка: медведь, барабан.
Мяч, кубик, барабан, мишка, поищем, поиграем,
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Вызвать улыбку, положительный настрой:
Логопед: Здравствуй, Максимка!
Максим или (Мама): Здравствуйте, тетя Таня.
(Здесь и далее - если ребенок затрудняется или не хочет отвечать, то логопед обращается к маме).
Логопед: Ты пришел к нам в гости поиграть? Какой ты сегодня красивый! Какие у тебя штанишки!
(Добиваемся (стараемся) что бы Максим как-то реагировал на слова. Например, мама руками Максима трогает его штанишки и т.д.).
Присаживайтесь на стул. Где стул, Максим, давай поищем!
(Вместе с мамой находят стул, обследуют спинку стула, сиденье).
- Развитие ощущений собственных движений:
Логопед: Давай с тобой поиграем.
(Мама действует руками ребенка, а логопед произносит текст)
Ладушки - ладушки, где были?
У бабушки.
Что ели? Кашку.
Посидели, посидели и опять полетели.
Сели на ножки ..., на головку ... и т.д.
3. Побуждение к выполнению простой инструкции
(внимание к речи говорящего):
Логопед: Максим, посмотри ручками, какие игрушки я тебе принесла
(Логопед дает по одной игрушке в руки ребенку: мяч, кубик).
Мама берет со стола ручками Максима сначала мячик => обследует, называет. Затем кубик => обследует, называет.
Логорпед: Максим, дай мяч.
(Сначала ждем действий мальчика, если Максим не проявляет инициативы, Мама, руками ребенка дает логопеду мяч. Сопровождая свои действия речью: «На»).
Т.ж. самое с кубиком.
Логопед: Спасибо, Максим!
4. Побуждать ребенка к произвольному звукоподражанию:
Логопед: Максим, к нам в гости пришел мишка - игрушечный. Потрогай ручками.
(С мамой производят движения (обследуют сверху вниз)).
Логопед: Мишка с тобой здоровается: «у - у - у».
Логопед: Давай и мы поздороваемся с мишкой: «у - у - у».
Логопед: А теперь Максим: (если Максим отказывается, то все действия выполняет мама).
Логопед: Молодец, Максимка.
5. Привлекать внимание ребенка к звучащему предмету:
Логопед: Мишка принес тебе барабан «Бом-бом!» «Бом-бом».
А теперь, Максим постучит в барабан [Мама, руками Максима сначала обследует барабан, палочки) ; затем выполняет простые движения => игра на барабане).
6. Итог:
Логопед: Молодец, Максим!
Мы играли с мишкой. Стучали в барабан.
До свиданья!
Максим: машет ручкой «Пока!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир" с использованием дидактических игр.
На занятии дети уточняют предметы посуды, её свойства и качесства, классифицируют по назначению. Занятие начинается с игрового приема: приходит в группу письмо и посылка, а затем появляетс...
"В гостях у Конвенции" конспект занятия по правам ребенка
дети подготовительной группы в игровой форме знакомятся с некоторыми првами, представленными в Конвенции. Дошкольники пополняют словарный запас новыми словами....
Конспект занятия по ОБЖ "Ребенок и животные"
Занятие по обеспечению безопасности и жизнедеятельности детей " Ребенок и животные" позволяет познакомить детишек с правилами поведения как с домашними животными (кошка, собака) ,так и с бездомн...
Конспект занятия "Как научить ребенка читать до школы"
В основу моей программы заложен принцип развивающего обучения Венгера. Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия так, чтобы была возможность выбора исходя из потенциальных возможнос...
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...
Методическая разработка для проведения индивидуального коррекционно-развивающего занятия со слепым ребенком "Необычный гость"
Материал предназначен педагогам ДОУ, работающим с детьми с нарушением зрения....