Конспекты занятий со слепым ребенком.
методическая разработка по логопедии по теме

Лебедева Татьяна Викторовна

Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильногопроизношения. Тема: "Звук "с"".

Занятие по развитию лексико-грамматичиских представлений. Тема: "Предлог "от". Практическое употребление всех форм косвенных падежей сущствительных в единственном числе".

Занятие по формированию понимания обращенной речи и развитию коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия (со слепым ребенком Кирилл М., 4,5 г.)

Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильного произношения.

Тема: «Звук «С».

Учитель-логопед: Лебедева Т.В.

Тема: «Звук [С].

Цель: Формирование фонетико-фонематических навыков в произнесении, восприятии звука [с] на материале лексико-грамматических игр.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Уточнить правильное произношение звука [с];
  • Обучать спряжению глагола «Хотеть»;
  • Учить употреблять формы косвенных падежей существительных единственного числа;
  1. Коррекционные:
  • Учить на слух выделять звук «с»;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Продолжить развивать навыки обследования предметов;
  • Развитие общей моторики;
  • Развитие памяти, внимания, мышления;
  1. Воспитательные:
  • Воспитать у ребенка познавательную активность, дружелюбие, интерес к игре.

Оборудование:

Игрушки, насос, самолет, автобус, слон, бегемот, носорог, сабака, курица Сонька.

Звуковые «дорожки».

Лексический материал:

Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, узкий, щель, воздушная струя, игрушечный, продавец, покупатель.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед: Здравствуй, Кирюша! Как твои дела? ...

К нам в гости пришла игрушечная птица. Посмотри руками и постарайся узнать ее.

(обследуем игрушку, выделяя основные признаки).

Кирилл: это курица.

Логопед: правильно, а зовут ее Сонька. Она сегодня с нами будет играть.

Логоред: Давай поиграем в интересную игру «Летает - не летает» я называю слова, а ты внимательно слушаешь, если предмет, который я назову, может летать, то ты поднимаешь руки вверх; а если он не может летать - то руки вниз.

Тебе понятно?

Кирилл: Понятно! (Кирилл уточняет, когда он будет поднимать руки, а когда опускать).

Логопед: «Ласточка, собака, самолет, санки, сорока, соловей, самокат, синица, стул, аист, оса, лес, стол, листья, письмо, автобус, лось, сокол и т.д.

Молодец! Давай вспомним, какие предметы летали

Кирилл:... самолет, сорока, сокол, оса и т.д.

Логопед: Умница! Ты был очень внимательный!

  1. Новая тема:

• Введение в тему:

Логопед: Кирюш, послушай внимательно, а какой звук встречается во всех этих словах:

с - самолет, с - сорока ...

Кирилл: Звук «с».

Логопед: Правильно! «Посмотри», какую Сонька принесла тебе игрушку - это насос

=> рассмотреть игрушку.

(Ребенок обследует игрушку вместе с педагогом или с мамой, выделяя характерные признаки предмета).

-Послушай, как «поёт» наш насос!

Логопед: А теперь мы с тобой «споем» эту песенку:

-губы у нас растянуты в улыбке ,потрогай руками мои губы..., а теперь свои - у тебя так же? А у мамы?

(Кирилл «осматривает» артикуляцию логопеда, мамы)

Кирилл: Да.

Логопед: между зубками у нас щель (потрогай...).

Кирилл: Да.

Логопед: Широкий язычок спрятался за нижние зубки. Где у тебя нижние зубки? Покажи? Правильно.

Холодная струя воздуха дует вниз на ручку. Попробуй, почувствуй как у меня. А теперь попробуй сам!

Давай «посмотрим», у мамы получилось?

Кирилл: Получилось!

• Произнесение звука «с» изолированно, в слогах, словах. Ориентировка на листе бумаги.

Логопед: Это у нас звуковая дорожка,(рельефное изображение дорожки на листе картона), мы ставим на неё пальчик и тянем звук от начала дорожки и до конца. (Пальчик движется слева на право => подготовка к письму.)

С-С-С-С-С;

(Перед тем, как приступить к выполнению этого задания, логопед вместе с ребенком и мамой обследуют дорожку, по которой он будет тянуть звук).

• «Подскажи словечко»

Употребление форм косвенных падежей существительных женского рода единственного числа.

Логопед: Кирюш, а сейчас мы будем с тобой сочинять стихи про ... осу. Я начинаю, а ты заканчивай.

Са - са - са

Ой - ой - ой! Летит -...

 Кирилл: Оса!

Логопед: Сы - сы - сы

Не боимся мы ...

 Кирилл: Осы!

 Логопед: Су-су-су

Видел кто из вас ...

Кирилл: Осу?

Логопед: Сы - сы - сы

Мы не видели ...

 Кирилл: Осы!

Логопед: Са-са-са

Отгадайте, где...

 Кирилл: Оса!

Логопед: Кирилл, ты внимательный! Какие стихи сочинил! Молодец!

  • Игра «Магазин».

Обучать спряжению глагола «хотеть.

Логопед: Давай еще поиграем?!

Кирилл: Давайте, а во что?

Логопед: «В магазин». Я принесла тебе игрушки. Значит магазин у нас будет какой?

Кирилл: Игрушечный.

Логопед: Правильно! Я буду продавец, а ты покупатель.

«Посмотри» ручками, какие игрушки есть в нашем магазине.

(Кирилл внимательно обследует и называет каждую игрушку: слон, бегемот, насос, ... мама следит и при необходимости помогает, обращает внимание на характерные признаки предметов).

А покупать нужно только те игрушки, в названии которых есть звук «с». Понятно? Отвечать полным предложением.

Кирилл: Понятно!

Логопед: Кирилл, чтобы ты хотел купить в магазине?

Кирилл: Я хочу ... собаку!

Логопед: Кирюш, а что мама хочет купить?

Кирилл: Мама хочет купить ... самолет!

Логопед: Кирюш, а как сказать про детей?

Кирилл: Дети хотят купить ... насос!

Логопед: Молодец!

  1. Физминутка.

  1. Развитие        памяти, четкости, речи.

Логопед: Послушай стихи про самолет:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме!

Логопед: Кирюш, а как же самолет летает? Он машет крыльями?

Кирилл: Нет. Он железный. А птица машет.

(мама с Кириллом берут нашу курицу Соньку и пробуют - машет она крыльями или нет. Тоже самое проделывают с самолетом).

Логопед: Правильно!

Как интересно мы с тобой поиграли сегодня! Какой звук мы сегодня слушали?

 Кирилл: звук «с».

Логопед: мама тоже посмотрела, послушала.

Придешь домой обязательно расскажи папе, чем мы с тобой занимались и какой ты был внимательный!

До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

(со слепым ребенком

 Кирилл М., 4,5 г.)

Занятие по развитию лексико-грамматических

представлений.

Тема: «Предлог «ОТ». Практическое употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе».

Учитель-логопед: Лебедева Т.В.

Тема: «Предлог «от». Практическое употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.

Цель: Развивать лексико-грамматические и пространственные представления по теме «Предлог «от» на материале дидактических игр, коррекционных упражнений.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Упражнять в правильном употреблении предлога «от» с существительными в родительном падеже;
  • Учить составлять предложения с опорой на предметы;
  • Учить употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе;
  1. Коррекционные:
  • Продолжить развивать навыки обследования предметов;
  • Развитие слухового восприятия;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие памяти, внимания, мышления.
  1. Воспитательные:
  • Воспитать у ребенка познавательную активность, дружелюбие, интерес к игре.

Оборудование:

Мяч; игрушки: кошка, мышка, птичка, кузнечик, «колобок», машина; книга.

Лексический материал:

Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, маленькое слово, движется, отталкивается, отпрыгивает, отходит, отбегает, полное предложение.

1.Организационный момент:

 Логопед: Здравствуй, Кирюша! Как дела?

К.: Хорошо. Я пришел заниматься.

Л.: Молодец! Мы сегодня поиграем с тобой, и поговорим.

Л.: Кирюш, давай вспомним, какое маленькое слово мы слушали с тобой на прошлом занятии?

К.: Маленькое слово «к».

Л.: Молодец! А давай вспомним, что оно обозначает?

К.: «Когда кто-то к кому-то движется!

Л.: Умница! Придумай мне предложение с этим словом.

К.:... Мама подошла к машине.

 Л.: Отлично!

2. Новая тема:

Л.: А сегодня мы познакомимся с маленьким словом «от». Слушай внимательно: Маленькое слово «от» появляется тогда, когда предмет

отодвигается от чего-то (отталкивается, отпрыгивает, отходит, отбегает и т.д.

=> У меня есть игрушка (обследуем).

К.: Это мячик!

Л.: Правильно! И если я его брошу в стену, от чего он оттолкнётся? (Бросаем мяч)

К.: От стены!

Л.: А если я его брошу в пол? (бросаем мяч)

 К.: От пола!

Л.: Умница!

3. Закрепление материала. Составление предложений с опорой на предмет. Дидактическая игра «прятки»

Л.: К нам в гости пришли игрушки: «посмотри ручками» и угадай, кто же с нами пришёл поиграть. (Обследуем предметы). Научим их играть в прятки.

К.: Кошка, мышка

Л.: Кирюш, подумай-ка внимательно, кто от кого будет прятаться?  

К.: Мышка от кошки

Л.: А теперь скажи полным предложением

К.: Мышка будет прятаться от кошки

Л.: Ещё «посмотри» и угадай, какие игрушки пришли к нам:

К.: Птичка, кузнечик

Л.: Кто от кого будет прятаться?

К.: Кузнечик будет прятаться от птички

Л.: Кирюша, ты просто молодец! Очень красиво отвечал на вопросы и научил играть наших «гостей» в прятки.

4. Вспоминаем сказку. Последовательность действий. Дидактическая игра «Я - колобок. колобок»

Л.: Кирюш, вспомни, кто поёт эту песенку: «Я от бабушки ушел,... я от ...» К.: Колобок!

          Л.: Правильно! Он тоже пришел к нам в гости! (Обследуем фигурку    Колобка), а давай-ка вспомним от кого ещё ушел колобок.

Даём Кирюше фигурку Колобка и он вспоминает песенку

К.: «от бабушки ушёл, от дедушки, от зайца, от медведя...

Л.: А от кого не ушёл?

К.: От лисы

Л.: Почему?

К.: Она хитрая была и съела его!

Л.: Молодец! Вспомнил сказку!

5. Физминутка.

       6. Учить употреблять все Формы косвенных падежей   существительных в единственном числе.

Л.: Отдохнули с тобой; давай еще немного поиграем. «Посмотри», что я еще тебе принесла.

К.: Это машина.

Л.: Отлично! Я говорю начало предложения, а ты его заканчиваешь   этим       словом (машина).

Понятно?

К.: Понятно.

Л.: Пять человек сидело в ...

К.: Машине.

Л.: Папа отошел от ...

К.: Машины.

Л.: Сосед купил новую ...

К.: Машину.

Л.: Механик лежит под ...

К.: Машиной.

Л.: Пассажир сел в ...

К.: Машину.

Л.: Молодец! Вот еще один предмет.

К.: Это книга.

Л.: Играем так же, я начинаю предложение, а ты заканчиваешь словом ... каким?

К.: Книга.

Л.: Много картинок было в ...

К.: Книге.

Л.: Коля положил карандаш на ...

 К.: Книгу.

          Л.: Коля пришел в гости с ..

К.: Книгой.

Л.: Мама не может ездить в метро без ...

К.: Книги.

 7. Итог.

Л.: Молодец! Очень хорошо и внимательно занимался Жду тебя в следующий раз!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

(Первые занятия со слепым не говорящим

ребенком.

Максим В. 4 г.)

Тема: «Формирование понимания обращенной речи и развитие коммуникативных навыков».

Учитель-логопед: Лебедева Т.В.

Тема: Формирование понимания обращенной речи и развитие коммуникативных навыков.

Цель: Формирование понимания обращенной речи и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

         1.Образовательные:

  • Учить соотносить игрушки со звукоподражанием (мишка, барабан);
  • Привлекать внимание к звучащему предмету;
  • Побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «у -у - у»;
  • Учить выполнять простую инструкцию.

  1. Коррекционные:
  • Обучать навыкам обследования предмета;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать ощущение собственного движения.
  1. Воспитательные:
  • Формировать положительный настрой на совместную с взрослым работу.

Оборудование:

Мячик, кубик; игрушка: медведь, барабан.

Лексический материал:

Мяч, кубик, барабан, мишка, поищем, поиграем,

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Вызвать улыбку, положительный настрой:

Логопед: Здравствуй, Максимка!

Максим или (Мама): Здравствуйте, тетя Таня.

(Здесь и далее - если ребенок затрудняется или не хочет отвечать, то логопед обращается к маме).

Логопед: Ты пришел к нам в гости поиграть? Какой ты сегодня красивый! Какие у тебя штанишки!

(Добиваемся (стараемся) что бы Максим как-то реагировал на слова. Например, мама руками Максима трогает его штанишки и т.д.).

Присаживайтесь на стул. Где стул, Максим, давай поищем!

(Вместе с мамой находят стул, обследуют спинку стула, сиденье).

  1. Развитие ощущений собственных движений:

Логопед: Давай с тобой поиграем.

(Мама действует руками ребенка, а логопед произносит текст)

Ладушки - ладушки, где были?

У бабушки.

Что ели? Кашку.

Посидели, посидели и опять полетели.

Сели на ножки ..., на головку ... и т.д.

3. Побуждение к выполнению простой инструкции

(внимание к речи говорящего):

Логопед: Максим, посмотри ручками, какие игрушки я тебе принесла

(Логопед дает по одной игрушке в руки ребенку: мяч, кубик).

Мама берет со стола ручками Максима сначала мячик => обследует, называет. Затем кубик => обследует, называет.

Логорпед: Максим, дай мяч.

(Сначала ждем действий мальчика, если Максим не проявляет инициативы, Мама, руками ребенка дает логопеду мяч. Сопровождая свои действия речью: «На»).

Т.ж. самое с кубиком.

Логопед: Спасибо, Максим!

4. Побуждать ребенка к произвольному звукоподражанию:

Логопед: Максим, к нам в гости пришел мишка - игрушечный. Потрогай ручками.

(С мамой производят движения (обследуют сверху вниз)).

Логопед: Мишка с тобой здоровается: «у - у - у».

Логопед: Давай и мы поздороваемся с мишкой: «у - у - у».

Логопед: А теперь Максим: (если Максим отказывается, то все действия выполняет мама).

Логопед: Молодец, Максимка.

5. Привлекать внимание ребенка к звучащему предмету:

Логопед: Мишка принес тебе барабан «Бом-бом!» «Бом-бом».

А теперь, Максим постучит в барабан [Мама, руками Максима сначала обследует барабан, палочки) ; затем выполняет простые движения => игра на барабане).

6. Итог:

Логопед: Молодец, Максим!

Мы играли с мишкой. Стучали в барабан.

 До свиданья!

Максим: машет ручкой «Пока!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир" с использованием дидактических игр.

На занятии дети уточняют предметы посуды, её свойства и качесства, классифицируют по назначению. Занятие начинается с игрового приема: приходит в  группу письмо и  посылка, а затем появляетс...

"В гостях у Конвенции" конспект занятия по правам ребенка

дети подготовительной группы в игровой форме знакомятся с некоторыми првами, представленными в Конвенции. Дошкольники пополняют словарный запас новыми словами....

Конспект занятия по ОБЖ "Ребенок и животные"

Занятие по обеспечению безопасности и жизнедеятельности детей  " Ребенок и животные" позволяет познакомить детишек с правилами поведения как с домашними животными (кошка, собака) ,так и с бездомн...

Конспект занятия "Как научить ребенка читать до школы"

В основу моей программы заложен принцип развивающего обучения Венгера. Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия так, чтобы была возможность выбора исходя из потенциальных возможнос...

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...