Конспект занятия по ОБЖ "Ребенок и животные"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Занятие по обеспечению безопасности и жизнедеятельности детей  " Ребенок и животные" позволяет познакомить детишек с правилами поведения как с домашними животными (кошка, собака) ,так и с бездомными.В занятии много стихотворений о животных, загадок, игровых моментов.Занятие проводится как путешествие в лес в избушку к леснику. У лесника дружно живут кошка с собакой.Дети очень многое узнают об этих животных.Кроме правил поведения по отношению к животным, детишки узнают,как оказывать первую помощь при укусах кошки или собаки.

<КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ на тему: «Ребёнок и животные». Программное содержание: 1. Научить детей понимать состояние и поведение животных (кошки и собаки).

2. Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными.

3. Воспитывать у детей доброе отношение к животным, дать понять, что нельзя их дразнить и мучить.

4. Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными.

5. Создать во время занятия эмоциональный настрой у детей: помочь ощутить радость от общения с животными, проявить желание ласкового обращения к кошке, собачке.

6. Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.

7. Развивать творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание.

8. Развивать эстетические чувства.

Словарная работа: бездомная, лесник, сторожка.

Материал к занятию: домик лесника, украшенный в соответствии с временем года, игрушки (кошка, собака), коврик, картины с правилами вежливого отношения к собачкам, маски животных (котенок, кот

Методы работы: 1. Беседа. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Работа с сигнальными карточками «можно – нельзя». 4. Загадки. 5. П/и «Кошка и мыши». 6. Логоритмическая игра «Ходим на месте». 7. Пальчиковая гимнастика «Замок», «Грибок». 8. Использование сказочных персонажей (кошка Мурка – ребёнок, лесник – взрослый, сорока-белобока – ребёнок.) 9. Стихотворения о животных (читают дети).

Дети входят в зал, здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы) - А хотите сегодня отправиться в сказочный лес? (ответы) - Тогда отправляемся. Логоритмическая игра. - Ходим, ходим, ходим вместе, (ходьба на месте) Делаем шаги на месте. От носка на пятку, (переступают с носка на пятку) А потом обратно. Не ленись, не зевай, Веселей переступай.

В зал влетает сорока-белобока, (ребенок) - По лесу летаю, все новости знаю, возьмите меня с собой. (дети решают) Сорока: Я любопытная сорока И хоть летаю невысоко Все тайны знаю про зверей, Про дальний лес и про людей. Но не могу хранить я тайны, Ведь я болтлива чрезвычайно. Ах, от волнения дрожу, Давайте вам всё расскажу.

Воспитатель: Ну, сорока, пойдем с нами. А чтобы в лесу очутиться, надо сказать еще волшебные слова. Все произносят слова: - Влево вправо повернись, да в лесу вдруг очутись. Открывается поляна, на ней стоит домик.

Воспитатель: Что за домик тут стоит? Кто же живёт в нём? Сорока: Я знаю, все знаю, тут дедушка один живет. Воспитатель: Ребятки, а вы не знаете, кто здесь может жить? (Дети отвечают, что лесник.) Воспитатель: А кто такой лесник? Дети: Лесник- человек , который следит за порядком в лесу. Все подходят к домику, на двери висит замок и записка: - Ушел в лес по срочному делу, разрешаю сороке встретить гостей и присмотреть за моими питомцами. Открывать замок она умеет.

Дверь открывают при помощи пальчиковой гимнастики. «Замок» Воспитатель: Давайте сядем на лавочку. Я знаю, что у лесника живут домашние животные. А каких животных называют домашними? Дети: Тех, которые живут рядом с человеком, который за ними ухаживает.

Воспитатель: Сегодня мы и поговорим о домашних животных, которые живут у лесника. - Давай, сорока, посмотрим, кто там есть. Дети отгадывают при помощи загадки. Острые ушки, На лапках подушки, Усы, как щетинка, Дугою спинка. (кошка) - Правильно. Вот сегодня об этой кисоньке мы и поговорим.

Воспитатель проносит игрушку-кошку перед детьми, они ее гладят. Кошку сажают на коврик. - А кто знает кличку этой киски? Сорока: Ее кличут Муркой. Воспитатель предлагает погладить Мурку, сказать ей ласковое слово.

Воспитатель: А всякую кошку можно гладить? (нет) -А какую кошку нельзя гладить? (бездомную) -А почему ее так называют? (у нее нет дома, она живет на улице.) -А почему бездомную кошку нельзя гладить? (кошка может быть больной, может укусить, оцарапать) - А почему после кошки такие глубокие и болезненные царапины? (у кошек есть когти)

-В мягких лапах кошки скрыто 18 когтей, которые она может выпускать и убирать обратно. Царапины от кошачьих когтей болезненны и очень долго не заживают, ведь под когтями находятся болезнетворные бактерии, которые безвредны для животных, но опасны для людей. За такими кошками никто не ухаживает, они бродят в местах пищевых отбросов, от нечистот могут заразиться, поэтому нельзя их брать на руки. Но им так хочется помочь. Как же это можно сделать? (Их можно подкармливать, в одном месте можно оставлять корм и наблюдать за ними). -Но никогда не бейте бездомную кошку.

А что делать, если все-таки кошка укусит вас? (сказать маме, воспитателю, обратиться к врачу, промыть ранку водой и смазать йодом.) -А каких кошек мы можем гладить, брать на руки? (Домашних) - А почему? (Мы за ними ухаживаем, моем их, кормим, делаем прививки.) -Поднимите руки, у кого дома есть кошка. Можно ли свою кошку брать на руки и играть с ней, когда она не хочет, например, она спит или ест? (Нельзя. Она может разозлиться, оцарапать, укусить.) -А можно отбирать у кошки котенка, чтобы поиграть с ним? (Нет. Кошки охраняют своих детенышей.) -Что интересного наблюдали вы в поведении своей кошки? (Рассказы детей) -Наблюдая за кошками, люди заметили, что некоторое их поведение предсказывает погоду. А какие приметы вы знаете? Ответы детей: -Кошка лежит на спине - к теплу. -Прячет мордочку под себя - к морозу. -Если спит на полу - к теплой погоде. -Моет лапкой мордочку - жди гостей.

Воспитатель: Про кошек народ сочинил много потешек, загадок, стихотворений, песен. Дети читают стихи про кошек. Сценка- малютка. (Мальчик- котенок, девочка- хозяйка.) Девочка заходит в комнату и видит беспорядок. -Я знаю, кто это сделал. Это мой котенок Васька. Я его сейчас найду. Находит котенка под кроватью и начинает его бить и приговаривать: -Так нельзя.

Воспитатель: Правильно поступила девочка? (Нет. Нельзя бить кошек. Надо просто отругать, повысить голос.) Воспитатель: У кошек очень тонкий слух. Даже малейшее колебание воздуха она чувствует. Покажите, как надо поступить с котенком. (дети показывают)

Подвижная игра « Васька-кот» Кота выбирают при помощи считалки: . (Игра проводится 2 раза.)

Воспитатель: А теперь закрепим все, что мы узнали. А вы заметили, что сорока вместе с кошкой убежали? (сорока и киска во время игры убежали встречать лесника)

Работа с сигнальными карточками «Можно - нельзя». У детей карточки красного и зеленого цвета. Красная - значит нельзя, а зеленая- можно. Воспитатель называет действие, а дети решают, можно это делать или нельзя. -Гладить домашнюю кошку, гладить бездомную кошку; играть со своей кошкой, если она не хочет; бить кошек, отнимать у кошки котенка; если оцарапала – промыть ранку водой и смазать йодом; повысить голос на кошку, если она что- то неправильно сделала; подкармливать бездомных кошек.

- Вы слышите, кто-то скребется под дверью? Хотите узнать кто это? Тогда слушайте загадку: Я и дом сторожу и поклажу вожу. Я и в холод и в зной, человеку служу! - Собака. - Правильно! Пойду посмотрю, кто это к нам скребётся. (Беру собаку и несу к ребятам). Кто это? - Собака. - Какая она послушная, добрая. Посажу ее на коврик, пусть посмотрит на наших ребят.

Воспитатель: - Вы, конечно, видели много фильмов о дружбе человека с собакой. В этих фильмах собаки добрые и обязательно любят детей. Но в жизни не все бывает так хорошо, как в кино. И собаки на улице попадаются злые или плохо воспитанные, которые могут наброситься и на взрослого и на ребенка. Но даже дрессированная собака может укусить, если человек неправильно себя ведет. Поэтому, для начала надо знать простые Правила поведения с собаками: (Выставляются картины)

1. Первое правило - Не трогай собаку, когда она ест. - Почему ее нельзя трогать? - Она может укусить.

2. Второе правило - Не убегай на улице от собаки. - Почему нельзя убегать? - Она может наброситься, укусить.

3. Третье правило - Не гладь незнакомых собак. - Почему нельзя гладить? - Могут укусить, могут быть больными.

4. Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки - собаку шутку поймет по-своему.

5. Не навязывайся животному в друзья, если оно дружить не хочет - рычит.

-Запомните ребята, что бродячая собака почти никогда не нападет первой. Значит, виноват часто бывает сам человек, потому что неправильно себя ведет. Например, если он нарушает Правила вежливости, о которых мы говорили. Представьте себе, что на ваш участок, где вы гуляете, пришла бродячая собака, как мы должны поступить с ней? - Достаточно нагнуться к земле как будто за камнем или взять в руки палку, чтобы она убежала. - А можно убегать или махать руками? - Нет. - Почему? - Она может на тебя напасть. - Правильно, если ты побежишь, собака расценит это как твою слабость и захочет на тебя поохотиться. Но это на улице. А если собака защищает двор, она может и напасть. Ведь не зря вешают таблички с надписью «Злая собака». Значит нельзя подходить к этому дому, а надо позвать хозяина. Опасно также встречаться с собакой в каких-нибудь узких проходах. Здесь может укусить даже дрессированный пес. Поэтому, если в подъезде или лифте тебе навстречу идет человек с собакой, что лучше сделать? - Лучше остановить и пропустить их мимо. - Правильно! А если вы пришли в гости и там есть собака, как вы должны себя вести? - Спросить у хозяев, можно ли с ней поиграть. - А после игры с собакой, что вы должны обязательно сделать? - Вымыть руки. - А почему вы должны обязательно после общения с собаками или другими животными вымыть руки? : - Если не помыть руки после общения с собаками можно заразиться и т.д. - Правильно! Есть болезни, одинаково опасны и для животных, и для людей. Например, бешенство. Заболевшие бешенством собаки, становятся капризными, сторонятся людей и прячутся в темных местах, а то вдруг нападают на других животных и на людей. Поэтому, если незнакомая собака или кошка тебя укусила, надо сразу же сказать родителям и обратиться к врачу. Врач объяснит, что надо делать - может быть прививки. Но еще до приема у врача можно успеть обработать рану. Это значит - промыть ее струей воды, а края смазать йодом.

- А у кого дома есть собака? Расскажи, как ты за ней ухаживаешь, воспитываешь. (Рассказ 2-ух ребят) - У нас есть ребята, которые знают стихи про собак.

Возвращение лесника из леса вместе с сорокой и кошкой Муркой.

Лесник: -Здравствуйте, дети. Не смог я вас встретить, пришлось в лес бежать, там медведь никак не хотел засыпать в берлоге. Но сейчас в лесу полный порядок. А вы познакомились с моими питомцами? Знаете теперь, как правильно обращаться с домашними животными? А скажите-ка мне, можно обижать кошку или собаку? (ответы детей) -Вижу, все знаете.

Воспитатель: Дедушка, дети даже знают стихотворение про зайку, который решил собаку подразнить. Ребенок читает стихотворение «Никогда не отбирай у собаки миску с едой»

" Мой пес", " Не трогай маленьких щенят"

Лесник: Молодцы. А играть вы умеете?

        Пальчиковая гимнастика" Грибок"      Этот пальчик в лес пошел...................массажируют мизинчик

                                                                                Этот пальчик гриб нашел  ......................................безымянный

                                                                                 Этот пальчик чистил гриб........................................средний

                                                                                 Этот пальчик суп варил.............................................указательный

                                                                                  Ну а этот взял все съел...............................................большой

                                                                                  От того и потолстел.

      Лесник угощает детей орехами.

Возвращение детей в детский сад тем же путем.

Заключительная беседа.

Воспитатель: дети, вам понравилось путешествие к леснику в лес? 

Я надеюсь,что теперь,если кто надумает завести собаку или кошку, прежде подумает, сможете ли стать настоящим другом животному.Если завели животное, ухаживайте так, чтоб никогда ваш друг не оказался бездомным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Мой пес» Я знаю, что пес мой Пока еще мал: Ну что же, зато он – И смел и удал. Любую команду, Какую не дай, Послушно и точно Исполнит Акбай. 3. «Не трогай маленьких щенят!» Предупредить хочу ребят: Не троньте маленьких щенят! Их захотите в руки взять – Собака будет защищать. И даже может укусить. Нельзя к ним близко подходить! Вот подрастут – тогда играйте, Но малышей не обижайте! Лесник: Какие хорошие ребята. Все-то они знают. А играть, наверное, не умеют. Дети: Умеем! Пальчиковая гимнастика «Грибок» Этот пальчик в лес пошёл, Дети показывают мизинчик Этот пальчик гриб нашёл, ----------------- безымянный Этот пальчик чистил гриб, ----------------------- средний Этот пальчик суп варил, ---------------- указательный Ну а этот один съел. ---------------------- большой От того и потолстел! Лесник: Я как я рад, что встретил вас в лесу. А я ведь вам ещё с утра гостинцы припас: грибочков напёк да орехов приготовил, которые ещё осенью в лесу набрал. (Лесник угощает детей, те с ним прощаются). Возвращение детей в детский сад при помощи тех же слов, с которыми заходили в лес. Воспитатель: Мы часто видим на улице бездомных собак, кошек. Бездомными чаще всего они оказываются по вине их владельцев. И прежде, чем принести кошку или собаку домой, надо серьёзно подумать о том, сможете ли вы жить с ней в дружбе и относиться к ней, как к живому существу: любить её, ухаживать за ней. Запомните, дети, главное правило: человек не должен предавать своих маленьких друзей, оставлять их без крова и пищи. Занятие закончено. Анализ занятия. Занятие детям очень понравилось. Все принимали активное участие. Очень заинтересовали детишек игровые моменты: сказочная поляна в лесу, домик лесника с его обитателями, дорога с препятствиями, подвижная игра со сказочным персонажем кошки. Считаю, что дети в ходе занятия узнали многое о привычках и поведении домашних кошек и собак, а также многое о бездомных животных. Дети усвоили правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными, познакомились с приёмами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными. Во время занятия я помогала детям ощутить радость от общения с животными, проявлять желание ласкового обращения к кошке, к собачке; объясняла детишкам, что нельзя мучить животных, бить их, дразнить. Надеюсь, что мои воспитанники теперь, если и заведут дома кошку или собаку, то никогда не выгонят их на улицу. Уверена, что каждый из детей, если их оцарапает кошка, сам сможет оказать себе первую медицинскую помощь: промыть ранку, смазать йодом. А если дети хорошо усвоили правила поведения с животными, то и опасности от них не будет, а я уверена, что занятие многому научило детей, как беречь своё здоровье /p>

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

Конспект занятия "Путешествие в зоопарк (Животные жарких стран)»

Занятие с использованием интерактивной доски.  Происходит знакомство с животными жарких стран, их повадками, образе питания,  Закрепляется умение образовывать существительное в родительном п...

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши». ...

конспекты занятий по ознакомлению с животными

данный материал поможет воспитателям в  проведении занятий с детьми...

Конспект занятия по теме "Дикие животные"

Тема "Дикие звери"Программное содержание.1. Систематизировать и углублять представление о диких зверях родного края.2. Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких зверей .3. Во...

Конспект занятия по экологии Лесные животные для старшего возраста

Конспект занятия по экологии Лесные животные для старшего  возраста....