Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей  с ОНР в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_golosok_st._gr.docx556.49 КБ

Предварительный просмотр:

F:\таня\веселый голосок 1.jpg

Кружковая работа 

«Веселый голосок»

         Задачи:

  • развитие у детей 5 – 6 лет общих речевых навыков;

  • формирование физиологических механизмов овладения интонацией (нормализация деятельности дыхательного и голосового аппарата, координирование работы речевых мышц и т.д.);

  • обеспечение использования детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях в процессе общения.

        Направления коррекционной работы:

  • развитие речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи);
  • развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
  • развитие фонационного (речевого) дыхания;
  • координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
  • развитие мимики и выразительности движений;
  • развитие способностей понимать и передавать различные эмоции;
  • развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
  • развитие восприятия и воспроизведения ударения;
  • совершенствование темпоритмической организации высказываний;
  • формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.

Работа соотнесена с лексическими темами, используемыми для развития речи дошкольников на занятиях  в старшей логопедической группе детского сада.

Тема «Овощи»

1. Пальчиковая гимнастика «Огород».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Дидактическое упражнение «Сосчитай овощи».

    Цель: развитие речевого выдоха.

3. Игра «Сказочный огород».

    Цель: развитие речевого слуха и формирование понимания основного тона    

              высказывания.

4. Задание «Дорисуй картинки».

    Цель: формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.

5. Игра «Сказочный огород».

    Цель: развитие мимической мускулатуры.

6. Упражнение «Составь предложение».

    Цель: формирование восприятия и воспроизведения мелодики

              повествовательных предложений.

Тема «Фрукты»

1. Пластический этюд на тему «Необычное дерево».

    (выражение радости, удивления)

    Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.

2. Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад».

    Цель: развитие мелкой моторики.

3. Игра «Сколько фруктов  в саду?».

    Цель: развитие речевого дыхания (работа над увеличением продолжительности

              речевого выдоха).

4. Игра «Отхлопай слово».

    Цель: развитие умения правильно ставить ударение в словах.

5. Игра «Хлоп – хлоп».

    Цель: развитие чувства речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса

6. Игра «Слушай и повторяй».

    Цель: отработка интонации законченного высказывания.

7. Игра «Назови фрукт».

    Цель: закрепление навыка интонационного оформления повествовательных

              предложений.

Тема «Грибы»

1. Пластический этюд на тему «Как много боровиков!».

    (выражение удивления и радости)

    Цель: развитие мимики.

2. Упражнение «Вот грибок».

    Цель: развитие направленного речевого выдоха.

3. Игра «Волшебные превращения».

    Цель: развитие умения изменять тембр голоса.

4. Пальчиковая гимнастика «за грибами в лес пошли».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

5. Игра «Дары леса».

    Цель: развитие умения правильно ставить ударение в словах.

6. Игра «Собираю грибы».

    Цель: отработка интонации законченного высказывания.

7. Слушание рассказа «Грибники».

    Цель: формирование восприятия интонации вопроса.

Тема «Обувь»

1. Пальчиковая гимнастика «Надеваю я сапожки…».

    Цель: развитие моторики и чувства ритма.

2. Игра «Сосчитай ступеньки».

    Цель: развитие речевого выдоха.

3. Упражнение «Маша и сказки».

    Цель: развитие мимической мускулатуры и формирование понимания эмоций.

4. Игра «Чья обувь?».

    Цель: отработка навыков использования повествовательной и вопросительной

              интонации в диалоге.

5. Упражнение «Назови обувь сказочных героев».

    Цель: развитие умения правильно ставить словесное ударение.

Тема «Одежда»

1. Упражнение «Ветер».

    Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса.

2. Упражнение «Осенний дождь».

    Цель: развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.

3. Пластический этюд на тему «Поздняя осень».

    (выражение грусти)

    Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики.

4. Упражнение «Собирайся на прогулку».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

5. Упражнение «Назови одежду».

    Цель: развитие правильно ставить словесное ударение.

6. Игра «Помоги Маше одеться».

    Цель: формирование восприятия и навыка использования в речи вопросительной

               и повествовательной интонации.

7. Игра «Собираемся на прогулку».

    Цель: развитие умения выделять логический центр предложения.

Тема «Перелетные птицы»

1. Пальчиковая гимнастика «Снова осень наступает…»

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Игра «Продолжи предложение».

    Цель: развитие речевого дыхания, работа над увеличением продолжительности

              речевого выдоха.

3. Игра «Волшебное письмо».

    Цель: формирование понимания эмоциональной направленности текста.

4. Упражнение «Ответь на вопросы»

     Цель: отработка навыков употребления повествовательной  и восклицательной

                интонации в диалоге.

Тема «Зима»

1. Пальчиковая гимнастика «Первые снежинки».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Упражнение «Белый снег».

    Цель: развитие речевого дыхания.

3. Упражнение «Зимушка – зима».

    (выражение интереса, удивления и радости)

    Цель: работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи.

4. Игра «Рисуем настроение».

    Цель: формирование понимания эмоционального содержания высказывания,

              интонационной выразительности речи.

5. Игра «Колыбельная для Вьюгокрута».

    Цель: развитие высотного диапазона голоса.

6. Пластический этюд на тему «Поможем Зимушке найти волшебный снежок».

    (выражение интереса, удивления и радости)

    Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

7. Упражнение «Зимушка и волшебный снежок».

    Цель: формирование восприятия восклицательной интонации высказывания.

Тема «Зимующие птицы»

1. Пальчиковая гимнастика «Снегири».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Пластический этюд на тему «У кормушки».

    (выражение грусти и радости)

    Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

3. Упражнение «Повтори!».

    Цель: развитие чувства речевого ритма.

4. Упражнение «Назови птиц».

    Цель: развитие умения правильно ставить словесное ударение.

5. Упражнение «Ответь на вопрос».

    Цель: развитие умения правильно ставить логическое ударение во фразе.

Тема «Домашние животные»

1. Пальчиковая гимнастика «Наша кошка».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Упражнение «Посмотри – проговори».

    Цель: развитие речевого дыхания.

3. Игра «Послушай и повтори так же».

    Цель: развитие чувства ритма.

4. Пластический этюд на тему «Одинокий печальный щенок».

    (выражение печали)

    Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных

              движений.

5. Игра «Щенок и котенок».

    Цель: формирование понимания интонации, развитие умения передавать

              выразительными средствами эмоциональное содержание высказывания.

6. Игра «Потерялась мама».

    Цель: развитие умения использовать вопросительную и повествовательную

              интонацию в высказываниях.

Тема «Домашние птицы»

1. Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

    Цель: развитие моторики и чувства ритма.

2. Игра «Накорми птиц»

    Цель: формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

3. Игра «Мамы и детки».

    Цель: развитие речевого выдоха, силы голоса и чувства ритма.

4. Игра «Кто потерялся?».

    Цель: формирование умения пользоваться вопросительной интонацией.

5. Игра «Превратись в птицу».

    Цель: развитие силы и расширение высотного диапазона голоса, формирование  

              умения изменять темп и тембр речи.

Тема «Дикие животные»

1. Пластический этюд на тему «Заблудились в лесу».

    (выражение страха, радости)

    Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных

              движений.

2. Игра «Сосчитай зайчат».

    Цель: развитие речевого дыхания и силы голоса.

3. Упражнение «Каких животных могла встретить Маша в глухом лесу?».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

4. Упражнение «Назови и подели».

    Цель: развитие умения правильно ставить словесное ударение и делить слова на

               слоги.

5. Упражнение «Маша в лесу».

    Цель: развитие мимики, формирование понимания эмоций.

6. Упражнение «Маша потерялась».

    Цель: развитие восприятия вопросительной интонации, закрепление навыков

              использования в речи высказываний с повествовательной интонацией.

Тема «Новый год»

1. Пальчиковая гимнастика «Новый год».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Пластический этюд на тему «Какая красивая елка».

    (выражение удивления и радости)

    Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

3. Игра «Поющие игрушки».

    Цель: расширение высотного диапазона голоса.

4. Слушание рассказа «Новогодний праздник».

    Цель: формирование восприятия и воспроизведения восклицательной интонации

               высказывания.

5. Игра «Похвали подарок».

    Цель: воспроизведение восклицательной интонации высказывания.

Тема «Транспорт»

1. Упражнение «Отгадай сказку».

    Цель: развитие дыхания, силы голоса, восприятия и воспроизведения ритма.

2. Упражнение «Назови транспорт».

     Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.

3. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

4. Упражнение «Самолет».

     Цель: развитие высотного диапазона голоса.

5. Игра «Паровозики».

    Цель: формирование понимания эмоций, развитие умения передавать

               эмоциональные оттенки речи средствами интонационной      

               выразительности.

6. Упражнение «Веселый паровозик».

    Цель: развитие умения использовать в речи восклицательную интонацию.

Тема «Инструменты»

1. Пальчиковая гимнастика «Инструменты».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Упражнение «Лесорубы».

    Цель: развитие речевого дыхания, увеличение продолжительности речевого

              выдоха.

3. Упражнение «Пильщики».

    Цель: выполнение движений с одновременным проговариванием слов.

4. Пластический этюд на тему «Что нового в огромном чемодане?».

    (выражение удивления)

    Цель: развитие выразительных движений и мимики.

5. Упражнений «Назови инструменты».

    Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.

6. Упражнение «Инструменты в действии».

    Цель: закрепление навыков употребления повествовательной и вопросительной

              интонации в речи.

Тема «Профессии. Строитель»

1. Пальчиковая гимнастика «Строительство».

    Цель: развитие мелкой моторики.

2. Игра «Веселые строители».

    Цель: развитие чувства речевого ритма.

3. Пластический этюд на тему «Что произошло с нашим домом?».

    (выражение радости, удивления и гнева)

    Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики

              и выразительных движений.

4. Упражнение «Сосчитаем стекла».

    Упражнение «Маляры».

    Цель: развитие речевого дыхания.

5. Упражнение «Назови цветы».

    Цель: развитие силы голоса.

6.  Игра «Новоселье».

     Цель: расширение высотного диапазона голоса и формирование умения

               произносить высказывание с восклицательной интонацией.    

Тема «Почта»

1. Пальчиковая гимнастика «Почтальон».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Игра «Волшебное письмо».

    Цель: развитие умения различать эмоциональные значения высказывания,

              переданные с помощью интонации.

3. Игра «Что принес нам почтальон?».

    Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.

4. Игра «Ответь на вопросы».

    Цель: формирование восприятия вопросительной интонации в высказываниях с

               вопросительным словом.

5. Игра «Почемучки».

    Цель: развитие умения использовать вопросительную интонацию при

              оформлении высказываний с вопросительным словом (специальных

              вопросов).

Тема «Весна»

1. Пальчиковая гимнастика «Весна».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Упражнение «Послушай и повтори так же».

    Цель: развитие чувства ритма.

3. Пластический этюд на тему «Вот и весна наступила!».

    (выражение гнева, удивления и радости)

    Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

4. Упражнение «Тихо – громко».

    Цель: развитие умения изменять силу голоса.

5. Слушание рассказа «Весенний день».

    Цель: формирование понимания соответствия интонации содержанию текста.

6. Задание «Выучи наизусть».

    Цель: формирование умения использовать восклицательную интонацию в речи.

Тема «Моя семья»

1. Игра «Кто дольше?».

    Цель: развитие направленного плавного выдоха.

2. Пластический этюд на тему «День рождения».

    (выражение радости, интереса и удивления)

    Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.

3. Пальчиковая гимнастика «Семья».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

4. Игра «Угадай, кто говорил?».

    Цель: развитие речевого слуха (развитие умения различать изменения высоты

               голоса).

5. Игра «Сосчитай свечки на торте».

    Цель: развитие речевого выдоха и силы голоса.

6. Упражнение «Человечки».

    Цель: развитие способностей понимать основные эмоции.

Тема «Космос»

1. Упражнение «Стихи Вани».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Упражнение «Шар»

    Упражнение «Насос»

    Цель: развитие речевого дыхания.

3. Упражнение «На старт!»

    Цель: увеличение продолжительности речевого выдоха.

4. Пластический этюд на тему «Что случилось с воздушным шаром?».

    (выражение радости, страха и удивления)

    Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики

              и выразительных движений.

5. Упражнение «Проговори слова».

    Цель: расширение высотного диапазона голоса.

6. Упражнение «Полетишь?»

    Цель: развитие умения использовать вопросительную и восклицательную

              интонацию в высказывании.

Тема «Мой поселок»

1. Пальчиковая гимнастика «Это улица моя».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Упражнение «Я живу на…».

     Цель: развитие речевого выдоха и силы голоса.

3. Упражнение «Проговори слова».

    Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.

4. Игра «Артисты».

    Цель: формирование умения пользоваться интонационными средствами для

               выражения эмоций.

5. Пластический этюд на тему «Как много необычных памятников»

    (выражение радости, удивления и восхищения)

    Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики

               и выразительных движений.

6. Игра «Похвали».

    Цель: формирование умения использовать восклицательную интонацию в речи.

Тема «Насекомые»

1. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Упражнение «Назови насекомое».

     Цель: развитие речевого дыхания.

3. Игра «Слушай и отгадывай».

    Цель: формирование восприятия речевого ритма.

4. Игра «Произнеси по-разному».

    Цель: формирование умения пользоваться интонационными средствами для

               выражения эмоций.

5. Упражнение «Послушай стихи».

    Цель: развитие понимания детьми связи темпа речи со смыслом высказывания.

Тема «Лето»

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

    Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Игра «Картинки».

    Цель: формирование умения ставить логическое ударение во фразе.

3. Слушание рассказа «Наступило лето».

    Цель: формирование восприятия эмоционального значения высказываний.

4. Упражнение «Назови цветы».

     Цель: развитие умения ставить ударение в слове.

5. Упражнение «Хорошо у бабушки на даче».

    Цель: развитие умения изменять тембр голоса.

6. Упражнение «Лето наступило».

    Цель: развитие умения пользоваться интонационными средствами оформления

              высказываний.

Учитель – логопед _______________/ Бурмистрова Т.И. /

Понедельное планирование занятий

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1.

Диагност. обследование

Овощи

Одежда

2.

Диагност. обследование

Фрукты

Обувь

3.

Диагност. обследование

Овощи - фрукты

Одежда – обувь

4.

Диагност. обследование

Грибы

Перелетные птицы

II период (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

Январь  

Февраль  

1.

Зима

_________

Транспорт

2.

Зимующие птицы

Домашние животные

Инструменты

3.

Дикие животные

Домашние птицы

Профессии

4.

Новый год

Животные - птицы

Профессии. Стройка

III период (март, апрель, май)

Март  

Апрель

Май  

1.

Весна

Мой поселок

Лето

2.

Весна

Космос

Лето

3.

Моя семья

Почта

Диагност.обследование

4.

Мой поселок

Насекомые

Диагност.обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Картотека игр на развитие общих речевых навыков.

Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....

Квиллинг как средство развития общих речевых навыков

Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...

"Значение развития общих речевых навыков у дошкольников с ОНР"

Статья о развитии общих речевых навыков у дошкольников с речевыми нарушениями...

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Планирование работы по развитию общих речевых навыков

Работа над правильным дыханием является одим из направлений в коррекции заикания. Упражнения и игры представленные в этом плане помогут сформировать правильную воздушную струю. При систематическом вып...