Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselyy_golosok_st._gr.docx | 556.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Веселый голосок»
Задачи:
- развитие у детей 5 – 6 лет общих речевых навыков;
- формирование физиологических механизмов овладения интонацией (нормализация деятельности дыхательного и голосового аппарата, координирование работы речевых мышц и т.д.);
- обеспечение использования детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях в процессе общения.
Направления коррекционной работы:
- развитие речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи);
- развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
- развитие фонационного (речевого) дыхания;
- координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
- развитие мимики и выразительности движений;
- развитие способностей понимать и передавать различные эмоции;
- развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
- развитие восприятия и воспроизведения ударения;
- совершенствование темпоритмической организации высказываний;
- формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.
Работа соотнесена с лексическими темами, используемыми для развития речи дошкольников на занятиях в старшей логопедической группе детского сада.
Тема «Овощи»
1. Пальчиковая гимнастика «Огород».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Дидактическое упражнение «Сосчитай овощи».
Цель: развитие речевого выдоха.
3. Игра «Сказочный огород».
Цель: развитие речевого слуха и формирование понимания основного тона
высказывания.
4. Задание «Дорисуй картинки».
Цель: формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.
5. Игра «Сказочный огород».
Цель: развитие мимической мускулатуры.
6. Упражнение «Составь предложение».
Цель: формирование восприятия и воспроизведения мелодики
повествовательных предложений.
Тема «Фрукты»
1. Пластический этюд на тему «Необычное дерево».
(выражение радости, удивления)
Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.
2. Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад».
Цель: развитие мелкой моторики.
3. Игра «Сколько фруктов в саду?».
Цель: развитие речевого дыхания (работа над увеличением продолжительности
речевого выдоха).
4. Игра «Отхлопай слово».
Цель: развитие умения правильно ставить ударение в словах.
5. Игра «Хлоп – хлоп».
Цель: развитие чувства речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса
6. Игра «Слушай и повторяй».
Цель: отработка интонации законченного высказывания.
7. Игра «Назови фрукт».
Цель: закрепление навыка интонационного оформления повествовательных
предложений.
Тема «Грибы»
1. Пластический этюд на тему «Как много боровиков!».
(выражение удивления и радости)
Цель: развитие мимики.
2. Упражнение «Вот грибок».
Цель: развитие направленного речевого выдоха.
3. Игра «Волшебные превращения».
Цель: развитие умения изменять тембр голоса.
4. Пальчиковая гимнастика «за грибами в лес пошли».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
5. Игра «Дары леса».
Цель: развитие умения правильно ставить ударение в словах.
6. Игра «Собираю грибы».
Цель: отработка интонации законченного высказывания.
7. Слушание рассказа «Грибники».
Цель: формирование восприятия интонации вопроса.
Тема «Обувь»
1. Пальчиковая гимнастика «Надеваю я сапожки…».
Цель: развитие моторики и чувства ритма.
2. Игра «Сосчитай ступеньки».
Цель: развитие речевого выдоха.
3. Упражнение «Маша и сказки».
Цель: развитие мимической мускулатуры и формирование понимания эмоций.
4. Игра «Чья обувь?».
Цель: отработка навыков использования повествовательной и вопросительной
интонации в диалоге.
5. Упражнение «Назови обувь сказочных героев».
Цель: развитие умения правильно ставить словесное ударение.
Тема «Одежда»
1. Упражнение «Ветер».
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса.
2. Упражнение «Осенний дождь».
Цель: развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.
3. Пластический этюд на тему «Поздняя осень».
(выражение грусти)
Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики.
4. Упражнение «Собирайся на прогулку».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
5. Упражнение «Назови одежду».
Цель: развитие правильно ставить словесное ударение.
6. Игра «Помоги Маше одеться».
Цель: формирование восприятия и навыка использования в речи вопросительной
и повествовательной интонации.
7. Игра «Собираемся на прогулку».
Цель: развитие умения выделять логический центр предложения.
Тема «Перелетные птицы»
1. Пальчиковая гимнастика «Снова осень наступает…»
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Игра «Продолжи предложение».
Цель: развитие речевого дыхания, работа над увеличением продолжительности
речевого выдоха.
3. Игра «Волшебное письмо».
Цель: формирование понимания эмоциональной направленности текста.
4. Упражнение «Ответь на вопросы»
Цель: отработка навыков употребления повествовательной и восклицательной
интонации в диалоге.
Тема «Зима»
1. Пальчиковая гимнастика «Первые снежинки».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Белый снег».
Цель: развитие речевого дыхания.
3. Упражнение «Зимушка – зима».
(выражение интереса, удивления и радости)
Цель: работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи.
4. Игра «Рисуем настроение».
Цель: формирование понимания эмоционального содержания высказывания,
интонационной выразительности речи.
5. Игра «Колыбельная для Вьюгокрута».
Цель: развитие высотного диапазона голоса.
6. Пластический этюд на тему «Поможем Зимушке найти волшебный снежок».
(выражение интереса, удивления и радости)
Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
7. Упражнение «Зимушка и волшебный снежок».
Цель: формирование восприятия восклицательной интонации высказывания.
Тема «Зимующие птицы»
1. Пальчиковая гимнастика «Снегири».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Пластический этюд на тему «У кормушки».
(выражение грусти и радости)
Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
3. Упражнение «Повтори!».
Цель: развитие чувства речевого ритма.
4. Упражнение «Назови птиц».
Цель: развитие умения правильно ставить словесное ударение.
5. Упражнение «Ответь на вопрос».
Цель: развитие умения правильно ставить логическое ударение во фразе.
Тема «Домашние животные»
1. Пальчиковая гимнастика «Наша кошка».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Посмотри – проговори».
Цель: развитие речевого дыхания.
3. Игра «Послушай и повтори так же».
Цель: развитие чувства ритма.
4. Пластический этюд на тему «Одинокий печальный щенок».
(выражение печали)
Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных
движений.
5. Игра «Щенок и котенок».
Цель: формирование понимания интонации, развитие умения передавать
выразительными средствами эмоциональное содержание высказывания.
6. Игра «Потерялась мама».
Цель: развитие умения использовать вопросительную и повествовательную
интонацию в высказываниях.
Тема «Домашние птицы»
1. Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Цель: развитие моторики и чувства ритма.
2. Игра «Накорми птиц»
Цель: формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.
3. Игра «Мамы и детки».
Цель: развитие речевого выдоха, силы голоса и чувства ритма.
4. Игра «Кто потерялся?».
Цель: формирование умения пользоваться вопросительной интонацией.
5. Игра «Превратись в птицу».
Цель: развитие силы и расширение высотного диапазона голоса, формирование
умения изменять темп и тембр речи.
Тема «Дикие животные»
1. Пластический этюд на тему «Заблудились в лесу».
(выражение страха, радости)
Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных
движений.
2. Игра «Сосчитай зайчат».
Цель: развитие речевого дыхания и силы голоса.
3. Упражнение «Каких животных могла встретить Маша в глухом лесу?».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
4. Упражнение «Назови и подели».
Цель: развитие умения правильно ставить словесное ударение и делить слова на
слоги.
5. Упражнение «Маша в лесу».
Цель: развитие мимики, формирование понимания эмоций.
6. Упражнение «Маша потерялась».
Цель: развитие восприятия вопросительной интонации, закрепление навыков
использования в речи высказываний с повествовательной интонацией.
Тема «Новый год»
1. Пальчиковая гимнастика «Новый год».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Пластический этюд на тему «Какая красивая елка».
(выражение удивления и радости)
Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
3. Игра «Поющие игрушки».
Цель: расширение высотного диапазона голоса.
4. Слушание рассказа «Новогодний праздник».
Цель: формирование восприятия и воспроизведения восклицательной интонации
высказывания.
5. Игра «Похвали подарок».
Цель: воспроизведение восклицательной интонации высказывания.
Тема «Транспорт»
1. Упражнение «Отгадай сказку».
Цель: развитие дыхания, силы голоса, восприятия и воспроизведения ритма.
2. Упражнение «Назови транспорт».
Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.
3. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
4. Упражнение «Самолет».
Цель: развитие высотного диапазона голоса.
5. Игра «Паровозики».
Цель: формирование понимания эмоций, развитие умения передавать
эмоциональные оттенки речи средствами интонационной
выразительности.
6. Упражнение «Веселый паровозик».
Цель: развитие умения использовать в речи восклицательную интонацию.
Тема «Инструменты»
1. Пальчиковая гимнастика «Инструменты».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Лесорубы».
Цель: развитие речевого дыхания, увеличение продолжительности речевого
выдоха.
3. Упражнение «Пильщики».
Цель: выполнение движений с одновременным проговариванием слов.
4. Пластический этюд на тему «Что нового в огромном чемодане?».
(выражение удивления)
Цель: развитие выразительных движений и мимики.
5. Упражнений «Назови инструменты».
Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.
6. Упражнение «Инструменты в действии».
Цель: закрепление навыков употребления повествовательной и вопросительной
интонации в речи.
Тема «Профессии. Строитель»
1. Пальчиковая гимнастика «Строительство».
Цель: развитие мелкой моторики.
2. Игра «Веселые строители».
Цель: развитие чувства речевого ритма.
3. Пластический этюд на тему «Что произошло с нашим домом?».
(выражение радости, удивления и гнева)
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики
и выразительных движений.
4. Упражнение «Сосчитаем стекла».
Упражнение «Маляры».
Цель: развитие речевого дыхания.
5. Упражнение «Назови цветы».
Цель: развитие силы голоса.
6. Игра «Новоселье».
Цель: расширение высотного диапазона голоса и формирование умения
произносить высказывание с восклицательной интонацией.
Тема «Почта»
1. Пальчиковая гимнастика «Почтальон».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Игра «Волшебное письмо».
Цель: развитие умения различать эмоциональные значения высказывания,
переданные с помощью интонации.
3. Игра «Что принес нам почтальон?».
Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.
4. Игра «Ответь на вопросы».
Цель: формирование восприятия вопросительной интонации в высказываниях с
вопросительным словом.
5. Игра «Почемучки».
Цель: развитие умения использовать вопросительную интонацию при
оформлении высказываний с вопросительным словом (специальных
вопросов).
Тема «Весна»
1. Пальчиковая гимнастика «Весна».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Послушай и повтори так же».
Цель: развитие чувства ритма.
3. Пластический этюд на тему «Вот и весна наступила!».
(выражение гнева, удивления и радости)
Цель: развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
4. Упражнение «Тихо – громко».
Цель: развитие умения изменять силу голоса.
5. Слушание рассказа «Весенний день».
Цель: формирование понимания соответствия интонации содержанию текста.
6. Задание «Выучи наизусть».
Цель: формирование умения использовать восклицательную интонацию в речи.
Тема «Моя семья»
1. Игра «Кто дольше?».
Цель: развитие направленного плавного выдоха.
2. Пластический этюд на тему «День рождения».
(выражение радости, интереса и удивления)
Цель: развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.
3. Пальчиковая гимнастика «Семья».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
4. Игра «Угадай, кто говорил?».
Цель: развитие речевого слуха (развитие умения различать изменения высоты
голоса).
5. Игра «Сосчитай свечки на торте».
Цель: развитие речевого выдоха и силы голоса.
6. Упражнение «Человечки».
Цель: развитие способностей понимать основные эмоции.
Тема «Космос»
1. Упражнение «Стихи Вани».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Шар»
Упражнение «Насос»
Цель: развитие речевого дыхания.
3. Упражнение «На старт!»
Цель: увеличение продолжительности речевого выдоха.
4. Пластический этюд на тему «Что случилось с воздушным шаром?».
(выражение радости, страха и удивления)
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики
и выразительных движений.
5. Упражнение «Проговори слова».
Цель: расширение высотного диапазона голоса.
6. Упражнение «Полетишь?»
Цель: развитие умения использовать вопросительную и восклицательную
интонацию в высказывании.
Тема «Мой поселок»
1. Пальчиковая гимнастика «Это улица моя».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Я живу на…».
Цель: развитие речевого выдоха и силы голоса.
3. Упражнение «Проговори слова».
Цель: развитие умения правильно ставить ударение в слове.
4. Игра «Артисты».
Цель: формирование умения пользоваться интонационными средствами для
выражения эмоций.
5. Пластический этюд на тему «Как много необычных памятников»
(выражение радости, удивления и восхищения)
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики
и выразительных движений.
6. Игра «Похвали».
Цель: формирование умения использовать восклицательную интонацию в речи.
Тема «Насекомые»
1. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Назови насекомое».
Цель: развитие речевого дыхания.
3. Игра «Слушай и отгадывай».
Цель: формирование восприятия речевого ритма.
4. Игра «Произнеси по-разному».
Цель: формирование умения пользоваться интонационными средствами для
выражения эмоций.
5. Упражнение «Послушай стихи».
Цель: развитие понимания детьми связи темпа речи со смыслом высказывания.
Тема «Лето»
1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Игра «Картинки».
Цель: формирование умения ставить логическое ударение во фразе.
3. Слушание рассказа «Наступило лето».
Цель: формирование восприятия эмоционального значения высказываний.
4. Упражнение «Назови цветы».
Цель: развитие умения ставить ударение в слове.
5. Упражнение «Хорошо у бабушки на даче».
Цель: развитие умения изменять тембр голоса.
6. Упражнение «Лето наступило».
Цель: развитие умения пользоваться интонационными средствами оформления
высказываний.
Учитель – логопед _______________/ Бурмистрова Т.И. /
Понедельное планирование занятий
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | |
1. | Диагност. обследование | Овощи | Одежда |
2. | Диагност. обследование | Фрукты | Обувь |
3. | Диагност. обследование | Овощи - фрукты | Одежда – обувь |
4. | Диагност. обследование | Грибы | Перелетные птицы |
II период (декабрь, январь, февраль)
Декабрь | Январь | Февраль | |
1. | Зима | _________ | Транспорт |
2. | Зимующие птицы | Домашние животные | Инструменты |
3. | Дикие животные | Домашние птицы | Профессии |
4. | Новый год | Животные - птицы | Профессии. Стройка |
III период (март, апрель, май)
Март | Апрель | Май | |
1. | Весна | Мой поселок | Лето |
2. | Весна | Космос | Лето |
3. | Моя семья | Почта | Диагност.обследование |
4. | Мой поселок | Насекомые | Диагност.обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Картотека игр на развитие общих речевых навыков.
Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....
Квиллинг как средство развития общих речевых навыков
Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...
"Значение развития общих речевых навыков у дошкольников с ОНР"
Статья о развитии общих речевых навыков у дошкольников с речевыми нарушениями...
Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...
Планирование работы по развитию общих речевых навыков
Работа над правильным дыханием является одим из направлений в коррекции заикания. Упражнения и игры представленные в этом плане помогут сформировать правильную воздушную струю. При систематическом вып...