Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Рогулева Ирина Николаевна

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необходимо развивать окраску речи  - общие речевые навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prosodicheskih_komponentov_rechi.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необходимо развивать окраску речи  - общие речевые навыки.

2 Общие речевые навыки включают:

  • Развитие фонационного  (речевого) дыхания;
  • Развитие мимики;
  • Развитие выразительности движений;
  • Развитие способностей понимать и выражать эмоции;
  • Формирование физиологических механизмов интонации: развитие силы голоса, расширение голосового диапазона.
  • Развитие темпоритмической организации высказывания;
  • Формирование восприятия и воспроизведение основных интонационных типов оформления высказывания (повествование, восклицание, вопрос).

3 Речевое дыхание.

Основа внешней (произносительной) речи – дыхания.

     Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.

4 Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

      Различают три типа дыхания:  верхнерёберное, грудное, грудобрюшное (оно же диафрагмально – рёберное). Ребёнок сначала в речи пользуется навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания грудобрюшной.

  • Вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот;
  • Вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

7 Работа над речевым дыханием.

       Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно использовать воздух на выдохе.

       С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ( в зависимости от возраста от 2 до 6 минут) следующие игры:

  • Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу;
  • Пускать в таз с водой уток, лебедей, лодки, корабли;
  • Приводить в движение крылья мельницы;
  • Сдувать тычинки с созревших одуванчиков;
  • Играть на детских духовых инструментах (дудочках, губных гармошках);
  • Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, на лёгких бумажных птичек;
  • Сдувать со стола, с руки снежинки (бумажные) пушинки и т. п.
  • Надувать резиновые игрушки, шары; делать мыльные пузыри;
  • Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т.п.;

9 Развитие речевого дыхания на материале лексических тем.

Цели:

 - сформировать длительный ротовой выдох;

 - формирование умения экономно использовать воздух в процессе речи с учётом его добора;

 - развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность).

Виды работы по усложнению речевого материала:

  - длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе;

 - учить на одном выдохе произносить 3-4 слога;

 - правильно произносить фразу из 2-3 слов;

 - слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов;

 - слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворных фразы;

 - сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов Цели:

 - сформировать длительный ротовой выдох;

 - формирование умения экономно использовать воздух в процессе речи с учётом его добора;

 - развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность).

Виды работы по усложнению речевого материала:

  - длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе;

 - учить на одном выдохе произносить 3-4 слога;

 - правильно произносить фразу из 2-3 слов;

 - слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов;

 - слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворных фразы;

 - сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов

10.   На что должен обратить внимание педагог, работающий с ребёнком над выработкой правильного речевого дыхания.

  • Во время дыхания плечи у ребёнка должны быть неподвижны;
  • Грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
  • Живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе опускаться;
  • Во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;
  • Вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным и спокойным и плавным;
  • Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;
  • Говорить только на выдохе;
  • При проговаривании речевого материала из нескольких слов, не допускать отдышки, багрового покраснения лица.

11 Развитие голоса.

Игровые упражнения, используемые для развития речевого дыхания, способствуют также  развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые педагогом, способствуют постановке правильного речевого дыхания.

 Задачи по развитию голоса детей:

 - формировать звонкий, сильный голос;

 - формировать плавность и слитность произношения;

 - развивать мелодико – интонационную сторону речи;

 - формировать навык владения голосовыми модуляциями;

 - развивать слуховой контроль

12  Работа над силой голоса

Работа над силой голоса.

В работе над основными акустическими характеристиками голоса следует исходить из того, что голос является средством слышимости, выразительности и эмоциональности речи.

Основная задача педагога в работе по развитию голоса у детей – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: умеренно громко отвечать на занятиях, тихо говорить в спальне, умеренно в общественных местах и т.д.

Голосовые упражнения начинаются с произнесения гласных звуков,  при этом внимание детей привлекается к мягкому голосоначалу.

Приёмы работы:

1.Произнесение изолированных гласных шёпотом и громко.

Игровые упражнения «Горлышко болит» - тихо «А», «О», громко горлышко вылечили.

Произнесение звука «У»  - «Песня ветра и ветерка», громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы.

2.Произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Игровые упражнения «Воет вьюга» з-З-З с усилением звука. С-с - С  с ослаблением звука.

3.Произнесение звукослияний, слогов, звукоподражаний с различной громкостью

«Кто сказал «мяу» - кошка или котёнок?

«Угадай, чей это голос?» Звукоподражание животным из сказки «Теремок» и т.д.

4.Произнесение слов громко и тихо, договаривая их в процессе чтения специально подобраных стихов. чистоговорок и загадок.

Кто читает стихотворение – Зайка или медведь?

Ух! Ух! Ух!

Мчатся сани во весь дух!

Ух! Ух! Ух!

Снег под горкой, словно пух!

 Ис, ис, ис – мы кричали «Бис!»

Ос, ос, ос – лает пёс Барбос!

5.Выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо.

А сова – всё ближе, ближе, (голосом средней силы)

А сова – всё ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тишине ночной: (тихо)

Поиграй, дружок со мной! (громко)

С.Маршак

13 Работа над выразительностью голоса.

Задачи:

  • Формирование у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;
  • Учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;
  •  учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи все виды интонации: просьбу, приказ, радость, вопрос, повествование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей  с ОНР в старшей группе...

Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....

Консультация для воспитателей "Развитие общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста"

   Работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, а развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. ...

Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста

Материалы могут быть использованы учителем-логопедом в работе по формированию общих речевых навыков у детей с ОНР и стёртой дизартрией, и совершенствованию творческих навыков, а так же для общего разв...