Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необходимо развивать окраску речи - общие речевые навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prosodicheskih_komponentov_rechi.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необходимо развивать окраску речи - общие речевые навыки.
2 Общие речевые навыки включают:
- Развитие фонационного (речевого) дыхания;
- Развитие мимики;
- Развитие выразительности движений;
- Развитие способностей понимать и выражать эмоции;
- Формирование физиологических механизмов интонации: развитие силы голоса, расширение голосового диапазона.
- Развитие темпоритмической организации высказывания;
- Формирование восприятия и воспроизведение основных интонационных типов оформления высказывания (повествование, восклицание, вопрос).
3 Речевое дыхание.
Основа внешней (произносительной) речи – дыхания.
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.
4 Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
Различают три типа дыхания: верхнерёберное, грудное, грудобрюшное (оно же диафрагмально – рёберное). Ребёнок сначала в речи пользуется навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания грудобрюшной.
- Вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот;
- Вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
7 Работа над речевым дыханием.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно использовать воздух на выдохе.
С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ( в зависимости от возраста от 2 до 6 минут) следующие игры:
- Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу;
- Пускать в таз с водой уток, лебедей, лодки, корабли;
- Приводить в движение крылья мельницы;
- Сдувать тычинки с созревших одуванчиков;
- Играть на детских духовых инструментах (дудочках, губных гармошках);
- Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, на лёгких бумажных птичек;
- Сдувать со стола, с руки снежинки (бумажные) пушинки и т. п.
- Надувать резиновые игрушки, шары; делать мыльные пузыри;
- Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т.п.;
9 Развитие речевого дыхания на материале лексических тем.
Цели:
- сформировать длительный ротовой выдох;
- формирование умения экономно использовать воздух в процессе речи с учётом его добора;
- развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность).
Виды работы по усложнению речевого материала:
- длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе;
- учить на одном выдохе произносить 3-4 слога;
- правильно произносить фразу из 2-3 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворных фразы;
- сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов Цели:
- сформировать длительный ротовой выдох;
- формирование умения экономно использовать воздух в процессе речи с учётом его добора;
- развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность).
Виды работы по усложнению речевого материала:
- длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе;
- учить на одном выдохе произносить 3-4 слога;
- правильно произносить фразу из 2-3 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов;
- слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворных фразы;
- сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов
10. На что должен обратить внимание педагог, работающий с ребёнком над выработкой правильного речевого дыхания.
- Во время дыхания плечи у ребёнка должны быть неподвижны;
- Грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
- Живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе опускаться;
- Во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;
- Вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным и спокойным и плавным;
- Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;
- Говорить только на выдохе;
- При проговаривании речевого материала из нескольких слов, не допускать отдышки, багрового покраснения лица.
11 Развитие голоса.
Игровые упражнения, используемые для развития речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые педагогом, способствуют постановке правильного речевого дыхания.
Задачи по развитию голоса детей:
- формировать звонкий, сильный голос;
- формировать плавность и слитность произношения;
- развивать мелодико – интонационную сторону речи;
- формировать навык владения голосовыми модуляциями;
- развивать слуховой контроль
12 Работа над силой голоса
Работа над силой голоса.
В работе над основными акустическими характеристиками голоса следует исходить из того, что голос является средством слышимости, выразительности и эмоциональности речи.
Основная задача педагога в работе по развитию голоса у детей – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: умеренно громко отвечать на занятиях, тихо говорить в спальне, умеренно в общественных местах и т.д.
Голосовые упражнения начинаются с произнесения гласных звуков, при этом внимание детей привлекается к мягкому голосоначалу.
Приёмы работы:
1.Произнесение изолированных гласных шёпотом и громко.
Игровые упражнения «Горлышко болит» - тихо «А», «О», громко горлышко вылечили.
Произнесение звука «У» - «Песня ветра и ветерка», громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы.
2.Произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса.
Игровые упражнения «Воет вьюга» з-З-З с усилением звука. С-с - С с ослаблением звука.
3.Произнесение звукослияний, слогов, звукоподражаний с различной громкостью
«Кто сказал «мяу» - кошка или котёнок?
«Угадай, чей это голос?» Звукоподражание животным из сказки «Теремок» и т.д.
4.Произнесение слов громко и тихо, договаривая их в процессе чтения специально подобраных стихов. чистоговорок и загадок.
Кто читает стихотворение – Зайка или медведь?
Ух! Ух! Ух!
Мчатся сани во весь дух!
Ух! Ух! Ух!
Снег под горкой, словно пух!
Ис, ис, ис – мы кричали «Бис!»
Ос, ос, ос – лает пёс Барбос!
5.Выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо.
А сова – всё ближе, ближе, (голосом средней силы)
А сова – всё ниже, ниже (голосом средней силы)
И кричит (громко)
В тишине ночной: (тихо)
Поиграй, дружок со мной! (громко)
С.Маршак
13 Работа над выразительностью голоса.
Задачи:
- Формирование у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;
- Учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;
- учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи все виды интонации: просьбу, приказ, радость, вопрос, повествование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе...
Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....
Консультация для воспитателей "Развитие общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста"
Работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, а развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. ...
Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста
Материалы могут быть использованы учителем-логопедом в работе по формированию общих речевых навыков у детей с ОНР и стёртой дизартрией, и совершенствованию творческих навыков, а так же для общего разв...