Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения детей заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание. В работе представлены рекомендации по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. При этом осуществляется организация функционального дыхания; развитие мимики; развитие выразительных движений; развитие способности понимать и выражать эмоции; формирование физиологических механизмов интонации; формирование темпо–ритмической организации высказывания. Материал соотнесен с лексической темой «Весна».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesnoyu_na_zdorove.doc | 325 КБ |
vesnoyu_na_zdorove.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое образовательное учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии №2
г. Хабаровск
Методическая разработка
по развитию общих речевых навыков
у воспитанников дошкольного детского дома
«Весною на здоровье».
Подготовила: учитель -логопед
Истрашкина Марина Сергеевна.
2011 г.
«Даже хороший от природы голос
следует развивать не только для пения,
но и для речи».
К.С. Станиславский
Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие).
Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи.
Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения детей заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание.
При обследовании ребенка обычно выявляются следующие нарушения выразительности речи:
- Недостаточная модуляция голоса по силе, высоте, (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий, высотный диапазон голоса);
- Нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);
- Недостаточная координация движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
- Нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов оформления высказывания);
- Трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
- Нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированной, растянутой) речи.
Для достижения максимальной эффективности коррекционной работы по развитию интонационной выразительности речи необходимо:
- Формировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализовать деятельность дыхательного и голосового аппарата, скоординировать работу речевых мышц и т.д.)
- Обеспечить использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях в процессе общения.
Игры со звукоподражанием, пальчиковые игры и разучивание стихотворений оказались хорошими средствами для осуществления поставленных задач.
Развитие дыхания. Активизация вдоха.
Игровая ситуация «В саду».
Встаньте в круг. Мы гуляем в саду. Цветут вишни, груши. Яблони. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.
«Цветы»
Предложить понюхать первые весенние цветы: вдох через нос – выдох через рот; вдох через рот; выдох через рот.
Развитие речевого дыхания.
Проговаривание потешки.
Исходное положение: ребенок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребенку на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание потешки: При солнышке тепло, при матушке добро.
Упражнение «К солнышку»
Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю, Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю. Солнышко смеется Лучик в руки не дается. | Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф - ф - ф» Вдыхают через рот. Выдыхают через нос. Пальчиками закрывают лучи нарисованного солнышка. |
Развитие чувства ритма.
Весной просыпается природа, и мир наполняется новыми звуками.
Игра «Послушай и повтори так же».
Капель звенит так: «Кап –кап –кап, кап – кап - кап» (с одновременным отхлопыванием ритма в ладоши).
Грачи крича: «Крак – крак, крак - крак» (с одновременным отстукиванием ритма кулаками обеих рук по столу).
Ручейки бегут и поют песенку:: «Ля – ля – ля, ля – ля – ля» (прошагать ритм).
Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
Пластический этюд на тему «Вот и весна наступила!»
(выражение гнева, удивления, радости)
Ребенку предлагается передать с помощью выразительные движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Злится зима: пришел ее конец. Сосульки плачут на солнышке. Птички радостно поют свои песенки. Вот и весна наступила! В лесу появились первые проталины. Что это показалось из – под снега? Да ведь это первые цветы! Удивительные подснежники!
Развитие темпа и чувства ритма
Чтение стихотворения в сопровождении металлофона «Солнышко»
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть
И ручьем пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробах-
Догони его попробуй.
Н. Полякова
Развитие мелкой моторики и речевого дыхания.
«Живая цепочка»
Набухла почка, набухла почка, | Соединяют мизинчики, безымянные пальчики. |
Живая в небе плывет цепочка | Соединяют средние пальцы. |
В рассветной сини курлычет стая. | Соединяют указательные пальцы. |
Весну и лето соединяя. | Соединяют большие пальцы. |
Развитие общей моторики, дыхания и голоса.
Весна, весна, красная! Приди, весна, с радостью, | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
С радостью, с радостью, | Идут по кругу в обратную сторону. |
С великой милостью: | Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки. |
Со льном высоким, | Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки. |
С корнем глубоким, | Приседают, опускают руки. |
С хлебами обильными. | Взявшись за руки, бегут по кругу. |
(Русская песенка)
Развитие мелкой моторики и чувства ритма.
«Звенит капель»
Звенит капель, | Ритмично соединять сразу все пальцы с большим. |
Журчат ручьи. | Пальцы бегают по столу. |
И солнце пригревает. | Скрестить руки, развести в стороны пальцы – «солнце». |
К нам возвращаются грачи, | Ладони повернуть к себе и скрестить, прижав большие пальцы друг к другу- «птичка». |
И снег повсюду тает. | Прижать ладони, а затем разъединить их, описать руками круг. |
«Весна, капель, сосульки»
Раз – весна, | Согнуть мизинец правой (левой) руки; правая (левая) рука помогает. |
Два – капель | Согнуть безымянный палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает. |
Три сосульки тают | Согнуть средний палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает. |
Март прошел, идет апрель, | Согнуть указательный и большой пальцы правой (левой) руки; левая (правая) помогает. |
Птицы прилетают. | Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие переплетаются между собой – «головка». Ладони скрестить. |
Развитие умения изменять силу голоса.
Упражнение «Тихо - громко»
На картине весенний пейзаж: проталины, первые подснежники, прилетели грачи.
Взрослый составляет предложение по картине и произносит его тихо. Ребенок должен громко повторить предложение. Затем ребенок составляет предложение и произносит его тихо, а взрослый – повторяет громко.
Например: Наступила весна. Тает снег. Прилетели грачи. Появились первые подснежники.
Развитие речевого выдоха и силы голоса.
Упражнение «Сосчитай цветочки».
На картине изображены 4 цветочка (размер их последовательно увеличивается)
Выполнить полный вдох, на выдохе – посчитать цветы (прямой счет до 4) с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру цветков на картине). Затем сосчитать цветы с уменьшением силы голоса.
Дифференциация повествовательной и вопросительной интонации.
Упражнение «Повторяй за мной».
Взрослый предлагает детям повторять предложения, меняя вопросительную интонацию на повествовательную и наоборот.
Например: Весна пришла? – Весна пришла.
Снег тает? – Снег тает.
Птицы поют? – Птицы поют.
Формирование понимания соответствия интонации содержанию текста.
Ребенку предлагается прослушать два варианта интонационного оформления текста, прочитанного:
- С интонацией соответствующей содержанию смыслу текста (радостным, веселым тоном);
- С интонацией, не соответствующей содержанию и смыслу текста (печальным тоном).
-Я прочитаю тебе один и тот же рассказ два раза. Звучать он будет по-разному. Слушай внимательно и скажи, когда текст лучше прочитан. Попробуй объяснить почему.
Радостно светит в весенний день ласковое солнышко. Быстро тает на полях снег. Побежали по полям веселые, говорливые ручейки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Теплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.
Покажи пиктограмму, которая показывает, как надо читать этот рассказ.
Формирование умения использовать восклицательную интонацию в речи.
Задание «Выучи наизусть».
Выучить с ребенком стихотворение, проговаривать сначала вместе с ребенком, затем попросить его произнести стихотворение самостоятельно.
Важно: Чтобы добиваться выразительного мелодического оформления восклицательного предложения, необходимо усиливать и повышать голос на ударных гласных выделенных слов.
Скворец туда!
Скворец сюда!
Вода! Вода!
Беда!
Кругом – вода!
С. В. Михалков.
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы дожили!
-Мы живы! Живы мы.
А. Фет
Список использованной литературы:
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе: Издательство ГНОМ и Д, Москва, 2007г.
- Картушина М.Ю. Логоритимика для малышей:
Творческий центр, Москва, 2005г.
- Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: Издательство КАРО, Санкт – Петербург, 2007 г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи: ДЕТСТВО –ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2011г.
- Фотографии сделаны во время проведения занятий с воспитанниками дошкольного возраста детского дома № 2 г. Хабаровска. Автор – Истрашкина М.С, 2011г.
Предварительный просмотр:
Краевое образовательное учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии №2
г. Хабаровск
Методическая разработка
по развитию общих речевых навыков
у воспитанников дошкольного детского дома
«Весною на здоровье».
Подготовила: учитель -логопед
Истрашкина Марина Сергеевна.
2011 г.
«Даже хороший от природы голос
следует развивать не только для пения,
но и для речи».
К.С. Станиславский
Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие).
Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи.
Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения детей заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание.
При обследовании ребенка обычно выявляются следующие нарушения выразительности речи:
- Недостаточная модуляция голоса по силе, высоте, (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий, высотный диапазон голоса);
- Нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);
- Недостаточная координация движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
- Нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов оформления высказывания);
- Трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
- Нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированной, растянутой) речи.
Для достижения максимальной эффективности коррекционной работы по развитию интонационной выразительности речи необходимо:
- Формировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализовать деятельность дыхательного и голосового аппарата, скоординировать работу речевых мышц и т.д.)
- Обеспечить использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях в процессе общения.
Игры со звукоподражанием, пальчиковые игры и разучивание стихотворений оказались хорошими средствами для осуществления поставленных задач.
Развитие дыхания. Активизация вдоха.
Игровая ситуация «В саду».
Встаньте в круг. Мы гуляем в саду. Цветут вишни, груши. Яблони. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.
«Цветы»
Предложить понюхать первые весенние цветы: вдох через нос – выдох через рот; вдох через рот; выдох через рот.
Развитие речевого дыхания.
Проговаривание потешки.
Исходное положение: ребенок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребенку на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание потешки: При солнышке тепло, при матушке добро.
Упражнение «К солнышку»
Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю, Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю. Солнышко смеется Лучик в руки не дается. | Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф - ф - ф» Вдыхают через рот. Выдыхают через нос. Пальчиками закрывают лучи нарисованного солнышка. |
Развитие чувства ритма.
Весной просыпается природа, и мир наполняется новыми звуками.
Игра «Послушай и повтори так же».
Капель звенит так: «Кап –кап –кап, кап – кап - кап» (с одновременным отхлопыванием ритма в ладоши).
Грачи крича: «Крак – крак, крак - крак» (с одновременным отстукиванием ритма кулаками обеих рук по столу).
Ручейки бегут и поют песенку:: «Ля – ля – ля, ля – ля – ля» (прошагать ритм).
Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
Пластический этюд на тему «Вот и весна наступила!»
(выражение гнева, удивления, радости)
Ребенку предлагается передать с помощью выразительные движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Злится зима: пришел ее конец. Сосульки плачут на солнышке. Птички радостно поют свои песенки. Вот и весна наступила! В лесу появились первые проталины. Что это показалось из – под снега? Да ведь это первые цветы! Удивительные подснежники!
Развитие темпа и чувства ритма
Чтение стихотворения в сопровождении металлофона «Солнышко»
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть
И ручьем пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробах-
Догони его попробуй.
Н. Полякова
Развитие мелкой моторики и речевого дыхания.
«Живая цепочка»
Набухла почка, набухла почка, | Соединяют мизинчики, безымянные пальчики. |
Живая в небе плывет цепочка | Соединяют средние пальцы. |
В рассветной сини курлычет стая. | Соединяют указательные пальцы. |
Весну и лето соединяя. | Соединяют большие пальцы. |
Развитие общей моторики, дыхания и голоса.
Весна, весна, красная! Приди, весна, с радостью, | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
С радостью, с радостью, | Идут по кругу в обратную сторону. |
С великой милостью: | Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки. |
Со льном высоким, | Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки. |
С корнем глубоким, | Приседают, опускают руки. |
С хлебами обильными. | Взявшись за руки, бегут по кругу. |
(Русская песенка)
Развитие мелкой моторики и чувства ритма.
«Звенит капель»
Звенит капель, | Ритмично соединять сразу все пальцы с большим. |
Журчат ручьи. | Пальцы бегают по столу. |
И солнце пригревает. | Скрестить руки, развести в стороны пальцы – «солнце». |
К нам возвращаются грачи, | Ладони повернуть к себе и скрестить, прижав большие пальцы друг к другу- «птичка». |
И снег повсюду тает. | Прижать ладони, а затем разъединить их, описать руками круг. |
«Весна, капель, сосульки»
Раз – весна, | Согнуть мизинец правой (левой) руки; правая (левая) рука помогает. |
Два – капель | Согнуть безымянный палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает. |
Три сосульки тают | Согнуть средний палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает. |
Март прошел, идет апрель, | Согнуть указательный и большой пальцы правой (левой) руки; левая (правая) помогает. |
Птицы прилетают. | Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие переплетаются между собой – «головка». Ладони скрестить. |
Развитие умения изменять силу голоса.
Упражнение «Тихо - громко»
На картине весенний пейзаж: проталины, первые подснежники, прилетели грачи.
Взрослый составляет предложение по картине и произносит его тихо. Ребенок должен громко повторить предложение. Затем ребенок составляет предложение и произносит его тихо, а взрослый – повторяет громко.
Например: Наступила весна. Тает снег. Прилетели грачи. Появились первые подснежники.
Развитие речевого выдоха и силы голоса.
Упражнение «Сосчитай цветочки».
На картине изображены 4 цветочка (размер их последовательно увеличивается)
Выполнить полный вдох, на выдохе – посчитать цветы (прямой счет до 4) с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру цветков на картине). Затем сосчитать цветы с уменьшением силы голоса.
Дифференциация повествовательной и вопросительной интонации.
Упражнение «Повторяй за мной».
Взрослый предлагает детям повторять предложения, меняя вопросительную интонацию на повествовательную и наоборот.
Например: Весна пришла? – Весна пришла.
Снег тает? – Снег тает.
Птицы поют? – Птицы поют.
Формирование понимания соответствия интонации содержанию текста.
Ребенку предлагается прослушать два варианта интонационного оформления текста, прочитанного:
- С интонацией соответствующей содержанию смыслу текста (радостным, веселым тоном);
- С интонацией, не соответствующей содержанию и смыслу текста (печальным тоном).
-Я прочитаю тебе один и тот же рассказ два раза. Звучать он будет по-разному. Слушай внимательно и скажи, когда текст лучше прочитан. Попробуй объяснить почему.
Радостно светит в весенний день ласковое солнышко. Быстро тает на полях снег. Побежали по полям веселые, говорливые ручейки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Теплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.
Покажи пиктограмму, которая показывает, как надо читать этот рассказ.
Формирование умения использовать восклицательную интонацию в речи.
Задание «Выучи наизусть».
Выучить с ребенком стихотворение, проговаривать сначала вместе с ребенком, затем попросить его произнести стихотворение самостоятельно.
Важно: Чтобы добиваться выразительного мелодического оформления восклицательного предложения, необходимо усиливать и повышать голос на ударных гласных выделенных слов.
Скворец туда!
Скворец сюда!
Вода! Вода!
Беда!
Кругом – вода!
С. В. Михалков.
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы дожили!
-Мы живы! Живы мы.
А. Фет
Список использованной литературы:
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе: Издательство ГНОМ и Д, Москва, 2007г.
- Картушина М.Ю. Логоритимика для малышей:
Творческий центр, Москва, 2005г.
- Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: Издательство КАРО, Санкт – Петербург, 2007 г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи: ДЕТСТВО –ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2011г.
- Фотографии сделаны во время проведения занятий с воспитанниками дошкольного возраста детского дома № 2 г. Хабаровска. Автор – Истрашкина М.С, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....
Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Развивающие занятия с ребенком 3 лет дома, упражнения для развития общих речевых навыков.
Рассмотрим некоторые игровые приемы и техники детского развития. Особенности развития речи детей 3-4 лет раскрываются в многочисленных играх и занятиях. Занятия с детьми дома по развитию речи должны п...
Консультация для воспитателей "Развитие общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста"
Работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, а развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. ...
Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста
Материалы могут быть использованы учителем-логопедом в работе по формированию общих речевых навыков у детей с ОНР и стёртой дизартрией, и совершенствованию творческих навыков, а так же для общего разв...