Планирование работы по развитию общих речевых навыков
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Работа над правильным дыханием является одим из направлений в коррекции заикания. Упражнения и игры представленные в этом плане помогут сформировать правильную воздушную струю. При систематическом выполнении упражнений, ребенок учится различать направление воздушной струи и при необходимости управлять ею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_nad_obshchimi_rechevymi_navykami.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы
над общими речевыми навыками
Неде-ли | Содержание | |
Сентябрь | ||
3. 4. | РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ ПО СХЕМЕ • вдох носом, выдох ртом • вдох ртом, выдох носом • вдох носом, выдох носом • вдох ртом, выдох ртом • вдох носом, выдох ртом с произношением гласных А, О, У, И | |
Октябрь | ||
1. | 1. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЛАВНОГО ВЫДОХА На уровне рта ребенка подвешены на ниточке сухие разноцветные Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3 – 5 раз.) 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ Дети стоят, спины прямые: на руках держат кукол. Логопед показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А – а - а» (Повторяем 3-5 раз.) | |
2. | 1. РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА Упражнение «УЗНАЙ ОВОЩ» Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом. Дети рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем всем по очереди логопед завязывает глаза; ребенок должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длинный глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч. 2.ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ Упражнение «ПОЕЗД». Логопед показывает картинку на которой изображен поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у…» Дети повторяют 3-5 раз. | |
3. | 1. РАЗВИТИЕ ГЛУБОКОГО ВДОХА Упражнение «Узнай фрукт» Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, называют их. Логопед разрезает фрукты; дети нюхают, запоминают запахи. Логопед всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно логопед напоминает, как делается глубокий, длинный вдох. Следим чтобы дети не поднимали плечи. 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. ПЕНИЕ ГЛАСНЫХ. Упражнение «Лесенка» Пропевание гласных А, У с повышением и понижением тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается и опускается по лесенке». |
4. | 1. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Эхо» Логопед показывает картинку, на которой дети в лесу кричат «АУ!». Дети делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!».(повторяем 3-5раз) 2. РАЗВИТИЕ РИТМИЧНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ. Игра «Дождик, дождик» Стулья расставлены по кругу, их на один меньше, чем играющих. Дети ходят в середине круга и говорят: Дождик, дождик, что ты льешь, Погулять нам не даешь? После этого дети бегут к стульчикам. Тот, кому не хватило стульчика, проиграл. (Повторяем 3-5раз) |
Ноябрь | |
1. | 1. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА. На высоком столе стоит таз с водой. Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные корабли. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Логопед следит, чтобы дети не поднимали пчечи, дули, держа губы трубочкой, не раздувая щек. Делаем 3 – 5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза. 2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. Чтение стихотворения А. Барто «Мячик». Логопед читает стихотворение сам, четко артикулируя, затем просит прочесть так же каждого ребенка; в заключение стихотворение декламируется хором. |
2. | 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа. Ребёнок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребенку на себе как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. По команде логопеда ребенок вдыхает, выпячивая живот, и выдыхает, втягивает живот. Если упражнение у ребенка не получается, то полезно производить усиливающее к концу выхода легкое надавливание рукой живот. Обучение диафрагмачьному дыханию нужно проводить индивиду ально. Только обучив каждого ребенка, можно проводить упражнения с подгруппой. 2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ. Упражнение «Гномики - прачки». ЖИЛИ-БЫЛИ В ДОМИКЕ (дети, сжимают и МАЛЕНЬКИЕ ГНОМИКИ разжимают кулаки) ТОКИ, ПИКИ, ЛИКИ, ЧИКИ, МИКИ. (правой рукой загибают, РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, а затем разгибают пальцы) СТАЛИ ГНОМИКИ СТИРАТЬ (трут кулачками друг о друга) ТОКИ - РУБАШКИ (опять загибают пальчики на левой руке ПИКИ - ПЛАТОЧКИ, начиная с большого) ЛИКИ - ШТАНИШКИ, ЧИКИ - НОСОЧКИ, МИКИ УМНИЦА БЫЛ, ВСЕМ ВОДИЧКУ НОСИЛ. |
3. | 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ Упражнение №1 (закрепление). 2. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВ1ЮГО ВЫДОХА Упражнение с дыхательным тренажером. Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя. Логопед следит, чтобы плечи ребенка не поднимались. Ребенок берет конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует, не раздувая щек, так, чтобы шарик поднимался, но не падал. |
4. | 1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 2. Диафрагмальное дыхание стоя. Для правильной постановки тела вначале ребенок дышит, прислоняясь затылком, спиной и пятками к стене. Методика дыхания такая же, как в упражнении № 1. 2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ. Упражнение «Помощники». Раз, два, три, четыре. (дети сжимают и разжимают кулачки) Мы посуду перемыли. (трут одной ладошкой другую) Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальцы) И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, (трут ладошку) Только чашку мы разбили, (загибают пальцы) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть - чуть сломали. Так мы маме помогали. (сжимают и разжимают кулаки) |
Декабрь | |
1. | 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение №3. Исходное положение - см. упражнение №1. . Дети считают от 1 – 5. 2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра «Вьюга». Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга. ЛОГОПЕД. Вьюга начинается. Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: У-У-У. . ЛОГОПЕД. Сильная вьюга. Дети увеличивают силу голоса. ЛОГОПЕД. Вьюга затихает. Дети уменьшают силу голоса. ЛОГОПЕД. Вьюга кончилась. Дети затихают. |
2. | 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение №3 (повторение). 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ С ПОВЫШЕНИЕМ И ПОНИЖЕНИЕМ ГОЛОСА. Упражнение «Лесенка». Логопед объясняет детям, что голос как бы поднимается и опускается по лесенке, показывает это детям. Дети выполняют упражнение с логопедом, потом самостоятельно. |
3. | 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Исходное положение - см. упражнение №1. Дети делают глубокий вдох на три счета, задерживают дыхание, медленно выдыхают на счет от 1 до 5. 2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛСА. Игра «Кто кого?» Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл. |
4. | 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 4 (повторение). 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Приятный запах». Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах». |
Январь | |
2. | 1. ВОСПИТАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ. Сначала логопед, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивленного, веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: «АИ - ай -ай», «ОЙ - ой - ой», «ОХ - ох - ох» и т. д. Дети отгадывают, кого изобразил говорящий. 2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ. Проговаривание потешки Г. Лагздыня «Петушок». ПЕТУШОК ПЕТУШОК, ПОДАРИ МНЕ ГРЕБЕШЁК. НУ ПОЖАЛУЙСТА, ПРОШУ! Я КУДРЯШКИ РАСЧЕШУ. |
3. | 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Упражнение № 5. Исходное положение - см. упражнение № 1. Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так, чтобы в легких все время был запас воздуха. 2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ. Проговаривание потешки. КАК У НАШЕГО КОТА ШУБКА ОЧЕНЬ ХОРОША. КАК У КОТИКА УСЫ УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСЫ. ГЛАЗА СМЕЛЫЕ, ЗУБКИ БЕЛЫЕ. |
4. | 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 5 (повторение). 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. Проговаривание предложений типа: Ася умывается. Игорь играл Алла ушла. Оля идет. |
Февраль | |
1. | 1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ. Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Логопед отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди. ПРОДАВЕЦ. ПРОДАВЕЦ РЕБЯТАМ РАД. В МАГАЗИНЕ ДЛЯ РЕБЯТ ЕСТЬ МАТРЕШКИ РАСПИСНЫЕ, ЕСТЬ МАШИНКИ ЗАВОДНЫЕ. В. СТЕПАНОВ 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение № 5 (повторение).
|
2. | 1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ. Проговаривание стихотворения с куклой бибабо. Логопед задает ритм и темп декламации с помощью куклы бибабо, затем это же пробуют сделать по очереди и дети. ПОЧТАЛЬОН. Кто приносит нам газеты И от бабушки приветы? Их приносит почтальон. С толстой сумкой ходит он. В. Степанов. |
3. | 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. Воспитание ясной шепотной речи в потешках, отработанных на индивидуальных занятиях по звукопроизношению. 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Счет на выдохе от одного до пяти и обратно; добрать воздух - счет до пяти; добрать воздух - счет от пяти до одного. |
4. | 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОЙ ОКРАСКИ И ВЫСОТЫ ТОНА. К. Чуковского «Путаница» (дети произносит только звукоподражания). |
Март. | |
1. | 1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ. с заданной интонацией (грустно, радостно, жалостно). СОЛНЫШКО. Солнышко, солнышко. Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. |
2. | 1. РАБОТА НАД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ, ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ. Отраженное проговаривание предложений. 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Упражнение № 7 Исходное положение прежнее. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки: При солнышке тепло, при матушке добро. |
3. | 1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Упражнение № 7 (повторение). 2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ. Чтение стихотворения «Март» в сопровождении металлофона МАРТ. Март. Еще стоят морозы, Но весна не за горами Я пушистую мимозу Подарил сегодня маме В. Нищев. |
4. | 1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Упражнение № 7 (повторение). Проговаривание на выдохе: Гуляю на балконе я – Там, где цветет бегония. 2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ. Проговаривание отработанных потешек. |
Апрель. | |
1. | 1. ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ. Игра «Лесной переполох».(см. приложение). 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. Аня утром умывалась. Ира убрала игрушки. У Ивана апельсин. |
2. | 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. Сопряженное проговаривание отработанных потешек на ясном шепоте. 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Ты пасись, коровка, дольше, Молока неси побольше. |
3. | 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. 2. РАБОТА НАД ПЛАВНОСТЬЮ И НАПЕВНОСТЬЮ РЕЧИ. на мягкой атаке с распеванием гласных (см. приложение). |
4. | 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ Проговаривание потешки «Пчелы гудят» (см. пршожение) 2. РАБОТ А НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ. |
Май. | |
1. | 1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ. 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Проговаривание загадки о соме (см. приложение) |
2. | 1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ Чтение стихотворения А. Кушнера о Неве (см. приложение). 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. У Иры и Инны игрушки. У Ани и Ады апельсины. Ира и Игорь играли. |
3. | 1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ. Чтение стихотворения В. Кожевникова «Посадочная площадка» с одновременным отстукиванием (см. приложение). 2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ. Упражнение № 7 (повторение). Проговаривание загадки о дороге (см. приложение). |
4. | 1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ. Чтение стихотворения С. Маршака «Радуга» с заданной интонацией (см. приложение). 2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ. Чтение стихотворения « На лужайке» с куклой бибабо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе...
Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет
Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет...
Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...
Планирование работы по формированию обще - речевых навыков у детей третьего года жизни
Планирование...
Ежедневное планирование работы по формированию общих речевых навыков
ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ...