Занятие по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (III ур.) 5-6 лет по теме "Инструменты"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Боева Татьяна Алексеевна

Разработка занятия, по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР (III ур.) по итогам лексической темы "Инструменты". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika._instrumenty.docx101.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                            Зан. №

Тема: Развитие лексико-грамматических категорий

(Лексическая тема: «Инструменты»)

    Образовательные области: развитие речи, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

     Цели:

Коррекционно-образовательные:

- способствовать развитию словарного запаса;

- способствовать овладению навыков словообразования;

- упражнять в образовании сущ-х в различных падежах;

- учить употреблять в речи предлоги С/СО;

- в составлении распространенных предложений;

- упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- развивать умение объяснять пословицы и поговорки;

- развивать логическое мышление, зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к красивому оформлению своих высказываний.

      Оборудование: предметные картинки по теме «Инструменты», карточки по теме из игры «4 лишний»,  игра «1-2-5-7-9», карточки с цифрами от 1 до 10, картинка Незнайка, Винтик и Фунтик, карточка предлога-движения С/СО, фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети стоят у своих стульчиков.

Логопед: - О чем сегодня мы будем говорить – нам подскажут загадки. Сядет тот из вас, кто отгадает мою загадку.

1. Птичка-невеличка,                          2. Хоть и ростом невелик,

    Носик стальной,                                  А к почтению привык:

    Хвостик льняной.                               Перед ним дубы и клены,

             (Иголка с ниткой)                      И березы бьют поклоны.

                                                                                 (Топор)

3. Гладит все, чего касается,              4. Без головы, а в шляпе.

    А дотронешься – кусается.                 Одна нога и та без сапога.

                               (Утюг)                                                (Гвоздь)

5. Кошка лапой меня катала,              6. Древесину ест едок,

    На мне все нитки размотала.              Сто зубов в один рядок.

                       (Катушка с нитками)                                     (Пила)

7. Два конца, два кольца,                    8. На пальце одном

    А посередине гвоздик.                        Ведерко вверх дном.

                            (Ножницы)                                        (Наперсток)

9. По деревянной речке                        10. Рядом с дворником  шагаю,

    Плывет кораблик новый                        Разгребаю снег кругом,

    Свивается в колечки                              И ребятам помогаю

    Дымок его сосновый                              Делать горку, строить дом.

                         (Рубанок)                                                (Лопата)

     Логопед: - Как назвать все эти предметы одним словом? (Инструменты)

     2. Игра «4 лишний»

     Логопед: - Предлагаю вам поиграть в игру «4 лишний». Сегодня, за каждый ваш правильный ответ я буду давать фишку. В конце нашей совместной работы определим победителя.

     Детям предлагаются демонстрационные карты (3 шт.):

             ЛИНЕЙКА, МЕЛ, КАРАНДАШ, НОЖ;

             ГРАБЛИ, ЛОПАТА, РУБАНОК, ЛЕЙКА;

             ТОПОР, ОТВЕРТКА, ДРЕЛЬ, МОЛОТОК.

    3. Игра «Мастера «Винтик и Шпунтик»

     У детей на столах лежат карточки  с нарисованными одним и множеством инструментов. F:\DCIM\108SSCAM\SDC10742.JPG

   а)   Логопед: - Сегодня  мы с вами попали в мастерскую героев цветочного города Винтика и Шпунтика. Посмотрите, сколько здесь разных инструментов! Давайте назовем это множество предметов.

     Дети называют сначала один предмет, затем множество нарисованных предметов (пила – пилы, топор – топоры) 

   б) Логопед: - Мастера любят порядок, который очень необходим в мастерской. Скажите, почему? (для того, чтобы найти быстро то, что нужно, и для того, чтобы не пораниться) Давайте поможем им навести порядок! Я буду выбирать любую цифру и называть любого из вас, а вы называете свой инструмент с той цифрой, которую я показываю. (Логопед дает образец: 3 рубанка, 5 отверток)

    За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

 4. Физминутка        

Вверх рука и вниз рука.                   Одна прямая рука вверх, другая вниз.

Потянули их слегка.                 

Быстро поменяли руки!                    Рывком менять руки.

Нам сегодня не до скуки.           

Приседание с хлопками:                  Приседания, хлопки в ладоши над головой.

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок.

Крутим-вертим головой,                  Вращение головой вправо и влево

Разминаем шею. Стой!

     5. Игра «Мастерская»

     После физминутки дети подходят к столам, на которых разложены предметные картинки по теме. В руках логопеда появляется Незнайка.

Логопед: - Винтику и Шпунтику мы помогли разобраться с инструментами, но вот пришел к нам в гости еще один житель цветочного города. Как его зовут? (Незнайка). Он утверждает, что пилой режут хлеб, колбасу, замороженную рыбу и мясо. Вы с ним согласны?

    Что молотком нужно стучать в дверь. Это правильно? Почему?

     А гаечным ключом открывают замки. Это верно?

     Дети  по-очереди  рассказывают Незнайке о каждом инструменте:

   Это – стамеска. Она нужна, чтобы выдалбливать ямки в деревяшке.

   Это – молоток. Он нужен для того, чтобы забивать гвозди.  И  т.д.

   За каждый правильный и красивый рассказ  ребенок получает фишку.

    6. Игра «Откуда возьму?»

    Логопед: - Сегодня мы познакомимся еще с двумя маленькими, коротенькими словами – СО (произносится как СА) и словом С (показывает опорную картинку – предлог движения С/СО). Сейчас вы будете брать любую картинку со стола, и рассказывать остальным, а также Незнайке, откуда вы берете этот инструмент.

   Дети составляют предложения: Я беру СО стола рубанок.

                                                          Я беру СО стола пилу.

   Подходят к полке:      Я беру С полки отвертку.

         

    За каждое  правильно составленное предложение ребенок получает фишку.                   

   

    7. Игра «Объясни Незнайке»

   Логопед: - Ребята, в народе всегда ценились трудолюбивые люди. О них складывались пословицы и поговорки. А вот значение этих пословиц не всем понятно. Давайте попробуем объяснить Незнайке, о чем говорится в таких пословицах, какой в них смысл?

  • Если инструмент работает хорошо, надо хвалить руки;
  • У плохого мастера всегда инструмент виноват;
  • Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть (надо выбирать инструмент, подходящий для конкретной работы);

     За каждое правильное объяснение ребенок получает фишку.

     

      8. Итог.    Подсчет фишек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР по теме "Домашние животные"

занятие для детей старшей группы с ОНР, по лексической  теме "Домашние животные"...

Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы "Ягоды"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема "Одежда"...