Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы "Ягоды"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург.
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с нарушениями речи на материале лексической темы «Ягоды» с использованием современной педагогической технологией проектной деятельности
старшая группа
Составила и провела:
Воспитатель Росицкая Г.Е.
Санкт-Петербург
2012 г.
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе » с использованием современной педагогической технологией проектной деятельности.
( с использованием мультимедийной презентацией)
Тема «Подарки бабушки Агаши». Лексическая тема «Ягоды».
Воспитатель Росицкая Галина Евгеньевна
Цель: Развитие речи. Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды» - существительные, прилагательные, глаголы. Учить выделять общие и индивидуальные признаки; уточнить родовые понятия, дифференцировать ягоды по месту их произрастания (садовые и лесные). Упражнять в подборе прилагательных для характеристики тех или иных качеств и признаков предметов. Развитие грамматического строя речи: учить образовывать относительные прилагательные; изменять существительные в косвенных падежах; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
Развитие слухового и зрительного внимания; памяти; творческого воображения; логического мышления. Развитие фонематических процессов: восприятия и анализа. Развитие общеречевых навыков: дыхания. Продолжать формировать навыки восприятия и воспроизведения ритмического рисунка слова. Развите общей и мелкой моторики. Учить пониманию основных эмоций и передаче их выразительной мимикой.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание коммуникативных навыков; снижение эмоционального напряжения. Воспитание любознательности, усидчивости, самоконтроль, активное включение в общую деятельность. Создание положительного эмоционального настроя.
Оборудование:
Демонстрационный материал: корзинка, набор предметных картинок с изображением ягод, две картинки с изображением сада и леса, картинка вазы с вареньем и вырезанные из тонкой бумаги 6 маленьких мух; металлофон; нарисованные банки с вареньем из разных ягод, магнитная доска, фланелеграф, наборное полотно.
Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): набор карточек к дидактической игре «Варенье»; карандаши, листки с нарисованными половинками ягод: клубника, вишня, смородина.
План занятия:
1.Организационный момент. Сообщение темы.
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Малина»
3. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.
4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами».
5. Формирование физиологического дыхания.
6.Развитие лексического строя речи.
7. Развитие грамматического строя речи. Игра « Варенье».
8.Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды».
9.Логоритмическое упражнение «Малина».
10.Развитие фонематического восприятия.
11.Развитие зрительного внимания и памяти.
12.Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.
13. Окончание занятия. Итог.
Ход занятия
1.Организационный момент. Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, нам бабушка прислала из деревни гостинцы! Хотите узнать какие? Тогда отгадайте мои загадки!
воспитатель | дети |
Я капелька лета на тоненькой ножке, | земляника |
Низок, да колюч, | крыжовник |
Как кровь, красна. | вишня |
И красна, и кисла | клюква |
Была зелёной, маленькой, | клубника |
Две сестры летом зелены, | Красная и черная смородина |
Воспитатель: Земляника, крыжовник, вишня, клюква, клубника, смородина, ежевика, черника, брусника, морошка. Что это?
Дети: Это ягоды.
Воспитатель: Вот какие прислала нам бабушка гостинцы! Она прислала ягоды для внучат – девочек и мальчиков!
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Малина»
текст | Движения кистей рук |
Раз – малина, два малинка | Дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный палец, затем средний. |
Ела ягоды Маринка, | Прикасаются пальцами правой руки, собранными в щепоть, к левой ладони («есть»). |
И в корзинке у Маринки | Переплетают пальцы («корзинка») |
Не осталось ни малинки. | Покачивают указательным пальцем вправо-влево. |
Кто по ягоды пойдет, | Хлопают в ладоши (4 раза) |
Тот корзиночку возьмет! | Прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперед. |
3. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.
Воспитатель: Бабушка для нас старалась! В лес за ягодами ходила, набрала там целую корзину ягод.
Воспитатель декламирует стихотворный текст, сопровождая его показом движений. | Дети выполняют движения, направленные на мышечное напряжение и расслабление |
Бабушка несла домой малину – Ягод целую корзину. А дорога так длинна, А корзина тяжела. | Стоят прямо, шагают на месте в спокойном темпе.
|
Руки сильно напрягаем Из рук ее не выпускаем. Руки твердые…. Понятно, Это очень неприятно. | Слегка разводят руки и сжимают пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса. |
Уронили, покачали… Как веревки руки стали. Всем становится понятно – Расслабление приятно. | Опускают руки, расслабляют. (Воспитатель проверяет, как дети расслабили руки, подходя и дотрагиваясь до рук каждого ребенка) |
Притомилась и устала, На пенек присела, Ягодок поела. Ноги сильно напрягаем, Выше, выше поднимаем. | Садятся на ковер, Руки в упоре. Поднимают ноги. Каждая мышца напряжена, становится очень твердой. (Воспитатель проверяет, как напряжены мышцы детей) |
А потом их опускаем. Расслабляем. Отдыхаем. | Ноги опускают. Расслабляют. (контроль выполнения) |
4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами» (выполняется стоя)
Воспитатель: Бабушка передала нам эту корзину с ягодами. Она собирала их и в лесу, и в саду.
(Воспитатель помещает картинку с ягодами на магнитную доску)
текст | движения |
Вот корзина – так корзина | Изображают удивление, разводят руки в стороны. |
В ней крыжовник, В ней малина, И лесная земляника, И садовая клубника, Там брусника и черника! | Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках |
Ты к нам в гости приходи-ка! | Делают приглашающий жест – движение руками на себя. |
Ягод, что найдем мы в ней, Нет полезней и вкусней! | Поочередно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь. |
Воспитатель: Представьте, что ягоды в корзине стали хвастаться друг перед другом.
Мы хотя и маленькие, но зато удаленькие!
Всех угостим!
Мы вкусны, любому угодим!
Покажите, как хвастались ягодки.
Дети изображают позу хвастовства
Воспитатель: Есть ягодки сладкие. Представьте, что вы их сейчас попробывали. Они вам понравились? Покажите, какое у вас при этом довольное лицо.
Дети передают мимикой уовольствие.
Воспитатель: Отберите их и вложите в корзину, на которой нарисовано довольное лицо.
Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Удовольствие»
Воспитатель: Есть ягодки кислые. Попробуйте их. Какое у вас теперь будет лицо?
Дети передают мимикой недовольствие
Воспитатель: Отберите эти ягодки и вложите в корзинку с рисунком недовольного лица.
Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Недовольствия»
Воспитатель: А есть ягоды горьковатые на вкус. Попробуйте их. Какое у вас будет после этого лицо?
Дети передают мимикой отвращение
Воспитатель: Отберите горьковатые на вкус ягоды и положите в корзинку с рисунком лица, изображающего отвращение.
Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Отвращение»
Воспитатель: Да, ягоды на вкус все разные. Но, все ягоды, которые мы сейчас с вами «пробывали» - полежны для здоровья. Но есть в природе ягоды, которые для человека вредны и даже опасны. Это ядовитые ягоды. Их собирать, есть нельзя! Посмотрите на картинки, которые прислала нам бабушка Агаша. Она хотела нам показать, какие ягоды собирать ни в лесу, ни в парках, садах трогать нельзя. Их сок очень опасен для человека.
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением ядовитых ягод: бузина, вороний глаз, купена, ягоды ландыша.
5. Формирование физиологического дыхания
Воспитатель: А вы знаете, какая самая большая ягода? Угадайте-ка ребята!
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
Дети: Это арбуз
Воспитатель: Правильно! Арбуз – это большая ягода. Растет он на поле, которое называется – бахча.
Игровое упражнение «Арбуз» (выполняется лежа)
Давайте покажем арбуз на бахче. Ложитесь на пол. Положите руки на живот. Вдохните медленно носом и надуйте живот. Выдыхайте медленно – живот втяните.
(Выполняют 3-5 раз)
Упражнение на развитие ротового выдоха «Надоедливые мухи» (выполняется стоя)
(Воспитатель кладет на стол картинку вазы с вареньем и вырезанные из тонкой бумаги 6 маленькие мухи. На края вазы воспитатель кладет вырезанных из бумаги маленьких мух)
Воспитатель: Посмотрите, сколько мух хочет попробовать наше вкусное варенье. Давайте их прогоним. Нужно подуть на мух, и они улетят. Попробуем подуть. Только помним, что вдыхаем носом, а выдыхаем ртом плавно, медленно.
(по команде воспитателя дети набирают воздух через нос и начинают плавно и медленно дуть на мух. Мухи «улетают» от варенья.)
6.Развитие лексического строя речи.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие ягоды набрала бабушка?
(Воспитатель выставляет картинки с изображением ягод: клубники, земляники, морошки, малины, смородины, крыжовника, черники, ежевики, клюквы, брусники, вишни)
Воспитатель: Где она собирала ягоды?
Дети: Она собирала в лесу и в саду.
Воспитатель: Какие ягоды она собрала в лесу?
Дети: Землянику, чернику, ежевику, клюкву, бруснику, морошку.
Воспитатель: Как мы назовем эти ягоды? Какие это ягоды?
Дети: Это лесные ягоды.
Воспитатель: А какие бабушка собрала у себя в саду?
Дети: В саду она собрала клубнику, малину, смородину, крыжовник, вишню.
Воспитатель: А как назвать нам эти ягоды? Какие это ягоды?
Дети: Это садовые ягоды.
Воспитатель: Давайте разберем ягоды под картинками сада и леса. Садовые положите к картинке сада, а лесные – к картинке леса.
(Воспитатель размещает на магнитной доске две картинки сада и леса и раздает детям по две карточки с изображением ягод: одна из них садовая ягода, вторая – лесная ягода. Дети по одному подходят к картинкам и раскладывают карточки с ягодами, комментируя свои действия: «малина – это садовая ягода, растет в саду, а земляника – лесная ягода, растет в лесу)
7. Развитие грамматического строя речи. Игра « Варенье»
Цель: Образование относительных прилагательных, согласование с существительными.
Воспитатель: Бабушка сварила из ягод вкусное варенье. Какое получилось у нее варенье. Помогите мне его назвать.
(воспитатель раздает детям карточки из набора дидактической игры «Варенье» с изображением банки и нарисованной под ней ягодой)
Вопросы воспитателя | Ответы детей |
Какое варенье бабушка сварила из малины? | Бабушка сварила малиновое варенье. |
Какое варенье бабушка сварила из клюквы? | Бабушка сварила клюквенное варенье. |
Какое варенье бабушка сварила из смородины? | Бабушка сварила смородиновое варенье. |
Какое варенье бабушка сварила из земляники? | Бабушка сварила земляничное варенье. |
Какое варенье бабушка сварила из черники? | Бабушка сварила черничное варенье. |
Какое варенье бабушка сварила из ежевики? | Бабушка сварила ежевичное варенье. |
Какое варенье бабушка сварила из вишни? | Бабушка сварила вишневое варенье. |
Какое варенье бабушка сварила из брусники? | Бабушка сварила брусничное варенье. |
Какое варенье бабушка сварила из клубники? | Бабушка сварила клубничное варенье. |
8.Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды»
Воспитатель: Давайте и мы соберем ягоды. Будем собирать землянику в лесу. Я помогу вам ее найти в траве. Я сыграю вам на металлофоне простую мелодию. Когда музыка будет звучать тихо, вы будите просто ходить по ковру, а если услышите громкий звук, то наклонитесь и сорвете ягодку.
(воспитатель наигрывает на металлофоне простую ритмичную мелодию, делая акцентированное звучание на определенной доле ритма)
9.Логоритмическое упражнение «Малина».
Воспитатель: Землянику в лесу собрали, теперь соберем в саду малину. Вставайте в круг.
Воспитатель акапельно поет текст песни, | движения |
По малину в сад пойдем, В сад пойдем, в сад пойдем. Плясовую заведем, Заведем, заведем. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
Солнышка во дворе, | Поднимают руки вверх и поворачивают кистями. |
А в саду тропинка. | Отпускают руки и мягко водят кистями вправо-влево. |
Сладкая ты моя, Ягодка-малинка! | Хлопают в ладоши. |
Ты, малинка, не в роток, Не в роток, не в роток,- | Грозят указательным пальцем, поддерживая локоть ладонью другой руки. |
Насыпайся в кузовок, В кузовок, в кузовок! | «Собирают ягоды», то отводя правую руку в сторону, то прикасаясь пальцами, собранными в горсть, к ладони другой руки. |
Как малины наберем. Наберем, наберем, | «собирают ягоды» |
Пирогов мы напечем, Напечем, напечем. | «пекут пирожки» то одна ладонь сверху, то другая |
Всех соседей позовем, Позовем, позовем. | Манят руками, как бы подзывая к себе. |
10.Развитие фонематического восприятия.
Воспитатель: Какую ягодку мы с вами только что собирали в саду?
Дети: Мы собирали в саду малину.
Воспитатель: Какой первый звук мы слышим в слове «м-м-м-малина»?
Дети: Звук М.
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать в названиях, каких ягод, мы тоже услышим этот звук М. Я, буду называть слова, а вы, если услышите в этом слове звук М, хлопните в ладоши. Готовы? Начали!
(воспитатель произносит названия ягод, утрированно выделяя в словах [М]: калина, смородина, клубника, смородина, крыжовник, земляника, брусника, морошка. Дети, услышав в слове заданный звук, хлопают в ладоши)
11.Развитие зрительного внимания и памяти.
Воспитатель: Бабушка сварила много разного варенья. Перелила его в банки и расставила на полочки. Посмотрите внимательно на полочки и запомните, какие банки, с каким вареньем и на них стоят. (дети внимательно смотрят на расставленные воспитателем, на наборном полотне нарисованные банки с вареньем.)
Воспитатель: А теперь закройте глазки. (убирает некоторые банки с наборного полотна) Банки с каким вареньем пропали с полочек?
( Дети находят изменения и называют, с какой полочки банка, с каким вареньем пропала)
12.Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.
Воспитатель: Какие вы внимательные! Молодцы! А теперь садитесь за столы. Посмотрите, перед вами лежат странные рисунки ягод. Только одни половинки ягод, вторыми половинками, по-видимому, гусеницы полакомились Они, тоже любят сладкие ягодки. Дорисуйте, пожалуйста, пропавшие половинки ягод.
(дети дорисовывают вторую часть ягод в зеркальном отражении)
13. Окончание занятия. Итог.
Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполняли все задания! Вы были очень внимательными, старательными. А вам понравились бабушкины гостинцы? Порадуйте и вы ее! Нарисуйте дома свои баночки с разным вареньем. Не забудьте, какие ягодки лесные, а какие садовые. Повторите дома их с мамой. А еще нарисуйте самую большую ягодку – арбуз. Покажите ее маме, Как мы с вами сегодня ее показывали, когда делали упражнение на ковре. Только помните, что вдыхать нужно носом медленно, надувая живот, а выдыхать ртом, тоже медленно, втягивая живот. Расскажите и покажите маме, как бабушка несла корзинку с малиной из леса. Покажите маме и папе как вы умеете напрягать и расслаблять ручки и ножки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе: "Путешествие в зимний лес".
Занятие составлено и проведено с применением ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....
Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Фрукты"
Занятие по уточнению и расширению словаря по теме, развитию грамматического строя речи в играх (для детей старшего дошкольного возраста)...
Фронтально – подгрупповое занятие по развитию лексико – грамматического строя речи. Тема «Семья».
Занятие для детей старшего дошкольного возрвста...
«Прогулка по лесным тропинкам», конспект открытого подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме недели: «Деревья. Кустарники»
laquo;Прогулка по лесным тропинкам», конспект открытого подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме недели: «Деревья. Кустарники»...
Образец самоанализа подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей 6-7 лет с ОНР (третий-четвертый уровень речевого развития)
В публикации представлен образец самоанализа подгрупповго логопедического занятия по теме "В поисках книги Здоровья" (лексическая тема "Человек и его здоровье"), которое было предс...
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических процессов:"Домашние животные"
Конспект "Домашние животные" старшая группа...
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР 3 ст, старший дошкольный возраст
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР 3 ст, старший дошкольный возраст. Тема "Моя семья"...