КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Скрипкина Наталья Васильевна

Тема: “Дикие животные средней полосы России”.

 Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Познакомить детей с дикими животными средней полосы России и средой их обитания.

Активизировать номинативный словарь.

Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Упражнять в словообразовании и словоизменении.

Учить образовывать притяжательные прилагательные .

Уточнять использование в речи уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Учить использовать полученные знания в собственной речи (рассказ по плану).

Коррекционно-развивающие

Развивать артикуляцию, мелкую и общую моторику, память, внимание, зрительный гнозис,  логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать бережное отношение к животным, рассуждать и высказывать свою точку зрения, приучать к умению выслушивать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_dlya_onr.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Ромашка»

КОНСПЕКТ

сюжетного логопедического занятия по формированию

лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР

по теме

Опыт работы учителя-логопеда Скрипкиной Н.В.

2015 год

Тема: “Дикие животные средней полосы России”.

 Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Познакомить детей с дикими животными средней полосы России и средой их обитания.

Активизировать номинативный словарь.

Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Упражнять в словообразовании и словоизменении.

Учить образовывать притяжательные прилагательные .

Уточнять использование в речи уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Учить использовать полученные знания в собственной речи (рассказ по плану).

Коррекционно-развивающие

Развивать артикуляцию, мелкую и общую моторику, память, внимание, зрительный гнозис,  логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать бережное отношение к животным, рассуждать и высказывать свою точку зрения, приучать к умению выслушивать друг друга.

  Материалы:

  1. Карта России с изображёнными на ней животными.
  2. Картинки животных и их детёнышей,  картинки -   символы .        

 Силуэтные изображения животных для узнавания и игры: « слова-признаки».

  1.  Игрушка «би-ба-бо» Тётушка Сова для поддержания интереса детей и создания игровой ситуации и медвежонок .
  2. Картинки части животных.
  3. Оформленные в виде презентаций рассказы детей о диких животных с картинками.
  4. Модель готового макета «Животные в зимнем лесу».

  План образовательной деятельности:

Организационный момент

Учитель-логопед вносит игрушку «Сову»:

«Здравствуйте, а вот и я,

Узнали? - Тётушка Сова.

На суку весь день сижу,

Во все стороны гляжу.

Вижу днём я слабовато,

Помогите мне, ребята.

Подскажите мне, друзья,

Как в лесу идут дела?

Где живут лесные звери?

Кто чем занят, кто в безделье?»

-Мы Сова тебя уважим ,

Всё, что знаем мы расскажем.

-Вы согласны помочь Тётушке Сове, ребята?

Дети рассматривают карту России с картинками животных на ней.

Учитель-логопед::

Действительно наша страна занимает большую часть континента Евразия. На территории Росси живёт более 125 тысяч видов животных . Это обитатели гор и степей, лесов и полей, тундры и тайги и даже Арктического побережья. В России можно встретить: моржей и белых медведей, лосей и оленей, тигров и барсов, песцов и соболей, волков и лис, бобров и выдр и множество грызунов. Разнообразен и богат животный мир нашей Родины. Всех и не перечислишь.  А мы расскажем Тётушке Сове о животных средней полосы, в которой мы живём.

2.Для начала небольшая разминка, доскажи словечко:

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой:

За мамой лосихой - топал…(лосёнок),

За мамой лисицей - крался…(лисёнок),

За мамой ежихой - катился…(ежонок),

За мамою белкой - скачет…(бельчонок),

За мамой зайчихой – косые…(зайчата),
А за волчицей спешили - ….(волчата).

Все мамы и дети напиться хотят,

И мамы всему обучают ребят.

3. Артикуляционная гимнастика.

- «Лакаем» как лисята (движения языком)

- «Облизывемся» как волчата (упр. «Варанье»)

- «Играют звери язычком» (упр. «Качели»)

-«Устали» (упр. «Лопата»)

4. Учитель-логопед:

Сядем тихо, сядем дружно,

Разговаривать не нужно.

Кто захочет отвечать,

Должен руку поднимать.

        Покажу я вам друзья,

Что же  видела Сова.
Только тени различала ,

А какой зверь не узнала.

Д.Игра с силуэтными картинками.

Ребёнок, который животное называет , подбирает к нему 3 прилагательных (слова-признаки).

5. Д.И. «Где кто живёт?»

-В дупле живёт…(сова, белка)

В норе живёт…(лиса, мышь, ежи, крот, барсук)

В хатке живёт… (бобёр)                        

В берлоге…(медведь - зимой)

В логове…(волк, когда появились волчата).

  1. Учитель-логопед: Слышишь, Тётушка Сова,

Какие знаем мы слова,

Мы все признаки назвали,

И про домики сказали.

А сейчас ребята наши

Всё  подробнее расскажут.

Блок рассказов детей о выбранном заранее животном по плану:

  • Загадка.
  • Показ картинки (фотографии).
  • Рассказ4-5 предложений.
  • Пословица.

Рассуждения о смысле пословиц. Почему говорят: «Волка ноги кормят?», «Два медведя в берлоге не уживутся?»

Физкультурная разминка.

Медвежонок топ-топ,

А ежонок хлоп-хлоп,

А зайчонок скок-скок,

А лисёнок шмыг-шмыг,

А бельчонок прыг-прыг,

А волчонок щёлк-щёлк.

7. Учитель-логопед : Ещё, Тётушка Сова, наши дети любят игру «Прятки»и в лесу от них не скрыться, узнают и назовут даже если один хвостик или ушки видны.

Д.Игра: «Чей? Чья? Чьи?»

Тётушка Сова: «Молодцы, справились, а знаете чем в наших лесах животные питаются?»

Д.И. «Хищники и травоядные»: дети раскладывают картинки на два стола по символам «трава» и «мясо», Сова проверяет .

Учитель-логопед: Тётушка Сова, наши дети очень любят животных и называют их ласковыми словами.

Д.И.  «Назови ласково»: дети по кругу передают игрушку медвежонка и называют  слова: Ежоночек, Заюшка,  Лисонька,  Медведюшка,  Волчишко.

Тётушка Сова хвалит детей:

          «Как вы много рассказали,

Интересно поиграли,

Очень я вам благодарна,

Приношу для вас подарок-

Небольшое угощенье

За прилежное ученье.»

Итог: Учитель-логопед: « Что вам понравилось больше всего на занятии? Что вы ещё хотите узнать?  Что запомнилось больше всего?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...

Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР

Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий средств языка в старшей группе  для детей с ТНР по теме: "Транспорт"...