Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конькова Ольга Анатольевна

 Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Тема: «Транспорт»

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.

Задачи:

 

- уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных);
- развитие зрительного, слухового, тактильного   восприятия;
- развитие графических умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_leksiko.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

«На чем я еду, плыву, лечу…. »

  Тема: «Транспорт»

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.

Задачи:

- уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных);
- развитие зрительного, слухового, тактильного   восприятия;
- развитие графических умений и навыков.

Оборудование: мяч,  предметные картинки пассажирского транспорта,   предметные картинки грузового транспорта,  предметные картинки специального транспорта, карандаши,  наложенные друг на   друга контуры транспорта.  

Ход занятия.

1.Организационный момент. С воспитателем .

Сегодня в детский сад пришло письмо от Карлсона. Он прислал загадки, которые сам не смог отгадать и просит вас помочь отгадать их.

2. «Отгадай загадку».  Сообщение темы занятия.

   

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней! (Машина.)

Чудо-птица — алый хвост,

 Полетела в стаю звезд, (Ракета.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами,

 Отливает серебром. (Самолет.) 

Бежит конь вороной

Вагоны тащит за собой. (Поезд.)

По асфальту едет дом,

ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи,

он ходить без них не может  (троллейбус)

Очень рано за окошком –

стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

ходят красные дома. (Трамвай)

Паровоз без колес,

вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошел –

прямо по морю пошел? (Пароход)

Несется и стреляет,

ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться

 за этой тараторкой     (Мотоцикл)

Чтоб тебя я повез,

мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

 на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль, 

 побежит  ….(Автомобиль)

Что за чудо – белый дом,

ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и

 питается бензином  (Автобус)

Логопед:   –   Как назвать все это одном словом?  

Дети:  –  Все это называется транспорт.

 Воспитатель:  –  Карлсон не смог отгадать загадки, потому, что он совсем ничего не знает о транспорте. Мы сегодня  поговорим о транспорте.  А потом напишем обо всем Карлсону в письме.

Логопед:   –   Посмотрите на этот транспорт.   Выставляет картинки пассажирского транспорта (корабль, самолет, электричка, автобус.)

Логопед :   – Скажите, этот транспорт перевозит людей или  грузы?

Дети:  – Этот транспорт перевозит людей.

Логопед:   –  Как называют людей, которые едут в транспорте?

Дети:  –  В транспорте едут пассажиры.

Логопед:   –  Как назвать транспорт, который перевозит пассажиров?

Дети:  –  Транспорт, который перевозит пассажиров, называется  пассажирский транспорт.

Логопед:   –  Какой  транспорт   перевозит грузы?       

Дети:  – Возит грузы грузовой транспорт.

(логопед выставляет на наборное полотно грузовой поезд, грузовой корабль, самолет, самосвал).  

3. Дидактические игры: 

 

  • Игра «Угадай по действию».

  Логопед:   –   Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

 – Эта машина помогает людям тушить пожары.

    Дети:    –  Это пожарная машина.

 – Какая машина помогает убирать снег на улицах города?

     Дети:   – Это снегоуборочная  машина.

 – Какая машина помогает врачу  оказывать помощь ?

     Дети:   – Это скорая помощь.

 – Какая машина   перевозит бензин?

     Дети:   – Это  бензовоз.

( Воспитатель  выставляет скорую помощь, бензовоз, пожарную машину, снегоуборочную машину ).  

Логопед:   –   Это тоже транспорт, но специальный.

  • «Что изменилось?».

Логопед:   –   Закройте глазки  (добавляет картинку троллейбус). Что изменилось?

  • «Четвертый лишний».

 Детям предлагаются 3 набора  картинок  для  дифференциации специального, пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему он лишний.                                    Дети:  – лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой транспорт, лишний самосвал  и т.д.

  • Игра с мячом «На чем я еду, плыву, лечу...» 

(по дороге на машине, по морю — на корабле, по воздуху — на самолете,..)

  •  «Что? Где?».

На столе рисунок  с изображением рельсов, дороги, моря, неба.

Дети расставляют игрушки в зависимости от того, где этот транспорт движется: лодка — водный транспорт, поезд — железнодорожный транспорт, автобус — наземный транспорт, самолет — воздушный транспорт.

  • «Достань игрушку».

Ребенок достает из аквариума  игрушку,  называет ее,  говорит какой это вид транспорта и правильно ставит ее на стол с изображением рельсов, дороги, моря, неба.

  • Звукоподражания. Поезд, пароход, самолет, машина.

  • Пальчиковая гимнастика: «Транспорт» 

Будем пальчики сгибать –

Будем транспорт называть:

Автомобиль и пароход,

Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

  • « Летит над чем?»

Дети  смотрят на  карточки в зависимости от того, над чем летит самолет, называют объект. 

  •   «Кто, чем управляет?»

 Дети рассказывают по картинкам:

— Это самолет. Самолетом управляет летчик.

—Это поезд. Поездом управляет машинист.

— Это автобус .  Автобусом управляет  водитель.

— Это корабль.  Кораблем  управляет капитан.  

— Это  машина. Машиной   управляет  шофер.

— Это  трактор. Трактором   управляет тракторист.  

  • «Узнай, что нарисовано».

Логопед:   –   Догадайтесь, что здесь нарисовано.

Перед детьми картинки, наложенные друг на   друга контуры транспорта .

Дети узнают на картинке и называют автобус, самолет и пароход.    

Логопед:   –   Обведите картинку по контуру. Первый ряд обводит водный транспорт. Второй ряд обводит воздушный транспорт.

  •  « Обведи  картинку».

Дети должны аккуратно  обвести рисунок, и сказать какой транспорт они нарисовали.

5.   Заключение.

Логопед:   –      О чем мы сегодня говорили.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Транспорт»

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.  Тема: Лексическая тема:...

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речипо лексической теме «Весеннее пробуждение»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Поможем Колобку»

Сюжетное занятие построено на игровом материале. Занимательно решаются обучающие и воспитательные задачи....