Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
Тема: «Транспорт»
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.
Задачи:
- уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных);
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
- развитие графических умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
«На чем я еду, плыву, лечу…. »
Тема: «Транспорт»
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.
Задачи:
- уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных);
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
- развитие графических умений и навыков.
Оборудование: мяч, предметные картинки пассажирского транспорта, предметные картинки грузового транспорта, предметные картинки специального транспорта, карандаши, наложенные друг на друга контуры транспорта.
Ход занятия.
1.Организационный момент. С воспитателем .
Сегодня в детский сад пришло письмо от Карлсона. Он прислал загадки, которые сам не смог отгадать и просит вас помочь отгадать их.
2. «Отгадай загадку». Сообщение темы занятия.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней! (Машина.)
Чудо-птица — алый хвост,
Полетела в стаю звезд, (Ракета.)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет.)
Бежит конь вороной
Вагоны тащит за собой. (Поезд.)
По асфальту едет дом,
ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи,
он ходить без них не может (троллейбус)
Очень рано за окошком –
стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
ходят красные дома. (Трамвай)
Паровоз без колес,
вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел –
прямо по морю пошел? (Пароход)
Несется и стреляет,
ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться
за этой тараторкой (Мотоцикл)
Чтоб тебя я повез,
мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
побежит ….(Автомобиль)
Что за чудо – белый дом,
ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и
питается бензином (Автобус)
Логопед: – Как назвать все это одном словом?
Дети: – Все это называется транспорт.
Воспитатель: – Карлсон не смог отгадать загадки, потому, что он совсем ничего не знает о транспорте. Мы сегодня поговорим о транспорте. А потом напишем обо всем Карлсону в письме.
Логопед: – Посмотрите на этот транспорт. Выставляет картинки пассажирского транспорта (корабль, самолет, электричка, автобус.)
Логопед : – Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы?
Дети: – Этот транспорт перевозит людей.
Логопед: – Как называют людей, которые едут в транспорте?
Дети: – В транспорте едут пассажиры.
Логопед: – Как назвать транспорт, который перевозит пассажиров?
Дети: – Транспорт, который перевозит пассажиров, называется пассажирский транспорт.
Логопед: – Какой транспорт перевозит грузы?
Дети: – Возит грузы грузовой транспорт.
(логопед выставляет на наборное полотно грузовой поезд, грузовой корабль, самолет, самосвал).
3. Дидактические игры:
- Игра «Угадай по действию».
Логопед: – Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:
– Эта машина помогает людям тушить пожары.
Дети: – Это пожарная машина.
– Какая машина помогает убирать снег на улицах города?
Дети: – Это снегоуборочная машина.
– Какая машина помогает врачу оказывать помощь ?
Дети: – Это скорая помощь.
– Какая машина перевозит бензин?
Дети: – Это бензовоз.
( Воспитатель выставляет скорую помощь, бензовоз, пожарную машину, снегоуборочную машину ).
Логопед: – Это тоже транспорт, но специальный.
- «Что изменилось?».
Логопед: – Закройте глазки (добавляет картинку троллейбус). Что изменилось?
- «Четвертый лишний».
Детям предлагаются 3 набора картинок для дифференциации специального, пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему он лишний. Дети: – лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой транспорт, лишний самосвал и т.д.
- Игра с мячом «На чем я еду, плыву, лечу...»
(по дороге на машине, по морю — на корабле, по воздуху — на самолете,..)
- «Что? Где?».
На столе рисунок с изображением рельсов, дороги, моря, неба.
Дети расставляют игрушки в зависимости от того, где этот транспорт движется: лодка — водный транспорт, поезд — железнодорожный транспорт, автобус — наземный транспорт, самолет — воздушный транспорт.
- «Достань игрушку».
Ребенок достает из аквариума игрушку, называет ее, говорит какой это вид транспорта и правильно ставит ее на стол с изображением рельсов, дороги, моря, неба.
- Звукоподражания. Поезд, пароход, самолет, машина.
- Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»
Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Автомобиль и пароход,
Трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
- « Летит над чем?»
Дети смотрят на карточки в зависимости от того, над чем летит самолет, называют объект.
- «Кто, чем управляет?»
Дети рассказывают по картинкам:
— Это самолет. Самолетом управляет летчик.
—Это поезд. Поездом управляет машинист.
— Это автобус . Автобусом управляет водитель.
— Это корабль. Кораблем управляет капитан.
— Это машина. Машиной управляет шофер.
— Это трактор. Трактором управляет тракторист.
- «Узнай, что нарисовано».
Логопед: – Догадайтесь, что здесь нарисовано.
Перед детьми картинки, наложенные друг на друга контуры транспорта .
Дети узнают на картинке и называют автобус, самолет и пароход.
Логопед: – Обведите картинку по контуру. Первый ряд обводит водный транспорт. Второй ряд обводит воздушный транспорт.
- « Обведи картинку».
Дети должны аккуратно обвести рисунок, и сказать какой транспорт они нарисовали.
5. Заключение.
Логопед: – О чем мы сегодня говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Транспорт»
Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи. Тема: Лексическая тема:...
КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"
Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Весеннее пробуждение»
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речипо лексической теме «Весеннее пробуждение»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Поможем Колобку»
Сюжетное занятие построено на игровом материале. Занимательно решаются обучающие и воспитательные задачи....
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»
Формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт»....