Этап дифференциации звуков. Занятие по постановке звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [р], [л] на слогах и словах.
Тема: звук и буква Р.
Цели и задачи:
- научить ребенка различать смешиваемые звуки;
- постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки в слогах;
- анализ и синтез слогов.
Ход занятия
- Организационный момент.
Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду - котенка найду. Назад поверну - мишку найду. Налево пойду - собачку найду. Направо пойду - лисичку найду.
- Артикуляционная гимнастика.
Рот - это домик нашего язычка. Губы - это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок. Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.
«Улыбка».
-Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.
«Замесим тесто для оладьев». Движения губ и щек вправо-влево, вверх-вниз.
«Почистим зубки», «Индюк», «Грибок», «Гармошка», «Фокус»,
- Дифференциация сходных звуков в слогах.
Игра «Чего не стало» (с пятью картинками). Не стало ромашки и ландыша. Какие звуки находяться в начале этих слов? За правильным произношением этих звуков мы сегодня будем следить.
Звук Л. Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами; боковые края языка опускаются, воздушная струя проходит по бокам языка; горлышко дрожит. Звук Л – согласный, твердый, звонкий.
Звук Р. Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка – спинка – опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко. Оно вибрирует, звенит. Звук Р – согласный, твердый, звонкий.
На звук Р – хлопаем, на Л – топаем. Ла, Ра, Ма, Та, Лу, Ку и т.д.
Воспроизведение слоговых рядов: Ра-ра-ла, ла-ла-ра, Ра-ла-ра, ла-ра-ла и т.д.
4. Дифференциация в словах.
а) “Кто что делает?”
Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.
Рыбу ловит рыболов.
Лес рубит ….
Пчел разводит ….
Трубы чистит ….
Логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова, объясняет происхождение каждого слова.
б) – От каких профессий произошли фамилии:
Столяров, Гончаров, Плотников, Поваров, Портнов.
5. Дифференциация в предложениях. Актуализация глагольной лексики.
а) “Кто чем занимается?” (игра с мячом)
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Бросая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек данной профессии.
Грузчик – грузит разные грузы.
Строитель –
Пожарный –
Крановщик –
Продавец –
Стекольщик –
Милиционер –
Фотограф –
Прачка –
Барабанщик –
Уборщица –
Плотник –
- Анализ и синтез слогов.
Сколько звуков в слоге ал? Какие это звуки? Какой первый звук? Какой второй? Р пришла к у, какой слог получился? Какой первый звук в слове Ру? И т.д. с др. гласными.
- Итог.
Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этим звукам.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...
Подготовительный этап. Занятие по постановке звука Р
Подготовительный этап постановки звука Р при дислалии....
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Этап автоматизации звука. Занятие по постановке звука Р
Автоматизация звука Р при дислалии...
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»
Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Индивидуальное занятие по постановке звука Ш на этапе дифференциации звуков С - Ш.
Вашему вниманию предлагаются примерные упражнения по дифференциации (различению) звуков С и Ш....