Этап дифференциации звуков. Занятие по постановке звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Черниговская Инна Борисовна

Дифференциация звуков Р и Л при дислалии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differen.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [р], [л] на слогах и словах.

Тема: звук и буква Р.

Цели и задачи:

  • научить ребенка различать смешиваемые звуки;
  • постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки в слогах;
  • анализ и синтез слогов.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду - котенка найду. Назад поверну - мишку найду. Налево пойду - собачку найду. Направо пойду - лисичку найду.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Рот - это домик нашего язычка. Губы - это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок. Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.

«Улыбка».

-Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.

 «Замесим тесто для оладьев». Движения губ и щек вправо-влево, вверх-вниз.

«Почистим зубки»,  «Индюк», «Грибок», «Гармошка»,  «Фокус»,

  1. Дифференциация сходных звуков в слогах.

Игра «Чего не стало» (с пятью картинками). Не стало ромашки и ландыша. Какие звуки находяться в начале этих слов? За правильным произношением этих звуков мы сегодня будем следить.

Звук Л. Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами; боковые края языка опускаются, воздушная струя проходит по бокам языка; горлышко дрожит. Звук Л – согласный, твердый, звонкий.

Звук Р. Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка – спинка – опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко. Оно вибрирует, звенит. Звук Р – согласный, твердый, звонкий.

На звук Р – хлопаем, на Л – топаем. Ла, Ра, Ма, Та, Лу, Ку и т.д.

Воспроизведение слоговых рядов: Ра-ра-ла, ла-ла-ра, Ра-ла-ра, ла-ра-ла и т.д.

4. Дифференциация в словах.

а) “Кто что делает?”

Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Рыбу ловит рыболов.

Лес рубит ….

Пчел разводит ….

Трубы чистит ….

Логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова, объясняет происхождение каждого слова.

б) – От каких профессий произошли фамилии:

Столяров, Гончаров, Плотников, Поваров, Портнов.

5. Дифференциация в предложениях. Актуализация глагольной лексики.

а) “Кто чем занимается?” (игра с мячом)

Никогда мы не забудем, 
Что умеют делать люди.

Бросая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек данной профессии.

Грузчик – грузит разные грузы.

Строитель –

Пожарный –

Крановщик –

Продавец –

Стекольщик –

Милиционер –

Фотограф –

Прачка –

Барабанщик –

Уборщица –

Плотник –

  1. Анализ и синтез слогов.

Сколько звуков в слоге ал? Какие это звуки? Какой первый звук? Какой второй? Р пришла к у, какой слог получился? Какой первый звук в слове Ру? И т.д. с др. гласными.

  1. Итог.

Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этим звукам.

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...

Подготовительный этап. Занятие по постановке звука Р

Подготовительный этап постановки звука Р при дислалии....

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Индивидуальное занятие по постановке звука Ш на этапе дифференциации звуков С - Ш.

Вашему вниманию предлагаются примерные упражнения по дифференциации (различению) звуков С и Ш....