Этап дифференциации звуков. Занятие по постановке звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [р], [л] на слогах и словах.
Тема: звук и буква Р.
Цели и задачи:
- научить ребенка различать смешиваемые звуки;
- постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки в слогах;
- анализ и синтез слогов.
Ход занятия
- Организационный момент.
Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду - котенка найду. Назад поверну - мишку найду. Налево пойду - собачку найду. Направо пойду - лисичку найду.
- Артикуляционная гимнастика.
Рот - это домик нашего язычка. Губы - это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок. Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.
«Улыбка».
-Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.
«Замесим тесто для оладьев». Движения губ и щек вправо-влево, вверх-вниз.
«Почистим зубки», «Индюк», «Грибок», «Гармошка», «Фокус»,
- Дифференциация сходных звуков в слогах.
Игра «Чего не стало» (с пятью картинками). Не стало ромашки и ландыша. Какие звуки находяться в начале этих слов? За правильным произношением этих звуков мы сегодня будем следить.
Звук Л. Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами; боковые края языка опускаются, воздушная струя проходит по бокам языка; горлышко дрожит. Звук Л – согласный, твердый, звонкий.
Звук Р. Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка – спинка – опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко. Оно вибрирует, звенит. Звук Р – согласный, твердый, звонкий.
На звук Р – хлопаем, на Л – топаем. Ла, Ра, Ма, Та, Лу, Ку и т.д.
Воспроизведение слоговых рядов: Ра-ра-ла, ла-ла-ра, Ра-ла-ра, ла-ра-ла и т.д.
4. Дифференциация в словах.
а) “Кто что делает?”
Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.
Рыбу ловит рыболов.
Лес рубит ….
Пчел разводит ….
Трубы чистит ….
Логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова, объясняет происхождение каждого слова.
б) – От каких профессий произошли фамилии:
Столяров, Гончаров, Плотников, Поваров, Портнов.
5. Дифференциация в предложениях. Актуализация глагольной лексики.
а) “Кто чем занимается?” (игра с мячом)
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Бросая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек данной профессии.
Грузчик – грузит разные грузы.
Строитель –
Пожарный –
Крановщик –
Продавец –
Стекольщик –
Милиционер –
Фотограф –
Прачка –
Барабанщик –
Уборщица –
Плотник –
- Анализ и синтез слогов.
Сколько звуков в слоге ал? Какие это звуки? Какой первый звук? Какой второй? Р пришла к у, какой слог получился? Какой первый звук в слове Ру? И т.д. с др. гласными.
- Итог.
Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этим звукам.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительный этап. Занятие по постановке звука Р
Подготовительный этап постановки звука Р при дислалии....

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»
Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Индивидуальное занятие по постановке звука Ш на этапе дифференциации звуков С - Ш.
Вашему вниманию предлагаются примерные упражнения по дифференциации (различению) звуков С и Ш....
Конспект занятия по постановке звука [С]. Подготовительный этап." Знакомство со звуком"
1. Организационный момент.Развитие пространственного восприятия- Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?2. Сообщение цели занятия.3. Развитие мелких движений кистей рук...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука на тему: "Овощи. Звук и бука [С]"
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука на тему: "Овощи. Звук и бука [С]"...