Подготовительный этап. Занятие по постановке звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Подготовительный этап постановки звука Р при дислалии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnyy_etap.gotovo.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дислалия.
Подготовительный этап. Звук [р].
Тема: звук и буква Р.
Цели и задачи:
- подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука р;
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
- формирование направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха;
- отработка опорных звуков;
- развитие моторно-слуховой памяти, через игру «Запомни движение»
Оборудование: ватные шарики, картинки животных, птиц и растений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла» Д. Родари.
У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и здобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.
Выделение названий профессий из текста.
2. Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
3. Мимико-артикуляционные упражнения.
Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!»
4. Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.
-Рот - это домик нашего язычка. Губы - это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок.
Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.
5. Упражнения для губ и щек.
«Улыбка».
-Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.
«Замесим тесто для оладьев».
6. Упражнения для языка.
«Испечем оладушек». Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-7.
«Почистим зубы».
-После еды надо почистить зубы. Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней, а затем с внешней стороны.
«Вкусное варенье».
-Мы ели оладьи с вареньем. Оближи верхнюю губу.
«Дятел стучит по дереву».
-В лесу увидели дятла. Послушай, как он стучит. Открой широко рот, подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося: rn-m-m-т, д-д-д-д-д, тд-тд-тд. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
«Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
7. Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата.
«Дятел подает сигнал своим птенцам». Произнесение слоговых сочетаний ды-ды-ды-ды-ды-дык, да-да-да-да-да-дак, до-до-до-до-до-док с уцарением на последнем слоге.
«Дятлы здороваются с нами». Произнесение слогов ды-да, ды-да, ды-да, ду-до-ды, да-ду-ды на одном выдохе.
8. Развитие фонематического восприятия.
Уточнение произносительного и слухового образа звука [р].
-Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р].
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слоги са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры,ку, ру, пу.
-Есть ли звук [р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак (рука)?
Выкладываются и называются картинки.
-Найди картинки, в названиях которых есть звук [р].
10. Развитие познавательных процессов.
Игра «Запомни движение»
Показать детям движения, состоящие из 3—4 действий. Дети, повторите движения сначала в том порядке, в котором было по, а затем в обратном порядке.
Движение 1. Присесть-встать — поднять руки—опустить руки.
Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.
Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо-повернуть голову прямо.
11. Итог занятия.
Сегодня мы познакомились со звуком [р].
12. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Постановка звука [р]"
В занятии показаны методы и приемы постановки звука [р], а также проводится работа по развитию мелкой моторики....
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Этап автоматизации звука. Занятие по постановке звука Р
Автоматизация звука Р при дислалии...
Этап дифференциации звуков. Занятие по постановке звука Р
Дифференциация звуков Р и Л при дислалии...
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»
Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...
Индивидуальное занятие по постановке звука Ш на этапе дифференциации звуков С - Ш.
Вашему вниманию предлагаются примерные упражнения по дифференциации (различению) звуков С и Ш....
Использование кинезиологических упражнений на подготовительном этапе и при автоматизации звуков
В нашей работе мы постоянно сталкиваемся с такими трудностями, как:вызывания звука, запоминания вызванной артикуляционнной позы, автоматизации вызванного звука в речи. Современным и перспективным напр...