Конспект НОД «Дифференциация звуков [Р,РЬ] [Л,ЛЬ]. Прогулка в весенний лес»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кузьмина Татьяна Валерьевна

Конспект НОД - дифференциациация звуков Л-Р  для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r-l.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 58 комбинированного вида

Киселевского городского округа

Конспект НОД

«Дифференциация звуков [Р,РЬ] [Л,ЛЬ]. Прогулка в весенний лес»

                                 подготовила:

                                                                Кузьмина Татьяна Валерьевна,

                                          учитель – логопед

                                                         

Киселевский городской округ

2015

Цель занятия: Автоматизация звуков [Р] и [Л] в словах, фразах, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчетливое произношение сонорных звуков и их различение на слух.

Задачи:

  • Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания.
  • Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов в слове)
  • Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать звукам характеристику по артикуляционным и акустическим признакам.
  • Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного и родительного падежей множественного числа.
  • Совершенствование связной речи детей.
  • Формирование навыка чтения.
  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
  • Уточнение словаря по теме: Весна. Животные. Фрукты.
  • Работа над интонационной выразительностью речи, темпом, ритмом.
  • Воспитание интереса к играм со звуками и словами.
  • Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: Схемы для артикуляции звуков Р-Л;

1.Организационный момент.

- Ребята вы знаете, что в мире много разных стран. Некоторые находятся близко от нас, некоторые далеко. И называются страны по разному. Мы с вами уже совершали путешествия, но не в настоящие, а в сказочные страны. Вот и сегодня мы отправимся в путешествие в страну Ларола.

Мы с вами вместе занимались

Вы не ленились, а старались

Вот это волшебное солнышко в путь зовет

 В страну Ларола нас поведет.

2. Самомассаж

- Перед путешествием надо подготовиться:

Ручки растираем

И разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем,

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

Их мы загибаем,

Тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки

3. Артикуляционная гимнастика.

- Провожает в путешествие нас музыкальный оркестр:

Упражнения артикуляционные:

«Барабан» «Колокольчик» «Гармошка» «Лошадка»

4.Изолированное произнесение звука Л. Уточнение артикуляционного образа звука [л]

- Сложите части и узнаем, какой транспорт ждет нас.

(Дети складывают из разрезных частей самолет)

- Ребята, что-то случилось с двигателем, проверим, как должен работать двигатель самолета:

  • Губы - в улыбке
  • Зубы – заборчиком с щелью
  • Язычок – вверх, упирается в бугорки
  • Голосовой моторчик работает – звук звонкий

(Дети выкладывают символы для артикуляции звука)

Изолированное произнесение Л.

- Двигатель отремонтировали, в путь: Самолет летит двигатель гудит!

5. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация звуков в слогах.

- Самолет приземлился. Перед нами река, очень глубока. Какой транспорт нужен сейчас – соберите. (Дети собирают из разрезных частей лодку)

Чтение слогов. (Пособие «Лодка»)

Лодка по реке плыла,

Букву Л она везла.

Подплыла к причалу с а – прочитаем, дети, ЛА

Подплыла к причалу с О -  прочитаем вместе – ЛО

Подплыла к причалу с У – прочитаем дружно – ЛУ

Подплыла к причалу с Ы – прочитаем тихо – ЛЫ

Подплыла к причалу с И – прочитаем нежно ЛИ.

6. Изолированное произнесение звука Р. Уточнение артикуляционного образа звука [Р]

- Перед нами шоссе. Какой транспорт нам понадобится? (Наземный)

- Что-то мотор не работает.

- Чтобы транспорт в путь отправился надо завести мотор. (Упражнение «Болтушка»

- Как правильно работает мотор?

  • Рот открыт
  • Зубы на расстоянии
  • Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
  • Сильная воздушная струя заставляет дрожать кончик языка
  • Голос работает – звук звонкий

7. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация [Р] в слогах.

- На машине путь лежит через горы. Проведи машину по горам.

8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Звукобуквенный анализ. Работа с разрезной азбукой.

- Вот мы ив стране Ларола.

- Ах, как легко дышится! Сделаем вдох – выдох! (3 раза).

- Какое время года как вы думаете? Назовите весенние месяца.

- Что происходит в лесу весной с деревьями? (Появляются листья)

-Надо помочь распуститься листьям на дереве, но сначала отгадаем что это за деревья:

ЛИПА (по первым буквам: Лампа, Игла, Пуговица, Аист)

- Выложите схему этого слова и слово.

- А кто прячется за липой, узнаете, если в слове липа букву П замените на букву С.

- Прочитайте, кто это. (ЛИСА)

- Еще одно дерево ждет помощи. РЯБИНА

- Липе прикрепим листья с картинками ЛЛЬ, а рябине картинки с Р.

6. Деление слов на слоги.

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают, кто? Куда?

Помогите детвора!

(Лиса, белка, волк, лошадь, барсук, рак)

7. Совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Один – много»

Игра «Чей хвост?»

Игра «Кто у кого» Мяч лови и мяч кидай, у кого какой детеныш называй.

8. Работа над дикцией.

- Зверята с мячом играли, голы забивали.

ЛЫ - ЛЫ- ЛЫ - ЛЫ – забивали мы голы

ЛУ – ЛУ – ЛУ - ЛУ – возле окон на полу

ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – мы не били по стеклу

ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – только нет в окне стекла.

9. Составление схемы предложения. Работа со знаками препинания.

- Весной что в жизни птиц происходит? (Прилетают птицы с юга)

- Составим предложение о птицах, чтобы помочь им найти дорогу домой.

_________ прилетает домой.

- Сколько слов?  Выложите схему предложения.

- Выберите только птиц со звуками Л, ЛЬ; Р,РЬ.

- Прочитайте предложение с этим знаком: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

10.Определение позиции звука в словах.

- Поможем птицам занять свои домики: в начале слова, в середине, в конце.

(Дети определяют позицию звука в слове и распределяют птиц по домикам)

Картинки: ласточка, лебедь, пеликан, дятел, скворец, журавль)

11. Итог занятия.

- В стране Ларола побывали, многое узнали, звуки Л, ЛЬ; Р, РЬ правильно повторяли.

- Угадайте, кто встречи ждет с нами. (разгадывают по первым звукам – Санки, Овощи, Волк, Автобус – СОВА)

 Награждение медалями от Совы.

- Пора в детский сад вернуться. Вокруг себя повернись – в детском саду окажись!

Список литературы:

1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду.

Гном, 2010.

2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 2 период обучения. Гном, 2013.

3. Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. ИП Лакоценина, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект занятия "Дифференциация звука Б"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...

Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з"....

Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...

Конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ш. Прогулка по зимнгему лесу."

Конспект подгруппового логопедического занятия по тнме "Дифференциация звуков С-Ш. Пргогулка по зимнему лесу. Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях....