Конспект НОД «Дифференциация звуков [Р,РЬ] [Л,ЛЬ]. Прогулка в весенний лес»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект НОД - дифференциациация звуков Л-Р для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r-l.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 58 комбинированного вида
Киселевского городского округа
Конспект НОД
«Дифференциация звуков [Р,РЬ] [Л,ЛЬ]. Прогулка в весенний лес»
подготовила:
Кузьмина Татьяна Валерьевна,
учитель – логопед
Киселевский городской округ
2015
Цель занятия: Автоматизация звуков [Р] и [Л] в словах, фразах, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчетливое произношение сонорных звуков и их различение на слух.
Задачи:
- Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания.
- Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов в слове)
- Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать звукам характеристику по артикуляционным и акустическим признакам.
- Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного и родительного падежей множественного числа.
- Совершенствование связной речи детей.
- Формирование навыка чтения.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
- Уточнение словаря по теме: Весна. Животные. Фрукты.
- Работа над интонационной выразительностью речи, темпом, ритмом.
- Воспитание интереса к играм со звуками и словами.
- Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: Схемы для артикуляции звуков Р-Л;
1.Организационный момент.
- Ребята вы знаете, что в мире много разных стран. Некоторые находятся близко от нас, некоторые далеко. И называются страны по разному. Мы с вами уже совершали путешествия, но не в настоящие, а в сказочные страны. Вот и сегодня мы отправимся в путешествие в страну Ларола.
Мы с вами вместе занимались
Вы не ленились, а старались
Вот это волшебное солнышко в путь зовет
В страну Ларола нас поведет.
2. Самомассаж
- Перед путешествием надо подготовиться:
Ручки растираем
И разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем,
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их мы загибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки
3. Артикуляционная гимнастика.
- Провожает в путешествие нас музыкальный оркестр:
Упражнения артикуляционные:
«Барабан» «Колокольчик» «Гармошка» «Лошадка»
4.Изолированное произнесение звука Л. Уточнение артикуляционного образа звука [л]
- Сложите части и узнаем, какой транспорт ждет нас.
(Дети складывают из разрезных частей самолет)
- Ребята, что-то случилось с двигателем, проверим, как должен работать двигатель самолета:
- Губы - в улыбке
- Зубы – заборчиком с щелью
- Язычок – вверх, упирается в бугорки
- Голосовой моторчик работает – звук звонкий
(Дети выкладывают символы для артикуляции звука)
Изолированное произнесение Л.
- Двигатель отремонтировали, в путь: Самолет летит двигатель гудит!
5. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация звуков в слогах.
- Самолет приземлился. Перед нами река, очень глубока. Какой транспорт нужен сейчас – соберите. (Дети собирают из разрезных частей лодку)
Чтение слогов. (Пособие «Лодка»)
Лодка по реке плыла,
Букву Л она везла.
Подплыла к причалу с а – прочитаем, дети, ЛА
Подплыла к причалу с О - прочитаем вместе – ЛО
Подплыла к причалу с У – прочитаем дружно – ЛУ
Подплыла к причалу с Ы – прочитаем тихо – ЛЫ
Подплыла к причалу с И – прочитаем нежно ЛИ.
6. Изолированное произнесение звука Р. Уточнение артикуляционного образа звука [Р]
- Перед нами шоссе. Какой транспорт нам понадобится? (Наземный)
- Что-то мотор не работает.
- Чтобы транспорт в путь отправился надо завести мотор. (Упражнение «Болтушка»
- Как правильно работает мотор?
- Рот открыт
- Зубы на расстоянии
- Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
- Сильная воздушная струя заставляет дрожать кончик языка
- Голос работает – звук звонкий
7. Совершенствование навыка чтения. Автоматизация [Р] в слогах.
- На машине путь лежит через горы. Проведи машину по горам.
8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Звукобуквенный анализ. Работа с разрезной азбукой.
- Вот мы ив стране Ларола.
- Ах, как легко дышится! Сделаем вдох – выдох! (3 раза).
- Какое время года как вы думаете? Назовите весенние месяца.
- Что происходит в лесу весной с деревьями? (Появляются листья)
-Надо помочь распуститься листьям на дереве, но сначала отгадаем что это за деревья:
ЛИПА (по первым буквам: Лампа, Игла, Пуговица, Аист)
- Выложите схему этого слова и слово.
- А кто прячется за липой, узнаете, если в слове липа букву П замените на букву С.
- Прочитайте, кто это. (ЛИСА)
- Еще одно дерево ждет помощи. РЯБИНА
- Липе прикрепим листья с картинками ЛЛЬ, а рябине картинки с Р.
6. Деление слов на слоги.
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают, кто? Куда?
Помогите детвора!
(Лиса, белка, волк, лошадь, барсук, рак)
7. Совершенствование грамматического строя речи.
Игра «Один – много»
Игра «Чей хвост?»
Игра «Кто у кого» Мяч лови и мяч кидай, у кого какой детеныш называй.
8. Работа над дикцией.
- Зверята с мячом играли, голы забивали.
ЛЫ - ЛЫ- ЛЫ - ЛЫ – забивали мы голы
ЛУ – ЛУ – ЛУ - ЛУ – возле окон на полу
ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – мы не били по стеклу
ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – только нет в окне стекла.
9. Составление схемы предложения. Работа со знаками препинания.
- Весной что в жизни птиц происходит? (Прилетают птицы с юга)
- Составим предложение о птицах, чтобы помочь им найти дорогу домой.
_________ прилетает домой.
- Сколько слов? Выложите схему предложения.
- Выберите только птиц со звуками Л, ЛЬ; Р,РЬ.
- Прочитайте предложение с этим знаком: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
10.Определение позиции звука в словах.
- Поможем птицам занять свои домики: в начале слова, в середине, в конце.
(Дети определяют позицию звука в слове и распределяют птиц по домикам)
Картинки: ласточка, лебедь, пеликан, дятел, скворец, журавль)
11. Итог занятия.
- В стране Ларола побывали, многое узнали, звуки Л, ЛЬ; Р, РЬ правильно повторяли.
- Угадайте, кто встречи ждет с нами. (разгадывают по первым звукам – Санки, Овощи, Волк, Автобус – СОВА)
Награждение медалями от Совы.
- Пора в детский сад вернуться. Вокруг себя повернись – в детском саду окажись!
Список литературы:
1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду.
Гном, 2010.
2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 2 период обучения. Гном, 2013.
3. Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. ИП Лакоценина, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']
Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...
Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....
Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"
Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...
Конспект занятия "Дифференциация звука Б"
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...
Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"
Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з"....
Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"
Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...
Конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ш. Прогулка по зимнгему лесу."
Конспект подгруппового логопедического занятия по тнме "Дифференциация звуков С-Ш. Пргогулка по зимнему лесу. Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях....