Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s_c.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация закрытого административно-территориального образования
Г. Заозерска
Управление образования Администрации ЗАТО г. Заозерска
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга»
Конспект подгруппового занятия для детей с ФФНР
«Дифференциация звуков C и Ц»
Автор: учитель-логопед
ДОУ №2 "Радуга"
М.В.Макарова
ЗАТО г. Заозерск
2011 год
ТЕМА: «Учимся различать звуки C и Ц».
Цели:
коррекционно-образовательные:
- учить детей давать сравнительную характеристику звуков С и Ц;
коррекционно-развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки С и Ц в слогах, словах, предложениях и тексте;
- развивать фонематический слух;
- развивать память, внимание;
- развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважительное и заботливое отношение к окружающим.
Оборудование:
- предметные картинки, в названии которых есть звуки С и Ц, в том числе КОСЫ и ЛИЦО;
- изображение Феи;
- звуковые линейки с наборами цветных фишек – по количеству детей;
- 2 слоговых домика;
- мяч;
- индивидуальные зеркала - по количеству детей
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Оргмомент. Дети стоят в кругу.
Логопед: У меня в руках карточки. Я предлагаю вам использовать эти карточки в интересной игре, где ведущий должен угадать, кто детей произнес слово. Итак, начинаем:
«Мы немножко порезвились, по местам все разместись. Ты загадку отгадай: кто предмет назвал, узнай? (далее дети по карточкам называют предметы со звуками С и Ц, ведущий отгадывает).
- Объявление темы. Логопед: Итак, давайте проанализируем:
- какой звук слышится в словах (перечисляет карточки зо звуком С)?
- а какой звук слышится в этих словах (перечисляет карточки зо звуком Ц)?
Логопед: - Открою вам один секрет. Сегодня задания для вас приготовила некая фея. Кто же она? Ее изображение закрыто цветными кляксами. За каждое правильно выполненное задание я буду убирать по одной кляксе и к концу занятия вы увидите полное изображение феи и узнаете ее имя.
(Дети проходят за столы.)
Логопед: Итак, 1 задание: надо дать сравнительную характеристику звукам Ц и С. Пожалуйста, приготовьте свои зеркала и, глядя в них на свой отражение, произнесите звук С (дает образец: с-с-с-с) Хорошо, а теперь ответьте на вопросы:
- Как выходит воздух? (свободно/через препятствия)
- Что мешает воздуху свободно выходить? (губы/язык/зубы)
- Значит С звук какой? (гласный/согласный)
- Приложите руку к горлышку и еще раз произнесите с-с-с-с. Горлышко звенит?(да/нет) Правильно, голосовые связки не работают, это значит, звук С какой? (звонкий/глухой)
- Послушайте, как я произношу звук с-с-с (коротко/долго) Правильно, долго как воздух из насоса выходит.
Логопед: Теперь, глядя на своё отражение, произнесите звук Ц (дает образец: ц,ц,ц) Хорошо, а теперь ответьте на вопросы:
- Как выходит воздух? (свободно/через препятствия)
- Что мешает воздуху свободно выходить? (губы/язык/зубы)
- Значит это звук какой? (гласный/согласный)
- Приложите руку к горлышку и еще раз произнесите ц,ц,ц. Горлышко звенит?(да/нет) Правильно, снова голосовые связки не работают, это значит, звук С какой? (звонкий/глухой)
- Послушайте, как я произношу звук ц,ц,ц (коротко/долго). Правильно, коротко, как лошадка копытом цокает.
Логопед: - Получается, что звуки С и Ц очень похожи, а научиться их различать нужно обязательно! И в этом нам всем поможет игра. Становитесь в круг.
- Дидактическая игра «Поймай звук» Логопед произносит цепочки:
- Звуков: т, с, а, з, ы, с, ф, и, с, к, ц, с, ж, з, с, ш, ц, с, к, т, с…(дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат звук С);
- Слогов: ва, цу, по, зе, цы, со, це, те, зу, цы, … (дети должны поднять руку, когда услышат слог со звуком Ц);
- Дидактическая игра «Замени звук» (с мячом) Логопед сначала предлагает
правильно повторить цепочки слогов:
со-со-цо цу-цу-су ас-ас-ац иц-ис-иц
су-цу-су цо-со-цо ос-ос-оц ец-ес-ец
цы-сы-сы сэ-це-сэ уц-ус-ус юс-юц-юс
Затем логопед просит преобразовать слоги, заменив в них звук С на звук Ц:
ас-ац,су-цу, ос-оц,ус-уц, ис-иц, са-ца, со-цо, су-цу, сы-цы…
- Дидактическая игра «Найди звук в слове». Логопед делит детей на 2
команды, предъявляет предметные картинки и просит представителей одной команды выбрать на тарелку все карточки со звуком Ц, а другой - С.
После выполнения задания команды проходят за столы, меняются тарелками и проверяют правильность выполнения задания. Затем все вместе определяют место заданного звука в словах (первый, в середине, последний) логопед вставляет карточка в соответствующее окошко звукового домика.
- Звуковой анализ слов. Логопед раздает звуковые линейки и фишки,
дети проводят звуковой анализ слов ЛИЦО и КОСЫ (фронтально).
- Физкультминутка. По ходу стихотворения дети выполняют
соответствующие движения.
Мы по лесу шли-шли-шли
Звуков много мы нашли, (шагают)
Их мы в слоги собирали
Долго с ними мы играли. (наклоны вниз)
Из слогов, ты будь готов,
Получилось много слов: (наклоны вправо-влево)
Вот лисица, вот куница,
Вот Алёнушка-сестрица, (машут руками наверху)
Спица, птица и синица,
Солнце, платьице из ситца. (приседают)
Звуки С и Ц - друзья
Это знаем ты и я! (прыгают на месте)
- Дидактическая игра «Вспомни слово». Логопед предлагает
вспомнить, названия каких предметов, прозвучавших в ходе физкультминутки содержат звук С, затем Ц.
- Дидактическая игра «Составь предложение». Логопед предлагает
детям составить такие предложения, в которые были бы включены слова со звуками С и Ц (выставляет пары на доске)
Логопед: - Теперь если вы согласны, предлагаю вам еще одну игру.
Слушайте внимательно: в цепочке из 3 слов 2 слова по звуковому составу отличаются от третьего, например среди слов СОВОК, СОВА и ЦАПЛЯ лишним будет слово Цапля, так как в словах СОВОК и СОВА есть звук С, а в лове ЦАПЛЯ есть звук Ц. Найдите лишнее слово!
- Дидактическая игра «3 – лишний» Логопед выставляет карточки, дети отвечают
11. Подведение итога занятия.
Логопед: Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
Чем звук С отличается от звука Ц?
Чем звуки С и Ц похожи?
Молодцы! Теперь вы научилась различать звуки С и Ц. и я убираю последнюю кляксу. Перед вами – изображение феи (дети называют ее). А за усердие и старание Муза дарит вам изображения своих подруг-фей, которые вы раскрасите в группе. Всем спасибо, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...