Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_c.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация закрытого административно-территориального образования

Г. Заозерска

Управление образования Администрации ЗАТО г. Заозерска

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга»

 

 Конспект подгруппового занятия для детей с ФФНР

«Дифференциация звуков C и Ц»

                                                Автор: учитель-логопед

ДОУ №2 "Радуга"

М.В.Макарова

 

                         

ЗАТО г. Заозерск

2011 год

ТЕМА: «Учимся различать звуки C и Ц».

 

Цели: 

коррекционно-образовательные:

  1. учить  детей  давать сравнительную характеристику звуков С и Ц;

коррекционно-развивающие:

  1. учить детей дифференцировать звуки С и Ц в слогах, словах, предложениях и тексте;
  2. развивать фонематический слух;
  3. развивать память, внимание;
  4. развивать дыхание и голос;

коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать уважительное и заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: 

  1. предметные картинки, в названии которых есть звуки С и Ц, в том числе КОСЫ и ЛИЦО;
  2. изображение Феи;
  3. звуковые линейки с наборами цветных фишек – по количеству детей;
  4. 2 слоговых домика;
  5. мяч;
  6. индивидуальные зеркала - по количеству детей

                                               

ХОД  ЗАНЯТИЯ

     

  1. Оргмомент. Дети стоят в кругу.

Логопед:  У меня в руках карточки. Я предлагаю вам использовать эти карточки  в интересной игре, где ведущий должен угадать, кто детей произнес слово. Итак, начинаем:

«Мы немножко порезвились, по местам все разместись. Ты загадку отгадай: кто предмет назвал, узнай? (далее дети по карточкам называют предметы со звуками С и Ц, ведущий отгадывает).

  1. Объявление темы.  Логопед: Итак, давайте проанализируем:
  1. какой звук слышится в словах (перечисляет карточки зо звуком С)?
  2. а какой звук слышится в этих словах (перечисляет карточки зо звуком Ц)?

Логопед: - Открою вам один секрет. Сегодня задания для вас приготовила некая фея. Кто же она?  Ее изображение закрыто цветными кляксами. За каждое правильно выполненное задание я буду убирать по одной кляксе и к концу занятия вы увидите полное изображение феи и узнаете ее имя.  

(Дети проходят за столы.)

Логопед: Итак, 1 задание: надо дать сравнительную характеристику звукам Ц и С. Пожалуйста, приготовьте свои зеркала и, глядя в них на свой отражение, произнесите звук С (дает образец: с-с-с-с) Хорошо, а теперь ответьте на вопросы:

  1. Как выходит воздух? (свободно/через препятствия)
  2. Что мешает воздуху свободно выходить? (губы/язык/зубы)
  3. Значит С звук какой? (гласный/согласный)
  4. Приложите руку к горлышку и еще раз произнесите с-с-с-с. Горлышко звенит?(да/нет) Правильно, голосовые связки не работают, это значит,  звук С какой? (звонкий/глухой)
  5. Послушайте, как я произношу звук с-с-с (коротко/долго) Правильно, долго как воздух из насоса выходит.

Логопед: Теперь, глядя на своё отражение, произнесите звук Ц (дает образец: ц,ц,ц) Хорошо, а теперь ответьте на вопросы:

  1. Как выходит воздух? (свободно/через препятствия)
  2. Что мешает воздуху свободно выходить? (губы/язык/зубы)
  3. Значит это звук какой? (гласный/согласный)
  4. Приложите руку к горлышку и еще раз произнесите ц,ц,ц. Горлышко звенит?(да/нет) Правильно, снова голосовые связки не работают, это значит,  звук С какой? (звонкий/глухой)
  5. Послушайте, как я произношу звук ц,ц,ц (коротко/долго). Правильно, коротко, как лошадка копытом цокает.

Логопед: - Получается, что звуки С и Ц очень похожи, а научиться их различать нужно обязательно! И в этом нам всем поможет игра. Становитесь в круг.

  1. Дидактическая игра «Поймай звук»  Логопед произносит цепочки:
  1. Звуков: т, с, а, з, ы, с, ф, и, с, к, ц, с, ж, з, с, ш, ц, с, к, т, с…(дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат звук С);
  2. Слогов: ва, цу, по, зе, цы, со, це, те, зу, цы, … (дети должны поднять руку, когда услышат слог со звуком Ц);
  1. Дидактическая игра «Замени звук» (с мячом) Логопед сначала предлагает

правильно повторить цепочки слогов:

со-со-цо        цу-цу-су                ас-ас-ац                иц-ис-иц                

су-цу-су        цо-со-цо                ос-ос-оц                ец-ес-ец

цы-сы-сы        сэ-це-сэ                уц-ус-ус                юс-юц-юс

Затем логопед просит преобразовать слоги, заменив в них звук С на звук Ц:

ас-ац,су-цу, ос-оц,ус-уц, ис-иц, са-ца, со-цо, су-цу, сы-цы…

  1. Дидактическая игра «Найди звук в слове». Логопед  делит детей на 2

команды, предъявляет предметные картинки и просит представителей одной команды выбрать на тарелку все карточки со звуком Ц, а другой -  С.

После выполнения задания команды проходят за столы, меняются тарелками и проверяют правильность выполнения задания. Затем все вместе определяют место заданного звука в словах (первый, в середине, последний) логопед вставляет карточка в соответствующее окошко звукового домика.

  1. Звуковой анализ слов. Логопед раздает звуковые линейки и фишки,

дети проводят звуковой анализ слов ЛИЦО и КОСЫ (фронтально).

  1. Физкультминутка.  По ходу стихотворения дети выполняют

соответствующие движения.

 Мы по лесу шли-шли-шли

Звуков много мы нашли,                        (шагают)

Их мы в слоги собирали

Долго с ними мы играли.                             (наклоны вниз)

Из слогов, ты будь готов,

Получилось много слов:                        (наклоны вправо-влево)

Вот лисица, вот куница,

Вот Алёнушка-сестрица,                        (машут руками наверху)

Спица, птица и синица,

Солнце, платьице из ситца.                         (приседают)

Звуки С и Ц - друзья

Это знаем ты и я!                                        (прыгают на месте)

  1. Дидактическая игра «Вспомни слово». Логопед  предлагает

вспомнить, названия каких предметов, прозвучавших в ходе физкультминутки содержат звук С, затем Ц.

  1. Дидактическая игра «Составь предложение». Логопед  предлагает

детям составить такие предложения, в которые были бы включены слова со звуками С и Ц (выставляет пары на доске)

Логопед: - Теперь  если вы согласны, предлагаю вам еще одну игру.

Слушайте внимательно: в цепочке из 3 слов 2 слова по звуковому составу отличаются от третьего, например среди слов СОВОК, СОВА и ЦАПЛЯ лишним будет слово Цапля, так как в словах СОВОК и СОВА есть звук С, а в лове ЦАПЛЯ есть звук Ц. Найдите лишнее слово!

  1.  Дидактическая игра «3 – лишний» Логопед выставляет карточки, дети отвечают

   11. Подведение итога занятия. 

Логопед:  Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?

Чем звук С отличается от звука Ц?

Чем звуки С и Ц похожи?

Молодцы! Теперь вы научилась различать звуки С и Ц. и я убираю последнюю кляксу. Перед вами – изображение феи (дети называют ее). А за усердие и старание Муза дарит вам изображения своих подруг-фей, которые вы раскрасите в группе. Всем спасибо, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...