Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

Тарабарина Светлана Александровна

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s-z.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по звуковой культуре речи для детей старшего возраста.

Тема. Звуки «С»-«З».

Цель. Развитие фонематического слуха, формирования навыка                  дифференциации звуков.

Задачи:

- образовательные:      учить детей дифференцировать звуки «с»,»з»;упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь»,»з»,»зь»;называть слова, в которых они слышаться ; учить вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звуки отчетливо их произносить.

 - развивающие:       развивать слуховую память; продолжать формировать фонематический слух и восприятие; закреплять навык координации речи и движений; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи; учить подбирать близкие по смыслу и звучанию слова.

- воспитательные:     учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.

Оборудование.

     Предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки «с», «з»; светофоры ( белый и черный);фишки- солнышко; тексты  загадок с отгадками на изучаемые звуки; скороговорка; стихотворение « Считалочка» ;  Петрушка; предметы, в названиях которых есть звуки «с», «з»;предметные картинки с изображениями посуды, мебели, игрушек; игра « Закончи стихотворение».

Ход занятия.

  1. Организация начала занятия.

Логопед.    Кто из вас вспомнит ,какой звук слышится , когда летит           комар?

Дети. З-З-З.

Логопед.  А когда льется вода?

Дети. С-С-С.

Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», прогоняйте комара; если звук «С»- умывайтесь.

Логопед. А теперь я буду говорить слова , а вы внимательно слушайте и называйте правильно звук: кислый, заяц, суровый, снегирь, зеленый, слева, озорник, внизу( хоровые ответы).

Логопед. Внимание, задание меняется: звук не называете, а сигналите светофором, «с», «сь»- белым, «з» , «зь» - черным: озеро, синичка, заря, серебряный, сахар, золотой.

  1. Основная часть занятия.

Логопед. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что здесь нарисовано?

Дети. На картинке нарисовано солнце.

Логопед . Какой звук стоит в начале слова?

Дети. Слово начинается со звука «С».

( Игра продолжается с картинкой звезда).

 Логопед . А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Угадай-ка».

( На столе разложены мелкие предметы. Дети, выходящие к доске, берут любой из них, называют, выделяя голосом знакомый звук, и кладут либо к картинке со звездой, либо с солнцем, аргументируя свой ответ. Остальные  дети на правильность ответа реагируют хлопком.)

Логопед. Ребята, назовите ,пожалуйста, такие предметы, которые относятся к посуде, со звуками « с», « сь».

Дети. Стакан, сковорода, кастрюля, сахарница…

Логопед. А теперь слова, которые относятся к мебели.

Дети. Стол, стул, кресло…

Логопед. Сейчас я попрошу вас назвать игрушки, в названиях которых есть звуки «з», «зь».

Дети. Заяц,  поезд, знаки,  зеркало, звери…

Физминутка « Считалочка».

Логопед.Я предлагаю вам встать в  круг, повернутся лицом к центру круга и поиграть со мной.

                              Раз, раз, раз – утром вытрясем матрас,

                              Два, два, два – расколи скорей дрова,

                              Три, три, три – подмети и не сори,

                              Четыре, четыре – прибери в своей квартире,

                              Пять, пять, пять – можно выйти погулять.    

Логопед. А теперь послушайте внимательно скороговорку.И кто услышит , запомнит и назовет слова со звуком « С», тот получит солнышко.

                   Сорок сорок  в короткий срок съели сырок.

Логопед .  Кто назовет слова?Давайте повторим хором, потом индивидуально.

( По аналогии проводится работа со скороговоркой : « Соня Зине принесла бузины в корзине».)

Логопед. Дети , посмотрите к нам пришел Петрушка. Ой, куда же ты? Спрятался. Давайте позовем его веселым голосом( хором).

( Петрушка появляется и пляшет.Тихо- ложится спать. Медленно- бредет вперевалочку. Быстро- скачет. Грустно- плачет.)

Логопед .Ребята, давайте поиграем в игру « Закончи стихотворение».

Слова нужно подбирать близкие по смыслу и звучанию. Знакомые звуки «с», «сь» выделять голосом.

     С утра из магазина несла покупку …(Зина).

     Заглянула в дверь коза, очень грустные …( глаза).

     Для птенцов и для зверят тоже нужен …( детский сад).

     На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и …( синицы).

Логопед. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдете среди этих картинок и скажете, есть ли в отгадке звуки « с- сь», «з-зь».

               Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. ( Зонт).

               На земле ползает, а к себе не подпускает. ( Змея).

               Четыре братца под одной крышей стоят. ( Стол).

               Белая скатерть все поле покрыла. ( Снег).

               Мягкие лапки, а лапках царапки. ( Кошка).

  1. Окончание занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы сегодня показали себя умными детьми. Давайте вспомним , чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы повторяли звуки «с-сь», «з-зь», называли слова с этими звуками; подбирали картинки на эти звуки; играли с Петрушкой; отгадывали загадки ; учили скороговорки; играли в поэтов.

Логопед. Я предлагаю вам и дома с родителями поиграть в такие же игры на звуки « с-сь» и « з-зь».А еще я бы хотела , чтобы вы мне принесли рисунки с изображениями предметов на заданные звуки.

Спасибо всем, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект занятия "Дифференциация звука Б"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...

Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...

Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"

Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....

Конспект занятия "Дифференциация звуков [д] и [д`] у детей подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи". Анализ занятия.

1.  Тема  занятия  «Дифференциация звуков  [д] и [дь].Данная  тема  в  общей  системе  логопедической  работы  запланирована в плане работы...