Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с'], [з], [з']
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

  • Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с'], [з], [з'], акустические признаки звуков.
  • Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с'], [з], [з'].
  • Отрабатывать отчетливое произношение звуков в словах и слоговых сочетаниях.
  • Отрабатывать умение вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звук.
  • Учить детей дифференцировать звуки [с], [с'], [з], [з'].
  • Закреплять понятия «слог», «слово».
  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей.
  • Учить детей заниматься сообща, слушать ответ товарища, дополнять друг друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_babushka_zagadushka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с'], [з], [з']

«У нас в гостях Бабушка – Загадушка».

Цель:

  • Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с'], [з], [з'], акустические признаки звуков.
  • Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с'], [з], [з'].
  • Отрабатывать отчетливое произношение звуков в словах и слоговых сочетаниях.
  • Отрабатывать умение вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звук.
  • Учить детей дифференцировать звуки [с], [с'], [з], [з'].
  • Закреплять понятия «слог», «слово».
  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей.
  • Учить детей заниматься сообща, слушать ответ товарища, дополнять друг друга.

Используемый материал: кукла Бабушка – Загадушка, речевой м-л (загадки, чистоговорки), картинки с изображением животных (заяц, лиса, лось, зебра, коза), мяч среднего размера для игры «Эхо»; пособия: домик с магнитными окошками для размещения картинок, планшет с чистым листом для соединения предметных картинок, цветные карандаши/фломастеры (красный, синий, розовый, зеленый).

  1. Организационный момент:

Ребята, у нас в гостях Бабушка – Загадушка. Бабушка – Загадушка пришла, чтобы повторить с нами знакомые звуки. Отгадайте Бабушкины загадки и вы узнаете звуки, которые мы будем повторять.

Что за зверь лесной –                                У нее хвост пушистый,

Встал, как столбик, под сосной.               Мех золотистый.

И стоит среди травы                                  В лесу она живет,

Уши больше головы?   (заяц)                   В деревне кур крадет.   (лиса)

- Что за коняшки –                                    Трав копытами касаясь,

На всех тельняшки.   (зебры)                   Ходит по лесу красавец.

                                                                    Ходит смело и легко,

                                                                    Рога раскинув высоко.   (лось)

  1. Выделение звуков [с], [с'], [з], [з'] из слов: лиса, заяц, лось, зебры.

- Какой звук в начале слова заяц?

- Какой первый звук в слове зебры?

- Какой последний звук в слове лось?

- Какой последний звук в слове лиса?

  1. Характеристика звуков [с], [с'], [з], [з'] . Сравнение их по артикуляционным и акустическим признакам, обозначение цветовыми символами.

Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, зубы – «заборчиком», между зубами маленькая щель, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя скользит по середине языка. Произнесите звук [с] протяжно, долго. Какая  воздушная струя выходит? (сильная, холодная) «Спит» или нет голосок? Как проверить? Какой это звук? (глухой)

Ребята, в каком положении губы, зубы, язык когда мы произносим звук [с'] ? Кончик языка сильнее упирается в нижние резцы. Как звучит звук [с']? (мягко, нежно) Этот звук мягкий. Давайте проверим «спит» или нет голосок. (тоже спит, значит этот звук тоже глухой)

Ребята, посмотрите (показ. картинку) из большого крана льется вода, как она льется? Дети: с-с-с    А из маленького крана льется маленькая струйка, как она льется?  Дети: с'-с'-с'

А теперь, губы, зубы и язычок поставим в то же положение, что и при произнесении звука [с] и «разбудим» голосок. Произнесите звук [з] протяжно, долго. Как проверить, «проснулся» голосок или нет? (дети прикладывают ладошку тыльной стороной на шею в область связок) Что происходит? (голосовые связки вибрируют) Какой это звук? (звонкий)

А теперь, давайте произнесем этот звук нежно. Как звучит  [з']? (мягко)

Ребята, вот летит большой комар. Спойте песенку большого комара. Дети. А ему на встречу летит маленький комарик, спойте его песенку. Дети.

Расскажем Бабушке – Загадушке. В каких замках живут эти звуки, каким цветом мы их обозначаем?

Ответы детей.

  1. Игра.

Ребята, а теперь давайте разместим животных из Бабушкиных загадок в домике. На первом этаже будут жить звери в названии которых есть звуки [с], [с'], а животные в названии которых есть звуки [з], [з'] на втором.

Дети выполняют задание.

  1. Произношение звуков в слогах. Дифференциация понятий «слог», «слово».

Мы будем произносить слоги и изображать действия пальцами рук.

- Утром звери просыпаются в своем домике: со – зо –со – зо.

- Здороваются друг с другом: са – за – са – за.

- Идут гулять: се – зе – се – зе.

- Вечером прощаются: си – зи – си – зи.

  1. Игра «Эхо».

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду называть вам слоги твердыми, а вы их «возвратите» мягкими:

са – ся               за – зя

со – се               зо – зе

су – сю              зу – зю

сы - си               зы – зи

Что мы произносили? (слоги)  А теперь помогите мне закончит чистоговорки:

Са – за – са – за, на лугу стоит … (коза).

Се – зе – се – зе, дадим сена мы … (козе).

Ось – ось – ось, ест осинку … (лось).

Оси – оси – оси, по лесу бродят … (лоси).

Зы – сы – зы – сы, хвост пушистый у … (лисы).

 

Вы подсказали мне слоги или слова?

  1. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ.

В сундучке у Бабушки – Загадушки есть еще загадки. Посмотрите вокруг – в комнате много предметов с изучаемыми звуками. Назовите их.

В этом слове один слог, первый звук С (стол, стул). В этом слове первый звук З, последний – А (занавеска). Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в середине этого слова? (звук С) В сундучке лежит предмет, в названии которого первый звук З, последний – Т (зонт).

  1. Физминутка.

А сейчас давайте отдохнем.

Стучат колеса – тук-тук-тук,            

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.                    

Бабуля выйдет на порог

И вкусный вынесет пирог,

Расскажет сказку про зверей…

Мы едем к бабушке своей!

  1. Развитие фонематических представлений.

У Бабушки – Загадушки много внучат (показ. картинку):

- Это – Соня,          – Зоя,          

          – Сева,          – Кузьма.

Помогите распределить предметы Соне и Севе, Зое и Кузьме, в названии которых есть звуки  с, с', з, з' будьте внимательными (дети соединяют цветными карандашами картинки).

Соня – стул, эскимо, ананас, часы.

Сева – велосипед, апельсин, сетка, сито.

Зоя – зонт, замок, ваза, арбуз.

Кузьма – зебра, земляника, обезьяна, корзина.

  1. Итог занятия.

Молодцы ребята. Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? Вы справились сегодня со всеми заданиями Бабушки – Загадушки, вам понравилось наше занятие? Жаль, что приходится расставаться с Бабушкой – Загадушкой. Она еще к нам прейдет с новыми загадками. А сейчас, примите от Бабушки угощение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект занятия "Дифференциация звука Б"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...

Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з"....

Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...

Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"

Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....

Конспект занятия "Дифференциация звуков [д] и [д`] у детей подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи". Анализ занятия.

1.  Тема  занятия  «Дифференциация звуков  [д] и [дь].Данная  тема  в  общей  системе  логопедической  работы  запланирована в плане работы...