Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с'], [з], [з']
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
- Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с'], [з], [з'], акустические признаки звуков.
- Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с'], [з], [з'].
- Отрабатывать отчетливое произношение звуков в словах и слоговых сочетаниях.
- Отрабатывать умение вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звук.
- Учить детей дифференцировать звуки [с], [с'], [з], [з'].
- Закреплять понятия «слог», «слово».
- Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей.
- Учить детей заниматься сообща, слушать ответ товарища, дополнять друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_babushka_zagadushka.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с'], [з], [з']
«У нас в гостях Бабушка – Загадушка».
Цель:
- Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с'], [з], [з'], акустические признаки звуков.
- Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с'], [з], [з'].
- Отрабатывать отчетливое произношение звуков в словах и слоговых сочетаниях.
- Отрабатывать умение вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звук.
- Учить детей дифференцировать звуки [с], [с'], [з], [з'].
- Закреплять понятия «слог», «слово».
- Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у детей.
- Учить детей заниматься сообща, слушать ответ товарища, дополнять друг друга.
Используемый материал: кукла Бабушка – Загадушка, речевой м-л (загадки, чистоговорки), картинки с изображением животных (заяц, лиса, лось, зебра, коза), мяч среднего размера для игры «Эхо»; пособия: домик с магнитными окошками для размещения картинок, планшет с чистым листом для соединения предметных картинок, цветные карандаши/фломастеры (красный, синий, розовый, зеленый).
- Организационный момент:
Ребята, у нас в гостях Бабушка – Загадушка. Бабушка – Загадушка пришла, чтобы повторить с нами знакомые звуки. Отгадайте Бабушкины загадки и вы узнаете звуки, которые мы будем повторять.
Что за зверь лесной – У нее хвост пушистый,
Встал, как столбик, под сосной. Мех золотистый.
И стоит среди травы В лесу она живет,
Уши больше головы? (заяц) В деревне кур крадет. (лиса)
- Что за коняшки – Трав копытами касаясь,
На всех тельняшки. (зебры) Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко. (лось)
- Выделение звуков [с], [с'], [з], [з'] из слов: лиса, заяц, лось, зебры.
- Какой звук в начале слова заяц?
- Какой первый звук в слове зебры?
- Какой последний звук в слове лось?
- Какой последний звук в слове лиса?
- Характеристика звуков [с], [с'], [з], [з'] . Сравнение их по артикуляционным и акустическим признакам, обозначение цветовыми символами.
Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, зубы – «заборчиком», между зубами маленькая щель, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя скользит по середине языка. Произнесите звук [с] протяжно, долго. Какая воздушная струя выходит? (сильная, холодная) «Спит» или нет голосок? Как проверить? Какой это звук? (глухой)
Ребята, в каком положении губы, зубы, язык когда мы произносим звук [с'] ? Кончик языка сильнее упирается в нижние резцы. Как звучит звук [с']? (мягко, нежно) Этот звук мягкий. Давайте проверим «спит» или нет голосок. (тоже спит, значит этот звук тоже глухой)
Ребята, посмотрите (показ. картинку) из большого крана льется вода, как она льется? Дети: с-с-с А из маленького крана льется маленькая струйка, как она льется? Дети: с'-с'-с'
А теперь, губы, зубы и язычок поставим в то же положение, что и при произнесении звука [с] и «разбудим» голосок. Произнесите звук [з] протяжно, долго. Как проверить, «проснулся» голосок или нет? (дети прикладывают ладошку тыльной стороной на шею в область связок) Что происходит? (голосовые связки вибрируют) Какой это звук? (звонкий)
А теперь, давайте произнесем этот звук нежно. Как звучит [з']? (мягко)
Ребята, вот летит большой комар. Спойте песенку большого комара. Дети. А ему на встречу летит маленький комарик, спойте его песенку. Дети.
Расскажем Бабушке – Загадушке. В каких замках живут эти звуки, каким цветом мы их обозначаем?
Ответы детей.
- Игра.
Ребята, а теперь давайте разместим животных из Бабушкиных загадок в домике. На первом этаже будут жить звери в названии которых есть звуки [с], [с'], а животные в названии которых есть звуки [з], [з'] на втором.
Дети выполняют задание.
- Произношение звуков в слогах. Дифференциация понятий «слог», «слово».
Мы будем произносить слоги и изображать действия пальцами рук.
- Утром звери просыпаются в своем домике: со – зо –со – зо.
- Здороваются друг с другом: са – за – са – за.
- Идут гулять: се – зе – се – зе.
- Вечером прощаются: си – зи – си – зи.
- Игра «Эхо».
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду называть вам слоги твердыми, а вы их «возвратите» мягкими:
са – ся за – зя
со – се зо – зе
су – сю зу – зю
сы - си зы – зи
Что мы произносили? (слоги) А теперь помогите мне закончит чистоговорки:
Са – за – са – за, на лугу стоит … (коза).
Се – зе – се – зе, дадим сена мы … (козе).
Ось – ось – ось, ест осинку … (лось).
Оси – оси – оси, по лесу бродят … (лоси).
Зы – сы – зы – сы, хвост пушистый у … (лисы).
Вы подсказали мне слоги или слова?
- Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ.
В сундучке у Бабушки – Загадушки есть еще загадки. Посмотрите вокруг – в комнате много предметов с изучаемыми звуками. Назовите их.
В этом слове один слог, первый звук С (стол, стул). В этом слове первый звук З, последний – А (занавеска). Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в середине этого слова? (звук С) В сундучке лежит предмет, в названии которого первый звук З, последний – Т (зонт).
- Физминутка.
А сейчас давайте отдохнем.
Стучат колеса – тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей,
Везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог
И вкусный вынесет пирог,
Расскажет сказку про зверей…
Мы едем к бабушке своей!
- Развитие фонематических представлений.
У Бабушки – Загадушки много внучат (показ. картинку):
- Это – Соня, – Зоя,
– Сева, – Кузьма.
Помогите распределить предметы Соне и Севе, Зое и Кузьме, в названии которых есть звуки с, с', з, з' будьте внимательными (дети соединяют цветными карандашами картинки).
Соня – стул, эскимо, ананас, часы.
Сева – велосипед, апельсин, сетка, сито.
Зоя – зонт, замок, ваза, арбуз.
Кузьма – зебра, земляника, обезьяна, корзина.
- Итог занятия.
Молодцы ребята. Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? Вы справились сегодня со всеми заданиями Бабушки – Загадушки, вам понравилось наше занятие? Жаль, что приходится расставаться с Бабушкой – Загадушкой. Она еще к нам прейдет с новыми загадками. А сейчас, примите от Бабушки угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....
Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"
Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...
Конспект занятия "Дифференциация звука Б"
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...
Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"
Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з"....
Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"
Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...
Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"
Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....
Конспект занятия "Дифференциация звуков [д] и [д`] у детей подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи". Анализ занятия.
1. Тема занятия «Дифференциация звуков [д] и [дь].Данная тема в общей системе логопедической работы запланирована в плане работы...