Комплексное клинико-педагогическое обследование зубочелюстной системы и ротовой полости.
презентация к уроку по логопедии на тему
Обследование детей является важнейшей часть работы с ребенком-логопатом. Практикующие логопеды чаще всего сталкиваются с нетяжелыми, но достаточно выраженными анатомическими деформациями зубочелюстной системы, ротовой полости, глотки. Эти негрубые дефекты являются одной из причин появления недостатков фонетического строя речи или осложняющие имеющиеся звкопроизносительные расстройства у детей. Такие дефекты всегда являются фактором осложняющим процесс артикуляции, но не всегда являются первопричиной звукопроизносительных расстройств. Поэтому логопед должен быть особенно внимателен при формировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped.docx | 633.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 114»
Комплексное клинико-педагогическое обследование
зубочелюстной системы и ротовой полости.
Составила: логопед – Евсикова Т.Г.
2014г. г.Сыктывкар
Введение.
Обследование детей является важнейшей часть работы с ребенком-логопатом. Практикующие логопеды чаще всего сталкиваются с нетяжелыми, но достаточно выраженными анатомическими деформациями зубочелюстной системы, ротовой полости, глотки. Эти негрубые дефекты являются одной из причин появления недостатков фонетического строя речи или осложняющие имеющиеся звкопроизносительные расстройства у детей. Такие дефекты всегда являются фактором осложняющим процесс артикуляции, но не всегда являются первопричиной звукопроизносительных расстройств. Поэтому логопед должен быть особенно внимателен при формировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения.
Обследование артикуляционных органов.
Прикус – особенности соотношения смыкания верхней и нижней челюсти.
1Нейтральный прикус – прикус при котором соотношение боковых зубов обоих челюстей не нарушено, но имеется неправильное смыкание передних зубов.
2. Дистальный прикус - заднее положение нижней челюсти относительно верхней.
3. Мезиальный прикус – переднее положение нижней челюсти относительно верхней.
4. Прямой прикус – прикус при котором отсутствует перекрытие верхними резцами нижних и наблюдается краевое смыкание верхних зубов.
5.Открытый прикус – имеется вертикальная щель между зубами: во фронтальном отделе – передний фронтальный открытый прикус, в боковом отделе – одно или двусторонний боковой открытый прикус.
6.Глубокий прикус – увеличение перекрытия верхними резцами нижних.
7.Перекрестный прикус – внешнее или внутреннее отклонение зубной дуги относительно верхней в боковом направлении.
Зубы.
При осмотре зубов обращают внимание на особенности строения, форму, размер, местоположение зубов в зубном ряду (наклон. Поворот вокруг оси, двойной ряд зубов).
Зубы бывают:
-редкие
-мелкие (микрогнатия)
-очень крупные (макрогнатия)
-неправильной формы
-расположены вне челюстной дуги
-сверх комплектные зубы
-отсутствие зубов
-диастемы
Язык:
Осмотр языка позволяет определить
-нормальный размер
-макроглоссия
-микроглоссия
-уздечка нормальной длины и строения
-уздечка короткая (укороченная)
-толстая (утолщенная)
-наличие послеоперационного узла
Мягкое небо:
Осмотр мягкого неба позволяет определить что оно бывает:
-внорме
-куполообразное
-высокое (готическое)
-низкое, плоское
-наличие расщелины, ее характер: сквозная -несквозная, односторонняя, двустороняя, полная -неполная, субмукозная.
Губы:
При обследовании губ отмечаем:
-нормальные
-тонкие
-утолщенные
-укорочение верхней губы
-расщелина верхней губы
-наличие послеоперационных рубцов
-короткая (укороченная) уздечка верхней губы
Носоглотка, ротовая полость, глотка:
При обследовании следует обратить внимание на
-полипы
-аденоиды
-опухоли
-искривления-
-гипертрофия носовых раковин
-увеличение парной небной миндалины
Обследование произвольной мимической моторики.
При обследовании мимической моторики отмечаем:
-мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние.
-мимика невыразительная, лицо гипомимичное, маскообразное, отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.
1.оценка уровня развития функции мышц лица и выявление неврологического синдрома в мимической моторике.
Отмечаем: - -состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма).
-гипомимия (недостаточность мимической моторики)
-сглаженность насогубных складок
-оральные синкенезии
-ассиметрия лица
-гиперкинезы лица
-сохранность функции
2.Обследование компонентов произвольных мимических движений.
Отмечаем:
-способность к удержанию мимической позы
-способность к переключению
-равномерность работы мышц
-объем движений
-тонус мышц
-точность движений
-синкенезии
Ребенку предлагается 16 проб для обследования произвольной мимической моторики.
1.сморщить лицо
2.вытянуть лицо в длину с раскрытым ртом (удивление)
3.поднять брови
4.нахмурить брови
5.Слегка сомкнуть веки
6.прищурить глаза
7.попеременно закрывать правый и левый глаз
8.одновременно закрыть и открыть глаза
9.зажмуриться
10.попеременно зажмуривать левый и правый глаз
11.сморщить нос
12надуть щеки
13.надувать то правую, то левую щеку
14.попеременно надувать щеки (полоскание зубов)
15.втянуть щеки
16.втягивать то левую, то правую щеки
Обследуем артикуляционную моторику.
Характеристики артикуляции:
-артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме.
-артикуляция смазанная, сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений , которые воспроизводится не в полном объеме, снижение амплитуды движений артикуляторных органов.
Выводы о состоянии артикуляции можно сделать при оценке уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома. Отмечаем:
-сохранность функции
-состояние тонуса мышц (норма, дистония, гипотония, спастичность)
-подвижность (норма, недостаточна, строго ограниченна).
-неврологический синдром (отсутствует, спастический парез,гипеокинезы,апраксия,тонические нарушения типа регидности)
-состояние глоточного и небного рефлекса (норма, повышен, понижен)
-саливация (норма, усиливается при определенных условиях, постоянная)
При обследовании компонентов артикуляционных движений отмечаем:
-способность к удержанию артикуляторной позы
-способность к переключению
Равномерность работы мышц
-объем движений
-тонус мышц
-темп движений
-точность движений
-дифференциация движений
-двигательные замены
-синкенезии
Приемы обследования.
Губы. Приемы:
1.крепко сжать губы
2.сложить губы для свиста
3.поднять углы рта попеременно
4.поднять верхнюю губу
5.поднять нижнюю губу
6.одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю
7.улыбка, трубочка, улыбка-трубочка
8.произнести без голоса – а, у, и ы
Таким образом, мы отмечаем
-тонус губной мускулатуры (спастичность, гипотония , дистония, норма)
-подвижность (малоподвижные, недостаточно подвижные, норма)
-наличие или отсутствие ассиметрии
Обследуем движения языка. Приемы:
1.лопаточка (5-7 секунд на нижней губе)
2.иголочка
-лопаточка-иголочка
4.высунуть язык поднять его к носу
5.помещать широкий язык поочередно то на верхнюю, то на нижнюю губу
6.движения языка влево, вправо
7.движения языка от левого угла рта к правому
8.движение языка по правой губе слева направо
9.лодочка (приподнять боковые края0
10.чашечка
11.лошадка
12.присосать язык к небу
Эти приемы позволяют отметить
-тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма)
-подвижность (строго ограничена, недостаточна – ограничен объем, снижена амплитуда ,норма)
-наличие гиперкинезов
-наличие тремора
-девиации (отклонения в сторону)
Обследуем движения нижней челюсти. Приемы:
1.широко открыть рот
2.плавно закрыть
3.имитировать жевание
4.подвигать нижней челюстью влево, вправо, вперед. Назад
Таким образом, отмечаем
-подвижность нижней челюсти (строго ограничена,недостаточна – объем движений неполный, амплитуда движений снижена)
-наличие смещения челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте, при широко открытом, в движении.
Правильное логопедическое обследование детей с нарушенным звукопроизношением ,сочетающиеся с деформациями строения органов артикуляции позволит логопеду понять причину нарушения и точно спланировать коррекционную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха
Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагог...
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
технология обследования...
Методы обследования в системе комплексного изучения ребёнка с особенностями в развитии.
Методы обследования развития ребёнка....
консультация для воспитателей "Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений"
Многие ученые едины в оценке существующих классификаций. По их мнению, они дополняют друг друга и нацеливают специалистов на решение общих задач.Преимущество диагноза, поставленного с учетом двух клас...
Презентация "Диагностическая методика для комплексного коррекционно-педагогического обследования"
В презентации представлены диагностические методики для обследования звукопроизношения, уровня развития слоговой структуры, уровня развития связной речи, развития фонематических представлений....
Ортодонтические проблемы у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь аномалий зубочелюстной системы с нарушениями звукопроизношения у детей
Произношение каждого звука - это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. Самым тесным образом звукопроизношение связано ...
Клинико- педагогическая классификация нарушений речи
Клинико- педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но ведущая роль отводится психолого- лингвистическим критериям....