Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
статья по развитию речи на тему

 технология обследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития

Технология обследования речи.

Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).

У детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.

Уровень развития речи — важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии.

Объект логопедического обследования – закономерности и особенности языкового и речевого развития ребенка.

Предмет – состояние языковых и речевых средств ребенка.

Цель – определение структуры речевого дефекта, его механизмов и научное обоснование направлений и содержания логопедической работы.

Задачи обследования:

1. Определение причин речевого нарушения

2. Выявление механизмов речевого нарушения

3. Определение симптоматики и степени проявления нарушения речи

4. Выявление структуры речевого дефекта

5. Определение путей, содержания и методики логопедической работы

Принципы логопедического обследования (Левина Р.Е.):

I. Принцип развития. Он имеет 2 подхода:

Необходимо выделять в процессе обследования те трудности и коррекционные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Это позволит оценить дальнейшие возможности ребенка и осуществить профилактику вторичных речевых нарушений.

Необходимо осуществлять эволюционно-динамический анализ речевого нарушения. То есть при диагностике речевого нарушения необходимо оценивать не только имеющиеся симптомы нарушения речи, но и процесс их появления и их влияние на развитие ребенка в дальнейшем. При оценке динамики необходимо:

· Выяснить причину речевого нарушения (сбор анамнеза: изучение мед. документации, анкетирование или беседа с родителями)

· Выяснить в каком возрасте речевое нарушение стало проявляться (это необходимо для выявления периода сбоя речевой деятельности, в результате – возможность определить механизм речевого нарушения и грамотно спланировать коррекционную работу)

· Оценить и проанализировать непосредственные результаты нарушений речевого развития ребенка (уже появившиеся вторичные, третичные и т.д. нарушения)

· Оценивать и предупреждать последствия имеющихся симптомов нарушения речи

Для осуществления этого принципа необходимо:

· Знать предпосылки и условия вызывающие проявление речевого нарушения

· Знать, как развивается речь в норме

· Иметь заключения ряда специалистов (обследование должно быть комплексным: невролог, окулист, отоларинголог, терапевт; при наличии показаний и другие узкие специалисты: например психиатр; Заключение: педагога, при необходимости дефектолога и психолога).

Таким образом, применение принципа развития позволяет определить первичные и вторичные нарушения развития, определить клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации; определить направления и содержание комплексного коррекционного воздействия; спланировать программу логопедической работы и определить ее предварительные сроки.

II. Принцип системного подхода к анализу речевых нарушений.Основывается на теории о системном строении речи. Нарушение любого из речевых компонентов (звуковая – произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй) приводит к нарушению речевой системы. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушении внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Также существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в ОНР. Поэтому при оценке состояния речи ребенка необходимо знать состояние всех речевых компонентов.

Таким образом, принцип системного подхода позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Также лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений (Фонетическое НР, Фонематическое НР – при акустико-фонематической дислалии, ФФНР, ОНР); определения методов преодоления и предупреждения речевых нарушений (возможность предупредить появление в дальнейшем нарушений чтения и письма); лежит в основе комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

III.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Ребенок сначала овладевает элементарными психическими функциями: восприятие, память, внимание, мышление – еще до появления речи. Они являются психологической базой речи (подготавливают основу и обуславливают появление у ребенка речи). Затем речь организует высшие психические функции и способствует их качественному развитию.

Для правильного определения речевого нарушения необходимо знать не только состояние речи ребенка, но и состояние высших психических функций. Необходимо выявить, что первично нарушено у ребенка. Если речевое нарушение первично – логопедическая работа направлена на его преодоление и профилактику возможных отклонений состояния ВПФ. Если речь нарушена вторично, то логопедическая работа строится только на основе коррекции ВПФ.

Этот принцип помогает определить образовательный маршрут ребенка, который определяется на ПМПК и ребенку рекомендуется обучение по определенной программе (виды образовательных учреждений для детей с отклонениями: 1,2 – слух, 3,4 – зрение, 5 – тяжелые нарушения речи, 6 – опорно-двигательный аппарат, 7 – ЗПР, 8 – УО).

Таким образом, применение всех трех принципов позволяет определить общую картину нарушения развития, механизмы нарушения речи; научно обосновать и разработать систему коррекционной работы.

Этапы логопедического исследования:

Подготовительный:

· Отбор материала для обследования ребенка по каждому разделу (выбор методики и подбор заданий, определение последовательности их предъявления)

· Составление схем и протоколов обследования

· Формулировка инструкций к заданиям

· Предварительный сбор анамнеза (если возможно)

Обследование

· Организационный момент

· Вступительная беседа (создается мотивация ребенка, выясняются его интересы и предпочтения)

· Непосредственное предъявление заданий (по речевой инструкции или по образцу)

· Фиксация результатов обследования (протокол или запись на диктофон).

Анализ и оценка полученных результатов

· Качественная оценка результатов (определение наличия нарушения и его тяжести)

· Количественная оценка (используются при применении балльных методик)

· Формулируются комментарии к протоколам обследования (использовались ли подсказки, наводящие вопросы и т.д.).

Этап формулирования выводов:

· Составление многоуровневого логопедического заключения;

· Индивидуальный план коррекционной работы;

· Рекомендации педагогам и родителям.

 

Направления логопедического обследования:

· общая и мелкая моторика,

· артикуляционная моторика (подвижность органов речи),

· произносительная сторона,

· фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),

· грамматический строй речи,

· словарь,

· связная речь,

· состояние чтения и письма школьников.

 

Методы логопедического обследования:

1. Организационные — изучение в динамике, комплексность.

2.Эмпирические — наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы (сбор и анализ анамнестических данных – изучение документации).

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Интерпретационные — истолкование, объяснение полученных данных.

 

В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи. Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с ТНР,

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи,

Иншакова – логопедическое обследование,

Филичева, Левина, Архипова, Лалаева, Стребелева (с детьми раннего возраста) и др.

Фотекова – методика обследования речи младших школьников (2 раздела – устная речь (импрессивная и экспрессивная) и письменная речь (предпосылки письменной речи, оценка письменной речи и навыков чтения) – балльная система оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое изучение детей с нарушением развития

Педагогическое изучение детейс нарушением развития...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Методы изучения детей с нарушениями развития

Методы изучения детей с нарушениями развития...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...