консультация для воспитателей "Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений"
консультация по логопедии
Многие ученые едины в оценке существующих классификаций. По их мнению, они дополняют друг друга и нацеливают специалистов на решение общих задач.
Преимущество диагноза, поставленного с учетом двух классификаций речевых нарушений, состоит в полноте, глубине, в большей его точности и обоснованности. При этом с одной стороны, определяется природа дефекта, с другой, дается уровневая характеристика речи и языка.
Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений. В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделяются различные формы речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Это: нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, минимальные проявления дизартрии, алалия, афазия, нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия). В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kliniko_pedagogicheskaya_klassifikatsiya_rechevyh_narusheniy.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия №18 имени В.Г. Соколова
группы детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей на тему
Подготовила
учитель– логопед
Сергеева Е.В.
г Рыбинск 2020
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
В настоящее время в отечественной логопедической науке в обращении находятся две классификации речевых нарушений:
1. Клинико-педагогическая классификация
2. Психолого – педагогическая классификация
Многие ученые едины в оценке существующих классификаций. По их мнению, они дополняют друг друга и нацеливают специалистов на решение общих задач.
Преимущество диагноза, поставленного с учетом двух классификаций речевых нарушений, состоит в полноте, глубине, в большей его точности и обоснованности. При этом с одной стороны, определяется природа дефекта, с другой, дается уровневая характеристика речи и языка.
Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений. В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделяются различные формы речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Это: нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, минимальные проявления дизартрии, алалия, афазия, нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия). В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.
1. Клиническая характеристика речевых нарушений
1. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. При дислалии нарушения носят фонетический характер, но страдает не вся звуковая сторона, а только произношение отдельных групп звуков или даже отдельных звуков, словарь и грамматический строй своевременно и полноценно развиваются, так же как и понимание речи.
2. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, вызванные патологической иннервацией мышц речевого аппарата. При этом изменения звукопроизношения и голоса обусловлены поражением речедвигательных механизмов головного мозга. Выраженность речевых расстройств при дизартрии может еще более нарастать из-за сопутствующих гиперкинезов, синкинезий, оральных апраксий, парезов и параличей речевой мускулатуры. У таких больных в большей или меньшей степени страдает интонационно-мелодическая, лексическая и структурно-синтаксическая речь. В зависимости от локализации патологического процесса в центральной нервной системе различают бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую формы дизартрии.
- Бульбарная дизартрия развивается у больных ДЦП, у которых в патологический процесс вовлечены некоторые двигательные ядра продолговатого мозга. Для таких детей характерны парезы мышц глотки, гортани, языка. В результате нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Низкая подвижность голосовых складок, мягкого неба обусловливают слабость, назализацию голоса больного, затрудняют произношение звонких. Речь обычно невнятная, замедленная. Лицо амимично.
- Псевдобулъбарная дизартрия обусловлена поражением у ребенка с ДЦП проводящих путей центральной нервной системы, обеспечивающих связь коры и двигательных ядер продолговатого мозга. Клинические проявления сходны с таковыми при бульбарной дизартрии. Однако терапевтические возможности при ней значительно выше, а прогноз благоприятнее.
- Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга, для нее характерны нарушения мышечного тонуса и гиперкинезы, в частности, артикуляционной и мимической мускулатуры. При ней больной в состоянии эмоционального комфорта может правильно произносить не только отдельные звуки, слова, но и короткие фразы. Но при волнении у него сразу развивается артикуляционный спазм, напрягаются мышцы языка, прерывается голос. Характерным признаком такой дизартрии являются нарушения просодической стороны речи: темпа, ритма и интонаций. Речь часто либо слишком ускорена, либо, наоборот, чрезмерно замедлена. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики.
- Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной, "рубленой" речью, обычно затухающей к концу фразы. В чистом виде у больных ДЦП встречается редко.
- Корковая дизартрия связана с поражением речевых зон коры больших полушарий головного мозга. В зависимости от локализации болезненного процесса различают следующие ее клинические варианты: а) кинестетическая афферентная апраксическая, б) кинетическая афферентная апраксическая, в) эфферентная. При афферентной корковой дизартрии имеют место нарушения артикуляционного праксиса, расстройства фонетической стороны речи, замедленное формирование активного и пассивного словарного запаса, упрощенное усвоение правильного грамматического строя речи, письма и чтения. При эфферентной корковой дизартрии поражаются в основном наиболее тонкие движения речевой мускулатуры (кончика языка), что сказывается на произношении переднеязычных звуков, в частности, замедляется его темп. Часто у больных ДЦП дизартрии имеют смешанный характер, сочетают в себе признаки разных их клинических форм.
3. Минимальные проявления дизартрии (МПД) - минимальные проявления дизартрии обусловлены недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Это нарушение характеризуется комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, мимики, дыхания, голоса и просодики. Все симптомы МПД проявляются в нерезко выраженной форме. Основной симптом МПД – стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции (в отличие от дислалии) и отрицательно влияет на формирование других сторон речи. Наиболее распространенными здесь являются нарушения произношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности – нарушение произношения шипящих звуков, далее следует нарушение произношения звуков (Л), (Р) – (Р') и переднеязычных (Т,.Д, Н). Это свидетельствует о том, что распространенность нарушения звукопроизношения отдельных групп звуков у детей с МПД определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью, что приводит к нарушению фонематического восприятия у детей с МПД. Такие дети затрудняются в дифференциации звуков, в их речи преобладают фонемные замены и слоговые нарушения.
4. Алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон. Различают моторную и сенсорную формы алалии. При моторной алалии у больного нарушено развитие экспрессивной речи. При сенсорной алалии страдает понимание обращенной к больному речи.
В логопедической практике наблюдается сочетание двух форм алалии: моторно-сенсорная алалия, сенсо - моторная алалия. Коррекционно – логопедическая работа с детьми с алалией проводится длительно, как правило, такие дети учатся в речевой школе.
5. Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Афазия связана с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.
6. Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо - физиологическими дефектами речевого аппарата: продольной расщелины мягкого (иногда и твердого) неба, верхней губы, челюсти. Логопедическая работа с ринолаликами включает в себя коррекцию физиологического и фонационного дыхания, развитие полноценного небно – глоточного смыкания, формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений, устранение назального оттенка, коррекция звукопроизношения, автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении, нормализация просодической стороны речи.
7. Заикание и запинки – расстройство темпа, ритма и плавности речи, возникающее в результате судорог в речедвигательных отделах речевого аппарата при которых ребенок оказывается неспособным произнести нужное слово или фразу ввиду непроизвольно повторяющейся пролонгации или прекращения звука. В зависимости от причины возникновения этого явления различают неврозоподобное (органически обусловленное) и невротическое (психогенное) заикание. В последнем случае может развиться мутизм - невозможность больного говорить в определенной, значимой для него ситуации или обстановке.
- Нарушения голоса (афония, дисфония)
- Афония - отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи. Непосредственная причина афонии – несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
- Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным – хриплым, слабым, немодулированным. Дисфония возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
9. Нарушение темпа речи:
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
- Нарушение письма – дисграфия, аграфия
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Аграфия – полная неспособность к усвоению письма. Аграфия проявляется в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется. Аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.
11. Нарушение чтения – дислексия, алексия
Дислексия - нарушение чтения, проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.
Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения в следствие поражения очагового поражения головного мозга.
2. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.
Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (группой, классом). Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
Первая группа - нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
- более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
- речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
- ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с ОНР является малопонятной;
Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка при ОНР:
1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
- словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
- часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
- такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
- многие звуки не произносятся;
- сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
2-й уровень
Особенности:
- достаточно большой словарный запас;
- двухсловные и трехсловные фразы;
- используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
- нарушено согласование слов; например: «иса беза» (лиса бежала);
- в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);
3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
- неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
- упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
- словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
- неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).
В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные не сформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.
Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, педагог имеет возможность четко представить направление коррекционного обучения в каждой категории дефектов: при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при недостатках произношения звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация речевых нарушений
В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Эти классификации разработаны преимущественно по отно...
Классификация речевых нарушений у детей.
Виды речевых нарушений...
Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"
Клиническая классификация речевых нарушений.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений....
классификация речевых нарушений
Предложен вариант классификации речевых нарушений и краткое логопедическое заключение...
КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).
Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....
Консультация для родителей - презентация "Классификация речевых нарушений. Основные требования к постановке логопедического заключения"
Данная презентация знакомит родителей с какими нарушениями сталкивается логопед в своей работе, а также обьясняет родителям требования логопедической работы в дальнейшем....
Классификация речевых нарушений. Общее недоразвитие речи. Консультация
Консультация ориентирована на родителей и педагогов,воспитывающих детей с речевыми нарушениями....