Коррекционная работа с элементами театральной деятельности.
статья по логопедии на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

Работая  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы заметили, что программный  материал  они  усваивают  плохо. Это происходит потому, что у таких детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Они  необщительны, скованы,  плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы  заинтересовать этих детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь преодолеть им трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили элементы театральной деятельности и в этой статье хотим поделиться своим опытом проведения коррекционных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kondrashova_t.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                Кондрашова Т.М.

МДОУ «ЦРР детский  сад  «Росинка»

Г. Абакан

      Коррекционная работа с элементами театральной деятельности.

Работая  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы заметили, что программный  материал  они  усваивают  плохо. Это происходит потому, что у таких детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Они  необщительны, скованы,  плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы  заинтересовать этих детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь преодолеть им трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили элементы театральной деятельности и в этой статье хотим поделиться своим опытом проведения коррекционных занятий.

Приглашая на занятия кукольных героев сказок, гостей теневого театра, пальчикового, картинного, театра игрушек, мы вовлекаем детей в игру. Условность нашего театра близка  дошкольникам, они привыкли к ней  в своих играх. Вот почему дети отвечают на вопросы кукол, выполняют  их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям  игры.  Такой театр доставляет дошкольникам большую радость, помогает в усвоении программного материала. Например, став героями сказки «Колобок», дети, помогая колобку, успешно усвоили составление  слов из слогов, чтение и анализ предложений, образование притяжательных прилагательных. Театр в который мы играем с детьми, как говорит М.И. Царенко: «Помогает ребенку узнать себя, поверить в себя, ощутить силу слова «действовать словом», учиться создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью». Вводя малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи

через элементы театральной деятельности, мы реализуем  одновременно три цели:

1.Погружаем детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятий.

2.Развиваем в детях полезные для учебы психологические функции (внимание, мышление, память, воображение).

3.Придаем  учебному процессу привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

В «театре игрушек» обычно все внимание сосредотачивается на игрушке. Дети с увлечением  следят за происходящим действием на столе. Как интересно, когда любимый зайчик превращается в актера и выступает  перед ними. Например, зайчик просит вспомнить:

-Какие иголки дети знают и для чего они нужны?

-Что можно шить?

-Кто из зверей защищается иголками от врагов?

-Они острые, гладкие, колючие.

-У каких деревьев есть иголки?

Дети ведут диалог с зайцем,  называют чем похожи все иголки.

Заяц:

-А какие вы знаете иглы?

Дети:

-Швейные, медицинские, еловые, сосновые.

Заяц:

-Отгадайте загадку:

-Под соснами, под елками ползет  мешок с иголками.

Дети:

-Еж .

Заяц:

-А теперь расскажите  мне про иголку, что с ней можно делать, а я  угадаю  про  какую иголку  вы  рассказываете.

Так с помощью зайца, дети в игре усвоили слова-признаки, слова-действия  и расширили представления о многозначных  словах омонимах. А в процессе игровой деятельности закрепили навыки коммуникативного общения. В коррекционной работе мы используем и элементы теневого театра. В театре теней герои сказок инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, масок, изображающих фигурки животных, людей, растений. Изучая тему «Одежда», мы используем теневые силуэты двух платьев, ведущих спор о своей красоте. Дети, подключая фантазию, воображение описывают фасон платья, его детали, образуют относительные прилагательные, согласуют существительные  с прилагательными. Мы заметили, что  самой  любимой  формой театра, применяемой на индивидуальных  занятиях  является «Пальчиковый  театр». Он создает благоприятный  эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Автоматизируя звук  [  ж  ]

в  речи  дети  перевоплощаются в жука, надевая на пальчик его маску. А жук, естественно, жужжит правильно и желание  сыграть эту роль хорошо  придает ребенку чувство  уверенности  и  самоконтроля за своей речью. Также наши дети могут «конструировать» из пальцев предметы  и объекты. Изображая  зайцев, собак, кошек, деревья, дети  стараются быстро и точно  воспроизвести пальцевую фигурку, запомнить ее. Такая необычная игровая  деятельность вызывает   у них интерес, яркий эмоциональный  настрой  и предельную  мобилизацию их внимания.

«Театр картинок» наиболее прост для показа. Приведем  фрагмент занятия по теме  «Овощи и фрукты».

В  гостях яблоко и лук (картинки):

- Мы пришли с друзьями помидорами  и огурцами.

Бананы, груши, апельсины есть

Всех их надо перечесть.

-Выбирайте, кто смелее?

-Фрукты к  яблоку кладите.

-Ну, а овощи все к луку  положите.

Яблоко говорит луку:

-Давай проверим, какие ребята у нас внимательные.

-Давай !

Ребята, запомните все выставленные картинки. ( картинки постепенно  по  одной убираются).

-А теперь скажите:

-Чего не стало? (Груши, яблока, огурца, апельсина, помидора и т. д.)

В этой игре дети показали умение дифференцировать овощи и фрукты, а также научились употреблять существительные  родительного падежа  единственного числа.

Проводя экспериментальную работу в этом направлении, мы периодически отслеживали развитие словаря, приняв в качестве оценки такие критерии, как умение образовывать:

1.Слова-предметы.

2.Слова-действия.

3.Слова-признаки.

4.Обобщающие слова.

5.Синонимы.

6.Антонимы.

7.Омонимы.

8.Понимание речи.

В ходе проводимого мониторинга на начало учебного года получены такие данные:

Октябрь: Высокий уровень развития словаря  7-человек-51%

                Средний уровень развития словаря  4-человека-26%

                Низкий уровень развития словаря    3-человека-23%

Январь:   Высокий уровень развития словаря  8-человвек-57%

                Средний уровень развития словаря  4-человека-26%

                Низкий уровень развития словаря   2-человека-20%

Анализируя результаты, мы обнаружили увеличение количества детей в группе с высоким уровнем развития словаря  ( с 51% до 57%) и уменьшение количества детей с низким уровнем (с 23% до 20%). Мы пришли к выводу, что использование данной технологии приводит к увеличению словарного запаса детей, а значит, ее применение является достаточно эффективным.

Литература

1.Ю.Г.Карманенко, Т.А.Карманенко «Кукольный театр дошкольника» М., 1982.

2.Коррекцционная педагогика-вчера, сегодня, завтра. Москва «Прометей» 1997.

3.М.Б.Межиковская, М.Т. Скрипченко «Логопедические занятия в специализированных детских садах», Ташкент 1989.

4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».М.,1991.

5.М.И.Царенко «От потешек  к Пушкинскому балу» М:Линка пресс 1999.Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

ПРОЕКТ "Элементы театральной деятельности в работе педагога - психолога"

Данный проект включает в себя тематическое и практическое планирование, упражнения, анкеты для работы педагога-психолога в коррекционных группах ДОУ....

Музыкальная образовательная деятельность с элементами театральной деятельности

Мастер-класс, в форме музыкально-ритмического занятия...

Элементы театральной деятельности в работе по обучению детей татарскому языку

Элементы театральной деятельности в работе по обучению детей татарскому языку...

Не традиционные формы работы с родителями по безопасности детей с элементами театральной деятельности.

Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. И именно в этот период ребенку требуется максимум внимания, поддержки, а так же участия в его жизни, интере...