Коррекционная работа с элементами театральной деятельности.
статья по логопедии на тему
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы заметили, что программный материал они усваивают плохо. Это происходит потому, что у таких детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Они необщительны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы заинтересовать этих детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь преодолеть им трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили элементы театральной деятельности и в этой статье хотим поделиться своим опытом проведения коррекционных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondrashova_t.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондрашова Т.М.
МДОУ «ЦРР детский сад «Росинка»
Г. Абакан
Коррекционная работа с элементами театральной деятельности.
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы заметили, что программный материал они усваивают плохо. Это происходит потому, что у таких детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Они необщительны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы заинтересовать этих детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь преодолеть им трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили элементы театральной деятельности и в этой статье хотим поделиться своим опытом проведения коррекционных занятий.
Приглашая на занятия кукольных героев сказок, гостей теневого театра, пальчикового, картинного, театра игрушек, мы вовлекаем детей в игру. Условность нашего театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям игры. Такой театр доставляет дошкольникам большую радость, помогает в усвоении программного материала. Например, став героями сказки «Колобок», дети, помогая колобку, успешно усвоили составление слов из слогов, чтение и анализ предложений, образование притяжательных прилагательных. Театр в который мы играем с детьми, как говорит М.И. Царенко: «Помогает ребенку узнать себя, поверить в себя, ощутить силу слова «действовать словом», учиться создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью». Вводя малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи
через элементы театральной деятельности, мы реализуем одновременно три цели:
1.Погружаем детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятий.
2.Развиваем в детях полезные для учебы психологические функции (внимание, мышление, память, воображение).
3.Придаем учебному процессу привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
В «театре игрушек» обычно все внимание сосредотачивается на игрушке. Дети с увлечением следят за происходящим действием на столе. Как интересно, когда любимый зайчик превращается в актера и выступает перед ними. Например, зайчик просит вспомнить:
-Какие иголки дети знают и для чего они нужны?
-Что можно шить?
-Кто из зверей защищается иголками от врагов?
-Они острые, гладкие, колючие.
-У каких деревьев есть иголки?
Дети ведут диалог с зайцем, называют чем похожи все иголки.
Заяц:
-А какие вы знаете иглы?
Дети:
-Швейные, медицинские, еловые, сосновые.
Заяц:
-Отгадайте загадку:
-Под соснами, под елками ползет мешок с иголками.
Дети:
-Еж .
Заяц:
-А теперь расскажите мне про иголку, что с ней можно делать, а я угадаю про какую иголку вы рассказываете.
Так с помощью зайца, дети в игре усвоили слова-признаки, слова-действия и расширили представления о многозначных словах омонимах. А в процессе игровой деятельности закрепили навыки коммуникативного общения. В коррекционной работе мы используем и элементы теневого театра. В театре теней герои сказок инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, масок, изображающих фигурки животных, людей, растений. Изучая тему «Одежда», мы используем теневые силуэты двух платьев, ведущих спор о своей красоте. Дети, подключая фантазию, воображение описывают фасон платья, его детали, образуют относительные прилагательные, согласуют существительные с прилагательными. Мы заметили, что самой любимой формой театра, применяемой на индивидуальных занятиях является «Пальчиковый театр». Он создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Автоматизируя звук [ ж ]
в речи дети перевоплощаются в жука, надевая на пальчик его маску. А жук, естественно, жужжит правильно и желание сыграть эту роль хорошо придает ребенку чувство уверенности и самоконтроля за своей речью. Также наши дети могут «конструировать» из пальцев предметы и объекты. Изображая зайцев, собак, кошек, деревья, дети стараются быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку, запомнить ее. Такая необычная игровая деятельность вызывает у них интерес, яркий эмоциональный настрой и предельную мобилизацию их внимания.
«Театр картинок» наиболее прост для показа. Приведем фрагмент занятия по теме «Овощи и фрукты».
В гостях яблоко и лук (картинки):
- Мы пришли с друзьями помидорами и огурцами.
Бананы, груши, апельсины есть
Всех их надо перечесть.
-Выбирайте, кто смелее?
-Фрукты к яблоку кладите.
-Ну, а овощи все к луку положите.
Яблоко говорит луку:
-Давай проверим, какие ребята у нас внимательные.
-Давай !
Ребята, запомните все выставленные картинки. ( картинки постепенно по одной убираются).
-А теперь скажите:
-Чего не стало? (Груши, яблока, огурца, апельсина, помидора и т. д.)
В этой игре дети показали умение дифференцировать овощи и фрукты, а также научились употреблять существительные родительного падежа единственного числа.
Проводя экспериментальную работу в этом направлении, мы периодически отслеживали развитие словаря, приняв в качестве оценки такие критерии, как умение образовывать:
1.Слова-предметы.
2.Слова-действия.
3.Слова-признаки.
4.Обобщающие слова.
5.Синонимы.
6.Антонимы.
7.Омонимы.
8.Понимание речи.
В ходе проводимого мониторинга на начало учебного года получены такие данные:
Октябрь: Высокий уровень развития словаря 7-человек-51%
Средний уровень развития словаря 4-человека-26%
Низкий уровень развития словаря 3-человека-23%
Январь: Высокий уровень развития словаря 8-человвек-57%
Средний уровень развития словаря 4-человека-26%
Низкий уровень развития словаря 2-человека-20%
Анализируя результаты, мы обнаружили увеличение количества детей в группе с высоким уровнем развития словаря ( с 51% до 57%) и уменьшение количества детей с низким уровнем (с 23% до 20%). Мы пришли к выводу, что использование данной технологии приводит к увеличению словарного запаса детей, а значит, ее применение является достаточно эффективным.
Литература
1.Ю.Г.Карманенко, Т.А.Карманенко «Кукольный театр дошкольника» М., 1982.
2.Коррекцционная педагогика-вчера, сегодня, завтра. Москва «Прометей» 1997.
3.М.Б.Межиковская, М.Т. Скрипченко «Логопедические занятия в специализированных детских садах», Ташкент 1989.
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».М.,1991.
5.М.И.Царенко «От потешек к Пушкинскому балу» М:Линка пресс 1999.Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...
ПРОЕКТ "Элементы театральной деятельности в работе педагога - психолога"
Данный проект включает в себя тематическое и практическое планирование, упражнения, анкеты для работы педагога-психолога в коррекционных группах ДОУ....
Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
Иптегрированное занятие...
Музыкальная образовательная деятельность с элементами театральной деятельности
Мастер-класс, в форме музыкально-ритмического занятия...
Элементы театральной деятельности в работе по обучению детей татарскому языку
Элементы театральной деятельности в работе по обучению детей татарскому языку...
Не традиционные формы работы с родителями по безопасности детей с элементами театральной деятельности.
Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. И именно в этот период ребенку требуется максимум внимания, поддержки, а так же участия в его жизни, интере...