Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Иптегрированное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_v_gostyah_u_babushki_natali.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №30 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Конспект  

организованной интегрированной  образовательной деятельности

в средней группе

по знакомству с бытом и традициями русского народа

с элементами театральной деятельности

«В гостях у бабушки Настасьи»

Подготовила:

                                                      Квандаль Татьяна Александровна, воспитатель

2015г.

Интегрированные образовательные области:

  • «Познание»;
  •  «Коммуникация»;
  • «Социализация»;
  • «Чтение художественной литературы»;
  • «Художественное творчество»;
  • «Музыка»;

Виды деятельности:

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательная;
  • Продуктивная;

Цель:

Формирование интереса к русской народной культуре и любви  к традициям русского народа.

Программные задачи образовательных областей

Познание:

  • Активизировать познавательную деятельность; Расширять  творческое воображение и творческое мышление;
  • Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;

Коммуникация:

  • Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;
  • Вовлекать детей в инсценирование сказки, прибауток;

Социализация:

  • Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
  • Создать веселое настроение с помощью игры  «Путешествие на Тройке к бабушке», словесной игры «Колечко», музыкальной игры «Бабка Ежка»;
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Чтение художественной литературы:

  • Формировать эмоционально-образное восприятие сказки;
  • Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора;

Художественное творчество:

  • Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
  • Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;

Музыка:

  • Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;
  • Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);

Ожидаемые результаты:

  • Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;
  • Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;
  • Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;
  • Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;

Словарная работа:

 Обогащать и активизировать словарь детей словами.: горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан, кокошник.

Оборудование:

  • Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
  • Куклы ручной работы в русских национальных костюмах;
  • Содержимое сундука: сарафан, кокошник, рубаха, корзинка;
  • Корзинка с предметами–заместителями (голубая лента, желтый клубок, игрушка «гуси – лебеди», платочные  куклы);
  • Избушка на курьих ножках с театральной куклой Бабой Ягой;
  • Материалы для работы с соленым тестом;
  • Музыкальный ряд: русские народные песни, запись перезвона колокольчиков, аудио запись к игре «Бабка Ежка»;
  • Атрибуты к играм «Путешествие на Тройке к бабушке», «Колечко»;
  • Видео ряд: отрывок «Мчится Тройка расписная» из  русской народной сказки «Морозко»;

Предварительная работа:

  • Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;
  • Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;
  • Беседа о старинных способах передвижения;
  • Слушание русской народной музыки;
  •  Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;
  • Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном;
  • Рассматривание альбома «Русская изба»;
  • Словесная игра «Колечко»;
  • Заучивание пословиц, поговорок;

Используемые методы,  приемы и технологии

  • Интерактивная игра;
  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Обсуждение;
  • Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;
  • Компьютерные технологии (ИКТ);
  • Инновационная технология Развитие творческого мышления (РТМ) и Развитие творческого воображения (РТВ);

Ход образовательной деятельности:

Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

Дети свободно играют. Звучит русская народная музыка.

1 часть. Мотивационная (вводная).

Воспитатель. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Дети приветствуют гостей.

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному.  Как вы думаете, почему они так одеты?

Ответы детей.

Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся?

Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.

Воспитатель.  Дети, давайте и мы поздороваемся  с гостями так, как здоровались на Руси.

Приветствие гостей.

Воспитатель. А теперь познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как раньше обращались на Руси:  Как вас звать, красная девица (добрый молодец)?

Обращение детей. 

Куклы. Меня зовут Аленушка, а моего братца - Иванушка.

Воспитатель.  Аленушка…Иванушка….Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?

Ответ детей. 

Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся.  Поиграем в игру. Кому колечко упадет – тот свое имя назовет ласково;

Словесная игра «Колечко»

Воспитатель. А меня моя бабушка называет Настенька. Живет она, как наши гости, в старинной русской деревне. Гостей встречает с угощеньем - пряниками печатными да чаем душистым. А начнет сказки сказывать – заслушаешься!  Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да некому передать свое искусство пряники печатные готовить. Что же делать, дети? Чем помочь бабушке?

Ответы детей.

Да, ребята, давайте поедем в гости к бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как она живет, да сказочку послушаем.

2 часть. Основная.

Воспитатель. На чем же нам отправиться в старинную русскую деревню?

Ответ детей.

Воспитатель. Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди?

Ответ детей.

Звук колокольчика.

Воспитатель. Слышите? Что это?

Подходит к окошку, отодвигает занавески. Показ отрывка «Мчится Тройка удалая» из фильма «Морозко».

Воспитатель. Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской  Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге  - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.

Организация подвижной игры  «Путешествие к бабушке на Тройке»

Звучит русская народная песня.

Воспитатель надевает цветную шаль.

Дети под музыку входят в Горницу.

Бабушка Настасья. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите! Красному гостю – красное место!

Люди свойские, простые,

Заходите, посидите.

Как живем мы, посмотрите!

Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице  принимают гостей. Что вы здесь видите?

Ответы детей.

Бабушка Настасья. Печка занимает самое большое место в моем доме. Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Ребятушки, а давайте пройдем вот сюда. Посмотрите, какой богатый стол! За столом собирается вся семья. Главное место – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (Повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). Наступит зима и чудо – мастера распишут посуду диковинными узорами и цветами!

А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок.  В нем готовили щи да кашу,

Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда  чугунок?

Ответ детей.

Бабушка Настасья. А ставили в печь горячую  чугунок ухватом. Помогите мне поставить чугунок!

Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.

А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!

А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?

Ответ детей.

Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)

Бабушка Настасья. А вот и сундук. Еще моя пра – пра – бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!

Словесная игра «Доскажи пословицу»

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Кто живет трудом, то в почете большом!

Делу время – потехе – час!

Звучит сказочная музыка…..

Бабушка Настасья. Открываю сундук. Ах! А здесь: и сарафан красный, и кокошник прекрасный и лапти новые! Лыковые! Показ. А вот и моя корзиночка, где сказки живут! Устраивайтесь поудобнее… Сказка начинается!

Берет корзинку с атрибутами. Рассказывает сказку «Гуси – лебеди»

Бабушка Настасья. Жили  - были мужик да баба. И были у них дочка Аленушка и братец Иванушка. Вот поехали батюшка с матушкой в город и приказывают Машеньке – со двора не уходи, не бросай братца. А мы вам с ярмарки гостинцев привезем. Вот уехали отец с матерью, Машенька посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам на улицу! Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси – лебеди, подхватили Иванушку, посадили на крылья и унесли в дремучий лес, за темные леса, за высокие горы…..Вернулась Машенька…глядь…нет братца…кликала, кликала, никто не отозвался!

Знаете такую сказку, дети?

Ответ детей.

Бабушка Настасья. Куда же понесли гуси – лебеди Иванушку?

Дети. К Бабе Яге!!!!!!!

Бабушка Настасья. А кто помог Машеньке найти братца?

Предполагаемый ответ детей. Яблонька, печка, речка. (Показ предметов – заменителей и сопровождение репликами Машеньки «Яблонька, яблонька, куда гуси – лебеди Иванушку понесли? И т.д.)

Бабушка Настасья берет корзинку, скидывает платок на плечи, ставит корзинку в сторону. И подводит детей (тихо, на носочках) к избушке на курьих ножках. Отодвигает еловые ветви……..Так вот кто украл братца Иванушку!!!! Баба Яга!!!! Давайте, детки поиграем с Бабой Ягой и развеселим ее!

Музыкальная подвижная игра «Бабка Ежка, выгляни в окошко!»

Бабушка Настасья. Пока мы с вами играли с Бабой Ягой, Машенька спасла своего братика Иванушку и они побежали домой.

3 часть. Продуктивная деятельность.

Бабушка Настасья. Скоро сказка сказывается – да нескоро дело делается….

Вот уж и тесто подошло, прянички медовые  для угощенья печь надо. Хотите, я вас  научу пряники печь?

Дети садятся за столы.

Бабушка Настасья 

Замесила бабушка

Ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи

Свеженькие прянички!

Птичке  невеличке,

Зайчику, лисичке,

Кошке и матрешке!

Всем дала понемножку!

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

Воспитатель приговаривает во время работы детей.

Бабушка Настасья  Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябетишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам! Сами печем, отдаем нипочем, с пылу, с жару – алтын за пару!

Готовые работы выкладываются на поднос.

Бабушка Настасья  Готовые пряники выкладывайте на противень  и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)

А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые! И мы чайку попьем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»

Конспект ИОС  в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...

«Знакомство с бытом и традициями русского народа»

Дети знакомятся с избой-жилищем крестьянской семьи. Предметами старинного русского быта, народными традициями обычаями гостепреимства, с русской народной музыкой....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Обычаи и традиции русского народа»

Конспект открытого занятия в средней группе на тему«Обычаи и традиции русского народа»Цель: формировать знания детей  о традициях и обычаях русского народа.Задачи:- закрепить знания в...