Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №30 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Конспект
организованной интегрированной образовательной деятельности
в средней группе
по знакомству с бытом и традициями русского народа
с элементами театральной деятельности
«В гостях у бабушки Настасьи»
Подготовила:
Квандаль Татьяна Александровна, воспитатель
2015г.
Интегрированные образовательные области:
- «Познание»;
- «Коммуникация»;
- «Социализация»;
- «Чтение художественной литературы»;
- «Художественное творчество»;
- «Музыка»;
Виды деятельности:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Познавательная;
- Продуктивная;
Цель:
Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Программные задачи образовательных областей
Познание:
- Активизировать познавательную деятельность; Расширять творческое воображение и творческое мышление;
- Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;
Коммуникация:
- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;
- Вовлекать детей в инсценирование сказки, прибауток;
Социализация:
- Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- Создать веселое настроение с помощью игры «Путешествие на Тройке к бабушке», словесной игры «Колечко», музыкальной игры «Бабка Ежка»;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Чтение художественной литературы:
- Формировать эмоционально-образное восприятие сказки;
- Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора;
Художественное творчество:
- Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
- Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;
Музыка:
- Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;
- Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);
Ожидаемые результаты:
- Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;
- Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;
- Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;
- Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами.: горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан, кокошник.
Оборудование:
- Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
- Куклы ручной работы в русских национальных костюмах;
- Содержимое сундука: сарафан, кокошник, рубаха, корзинка;
- Корзинка с предметами–заместителями (голубая лента, желтый клубок, игрушка «гуси – лебеди», платочные куклы);
- Избушка на курьих ножках с театральной куклой Бабой Ягой;
- Материалы для работы с соленым тестом;
- Музыкальный ряд: русские народные песни, запись перезвона колокольчиков, аудио запись к игре «Бабка Ежка»;
- Атрибуты к играм «Путешествие на Тройке к бабушке», «Колечко»;
- Видео ряд: отрывок «Мчится Тройка расписная» из русской народной сказки «Морозко»;
Предварительная работа:
- Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;
- Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;
- Беседа о старинных способах передвижения;
- Слушание русской народной музыки;
- Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;
- Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном;
- Рассматривание альбома «Русская изба»;
- Словесная игра «Колечко»;
- Заучивание пословиц, поговорок;
Используемые методы, приемы и технологии
- Интерактивная игра;
- Словесный;
- Наглядный;
- Обсуждение;
- Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;
- Компьютерные технологии (ИКТ);
- Инновационная технология Развитие творческого мышления (РТМ) и Развитие творческого воображения (РТВ);
Ход образовательной деятельности:
Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».
Дети свободно играют. Звучит русская народная музыка.
1 часть. Мотивационная (вводная).
Воспитатель. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему они так одеты?
Ответы детей.
Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся?
Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.
Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.
Приветствие гостей.
Воспитатель. А теперь познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как раньше обращались на Руси: Как вас звать, красная девица (добрый молодец)?
Обращение детей.
Куклы. Меня зовут Аленушка, а моего братца - Иванушка.
Воспитатель. Аленушка…Иванушка….Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?
Ответ детей.
Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру. Кому колечко упадет – тот свое имя назовет ласково;
Словесная игра «Колечко»
Воспитатель. А меня моя бабушка называет Настенька. Живет она, как наши гости, в старинной русской деревне. Гостей встречает с угощеньем - пряниками печатными да чаем душистым. А начнет сказки сказывать – заслушаешься! Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да некому передать свое искусство пряники печатные готовить. Что же делать, дети? Чем помочь бабушке?
Ответы детей.
Да, ребята, давайте поедем в гости к бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как она живет, да сказочку послушаем.
2 часть. Основная.
Воспитатель. На чем же нам отправиться в старинную русскую деревню?
Ответ детей.
Воспитатель. Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди?
Ответ детей.
Звук колокольчика.
Воспитатель. Слышите? Что это?
Подходит к окошку, отодвигает занавески. Показ отрывка «Мчится Тройка удалая» из фильма «Морозко».
Воспитатель. Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.
Организация подвижной игры «Путешествие к бабушке на Тройке»
Звучит русская народная песня.
Воспитатель надевает цветную шаль.
Дети под музыку входят в Горницу.
Бабушка Настасья. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите! Красному гостю – красное место!
Люди свойские, простые,
Заходите, посидите.
Как живем мы, посмотрите!
Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?
Ответы детей.
Бабушка Настасья. Печка занимает самое большое место в моем доме. Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.
Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
Ребятушки, а давайте пройдем вот сюда. Посмотрите, какой богатый стол! За столом собирается вся семья. Главное место – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (Повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). Наступит зима и чудо – мастера распишут посуду диковинными узорами и цветами!
А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу,
Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок?
Ответ детей.
Бабушка Настасья. А ставили в печь горячую чугунок ухватом. Помогите мне поставить чугунок!
Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится!
Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.
А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!
А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?
Ответ детей.
Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)
Бабушка Настасья. А вот и сундук. Еще моя пра – пра – бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!
Словесная игра «Доскажи пословицу»
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Кто живет трудом, то в почете большом!
Делу время – потехе – час!
Звучит сказочная музыка…..
Бабушка Настасья. Открываю сундук. Ах! А здесь: и сарафан красный, и кокошник прекрасный и лапти новые! Лыковые! Показ. А вот и моя корзиночка, где сказки живут! Устраивайтесь поудобнее… Сказка начинается!
Берет корзинку с атрибутами. Рассказывает сказку «Гуси – лебеди»
Бабушка Настасья. Жили - были мужик да баба. И были у них дочка Аленушка и братец Иванушка. Вот поехали батюшка с матушкой в город и приказывают Машеньке – со двора не уходи, не бросай братца. А мы вам с ярмарки гостинцев привезем. Вот уехали отец с матерью, Машенька посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам на улицу! Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси – лебеди, подхватили Иванушку, посадили на крылья и унесли в дремучий лес, за темные леса, за высокие горы…..Вернулась Машенька…глядь…нет братца…кликала, кликала, никто не отозвался!
Знаете такую сказку, дети?
Ответ детей.
Бабушка Настасья. Куда же понесли гуси – лебеди Иванушку?
Дети. К Бабе Яге!!!!!!!
Бабушка Настасья. А кто помог Машеньке найти братца?
Предполагаемый ответ детей. Яблонька, печка, речка. (Показ предметов – заменителей и сопровождение репликами Машеньки «Яблонька, яблонька, куда гуси – лебеди Иванушку понесли? И т.д.)
Бабушка Настасья берет корзинку, скидывает платок на плечи, ставит корзинку в сторону. И подводит детей (тихо, на носочках) к избушке на курьих ножках. Отодвигает еловые ветви……..Так вот кто украл братца Иванушку!!!! Баба Яга!!!! Давайте, детки поиграем с Бабой Ягой и развеселим ее!
Музыкальная подвижная игра «Бабка Ежка, выгляни в окошко!»
Бабушка Настасья. Пока мы с вами играли с Бабой Ягой, Машенька спасла своего братика Иванушку и они побежали домой.
3 часть. Продуктивная деятельность.
Бабушка Настасья. Скоро сказка сказывается – да нескоро дело делается….
Вот уж и тесто подошло, прянички медовые для угощенья печь надо. Хотите, я вас научу пряники печь?
Дети садятся за столы.
Бабушка Настасья
Замесила бабушка
Ни булку, ни оладушки.
Доставала из печи
Свеженькие прянички!
Птичке невеличке,
Зайчику, лисичке,
Кошке и матрешке!
Всем дала понемножку!
Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!
Воспитатель приговаривает во время работы детей.
Бабушка Настасья Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябетишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам! Сами печем, отдаем нипочем, с пылу, с жару – алтын за пару!
Готовые работы выкладываются на поднос.
Бабушка Настасья Готовые пряники выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)
А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые! И мы чайку попьем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Конспект НОД по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Настасьи»
Конспект ООД...
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у Пелагеи» для детей среднего дошкольного возраста
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
«Знакомство с бытом и традициями русского народа»
Дети знакомятся с избой-жилищем крестьянской семьи. Предметами старинного русского быта, народными традициями обычаями гостепреимства, с русской народной музыкой....
Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Обычаи и традиции русского народа»
Конспект открытого занятия в средней группе на тему«Обычаи и традиции русского народа»Цель: формировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.Задачи:- закрепить знания в...
конспект занятия старший дошкольный возраст (5-6 лет) "Знакомство с бытом и традициями русского народа"
quot;Знакомство с бытом и традициями русского народа"...