Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень), проведенное совместно со взрослым
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с такими детьми представляют собой определенную сложность, поэтому так важно подключать родителей к коррекционному процессу, научить их заниматься в домашних условиях.
На занятиях использовались нетрадиционные предметы для самомассажа: аппликатор Кузнецова, бамбуковые коврики, мячики-ежики)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» комбинированного вида города Билибино
Чукотского автономного округа»
Индивидуальное занятие
с ребенком 6 лет (моторная алалия),
организованное совместно со взрослым
(План-конспект)
Подготовила:
Учитель-логопед Павлова С.С.
Г.Билибино
2014 г
Цель занятия:
- Для родителей: учить правильно организовывать занятия в домашних условиях на примере индивидуального занятия с ребенком; показать положительную динамику и сложные моменты коррекционной работы.
- Для ребенка: содержание коррекционной работы, соответствующее индивидуальному маршруту.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Расширять пассивный словарь (предметов и их признаков, действий предметов) по теме «Овощи»
- Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать картинки с овощами, понимать слова обобщающего значения («овощи»).
- Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию предметных картинок, а ребенок жестом отвечает на него).
- Учить подражать голосам животных, звукам окружающего мира; постановка звука «Ы» с помощью подражания, автоматизировать изолированного звука «А»
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать артикуляционную моторику (умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние резцы; выработка движений губ вперед, укрепление мышц губ, их подвижности; учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка)
- Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук (совершенствование динамической организации движений;
- Развивать слуховое внимание на материале звукоподражаний, развитие просодических компонентов (модуляция – повышение и понижение голоса; сила голоса – громкий и тихий голос)
- Развивать и совершенствовать ритмическое чувство, музыкально-ритмические способности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный интерес;
- воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям
Оборудование: предметы из «Колючей корзинки» (аппликатор Кузнецова, коврики из бамбука); мячик-ежик; картинки для звукоподражаний; картинки большого и маленького парохода; картинки для артикуляционной гимнастики; иллюстративный материал по теме «Овощи».
Ход занятия.
Сегодня мы научим нашу маму играть.
- Покажи маме на картинках овощи: лук, чеснок, помидор, огурец, кабачок, баклажан, тыква, капуста, горох, свекла, морковь, картофель.
- «Пузатый кабачок» – логоритмическое упражнение под песню с элементами самомассажа
- Присядем к зеркалу и поиграем с пальчиками в игры из «Колючей корзинки» (аппликатор Кузнецова, коврики из бамбука)
На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки И катались по траве От хвоста и к голове | «Прыгаем» всеми пальцами по коврику из аппликатора Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев |
- Помогли наши пальчики язычку и губкам проснуться
«Бегемотики»: Эти бегемотики открывают ротики. Вот так. Кто шире?
| Несколько раз широко открыть и закрыть рот
|
«Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. | Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. И повторяем 3-4 раза. |
«Позеваем»: Котик зевает – роток открывает. А люди зевают – свой рот прикрывают! | Длительно произносить звук «А». При этом быстро, то прикрывать рот ладонью, то открывать его. Получится звук, похожий на клич индейцев |
«Хоботок» Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.
| Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. |
«Щенок» (Улыбка): Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно также смог, Вот, смотри. Сейчас!
| Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
- А теперь зевать некогда, злой тигр идет, он всех распугал
«Тигр»: Злого тигра всякий знает. Тигр всех вокруг пугает. Ой, боюсь, боюсь… | Изобразить, как сердитый тигр показывает свои клыки: отвести нижнюю губу вниз, показав нижние зубы-резцы. Можно не только оскалиться, но выставить «когти»: поднять кисти рук и напряженно согнуть пальцы. |
- Только волк ничего не боится и тоже показывает свои клыки
«Волк»: Рычит: «Ы-Ы-Ы…» | Изобразить серого волка. Предварительно показать, как надо тянуть звук «Ы», оскалив зубы. Важно при этом «Рассердиться» - нахмурить брови и крепко сжать кулаки. |
- Убегает от тигра только зайчик
«Добрый и злой»: попросить показать на картинках волка и зайчика. Спросить, кто из них добрый, а кто злой. | Кто рычит: «Ы-Ы-Ы…», а кто пищит: «И-И-И…»? Изобразить каждого из этих животных. |
- А теперь вместе с мамой поиграем. Большой и маленький пароход подплывают к пристани. Мама будет большим пароходом и громко гудеть: «Ы-Ы-Ы…», а ты –маленьким, и будешь гудеть тихо: «ы-ы-ы…».
- А теперь послушай, и покажи, какой пароход будет гудеть. (Логопед гудит то тихо, то громко)
- Устали гудеть, подплыли к пристани, высадились на острове. Посмотри, а там обезьянка ест бананы, а ее подружка собачка весело распевает песенки: «АВ-АВ»
«Узнай по голосу»: 1.показать картинки и предложить повторить звукоподражания: «АВ-АВ» -собачка лает; «АМ-АМ» - обезьянка ест. | 2.Логопед произносит звукоподражание: «АВ-АВ» и спрашивает, что делает собачка – ребенок должен показать соответствующую картинку. Затем произносит «АМ-АМ» и спрашивает, что делает обезьянка. |
- А теперь мама поиграет (вместо логопеда)
- Какие мы сегодня молодцы! И сами поиграли, и маму научили играть. Теперь и дома поиграйте также. А я приготовлю для тебя и мамы новые игры и красивые картинки.
Использованная литература:
- Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013
- Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.-М.: ТЦ Сфера, 2007
- Новиковская О. А. Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильною-М.: АСТ, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок
Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...
Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)
Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Тема: «Домашние животные»
Задачи:Образовательные: Активизировать и обогащать словарь по теме «Дикие Животные», познакомить с обобщающим понятием.Учить строить фразу из четырёх слов.Упражнять в употреблен...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной алалией. Возраст: 5 лет.
План - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с заключением моторная алалия. Тема занятия: мебель, этап автоматизации звука С, закрепление категориального понятия мебель....
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией...
Конспект индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией
Открытое занятие с ребенком с моторной алалией...
Индивидуальный план речевого развития ребенка с моторной алалией
Представленный пример индивидуального плана речевого развития ребенка с моторной алаллией, составленный по материалам конкретной речевой карты, может быть использован в качестве обр...