Годовой план работы учителя - логопеда ДОУ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Утемишева Гузяль Касимовна

 

          Пояснительная записка
  Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Нищевой Н.В.«Система коррекционной работы. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
          Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
          Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
          * развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
          * подготовку к овладению диалогической формой общения;
          * практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
          * усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
          * преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
       

  * овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
          * усвоение навыка составления короткого рассказа.
          Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
          Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
          Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
          * уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
          * практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
          * различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
          * упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
          * употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
          * закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
          * составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
          На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
          * закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
          * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
          * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
          * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
          * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
          Третий период — апрель, май, июнь
          Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
          Содержание данных занятий включает в себя:
          * закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
          * закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
          * образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
          * образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
          * усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
          * уточнение значений обобщающих слов;
          * формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
          * расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
          * отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
          * составление разных типов предложений:
          а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
          б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
          в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
          * преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
          * умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
          * умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
          * закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
          фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
          1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
          2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
          3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».

 

 

 

 


Новогодний праздник


Уточнение артикуляции и произношения звука [о]


Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения


Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику


Январь


Зимующие птицы


Уточнение артикуляции и произношения звука [э]


Закрепление понятий "одушевлённый/неодушевлённый". Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря


Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

 


Дом и его части


Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м']


Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных


Составление рассказа по сюжетной картине "Один дома" с придумыванием начала рассказа


Февраль


Мебель


Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п']


Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме­ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло).


Рассказ - описание "Стул". Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 


Транспорт


Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б']


Усвоение глагола "ехать" с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро -- медленно, дале­ко -- близко)


Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

 


Части тела


Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т']


Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица


Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 


Домашние животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д']


Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря


Рассказ "Найда". Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам


Март


Дикие животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к']


Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме


Рассказ по опорным предметным картинкам "Кто как зиму проводит"

 


Дикие и домашние животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г']


Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага­тельных (лисий хвост, вол­чьи зубы)


Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ - сравнение "Лошадь и белка"

 


Дикие животные холодных стран


Уточнение артикуляции и произношения звука [с]


Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а.


Составление рассказа - сравнения "морж и ёж" по картинкам и вопросам логопеда

 


Дикие животные жарких стран


Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]


Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются


Рассказ - описание "Слон". Формирование навыка составления короткого рассказа.


Апрель


Профессии


Дифференциация звуков [с] и [з]


Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия


Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

 


Наш город


Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]


Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности


Рассказ по опорным предметным картинкам "Дети на прогулке"

 


Весна


Дифференциация звуков [с] и [ш]


Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения


Составление рассказа о весне по вопросам логопеда

 


Насекомые


Уточнение артикуляции и произношения звука [л]


Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности


Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ "Сороконожка"


Май


Хлеб


Уточнение артикуляции и произношения звука [р]


Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам


Драматизация сказки "Колобок". Кукольный театр

 


Лето


Дифференциация звуков [р] и [л]


Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени


Составление рассказа "Лето красное пришло" по сюжетной картине





          Список литературы:


          1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М.: Министерство образования РСФСР,1991.)

          2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.)

          3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

          4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» (М.: Альфа, 1993.)

          5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (М.: Просвещение, 2008)

          6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб: «Детство-пресс», 2001.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Пояснительная записка
  Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Нищевой Н.В.«Система коррекционной работы. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
          Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
          Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
          * развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
          * подготовку к овладению диалогической формой общения;
          * практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
          * усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
          * преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
       

  * овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
          * усвоение навыка составления короткого рассказа.
          Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
          Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
          Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
          * уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
          * практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
          * различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
          * упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
          * употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
          * закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
          * составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
          На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
          * закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
          * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
          * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
          * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
          * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
          Третий период — апрель, май, июнь
          Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
          Содержание данных занятий включает в себя:
          * закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
          * закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
          * образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
          * образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
          * усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
          * уточнение значений обобщающих слов;
          * формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
          * расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
          * отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
          * составление разных типов предложений:
          а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
          б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
          в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
          * преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
          * умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
          * умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
          * закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
          фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
          1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
          2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
          3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».

 

 

 

 


Новогодний праздник


Уточнение артикуляции и произношения звука [о]


Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения


Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику


Январь


Зимующие птицы


Уточнение артикуляции и произношения звука [э]


Закрепление понятий "одушевлённый/неодушевлённый". Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря


Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

 


Дом и его части


Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м']


Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных


Составление рассказа по сюжетной картине "Один дома" с придумыванием начала рассказа


Февраль


Мебель


Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п']


Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме­ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло).


Рассказ - описание "Стул". Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 


Транспорт


Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б']


Усвоение глагола "ехать" с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро -- медленно, дале­ко -- близко)


Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

 


Части тела


Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т']


Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица


Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 


Домашние животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д']


Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря


Рассказ "Найда". Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам


Март


Дикие животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к']


Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме


Рассказ по опорным предметным картинкам "Кто как зиму проводит"

 


Дикие и домашние животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г']


Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага­тельных (лисий хвост, вол­чьи зубы)


Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ - сравнение "Лошадь и белка"

 


Дикие животные холодных стран


Уточнение артикуляции и произношения звука [с]


Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а.


Составление рассказа - сравнения "морж и ёж" по картинкам и вопросам логопеда

 


Дикие животные жарких стран


Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]


Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются


Рассказ - описание "Слон". Формирование навыка составления короткого рассказа.


Апрель


Профессии


Дифференциация звуков [с] и [з]


Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия


Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

 


Наш город


Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]


Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности


Рассказ по опорным предметным картинкам "Дети на прогулке"

 


Весна


Дифференциация звуков [с] и [ш]


Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения


Составление рассказа о весне по вопросам логопеда

 


Насекомые


Уточнение артикуляции и произношения звука [л]


Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности


Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ "Сороконожка"


Май


Хлеб


Уточнение артикуляции и произношения звука [р]


Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам


Драматизация сказки "Колобок". Кукольный театр

 


Лето


Дифференциация звуков [р] и [л]


Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени


Составление рассказа "Лето красное пришло" по сюжетной картине





          Список литературы:


          1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М.: Министерство образования РСФСР,1991.)

          2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.)

          3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

          4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» (М.: Альфа, 1993.)

          5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (М.: Просвещение, 2008)

          6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб: «Детство-пресс», 2001.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Пояснительная записка
  Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Нищевой Н.В.«Система коррекционной работы. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
          Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
          Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
          * развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
          * подготовку к овладению диалогической формой общения;
          * практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
          * усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
          * преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
       

  * овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
          * усвоение навыка составления короткого рассказа.
          Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
          Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
          Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
          * уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
          * практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
          * различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
          * упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
          * употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
          * закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
          * составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
          На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
          * закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
          * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
          * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
          * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
          * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
          Третий период — апрель, май, июнь
          Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
          Содержание данных занятий включает в себя:
          * закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
          * закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
          * образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
          * образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
          * усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
          * уточнение значений обобщающих слов;
          * формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
          * расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
          * отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
          * составление разных типов предложений:
          а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
          б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
          в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
          * преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
          * умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
          * умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
          * закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
          фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
          1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
          2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
          3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».

 

 

 

 


Новогодний праздник


Уточнение артикуляции и произношения звука [о]


Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения


Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику


Январь


Зимующие птицы


Уточнение артикуляции и произношения звука [э]


Закрепление понятий "одушевлённый/неодушевлённый". Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря


Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

 


Дом и его части


Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м']


Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных


Составление рассказа по сюжетной картине "Один дома" с придумыванием начала рассказа


Февраль


Мебель


Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п']


Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме­ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло).


Рассказ - описание "Стул". Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 


Транспорт


Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б']


Усвоение глагола "ехать" с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро -- медленно, дале­ко -- близко)


Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

 


Части тела


Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т']


Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица


Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 


Домашние животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д']


Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря


Рассказ "Найда". Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам


Март


Дикие животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к']


Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме


Рассказ по опорным предметным картинкам "Кто как зиму проводит"

 


Дикие и домашние животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г']


Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага­тельных (лисий хвост, вол­чьи зубы)


Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ - сравнение "Лошадь и белка"

 


Дикие животные холодных стран


Уточнение артикуляции и произношения звука [с]


Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а.


Составление рассказа - сравнения "морж и ёж" по картинкам и вопросам логопеда

 


Дикие животные жарких стран


Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]


Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются


Рассказ - описание "Слон". Формирование навыка составления короткого рассказа.


Апрель


Профессии


Дифференциация звуков [с] и [з]


Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия


Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

 


Наш город


Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]


Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности


Рассказ по опорным предметным картинкам "Дети на прогулке"

 


Весна


Дифференциация звуков [с] и [ш]


Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения


Составление рассказа о весне по вопросам логопеда

 


Насекомые


Уточнение артикуляции и произношения звука [л]


Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности


Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ "Сороконожка"


Май


Хлеб


Уточнение артикуляции и произношения звука [р]


Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам


Драматизация сказки "Колобок". Кукольный театр

 


Лето


Дифференциация звуков [р] и [л]


Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени


Составление рассказа "Лето красное пришло" по сюжетной картине





          Список литературы:


          1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М.: Министерство образования РСФСР,1991.)

          2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.)

          3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

          4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» (М.: Альфа, 1993.)

          5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (М.: Просвещение, 2008)

          6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб: «Детство-пресс», 2001.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_plan_13-14.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад комбинированного вида второй категории №207

Железнодорожного района  г Ростова-на-ДОНУ

                                                                                                                                                                                   «Согласовано»

                                Заведующий МБДОУ:                          Токаренко И.А.

                                          старший воспитатель:                       Липовец И.Г.

Перспективный план логопедической работы

с детьми старшей группы  с общим недоразвитием речи
2012 – 2013 учебный год


                                                                             Учитель-логопед: Утемишева Г.К

                                                      Список детей:

N

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Адрес

Речевое заключение

1.

Акаев Артур

5.12.06

 Портовая, 100

ФФНр, дизартрия .

2.

Байстрюков Даниил

6.11.07

Набережная, 269

 ОНР 2-3 ур, дизартрия

3.

Безрукавый Денис

17.08.07

 Портовая, 97а кв35

 ОНР 2 ур, диз.

4.

Боровинская Екатерина

2.01.07

Портовая, 97а кв42

ФФНр, дислалия

5.

Козий Андрей

28.05.07

Новосибирский, 8

ОНР, 3ур, дизартрия 

6.

Корецкая Екатерина

5.05.07

Мартовский, 7

ФФНр, дизартрия

7.

Лопухова Анастасия

5.04.07

Амбулаторная, 95 кв.44

ОНР 3ур., дизартрия

8.

Лозин Артём

25.10.07

Токарный, 80\6 кв40

ОНР 2ур,дизартрия

9.

Матросова Елена

11.03.07

Петрашевского, 28

ОНР 2-3 ур, диз.

10.

Маркина Милена

21.05.07

Портовая, 136

ФФНр, диз.

11.

Мищенко Иван

2.03.07

Марийский, 11

ОНР, 3ур.диз.

12.

Немченко Константин

28.08.07

Портовая, 189а

ОНР 3ур, диз.

13.

Пекшева Ксения

21.09.07

Токарный, 80/6 кв.40

ОНР 2ур, диз.

14.

Сатинеев Кирилл

03.04.07

Краеведческая 15

ФФНр, диз.

15.

Сабынич Александр

13.07.07

Деревянко 44

ОНР 2ур., диз.

16.

Турченко Артём

10.08.07

Амбулаторная 14

ОНР 2ур., диз.

17.

Шарова Виталина

12.11.07

Житомирский 14

ФФНр., диз.



         
Пояснительная записка
  Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Нищевой Н.В.«Система коррекционной работы. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
          Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
          Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
          * развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
          * подготовку к овладению диалогической формой общения;
          * практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
          * усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
          * преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
       

  * овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
          * усвоение навыка составления короткого рассказа.
          Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
          Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
          Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
          * уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
          * практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
          * различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
          * упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
          * употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
          * закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
          * составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
          На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
          * закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
          * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
          * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
          * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
          * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
          Третий период — апрель, май, июнь
          Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
          Содержание данных занятий включает в себя:
          * закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
          * закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
          * образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
          * образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
          * усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
          * уточнение значений обобщающих слов;
          * формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
          * расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
          * отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
          * составление разных типов предложений:
          а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
          б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
          в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
          * преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
          * умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
          * умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
          * закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
          фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
          1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
          2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
          3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».

 


Новогодний праздник


Уточнение артикуляции и произношения звука [о]


Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения


Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику


Январь


Зимующие птицы


Уточнение артикуляции и произношения звука [э]


Закрепление понятий "одушевлённый/неодушевлённый". Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря


Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

 


Дом и его части


Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м']


Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных


Составление рассказа по сюжетной картине "Один дома" с придумыванием начала рассказа


Февраль


Мебель


Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п']


Закрепление употребления предлогов
на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предметы по их различным или сходным качествам (стул -кресло).


Рассказ - описание "Стул". Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 


Транспорт


Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б']


Усвоение глагола
"ехать" с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро -- медленно, далеко -- близко)


Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

 


Части тела


Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т']


Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица


Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

 


Домашние животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д']


Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
-чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря


Рассказ "Найда". Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам


Март


Дикие животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к']


Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме


Рассказ по опорным предметным картинкам "Кто как зиму проводит"

 


Дикие и домашние животные


Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г']


Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчьи зубы)


Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ - сравнение "Лошадь и белка"

 


Дикие животные холодных стран


Уточнение артикуляции и произношения звука [с]


Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом
а.


Составление рассказа - сравнения "морж и ёж" по картинкам и вопросам логопеда

 


Дикие животные жарких стран


Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]


Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются


Рассказ - описание "Слон". Формирование навыка составления короткого рассказа.


Апрель


Профессии


Дифференциация звуков [с] и [з]


Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия


Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

 


Наш город


Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]


Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности


Рассказ по опорным предметным картинкам "Дети на прогулке"

 


Весна


Дифференциация звуков [с] и [ш]


Учить составлять предложения с союзом
потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения


Составление рассказа о весне по вопросам логопеда

 


Насекомые


Уточнение артикуляции и произношения звука [л]


Четвертый лишний. Учить употреблять предлог
под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности


Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ "Сороконожка"


Май


Хлеб


Уточнение артикуляции и произношения звука [р]


Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
-ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам


Драматизация сказки "Колобок". Кукольный театр

 


Лето


Дифференциация звуков [р] и [л]


Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени


Составление рассказа "Лето красное пришло" по сюжетной картине





         
Список литературы:


          1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М.: Министерство образования РСФСР,1991.)

          2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.)

          3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

          4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» (М.: Альфа, 1993.)

          5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (М.: Просвещение, 2008)

          6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб: «Детство-пресс», 2001.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад комбинированного вида второй категории №207

Железнодорожного района  г Ростова-на-ДОНУ

                                                                                                                                                                            «Согласовано»

                                Заведующий МБДОУ:                          Токаренко И.А.

                                          старший воспитатель:                       Липовец И.Г.

Перспективный план логопедической работы

с детьми старшей группы  с общим недоразвитием речи


 2013 – 2014 учебный год


                                                                              Учитель-логопед: Утемишева Г.К

                                                       Список детей:

N

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Адрес

Речевое заключение

1.

Боровой Степан

28.04.08.

 Портовая, 100

ФФНр, дизартрия .

2.

Денщиков Влад

6.12.07

Набережная, 269

 ОНР 2-3 ур, дизартрия

3.

Дудакова Дина

10.06.08

 Портовая, 97а кв35

 ОНР 2 ур, диз.

4.

Зайцева Ксения

2.09.08

Портовая, 97а кв42

ФФНр, дислалия

5.

Лёвочкин Егор

17.07.08

Новосибирский, 8

ОНР, 3ур, дизартрия 

6.

Рыбалка Слава

11.04.08

Мартовский, 7

ФФНр, дизартрия

7.

Терсков Никита

24.04.08

Амбулаторная, 95 кв.44

ОНР 3ур., дизартрия

8.

Цыганкова Полина

09.11.08

Токарный, 80\6 кв40

ОНР 2ур,дизартрия

9.

Масловский Максим

29.01.08

Петрашевского, 28

ОНР 2-3 ур, диз.

10.

Позняков Максим

19.02.08

Портовая, 136

ФФНр, диз.

11.

Поволоцкий Вадим

06.11.07

Марийский, 11

ОНР, 3ур.диз.

12.

Сёмушкин Данил

6.01.08

Портовая, 189а

ОНР 3ур, диз.

13.

Цыганкова Полина

9.11.08

Токарный, 80/6 кв.40

ОНР 2ур, диз.



         
Пояснительная записка

          Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Нищевой Н.В.«Система коррекционной работы. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
          Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
          Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
          * развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
          * подготовку к овладению диалогической формой общения;
          * практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
          * усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
          * преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
          * овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
          * усвоение навыка составления короткого рассказа.
          Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
          Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
          Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
          Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
          * уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
          * практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
          * различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
          * упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
          * употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
          * закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
          * составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
          На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
          * закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
          * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
          * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
          * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
          * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
          Третий период — апрель, май, июнь
          Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
          Содержание данных занятий включает в себя:
          * закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
          * закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
          * образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
          * образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
          * усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
          * уточнение значений обобщающих слов;
          * формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
          * расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
          * отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
          * составление разных типов предложений:
          а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
          б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
          в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
          * преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
          * умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
          * умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
          * закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
          фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
          1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
          2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
          3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы учителя-логопеда на 2011 - 2012 учебный год в старшей логопедической группе

Годовой план составлен по нормативам, единственное,что не указано в плане - это мероприятия по самообразованию. Они вынесены в отдельный документ-планирование....

Годовой план работы учителя-логопеда

Годовой план работы логопеда, строится по следующим блокам:1. Диагностическая работа.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми3. Организационно-методическая работа4.Работа с педагогами5. Работа с ро...

Годовой план работы учителя логопеда

Направления работы учителя логопеда с детьми, родителями и педагогическими работниками ГБОУ....

Годовой план работы учителя-логопеда О.Л.Щербелевой МКДОУ детский сад №12 "Солнышко" р.п. Юрты

Планирование работы учителя-логопеда на год по разделам, распределяя по месяцам...

Годовой план работы учителя-логопеда

документация учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда

представлены формы работы с детьми, родителями и методическая работа по кабинету...

Годовой план работы учителя-логопеда Трушниковой А.Г. с родителями детей старшей группы на 2013-2014 уч. год.

Организация логопедического воздействия, направленного на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности детей 5-6 лет в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения....