ПРОЕКТ «Все увидим, все узнаем о песке» в старшей группе для детей с ЗПР
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Ермолаева Елена Викторовна

  Особенностью проекта «Все увидим, все узнаем о песке» является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего взаимодействие всех сторон педагогического процесса: воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя. В структуре проекта ведущим видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная деятельность. В ходе реализации проекта использовались проблемные ситуации, опыты, беседы, чтение рассказов, НОД, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевая игра, этюды, моделирование из песка, выполнение коллективных работ, коллажей с использованием песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 11

 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

_________________________________________________________

cтруктурное подразделение «Детский сад «Надежда»

ПРОЕКТ

 «Все увидим, все узнаем о песке»

в старшей группе для детей с ЗПР

Ермолаева Елена Викторовна,

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Новокуйбышевск, 2014

Информационная карта проекта

  1. Полное наименование проекта: «Все увидим, все узнаем о песке»
  2. Автор проекта: Ермолаева Елена Викторовна
  3. Руководитель проекта: Ермолаева Елена Викторовна
  4. Кадры: учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
  5. Район (город) представляющий проект: Самарская область, г.о. Новокуйбышевск
  6. Адрес организации: Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, ул. Кадомцева д.6.
  7. Телефон: (884635) 6-20-62
  8. Вид, тип проекта: исследовательско - творческий, средней продолжительности
  9. Цель, направление деятельности проекта: развитие у детей интереса к познанию и личностному стремлению к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности.
  10. Краткое содержание проекта: Особенностью проекта «Все увидим, все узнаем о песке» является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего взаимодействие всех сторон педагогического процесса: воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя. В структуре проекта ведущим видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная деятельность. В ходе реализации проекта использовались проблемные ситуации, опыты, беседы, чтение рассказов, НОД, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевая игра, этюды, моделирование из песка, выполнение коллективных работ, коллажей с использованием песка.
  11.  Место проведения: групповая комната, кабинет учителя-дефектолога, музыкальный зал
  12.  Сроки проведения: сентябрь-ноябрь
  13.  Количество участников проекта: 17 детей, 4 педагога, 5 родителей
  14.  Возраст детей: 5-6 лет
  15.  Форма проведения: фронтальная
  16. Ожидаемые результаты: дети получат знания о свойствах песка и его значении в жизни всех  живых объектов природы, научатся проводить простейшие опыты, устанавливать, анализировать причинно-следственные связи и делать обобщения. У дошкольников с ЗПР значительно повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Проблема:

Диагностическое исследование дошкольников 5-6 лет с ЗПР на начало года  (образовательная область «Познание», раздел «Развитие естественнонаучных представлений») показало, что дети данной категории имеют поверхностные представления о неживой природе, вследствие особенностей психического и речевого развития. Особые трудности у дошкольников вызывали вопросы, касающиеся неживой природы – о песке. Данное положение говорит о значимой роли в развитии у детей с ЗПР естественнонаучных представлений о неживой природе (о песке) при применении метода экспериментирования.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о свойствах песка, его значении в жизни всех  живых объектов природы.
  2. Развивать слуховое внимание, зрительное и тактильное восприятие,  зрительную память, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), мелкую моторику пальцев рук, эмоционально-волевую сферу (волевые качества личности).
  3. Развивать навыки словообразования, связную речь.
  4. Развивать навыки изобразительной деятельности при использование песка.

Форма презентации:

  • Комплексное мероприятие в рамках совместной деятельности специалистов СП с детьми с ЗПР по реализации целей и задач данного проекта «В гостях у Ежихи и ежат»;
  • Выставка работ детей с использованием нетрадиционной техники изображения «Песочные фантазии».

Этапы

Формы проведения

Задачи

Срок реализации

Время в режиме дня

Место проведения

I

Проблемная ситуация «Как помочь мышкам?»

Беседа «Зачем человеку нужен песок?»

Чтение стихов о песке Б. Заходера, Е Шалеровой;  рассказы «Песок и солнечный свет», «Яичко в песке», «Сказка песков»

Игровые упражнения «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер» (дыхательное)

Этюды «На берегу моря», «Игра с песком», игра на выражение эмоций «Маленький скульптор»;

Создать условия для выделения проблемы, активизировать познавательный интерес у детей с ЗПР.

Расширить знания у детей о значении песка.

Акцентировать внимание дошкольников на способе получения с помощью литературных произведений

Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, речевое дыхание, эмоциональную сферу детей

Развивать выразительность жестов и эмоций, психомышечной тренировки с фиксацией внимания на дыхании

3-4 неделя

сентября

I половина дня

I половина дня

II половина дня

I половина дня

НОД

I половина дня

НОД

групповая комната

групповая комната

групповая комната

кабинет учителя-дефектолога

музыкальный зал

II

Опыты

«Состав песка»

--опыт с лупой «Из чего состоит песок»;

«Свойства песка»

-опыты «Песочная страна» («Сухой - мокрый», «Сыпучий - липкий», «Легкий - тяжелый»);

 «Цветной песок»

-опыт (окрашивание песка) «Разноцветный песок»;

-опыт «Цветной песок» (окрашивание мелом).

 Дидактические игры  «Узоры на песке», «Следы», «Песочные прятки»

Беседа «Песчинки, какие они», «Кому для жизни нужен песок»

Игровое упражнение «Игра с камушками»

Моделирование «Сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра».

Сюжетно-ролевая игра «Фараоны» (сюжет разворачивается на песке с использованием атрибутики)

Расширить представления детей о качестве и свойствах песка,  активизировать познавательный интерес к экспериментированию, развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, аналитико-синтетическую деятельность, умение сравнивать, делать выводы.

Развивать зрительное и тактильное  восприятие, слуховое внимание, зрительную и тактильную память.

Расширять представления детей о свойствах песка, о его назначении и использовании.

Развивать выразительность жестов, творческое воображение, слуховое внимание.

Продолжать уточнять и закреплять знания детей о свойствах песка, его назначении, развивать конструктивные навыки, аналитико-синтетическую деятельность у детей с ЗПР.

Развивать

коммуникативные навыки, связную речь, умение действовать в соответствии с ролью в игре.

1-3 неделя октября

I половина дня

НОД

I половина дня

НОД

II половина дня

I половина дня

НОД

II половина дня

II половина дня

групповая комната

кабинет учителя-дефектолога

групповая комната

музыкальный зал

групповая комната

групповая комната

III

Беседы: Растения пустыни «Где у саксаула листья?», «Прячет ли страус голову в песок?»

Коллективная работа (создание единой картины при использовании цветного песка)

«Соедини цифру с картинкой»

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Путешествие в страну «А», «О», «У» (пластмассовые буквы, песочница)

Дидактические игры «Назови свою маму», «Кого не стало?» (фигурки диких и домашних животных, песочница)

Создание коллажей с использованием цветного песка (взрослый с детьми)

Продолжать уточнять и закреплять знания детей о значении песка для окружающей среды и живой природы, развивать умение устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Развивать зрительное восприятие (сенсорные эталоны), восприятие количества, мелкую моторику рук, эмоционально-волевую устойчивость, воспитывать умение работать в коллективе.

 

Закрепить знания о свойствах и состоянии песка; развивать навык в образовании слов-антонимов.

Развивать зрительное восприятие, слуховую память, тактильно-кинестетическую чувствительность, фонематический анализ и синтез.

Закрепить умение в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, формы Р.п. существительных в ед.ч.

Способствовать проявлению детского творчества в работе с песком, развивать мелкую моторику рук

4 неделя октября – 1,2 неделя ноября

I половина дня

I половина дня

НОД

I половина дня

НОД

I половина дня

НОД

I половина дня

НОД

II половина дня

групповая комната

кабинет учителя-дефектолога

кабинет учителя-дефектолога

кабинет учителя-дефектолога

кабинет учителя-дефектолога

групповая комната

IV

Презентация:

1. Комплексное мероприятие «В гостях  у Ежихи и ежат»

2.Выставка работ детей с использованием нетрадиционной техники изображения «Песочные фантазии».

Систематизировать знания у детей с ЗПР о песке, развивать познавательный интерес, мыслительную и речевую активность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы, воспитывать самостоятельность, развивать эмоционально-чувственный опыт детей.

Доставить радость и удовлетворение от выполненных детских работ, развивать умение грамотно их демонстрировать.

3-4 неделя ноября

I половина дня

НОД

II половина дня

групповая комната

музыкальный зал

Библиография:

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб: Союз, 2005.

2. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб, 2010.

4. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, 2011 г.

5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Монтессори-материал: перевод с немецкого М. Буторина / ред. Е. Хилтунен. - Москва: Мастер, 1992.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: ВЛАДОС, 1995 г.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско – творческий проект «Всё увидим, всё узнаем!»

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития воспитанников детского сада.  В проекте предмтавлены ...

Проект в старшей группе для детей с ЗПР "Как узнать весну?"

Проект в старшей группе для детей с ЗПР "Как узнать весну?"....

Презентация "Рисование по замыслу" "Что может увидеть космонавт в иллюминатор ракеты" для старшей группы детского сада

Данная презентация составлена для родительской работы с детьми. Представлены слайды с мотивацией, физминуткой и вариантами рисунков....

Консультация для родителей старшей группы для детей с тнр: "Игры и упражнения на песке"

Рекомендации для родителей  игр и упражнений с детьми для развития мелкой моторики и активизации речевого центра....

Исследовательский проект по опытно- экспериментальной деятельности «Волшебство песка» в старшей группе

Организовала и провела :Воспитатель 1 квалификационной  категории Сальникова Д.ВДетям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами ...

Занятие с песком в старшей группе для детей с ТМНР «Дерево»

Цель: развитие мелкой моторики, представлений об окружающей действительности, творческих способностей. Материалы: для листиков: желтые, красные, оранжевые камушки План занятия: Приветствие.Р...

Игра-драматизация " Под грибом" в старшей группе для детей с ЗПР с использованием Юнгианской песочницы и игр с песком

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать...