Логопедические занятия с детьми 4-5 лет с ОНР на неделю по лексической теме «Посуда».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Денисова Ольга Вячеславовна

Здесь вы можете найти конспекты логопедических занятий с детьми 4-5 лет с ОНР на материале лексической темы "Посуда". Занятия по формированию лексико-грамматичексого строя речи на тему "В гостях у Федоры". Занятие по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха и  слоговой структуры на тему: Звук «М». Звукосочетания  МА- МУ- МЫ- МО. Занятие по формированию связной речи: Составление  рассказа по  вопросному и картинному плану  по серии картин «Разбитая  чашка».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  компенсирующего вида детский сад № 38  «Росинка».

Методическая разработка логопедических занятий с детьми  4-5 лет с ОНР на неделю

по лексической теме «Посуда».

Разработала:         Учитель-логопед

Денисова О.В.

Саров - 2014


Лексическая тема «Посуда».

Вид занятия:         Формирование лексического строя речи.

Тема занятия: В гостях у Федоры.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда,  уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование навыков образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и навыка составления простых предложений. Обучение умению отгадывать объект по описанию со зрительной опорой.

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общей моторики, согласования речи с движениями, памяти, зрительного внимания, мышления, речевого слуха, конструктивного праксиса.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. Воспитание бережного отношения к вещам. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование. Сюжетная картинка с изображением Федоры и убегающей от неё посуды.  Красные и синие конверты. В синих конвертах предметные картинки с изображениями посуды: чайник, кастрюля, стакан, чашка,  В красных конвертах целые и разрезные картинки с изображением чашки. Картинки для игры «Четвёртый лишний»: тарелка, кастрюля, стул, стакан.

Предварительная работа.  Разучивание упражнения «Посуда». Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой. Рассматривание в кукольном уголке предметов посуды, частей, из которых она состоит; проведение беседы о ее назначении. Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

Словарь:

Существительные: обобщающее понятие – посуда; название посуды: чашка, блюдце, тарелка, чайник, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, стакан, миска, кружка; части посуды (крышка, ручка, носик).

Глаголы: мыть, пить, разбить, наливать, варить, жарить, кипятить, заваривать, готовить.

Прилагательные: блестящий, синий, жёлтый, большой, стеклянный, прозрачный,

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч.Организационный момент. «Для чего?».[Развитие речевого слуха, памяти, диалогической речи. Уточнение и расширение предикативного словаря.]

(Выставляется сюжетная картинка с изображением Федоры и убегающей от неё посуды. Логопед предлагает детям побывать в гостях у Федоры.)

Логопед: - Не любила Федора свою посуду и не мыла. Вот и сбежала от неё вся посуда. Давайте поможем Федоре вернуть посуду. Расскажем ей, для чего она нужна.  Чашка нужна для того, чтобы из нее...

Дети: - ...Пить чай.

Логопед: -  Кастрюля нужна для того, чтобы в ней...

Дети: - ...Варить суп.

Логопед : -  Сковорода нужна для того, чтобы в ней...

Дети: -  ...Жарить котлеты.

Логопед: - Чайник нужен для того, чтобы в нем...

Дети: - ...Заваривать чай.

И т.д.

Логопед: - Молодцы! Рассказали Федоре, как важна посуда.

Посоветуйте ей, как надо к посуде относиться?

Дети: - Мыть посуду, не бить.

Помощь Артёму И, Яне Б, Серёже М -трудности подбора слов-действий   –повтор вопроса, дать начало фразы.

2ч. Обучение отгадыванию посуды по описанию. [Развитие мышления, речевого слуха, диалогической речи.]

Логопед предлагает детям открыть синие конверты, где дети находят картинки с изображениями посуды

Логопед: - Вот куда посуда убежала, к ребятам. Никак не хочет посуда к тебе, Федора, возвращаться. Но мы добрые ребята, тебе поможем. Тот, про чью посуду ты расскажешь, отдаст тебе её.

Федора: -    Он синий, большой. У него есть носик и ручка. В нем кипятят воду для чая. Что это?

Ребёнок: - Чайник.   (отдаёт картинку Федоре)

Федора: -  Она большая, блестящая. У нее есть две ручки и крышка. В ней варят суп. Что это?

Ребёнок: - Кастрюля.   (отдаёт картинку Федоре)

Федора: - Он стеклянный, прозрачный. Из него пьют сок. Что это?

Ребенок: - Это стакан.  (отдаёт картинку Федоре)

Федора: - Она желтая, небольшая, у нее есть ручка. Из нее пьют чай или молоко. Что это?

Ребенок: -  Это чашка.   (отдаёт картинку Федоре)

И т.д.

Федора: - Ой, спасибо вам, ребята, вернули мне посуду.  

Спросить Аню С , Рому Т– трудности отгадывания объектов по описанию.

3ч. Игра «Четвертый лишний». [Развитие диалогической речи,
зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.]

Логопед предлагает Федоре и детям  поиграть с посудой и выставляет на наборном полотне картинки с её изображениями, среди них даёт неподходящий объект.

Дети перечисляют ряд объектов: -  Тарелка, кастрюля, стул, стакан.

Логопед: -  Что здесь лишнее и почему?

Дети: -  Лишний стул. Он — мебель.

Логопед: -  А все остальное?

Дети: -  Посуда.

Логопед: - Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

Выделить лишний предложить Роме Т – трудности операции обобщения

4ч. Физкультминутка «Посуда». (Развитие общей моторики, координации речи с движением. Уточнение и расширение номинативного словаря.)

Логопед предлагает Федоре ещё поиграть с ребятами.

Вот большой горячий чайник,           Надули животик: одна рука на поясе,

                                                                              другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.        

Вот стоят на полке чашки,        Присели, одна рука на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

А вот это наши блюдца,        Кружатся, руки в стороны.

Только стукни – разобьются.

А вот это наши ложки,                   Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой.

Голова на тонкой ножке.

Выполнять движения

 вместе с Ромой Т – не согласовывает речь с движениями

5ч. Игра «Разбитая чашка». [Развитие зрительного гнозиса и
конструктивного праксиса.]

Логопед раздает детям красные конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним.

Логопед: -Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но «разбитые». Их разбила Федора. Помогите ей «склеить» их. Сложите части картинки правильно.

Федора благодарит детей за помощь.

Помощь Ане С, Артёму И, Артёму К. – снижены зрительное восприятие и ориентировка в пространстве.

6ч. Итог:

Логопед:- Уйдёт от Федоры тот, кто научит её ласково называть свою посуду.

Логопед: - Чашка

Ребёнок: - Чашечка.

И т.д.

Спросить Рому Т – трудности образования уменьшительной формы существительных


Лексическая тема «Посуда».

Вид занятия:         Формирование грамматического строя  речи.

Тема занятия: В гостях Федоры.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление названий предметов посуды, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительных с обобщающим значением «посуда», уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, образование формы родительного падежа имен существительных, образование множественного числа имен существительных, употребление и согласование прилагательных с существительными ед. и мн. числа мужского и женского рода, формирование навыка использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой-моя» и согласование их с существительными). Употребление фразы с предлогом «У».

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общей моторики, согласования речи с движениями, памяти, зрительного восприятия и внимания, мышления, речевого слуха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. Воспитание бережного отношения к вещам.

Оборудование. Предметные картинки большого формата с изображениями предметов мебели: жёлтая чашка, красный чайник, зелёная тарелка, синяя кастрюля, жёлтые чашки, красные чайники, зелёные тарелки, синие кастрюли. Предметные картинки с изображением предметов мебели  во множественном числе: чашки, ложки, ножи, тарелки, кастрюли. Предметные картинки с изображениями предметов  посуды с недостающими деталями (чашка, кастрюля, чайник). Недостающие детали на липучках (ручка, крышка, носик). Предметные картинки маленького формата для работы за столом с одним изображением: стакана, миски, ножа, тарелки, чайника, вилки.

Предварительная работа. Рассматривание с воспитателями посуды, частей, из которых она состоит; проведение беседы о ее назначении. Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Разучивание упражнения «Посуда». Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой.

Словарь:

Существительные: обобщающее понятие – посуда; название посуды: чашка, блюдце, тарелка, чайник, ложка, вилка, нож, кастрюля, стакан, миска; части посуды (крышка, ручка, носик).

Глаголы:  разбить..

Прилагательные: красный, синий, жёлтый, зелёный, большой, горячий, хрупкий.

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч.  Организационный момент. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи. Употребление и согласование прилагательных с существительными ед. и мн. числа мужского и женского рода]

Логопед предлагает снова побывать в гостях у Федоры и поиграть с ней.

На наборном полотне выставляется 4 картинки с изображением предметов мебели  (Жёлтая чашка, красный чайник, зелёная тарелка, синяя кастрюля).

Логопед: - Что вы видите?

Дети: - чашку  (чайник, тарелку, кастрюлю.)

Логопед: - Что это всё?

Дети: - Посуда.

Логопед: - Правильно. Посмотрите на неё внимательно и запомните, какая посуда на картинках.  А теперь закройте глазки.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку с изображением жёлтой чашки, а на его место кладет жёлтые чашки.

Логопед: - Откройте глаза. Что изменилось? Что появилось?

Дети: - Жёлтые чашки.

Логопед: - Что было на этом месте?

Дети: - Была жёлтая чашка.

Логопед: - Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки еще раз.

Логопед организует игру ещё три раза, заменяя  картинки с изображением красного чайника на красные чайники, зелёной тарелки на зелёные тарелки, синей кастрюли на синюю кастрюлю.

Помощь Денису О, Максиму Д – ошибки согласования – делать акцент на окончание слов: какая, какой, какие.

2ч.Лото «Один много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных. Употребление фразы с предлогом «У».]

Логопед раздаёт  картинки с изображением предметов посуды  во   множественном числе в качестве  наглядной опоры.

Логопед: - Давайте ещё поиграем с посудой. Я буду называть один предмет посуды, а вы будете отзываться, у кого этой посуды много. У меня стакан. А у тебя?

Ребёнок: - У меня стаканы.

Далее в ходе игры логопед называет следующую мебель:   чашка-чашки, ложка – ложки, нож-ножи, тарелка – тарелки, кастрюля -кастрюли.

Логопед: -  Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!

Первым предложить задание Даше К, Феде Л – дадут образец ответа.

Помощь Серёже М в образовании нужной формы слова  - назвать действие: стоят… .

3ч. Физкультминутка «Посуда». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Уточнение и расширение словаря.]

Федора  предлагает детям поиграть с посудой.

Вот большой горячий чайник,           Надули животик: одна рука на поясе,  

                                                                               другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.        

Вот стоят на полке чашки,        Присели, одна рука на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

А вот это наши блюдца,        Кружатся, руки в стороны.

Только стукни – разобьются.

А вот это наши ложки,                      Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой.

Голова на тонкой ножке.

Выполнять движения

 вместе с Максимом Я – не согласовывает речь с движениями

4ч. Игра «Чего не хватает?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа ).]

Логопед ставит на мольберт по одной предметные картинки с изображениями предметов  посуды с недостающими деталями и организует диалог.

Логопед: - Вся посуда у Федоры  перебита. Давайте «склеим» «разбитую» посуду. Прикрепим недостающие детали. Что это?

Дети. Чайник.

Логопед. Чего не хватает у чайника?

Дети. Носика.

Логопед. А это что?

Дети. Кастрюля.

Логопед: - Чего нет у кастрюли?

Дети. Крышки.

Логопед. Что это?

Дети. Чашка.

Логопед. Чего не хватает у чашки?

Дети. Ручки.

Логопед. Похлопайте себе. Молодцы!

Логопед прикрепляет недостающие детали с помощью «липучек».

Помощь Серёже М, Артёму И, Максиму Д-

напомнить название части.

5ч.  Упражнение «Мой-моя». (Формирование навыка использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой-моя» и согласование их с существительными).

Логопед: - Федора хочет с вами ещё в одну игру сыграть.

(Логопед раздаёт каждому ребёнку по картинке с одним изображением: стакана, миски, ножа, тарелки, чайника, вилки и просит назвать, что это? Затем собирает картинки и спрашивает, чья картинка?)

Логопед: - Это чей нож?

Ребёнок: - Мой нож. И т.д.

Отрабатываются словосочетания:

Моя -  тарелка, миска, вилка и т.д.

Мой –   стакан, чайник и т.д.

Помощь Денису О, Илье Г – в согласовании слов  -акцентированное произнесение окончания вопроса чей-чья?

6ч. Итог:  - Скажите Федоре, как надо обращаться с посудой? Почему?

Лексическая тема «Посуда».

Вид занятия:         Формирование правильного звукопроизношения, развитие    

                                       фонематического слуха и  слоговой структуры.

Тема занятия:        Звук «М». Звукосочетания  МА- МУ- МЫ- МО.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепить артикуляцию звука «М» и его правильное произнесение изолированно, в слогах и словах, с повышением и понижением голоса. Развитие фонематического слуха: учить выделять звук «М» в  словах, повторять за взрослым слоговые цепочки из двух-трёх открытых слогов.  Учить называть слова двух-, трёхсложной  слоговой структуры, закреплять умение дифференцировать на слух  длинные и короткие слова.

Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование речевого слуха, зрительного и слухового внимания. Развитие фонематического слуха, диалогической речи, артикуляционной и общей моторики, согласования речи с движением, развитие силы голоса, длительного речевого выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: зрительный образ артикуляционного уклада звука М  (корова). Предметные картинки с изображениями ножа и кастрюли; картинка с изображением мычащей коровы; изображения длинного и короткого поездов.  Зеркала на каждого ребёнка; мольберт; флажки красного цвета на каждого ребёнка;

Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Посуда», разучивание чистоговорок с воспитателями в вечернее время.

Словарь:  звук, слово, зеркала, рот, губы, посуда, чашка, ложка, миска, чайник, блюдца, нож, кастрюля,  сжать, мыть, поднимать, биться, громко, тихо, длинный, короткий.

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч. Артикуляционное упражнение «Корова». [Развитие артикуляционной моторики. Упражнять в сжимании губ вместе, не выпуская воздух, и удержании в таком положении до счёта «пять».]

Логопед выставляет картинку с изображением коровы и говорит:  

 - Возьмите зеркала, правильно сядьте и приготовьтесь показать корову.

Указание логопеда: - Когда я буду считать до пяти, не забудьте сжать губы, как корова на картинке. Начинаем.

Логопед сопровождает выполнение упражнения стихотворением:

- Вы корову покажите:

 Губы вместе вы сожмите и держите.                   Дети сжимают  губы  

 1,2,3,4,5 –                                               Удерживают губы сжатыми                 

  Ротик может отдыхать.                               Расслабляют губы

Дети выполняют упражнение 3  раза.

После каждого выполнения педагог предлагает детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну.

Помощь Максиму Д, Серёже М (сопряжённое выполнение, пальцами прижать губы друг к другу)– слабый тонус губ

2ч. Пение звука М. (Развитие слухового восприятия. Произнесение звука М с правильной артикуляцией.  Развитие силы голоса и длительного речевого выдоха)

Логопед предлагает вспомнить, как  мычит корова: ммму-ммму. Дети встают около стульчиков и издают звукоподражание, логопед следит за правильностью артикуляции губ и длительностью речевого выдоха. (Затем предлагает мычать громко, как мама корова, затем тихо, как телёнок)

Добиваться плавного пения «Ы» у Серёжи М – прерывистое пение, хриплое, тихое.

3ч. Чистоговорки на звук «М». (Учить чётко артикулировать и  произносить звук «М» в слогах и словах)

Логопед: - А сейчас повторяйте за мной. Когда услышите звук М, то не забудьте сжать губы.

МА-МА-МА- чашку мою я сама

МИ-МИ-МИ- миску подними

МУ-МУ-МУ- ложку подниму 

МОЙ-МОЙ-МОЙ- ты посуду  мой

Предложить слоги произнести Максиму Я (неговорящий), а слова -все дети

4ч. Работа с цветовыми семафорами. [Развитие фонематического слуха. Выделение звука «М» в словах.]

Логопед раздает детям красные сигнальные флажки.

Логопед: - Ребята, сейчас я буду произносить слова, а вы будете поднимать свои сигналы только тогда, когда услышите, что в этой песенке есть звук [М]. (Логопед должен произносить слова, акцентируя внимание детей на  звуке М.)   масло, суп, мороженое, каша, молоко.

Логопед медленно и выразительно произносит слова, а дети, услышав звук [М], поднимают флажки.

Помощь Серёже М, Артёму К – не понимают инструкции

4ч. Физкультминутка «Посуда». (Развитие общей моторики, координации речи с движением. Снятие статического напряжения)

Логопед поиграть с ребятами.

Вот большой горячий чайник,           Надули животик: одна рука на поясе,

                                                                              другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.        

Вот стоят на полке чашки,        Присели, одна рука на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

А вот это наши блюдца,        Кружатся, руки в стороны.

Только стукни – разобьются.

А вот это наши ложки,                   Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой.

Голова на тонкой ножке.

Выполнять движения

 вместе с Ромой Т – не согласовывает речь с движениями

6ч. Упражнение «Длинные и короткие слова». (Учить дифференцировать на слух длинные и короткие слова )

Слышится звук поездов «чух-чух…». На мольберте выставляются изображения длинного и короткого поездов.

Логопед: - Давайте сегодня покатаем на поезде слова: - нож  и кастрюля.

Выставляются картинки с изображениями  ножа и кастрюли.

Логопед: - Если слово будет длинное, то мы его посадим в длинный поезд, если короткое, то в короткий поезд. А помогут нам помощники- ладошки. Скажем вместе слово «нож» и отхлопаем его. Нож (один хлопок). Сколько раз хлопнули?

Дети: - Один.

Логопед: - На каком поезде оно поедет?

Дети : - На коротком. (Картинка с изображением ножа  ставится в короткий поезд)

В какой поезд посадим слово «Кастрюля»? Сначала вместе скажем это слово и отхлопаем его. Каст-рю-ля (3 хлопка). Сколько раз хлопнули?

Дети: - Много.

Логопед: - На каком поезде оно поедет?

Дети : - На длинном.

Логопед: - Поехали! (Дети воспроизводят звукоподражание: «чух-чух»).

Помощь в отхлопывании Максиму Я, Артёму И – не согласуют речь с движениями

7ч.Упражнение «Что купили?» [Работа над слоговой структурой слова. |

Логопед приглашает детей к мольберту, где выставлены картинки с изображениями посуды.

Логопед: -  Что вы видите на картинках? Перечислите.

Дети: -  Вазы,   бидоны.

Логопед: - Давайте прохлопаем эти слова: «ва-зы», «би-до-ны». (Произносит слова по слогам, одновременно прохлопывая ритмический рисунок.) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и прохлопывать название.

Помощь Артёму И, Денису О, Максиму Д – нарушение слоговой структуры

8ч. Игра «Кто мне песенку споет, тот и в группу пойдет».

Дети повторяют слоговые  цепочки за логопедом и выходят в группу:

МА-МО, МА-МУ, МУ-МА-МО, МИ-МЫ,  МУ-МЫ, МО-МА-МУ, МА-МИ

Цепочки из двух слогов предложить Артёму И, Серёже М – снижена слуховая память


Лексическая тема «Посуда».

Вид занятия: Формирование связной речи. Составление  рассказа по  вопросному  

                                                                  и картинному плану.                                                            

Тема занятия: «Разбитая  чашка».  

Коррекционно-образовательные цели.  Формирование навыка ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос.  Учить составлять предложения по картинкам, отвечая на вопросы по их содержанию, заканчивать предложение, начатое логопедом. Учить навыку составления предложений по моделям: существительное + глагол изъявительного наклонения; существительное + глагол + дополнение (с предлогами и без предлогов), с предлогом «У». Формирование навыка использования в речи местоимения  «он». Учить  составлять первые рассказы по вопросному и картинному плану.  Повторять рассказ за взрослым. Передавать эмоциональные состояния героев.  Учить инсценировать сюжет. Конкретизировать представления о чашке. Закрепить обобщающее понятие «Посуда».

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической и самостоятельной фразовой речи, выразительности речи, мышления, памяти, воображения, зрительного внимания, восприятия,  согласования речи с движениями. 

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание честности и бережного отношения к вещам.

Оборудование.  Серия картин «Разбитая чашка» из 5 картинок.      

Предварительная работа.  Рассматривание посуды, частей, из которых она состоит; проведение беседы о ее назначении и бережном обращении.

Словарь:  

Существительные: обобщающее понятие – посуда; чашка, мальчик, собака, Жучка, мама, зима, снег, улица.

Глаголы: уронить, разбить, показать, рассердить, выгнать, мёрзнуть, простить, звать.

Наречия:   холодно

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч. Организационный момент. Упражнение «Назови». [Развитие  памяти. Закрепление обобщающего понятия «Посуда»]

Логопед: - Сядет тот, кто назовёт посуду.

Дети называют предметы посуды и садятся на своё место.

Помощь Серёже М, Артёму К дополнительными вопросами– трудности понимания инструкции.

2ч. Составление предложений по картинкам с опорой на вопросы по их содержанию. (Формирование навыка  составления предложений по моделям: существительное + глагол изъявительного наклонения; существительное + глагол + дополнение (с предлогами и без предлогов), с предлогом «У». Формирование навыка использования в речи местоимения  «он».  

Логопед сообщает, что сегодня они узнают  историю про мальчика Ваню, который разбил чашку.

Логопед выставляет первую картинку серии «Разбитая чашка».

Логопед: -  Это Ваня.

Логопед: - Что случились с Ваней?

Дети: - Ваня уронил чашку. Чашка разбилась.

Логопед выставляет вторую картинку серии «Разбитая чашка».

Логопед: -Что спрашивает мама?

Дети: - Мама спросила: - Кто разбил чашку?

Логопед: -Что ответил Ваня?

Дети: - Это Жучка разбила чашку.

Логопед выставляет третью картинку серии «Разбитая чашка».

Логопед: - Что сделала мама?

Дети: - Мама выгнала Жучку на улицу.

Логопед выставляет четвёртую  картинку серии «Разбитая чашка».

Логопед: - Что делает Жучка на улице?

Дети: - Жучка сидит на улице. Жучке холодно. Она замёрзла.

Логопед: - Как поступил Ваня?

Дети: - Плохо. Он обманул маму.

Логопед выставляет пятую  картинку серии «Разбитая чашка».

Логопед: - Что потом сделал Ваня?

Дети: - Ване стало жалко Жучку. Ваня сказал маме: - Это не Жучка, это я разбил чашку. Прости меня.

Логопед: - Что предложил Ваня маме?

Дети: - Давай позовём Жучку домой.

Логопед: - Как поступил Ваня сейчас?

Дети: - Хорошо. Сказал правду.

Помощь Артёму И, Серёже М, Артёму К, Яне Б, Максиму Я – предложить начало предложения, типа: Ваня уронил…

Он сказал…

3ч. Инсценирование содержания серии картинок. (Учить инсценировать сюжет картинок. Развитие воображения, умения выразительно передавать диалог персонажей.)

Логопед: - Сейчас мы с вами покажем, как Ваня разбил чашку.

Логопед даёт образец рассказа, а три  ребёнка инсценируют сюжет.

      Ваня уронил чашку. Она разбилась. Мама пришла и спросила: - Кто разбил чашку? Ваня показал на собаку и сказал: - Это Жучка. Мама рассердилась на Жучку и выгнала её из дома на улицу. На улице было холодно. Жучка замёрзла. Ване стало жалко собаку, он пошёл к маме и сказал:  - Это я разбил чашку. Прости меня, мама. Давай позовём Жучку домой.

Помощь в передаче интонации Яне Б– тихая речь.

Помощь в передаче действий Артёму И, Серёже М

4ч. Повтор рассказа детьми. (Развитие памяти и умения повторять  рассказ за взрослым, составлять рассказ по вопросному и картинному плану.)

Логопед помогает начать рассказ, даёт начало фразы, слова.

Помощь детям– давать начало фразы, слова.

5ч. Итог:- Про кого мы сегодня рассказывали?  Как надо обращаться с посудой? Как поступил Ваня сначала? Как поступил потом?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие с Незнайкой" в старшей группе по лексической теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"

На занятии дети уточняют и расширяют знания о видах городского трансторта и правилах дорожного движения. Знакомятся с сигналами светофора и с безопасным переходом через дорогу....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием ИКТ по лексической теме «Посуда» «Поможем Федоре»

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием ИКТ по лексической теме «Посуда» «Поможем Федоре»...