Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие с Незнайкой" в старшей группе по лексической теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
На занятии дети уточняют и расширяют знания о видах городского трансторта и правилах дорожного движения. Знакомятся с сигналами светофора и с безопасным переходом через дорогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт – Петербурга
Конспект
подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы
«Путешествие с Незнайкой»
по лексической теме: «Транспорт. Правила дорожного движения»
Интеграция ОО «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественное развитие»
с использованием современных образовательных технологий: мультимедийных технологий (видеофизкультминутка), здоровьесберегающие технологии – элементы песочной терапии, куклотерапия, авторские речевые дидактические игры.
Автор:
учитель – логопед ГБДОУ д/с № 5
Башенькина Г.В.
Санкт – Петербург
2017
Цель: активизировать речевую деятельность и познавательный интерес детей к различным транспортным средствам, правилам безопасного поведения на дорогах.
Задачи.
Образовательные:
1. Ввести в активный словарь существительные: водитель, инспектор (ГИБДД), проезжая часть, тротуар, газон, пешеходный переход, светофор, сигнал светофора, названия различных транспортных, названия деталей автомобиля, закрепление обобщающего понятия – транспорт. Активизировать пассивный словарь детей по данной лексической теме.
2. Тренировать умение детей образовывать приставочные глаголы с приставками: под-, от-, пере-: подошел (подошла), перешел (перешла), отошел (отошла), подъехала, отъехала.
3. Закрепить навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
4. Отработать умение детей образовывать падежные окончания существительных в родительном падеже единственном числе.
5. Тренировать умение детей употреблять в речи предлоги: в, на, у, за, без.
6. Упражнять в построении простого распространенного предложения.
Развивающие:
1. Побуждать детей к речевой активности.
2. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания.
3.Развивать моторные функции, умение двигаться в соответствии с заданным темпом и ритмом музыкального произведения.
4.Снятие психофизического напряжения, снятие мышечного тонуса.
Воспитательные:
1. Вызывать положительные эмоции, сопереживание кукольному персонажу.
2. Воспитывать желание оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
3. Закрепит умение детей планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.
Материал к занятию:
1. Экран, проектор.
2. Макет улицы города.
3. Набор легковых настольных автомобилей.
4. Набор светофоров.
5. Фуражка инспектора ГБДД, жезл.
6. Кукла Незнайка.
7. Напольные дорожные знаки, пешеходный переход, светофоры, игрушки – автомобили.
Ход совместной деятельности
Деятельность взрослых | Предполагаемая деятельность детей | |
Организационный момент, подготовка к совместной деятельности. Целеполагание. Мотивация к деятельности. | ||
Дети постепенно заходят в зал, где их встречает учитель – логопед: - Здравствуйте, дети. (В руках держит куклу Незнайку) - Ребята, посмотрите, кого я встретила возле детского сада. Вы его знаете? Незнайка: - Меня зовут Незнайка. Со мной случилась грустная история. Я играл в парке в песочнице и забыл там свои игрушки. Хотел вернуться за ними, но на улице так много автомобилей. Помогите мне дойти до парка. Учитель – логопед: - Ребята, поможем Незнайке? - Незнайка, мы с ребятами хорошо знаем как следует вести себя на улице, а именно, знаем правила дорожного движения. А ты? Незнайка: - А что, есть какие – то правила дорожного движения? Учитель - логопед: - Конечно, есть! Перед тем, как отправиться в парк, предлагаю потренироваться на макете, как нам безопасно добраться до парка. | Ребята охотно откликаются на приветствие. Здороваются. Дети высказывают предположения о том, как зовут гостя. Положительно откликаются на просьбу Незнайки помочь дойти до парка. Ребята положительно реагируют на предложение. | |
Актуализация пассивного и активного словаря по лексической теме: «Транспорт» | ||
Учитель - логопед рассказывает детям о частях улицы, демонстрируя их на макете, с целью активизации речи детей: - Перед нами улица. Вот это проезжая часть. Как вы думаете, для чего она предназначена? - С двух сторон проезжей части располагается тротуар, газон. А кто ходит по тротуару? - Правильно, тротуар для пешеходов. (Педагог расставляет фигурки пешеходов) Незнайка - А я хочу с этой стороны улицы перейти на другую сторону. Ребята, я быстренько перебегу через проезжую часть. Учитель - логопед: - А чего не хватает на проезжей части, для того, чтобы её можно было переходить? - Правильно, ребята. Не хватает пешеходного перехода. ( На макет выкладывают пешеходный переход) Учитель - логопед: - А что помогает безопасно перейти проезжую часть даже по пешеходному переходу? - Правильно. Светофор! Посмотрите, светофор есть для пешеходов и для водителей. (Выставляет на макет светофоры) - А светофоры для водителей и пешеходов одинаковые? Правильно вы заметили, для водителей – три сигнала, а для пешеходов – два сигнала. Учитель - логопед: - Теперь на проезжей части есть пешеходный переход и светофор. Но улица выглядит необычно. Почему? Учитель - логопед: - Да, на этой улице нет транспорта. Выберите себе по одному транспортному средству. (Незнайка тоже выбирает) | Предполагаемые ответы детей: - По ней проезжают автобусы, автомобили, трамваи, троллейбусы. Предполагаемые ответы: - По тротуару ходят люди, мамы с колясками…. Ребята отрицательно реагируют на предложения Незнайки. Предположительный ответ детей: - Пешеходного перехода, светофора. Предположительный ответ: - Светофор. Ребята рассматривают светофорные сигналы для водителей и пешеходов. Дети находят отличия у светофоров. Предположительный ответ: нет машин. Ребята положительно реагируют на предложение логопеда и выбирают игрушечные машинки. | |
Согласование прилагательного с существительным мужского и женского родов. Закрепление сенсорных эталонов – названий четырех основных цветов. Активизация словаря за счет слов – названия единиц транспорта. | ||
Учитель – логопед: - Ребята, у меня в руках желтый автобус. - Незнайка, а каким транспортом управляешь ты? - Расскажи, Дима, а что у тебя в руках за транспорт? | Каждый ребенок старается правильно ответить на вопрос педагога, при этом правильно употребляя окончания слов при согласовании прилагательного с существительным. | |
Понимание предлогов. Использование предлогов в простых предложениях. | ||
Учитель – логопед: - Я поставлю желтый автобус перед светофором. А ты, Незнайка, поставь свой красный автобус перед домом, за домом. - Аня, поставь свой синий троллейбус за моим автобусом. Расскажи, где стоит твой троллейбус. Педагог обращается к каждому ребенку с вопросом с целью закрепления понимания и использования предлогов в речи. | Незнайка выполняет поручение неправильно, побуждая детей на исправление ошибки. Педагог подводит детей к фразовой речи с употреблением правильного предлога. | |
Образование словосочетаний по типу – прилагательное с существительным мужского и женского родов в родительном падеже. Дидактическая игра «Чего не стало?» | ||
Учитель – логопед: - Ребята, предлагаю немного поиграть. Я спрячу один из ваших автомобилей, а вы угадайте, чего не хватает (Дети закрывают глаза. Педагог прячет игрушку) Учитель – логопед: - Незнайка, чего нет? Незнайка: - Нет желтого автобуса (Педагог обращается к каждому из детей с целью закрепить навык согласования словосочетаний в род. падеже) | Незнайка дает правильный ответ, побуждая детей к безошибочным ответам на вопросы. | |
Согласование существительных во множественном числе. Дидактическая игра «Один – много» | ||
Учитель – логопед дает коробку с набором предметов в одном экземпляре: дом, автобус, светофор, грузовик и предлагает сыграть в игру «Один – много». - У меня в коробке один автобус , а на макете много чего? (Педагог обращается к каждому ребенку с целью закрепить умение преобразовывать существительные ед. числа во множественное число) | Ответы детей: много автобусов, троллейбусов и т.п. | |
Динамическая пауза | ||
Учитель – логопед: - Ребята, мы все правила дорожного движения повторили и можем отправляться в парк. Незнайка: - Ох, я устал. Не хочу идти пешком. Ноги устали. Учитель – логопед: - Ребята. На чем мы можем до парка добраться? На каком транспорте можно доехать до парка? Незнайка: - Предлагаю поехать на автобусе. А чтобы веселее было ехать, предлагаю спеть. Я знаю веселую песенку. | Дети охотно реагируют на предложение педагога. Предположительные ответы: - Можно доехать на автобусе, трамвае, такси. Дети встают из-за стола и идут за Незнайкой, повторяя движения динамической паузы под музыку с опорой на видеозапись «Поездка в автобусе» | |
Элементы песочной терапии с целью снятия психофизического напряжения Закрепление обобщающего понятия - транспорт. | ||
Незнайка подбегает к деревьям, рядом с которыми стоит песочница и предлагает детям подойти поближе. Незнайка: - Ребята, мы приехали в парк. Вот же эта песочница! Давайте немного поиграем. Опустите руки в песок. Какой он на ощупь? Теплый? Холодный? Приятный? Неприятный? Твердый? Мягкий? - Давайте «поздороваемся» с песком. Сначала поочередно пальцами одной руки, потом второй. Затем всеми пальцами одновременно. Теперь легко сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем его в песочницу. Дотрагиваемся до песка всей ладошкой, сначала внутренней, затем тыльной стороной. Перетираем песок между пальцами, ладонями. Незнайка: - Ребята, а где же игрушки, которые здесь забыл в песочнице. Давайте их поищем. (Незнайка обращается лично к каждому из детей и просит назвать , что он нашел) Незнайка: - Ого! Сколько вы игрушек нашли. А как назвать все эти игрушки одним словом? Предлагаю построить автогородок для игрушечного транспорта. Незнайка: - Ребята, а теперь помогите мне сложить игрушки в пакет. | Положительно реагируют на предложение поиграть с песком. Выполняют движения по показу и словесному заданию. Высказывают свои предположения: ветром унесло, кто-то забрал и т.п. Дети называют игрушки по мере их нахождения. Транспорт. Дети добавляют детали: деревья, светофоры, пешеходные переходы. | |
Социально – коммуникативное развитие – повторение правил дорожного движения. Элементы сюжетно – ролевой игры (принятие на себя роли инспектора ГИБДД каждым ребенком) Уточнение активного словаря по теме. | ||
- Пора возвращаться в детский сад. А давайте обратно пойдем пешком. Ведь я запомнил правила дорожного движения. Учитель – логопед: - А мы сейчас проверим твои знания, Незнайка. Ребята, назовите профессию человека, который следит за тем, чтобы правила дорожного движения не нарушали? - На кого я надену фуражку, тот и будет инспектором ГИБДД. Инспектор будет проверять, как вы выполняете эти правила на улице. Если правило важно соблюдать, то вы похлопаете в ладоши, если такие действия запрещены, то потопайте ногами. -Сначала инспектором будет Незнайка. (Ему на голову надевают фуражку) Учитель – логопед: - Слушайте первое правило. Пешеход должен переходить проезжую часть только при красном сигнале светофора. -Инспектор Незнайка, как ответили дети? - А теперь инспектором будет Тимур. (мальчику надевают фуражку) Учитель – логопед: - Следующее правило: переходить дорогу только по пешеходному переходу. - Инспектор Тимур, правильно ли ответили дети? Учитель – логопед предлагает задания для всех детей. -«Велосипедистам следует цепляться за проезжие машины» - «Разрешается выбегать на проезжую часть» - «Нужно помогать пожилым людям переходить дорогу по пешеходному переходу» - «Пешеходам идти по тротуару» - «Переходить проезжую часть при желтом сигнале светофора» - « Разрешается ездить по пешеходному переходу на велосипеде» Учитель – логопед: Вот теперь мы можем вернуться в детский сад. (Взрослый, Незнайка и дети идут по импровизированному тротуару. Переходят проезжую часть по сигналу светофора. Подходят к столам. | Положительно реагируют на предложение Незнайки. Предположительный ответ: инспектор ГИБДД, ГАИ, полицейский. Внимательно слушают правила игры. - Нет! – топают ногами. Да. Переходить проезжую часть можно только на зеленый свет светофора. - Да! –хлопают в ладоши. Предположительный ответ ребенка: - Правильно. Предположительные ответы детей: - Нет! – топают ногами. - Нет! –топают ногами. - Да! – хлопают руками. - Да! Хлопают руками. -Нет! – топают ногами. - нет! – топают ногами. Принимают игровые действия перехода улицы, отвечают на вопросы педагога по ходу игровой деятельности. | |
Развитие мелкой моторики. Активизация словаря по теме – названия деталей автомобиля. Тренировка умения отвечать полным предложением с использованием предлога «Без». | ||
Незнайка: - Спасибо, ребята вам за помощь. Хочу отблагодарить вас. Подарю вам по автомобилю. (Незнайка достает из мешка силуэты бумажных машин с отсутствующими деталями и отдельно детали к ним) - Ой! Автомобили я случайно поломал. Ребята, помогите починить.
Учитель – логопед: - Ребята, поможем Незнайке. Садитесь за столы. Посмотрите внимательно на рисунок и приклейте деталь, которая отвалилась от автомобиля. | Дети положительно реагируют. «Чинят» транспорт – приклеивают недостающие детали. Отвечают на вопросы педагога. | |
Итог. Рефлексия. | ||
Незнайка: - Спасибо вам, ребята, за помощь. Мне пора домой. Но я к вам обязательно приду в гости. До свидания. Учитель – логопед: - Ребята, вам понравилась с Незнайкой. Что именно вам понравилось? Что запомнилось? Какое у вас настроение после сегодняшней встречи? Выбери тот смайлик, с каким ты настроением уходишь из зала. | Дети прощаются с Незнайкой. Предположительные ответы детей: названия понравившихся игр, заданий. Предположительно выбирают веселый смайлик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для детей подготовительной группы на тему "Транспорт и правила дорожного движения"
Уточнить знания детей о транспорте, его видах, предназначении и использовании людьми....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".
Технологическая карта и презентация к занятию по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" в старшей группе для детей с ТНР....
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»
дорожного движения»Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически, применять ...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»Задачи:Коррекционно-образовательные.1. Закрепить и обобщить знания о транспорте; виды транспорта (машина, авт...
Конспект КВН в старшей и подготовительной группе по теме "Транспорт и правила дорожного движения"
Конспект КВН в старшей и подготовительной группе по теме "Транспорт и правила дорожного движения"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Транспорт».
Занятие разработано чтобы систематизировать и уточнить знания детей о транспорте....