Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие с Незнайкой" в старшей группе по лексической теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Башенькина Галина Владимировна

На занятии дети уточняют и расширяют знания о видах городского трансторта и правилах дорожного движения. Знакомятся с сигналами светофора и с безопасным переходом через дорогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 5 комбинированного вида

        Красногвардейского района Санкт – Петербурга         

Конспект

подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы

 «Путешествие с Незнайкой»

по лексической теме: «Транспорт. Правила дорожного движения»

Интеграция ОО «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественное развитие»

с использованием современных образовательных технологий: мультимедийных технологий (видеофизкультминутка), здоровьесберегающие технологии – элементы песочной терапии, куклотерапия, авторские речевые дидактические игры.

Автор:

учитель – логопед  ГБДОУ д/с № 5

Башенькина Г.В.

Санкт – Петербург

2017

Цель: активизировать речевую деятельность и познавательный интерес детей к различным транспортным средствам, правилам безопасного поведения на дорогах.

Задачи.

Образовательные:

1. Ввести в активный словарь существительные:  водитель, инспектор (ГИБДД), проезжая часть, тротуар, газон, пешеходный переход, светофор, сигнал светофора, названия различных транспортных, названия деталей автомобиля, закрепление обобщающего понятия – транспорт. Активизировать пассивный словарь детей по данной лексической теме.

2. Тренировать умение детей образовывать приставочные глаголы с приставками: под-, от-, пере-: подошел (подошла), перешел (перешла), отошел (отошла), подъехала, отъехала.

 3. Закрепить навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

4. Отработать умение детей образовывать падежные окончания существительных в родительном падеже единственном числе.

5. Тренировать умение детей употреблять в речи предлоги: в, на, у, за, без.

6. Упражнять в построении простого распространенного предложения.

Развивающие:

1. Побуждать детей к речевой активности.

2. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания.

3.Развивать моторные функции, умение двигаться в соответствии с заданным темпом и ритмом музыкального произведения.

4.Снятие психофизического напряжения, снятие мышечного тонуса.

Воспитательные:

1. Вызывать положительные эмоции, сопереживание кукольному персонажу.

2. Воспитывать желание оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

3. Закрепит умение детей планировать свою деятельность для достижения  поставленной цели.

Материал к занятию:

1. Экран, проектор.

2. Макет улицы города.

3. Набор легковых настольных автомобилей.

4. Набор светофоров.

5. Фуражка инспектора ГБДД, жезл.

6. Кукла Незнайка.

7. Напольные дорожные знаки, пешеходный переход, светофоры, игрушки – автомобили.

Ход совместной деятельности

Деятельность взрослых

Предполагаемая деятельность детей

Организационный момент, подготовка к совместной деятельности. Целеполагание. Мотивация к деятельности.

Дети постепенно заходят в зал, где их встречает учитель – логопед:

 - Здравствуйте, дети.

(В руках держит   куклу Незнайку)

 - Ребята, посмотрите, кого я встретила возле детского сада. Вы его знаете?

 Незнайка: - Меня зовут Незнайка. Со мной случилась грустная история.

Я играл в парке в песочнице и забыл там свои игрушки. Хотел вернуться за ними, но на улице так много автомобилей. Помогите мне дойти до парка.

Учитель – логопед: - Ребята, поможем Незнайке?

- Незнайка, мы с ребятами хорошо знаем как следует вести себя на улице, а именно, знаем правила дорожного движения. А ты?

Незнайка: - А что, есть какие – то правила дорожного движения?

Учитель - логопед: - Конечно, есть! Перед тем, как отправиться в парк, предлагаю потренироваться на макете, как нам безопасно добраться до парка.

Ребята охотно откликаются на приветствие. Здороваются.

Дети высказывают предположения о том, как зовут гостя.

Положительно откликаются на просьбу Незнайки помочь дойти до парка.

Ребята положительно реагируют на предложение.

Актуализация пассивного и активного словаря по лексической теме: «Транспорт»        

Учитель - логопед рассказывает детям о  частях улицы, демонстрируя их на макете, с целью активизации речи детей:

- Перед нами улица. Вот это проезжая часть. Как вы думаете, для чего она предназначена?

- С двух сторон проезжей части располагается тротуар, газон. А кто ходит по тротуару?

- Правильно, тротуар для пешеходов.

(Педагог расставляет фигурки пешеходов)

Незнайка - А я хочу с этой стороны улицы перейти на другую сторону. Ребята, я быстренько перебегу через проезжую часть.

Учитель - логопед: - А чего не хватает на проезжей части, для того, чтобы её можно было переходить?

- Правильно, ребята. Не хватает  пешеходного перехода.

( На макет выкладывают пешеходный переход)

Учитель - логопед: - А что помогает безопасно перейти проезжую часть даже по пешеходному переходу?

- Правильно. Светофор! Посмотрите, светофор есть для пешеходов и для водителей.

(Выставляет на макет светофоры)

- А светофоры для водителей и пешеходов одинаковые?

Правильно вы заметили, для водителей – три сигнала, а для пешеходов – два сигнала.

Учитель - логопед: - Теперь на проезжей части есть пешеходный переход и светофор. Но улица выглядит необычно. Почему?

Учитель - логопед: - Да, на этой улице нет транспорта. Выберите себе по одному транспортному средству.

(Незнайка тоже выбирает)

Предполагаемые ответы детей:

 - По ней проезжают автобусы, автомобили, трамваи, троллейбусы.

Предполагаемые ответы: - По тротуару ходят люди, мамы с колясками….

Ребята отрицательно реагируют на предложения Незнайки.

Предположительный ответ детей:

 - Пешеходного перехода, светофора.

Предположительный ответ:

 - Светофор.  

Ребята рассматривают светофорные сигналы для водителей и пешеходов.

Дети находят отличия у светофоров.

Предположительный ответ: нет машин.

Ребята положительно реагируют на предложение логопеда и выбирают игрушечные машинки.

Согласование прилагательного с существительным мужского и женского родов. Закрепление сенсорных эталонов – названий четырех основных цветов. Активизация словаря за счет слов – названия единиц транспорта.

Учитель – логопед: - Ребята, у меня в руках желтый автобус.

- Незнайка, а каким транспортом управляешь ты?

- Расскажи, Дима, а что у тебя в руках за транспорт?

Каждый ребенок старается  правильно ответить на вопрос педагога, при этом правильно употребляя окончания слов при согласовании прилагательного с существительным.

Понимание предлогов. Использование предлогов в простых предложениях.

Учитель – логопед: - Я поставлю желтый автобус перед светофором. А ты, Незнайка, поставь свой красный автобус перед домом, за домом.

- Аня, поставь  свой синий троллейбус  за моим автобусом. Расскажи, где стоит твой троллейбус.

Педагог обращается к каждому ребенку с вопросом с целью закрепления понимания и использования предлогов в речи.

Незнайка выполняет поручение неправильно, побуждая детей на исправление ошибки.

Педагог подводит детей к фразовой речи с употреблением правильного предлога.

Образование словосочетаний по типу – прилагательное с существительным мужского и женского родов в родительном падеже. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Учитель – логопед: - Ребята, предлагаю немного поиграть. Я спрячу один из ваших автомобилей, а вы угадайте, чего не хватает

(Дети закрывают глаза. Педагог прячет игрушку)

Учитель – логопед: - Незнайка, чего нет?  

Незнайка: - Нет желтого автобуса (Педагог обращается к каждому из детей с целью закрепить навык согласования словосочетаний в род. падеже)

Незнайка дает правильный ответ, побуждая детей к безошибочным ответам на вопросы.

Согласование существительных во множественном числе. Дидактическая игра «Один – много»

Учитель – логопед дает коробку  с набором предметов в одном экземпляре: дом, автобус, светофор, грузовик и предлагает сыграть в игру «Один – много».

- У меня  в коробке один автобус , а на макете много чего?

(Педагог обращается к каждому ребенку с целью закрепить умение преобразовывать существительные ед. числа во множественное число)

Ответы детей: много автобусов, троллейбусов и т.п.

Динамическая пауза

Учитель – логопед: - Ребята, мы все правила дорожного движения повторили и можем отправляться в парк.

Незнайка: - Ох, я устал. Не хочу идти пешком. Ноги устали.

Учитель – логопед: - Ребята. На чем мы можем до парка добраться?

На каком транспорте можно доехать до парка?

Незнайка: - Предлагаю поехать на автобусе. А чтобы веселее было ехать, предлагаю спеть. Я знаю веселую песенку.

Дети охотно реагируют на предложение педагога.

Предположительные ответы: - Можно доехать на автобусе, трамвае, такси.

Дети встают из-за стола и идут за Незнайкой, повторяя движения динамической паузы под музыку с опорой на видеозапись «Поездка в автобусе»

Элементы песочной терапии с целью снятия психофизического напряжения Закрепление обобщающего понятия - транспорт.

Незнайка подбегает к деревьям, рядом с которыми стоит песочница и предлагает детям подойти поближе.

Незнайка: - Ребята, мы приехали в парк. Вот же эта песочница! Давайте немного поиграем. Опустите руки в песок. Какой он на ощупь? Теплый? Холодный? Приятный? Неприятный? Твердый? Мягкий?

- Давайте «поздороваемся» с песком. Сначала поочередно пальцами одной руки, потом второй. Затем всеми пальцами одновременно.  Теперь легко сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем его в песочницу. Дотрагиваемся до песка всей ладошкой, сначала внутренней, затем тыльной стороной. Перетираем песок между пальцами, ладонями.

Незнайка: - Ребята, а где же игрушки, которые здесь забыл в песочнице. Давайте их поищем.

(Незнайка обращается лично к каждому из детей и просит  назвать , что он нашел)

Незнайка: - Ого! Сколько вы игрушек нашли. А как назвать все эти игрушки одним словом?

Предлагаю построить автогородок для игрушечного транспорта.  

Незнайка: - Ребята, а теперь помогите мне сложить игрушки в пакет.

Положительно реагируют на предложение поиграть с песком. Выполняют движения по показу и словесному заданию.

Высказывают свои предположения: ветром унесло, кто-то забрал и т.п.

Дети называют игрушки по мере их нахождения.

Транспорт.

Дети добавляют детали: деревья, светофоры, пешеходные переходы.

Социально – коммуникативное развитие – повторение правил дорожного движения. Элементы сюжетно – ролевой игры (принятие на себя роли инспектора ГИБДД каждым ребенком) Уточнение активного словаря по теме.

- Пора возвращаться в детский сад. А давайте обратно пойдем пешком. Ведь я запомнил правила дорожного движения.

Учитель – логопед: - А мы сейчас проверим твои знания, Незнайка.

Ребята, назовите профессию человека, который следит за тем,  чтобы правила дорожного движения не нарушали?

- На кого я надену фуражку, тот и будет инспектором ГИБДД. Инспектор будет проверять, как вы выполняете эти правила на улице.

Если правило важно соблюдать, то вы похлопаете в ладоши, если такие действия запрещены, то потопайте ногами.

-Сначала инспектором будет Незнайка. (Ему на голову надевают фуражку)

Учитель – логопед: - Слушайте первое правило. Пешеход должен переходить проезжую часть только при красном сигнале светофора.

-Инспектор Незнайка, как ответили дети?

- А теперь инспектором будет Тимур.

(мальчику надевают фуражку)

Учитель – логопед: - Следующее правило: переходить дорогу только по пешеходному переходу.

- Инспектор Тимур, правильно ли ответили дети?

Учитель – логопед предлагает задания для всех детей.

-«Велосипедистам следует цепляться за проезжие машины»

- «Разрешается выбегать на проезжую часть»

- «Нужно помогать пожилым людям переходить дорогу по пешеходному переходу»

- «Пешеходам идти по тротуару»

- «Переходить проезжую часть при желтом сигнале светофора»

- « Разрешается ездить по пешеходному переходу на велосипеде»

Учитель – логопед: Вот теперь мы можем вернуться в детский сад.

(Взрослый, Незнайка и дети идут по импровизированному тротуару. Переходят проезжую часть по сигналу светофора. Подходят к столам.

Положительно реагируют на предложение Незнайки.

Предположительный ответ: инспектор ГИБДД, ГАИ, полицейский.

Внимательно слушают правила игры.

- Нет! – топают ногами.

Да. Переходить проезжую часть можно только на зеленый свет светофора.

- Да! –хлопают в ладоши.

Предположительный ответ ребенка:

 - Правильно.

Предположительные ответы детей:

- Нет! – топают ногами.

- Нет! –топают ногами.

- Да! – хлопают руками.

- Да! Хлопают руками.

-Нет! – топают ногами.

- нет! – топают ногами.

Принимают игровые действия перехода улицы, отвечают на вопросы педагога по ходу игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Активизация словаря по теме – названия деталей автомобиля. Тренировка умения отвечать полным предложением с использованием предлога «Без».

Незнайка: - Спасибо, ребята вам за помощь. Хочу отблагодарить вас. Подарю вам по автомобилю.

(Незнайка достает из мешка силуэты бумажных машин с отсутствующими деталями и отдельно детали к ним)

- Ой! Автомобили я случайно поломал. Ребята, помогите починить.

 

Учитель – логопед: - Ребята, поможем Незнайке. Садитесь за столы. Посмотрите внимательно на рисунок и приклейте деталь, которая отвалилась от автомобиля.

Дети положительно реагируют. «Чинят» транспорт – приклеивают недостающие детали. Отвечают на вопросы педагога.

Итог. Рефлексия.

Незнайка: - Спасибо вам, ребята, за помощь. Мне пора домой. Но я к вам обязательно приду в гости. До свидания.

Учитель – логопед: - Ребята, вам понравилась с Незнайкой.

Что именно вам понравилось? Что запомнилось?

Какое у вас настроение после сегодняшней встречи?

Выбери тот смайлик, с каким ты настроением уходишь из зала.

Дети прощаются с Незнайкой.

Предположительные ответы детей: названия понравившихся игр, заданий.

Предположительно выбирают веселый смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей подготовительной группы на тему "Транспорт и правила дорожного движения"

Уточнить знания детей о транспорте, его видах, предназначении и использовании людьми....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".

Технологическая карта и презентация к занятию по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" в старшей группе для детей с ТНР....

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

               дорожного движения»Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически, применять ...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»Задачи:Коррекционно-образовательные.1. Закрепить и обобщить знания о транспорте; виды транспорта (машина, авт...

Конспект КВН в старшей и подготовительной группе по теме "Транспорт и правила дорожного движения"

Конспект КВН в старшей и подготовительной группе по теме "Транспорт и правила дорожного движения"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Транспорт».

Занятие разработано чтобы систематизировать и уточнить знания детей о транспорте....