Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «В гости к зимующим птицам»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цель: формирование общих представлений о зимующих птицах.

Образовательные задачи:

- Познакомить со  строением тела птиц, органами чувств, их оперением.

Закрепить знания о питании птиц, их передвижении.

Учить наблюдать за птицами, обращать внимание на интересные моменты

Развивающие задачи:

Развивать связную речь.

Развивать мыслительные процессы(сравнение, обобщение, анализ)

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к живому миру природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molchanova_konspekt_2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

ЦРР - Детский сад №173 «Подснежник»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «В гости к зимующим птицам»

 

Учитель-логопед

Молчанова М.В.

2013

Цель: Формирование общих представлений о зимующих птицах.

Программное содержание:

I.Образовательные задачи: 1.Познакомить со строением тела птиц, органами чувств, их оперением. 2.Закрепить знания о питании птиц, их передвижении. 3.Учить наблюдать за птицами, обращать внимание на интересные моменты.

II.Развивающие задачи: 1.Развивать связную речь детей (умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос и грамотно строить собственное высказывание). 2.Развивать мыслительные процессы: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение.

III.Воспитательные задачи: 1.Воспитывать бережное отношение к живому миру природы. 2.Воспитывать желание заботится о птицах, подкармливать их зимой.

Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.

Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.

Методические рекомендации:

Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно. В последние годы городские птицы привыкли к человеку и близко подпускают его к себе, что даёт возможность их рассмотреть. Ответы на вопросы дети находят из наблюдений и экспериментов.

Ход занятия:

        1.Оргмомент: Ребята, хотите отправиться в гости к зимующим птицам, которые прилетают к нам на участок? А как мы будем вести себя на участке?(спокойно, не делать резких движений, чтобы не спугнуть птиц)

        2.Рассматриваем строение тела птицы

 - Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Вы видели её не раз и сейчас, наблюдая глазками,  сможете много о ней рассказать.. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.) Что есть на голове? Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.) Клюв птицы – это рот или нос? (Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения).

- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)  Опишите крылья Рассмотрите и опишите ноги  (ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками; на ногах четыре длинных и тонких пальца.; на пальцах длинные, острые, загнутые когти.; при ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво). Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены? Рассмотрите и опишите хвост.

        3. Рассматривание перьев.

- Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.) Как они окрашены? Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска перьев покровительственная - это помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. Окрас голубей, определяется селекционной работой человека.) Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.) В какую сторону они направлены? (Спереди назад.) Как они расположены? (Налегают друг на друга.)  Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

        4.Физкультминутка   «Синица»  

Скачет шустрая синица   (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится   (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок    (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок.  (кружимся на мест

Вот присела на минутку   (присели)

Почесала клювом грудку   (встали, наклоны головы вправо-влево)

И с дорожки-на плетень   (прыжки на месте на левой ноге)

Тири-тири    (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!  (прыжки на правой ноге).            

        5. Питание птиц.

-А как вы думаете, ребята, легко птицам добывать себе зимой пищу? Где и чем они питаются? Как человек может помочь птицам? Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек. (Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления). Теперь проверим, какой корм они любят больше всего (семечки, хлебные крошки, пшено). Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю. Так что же они съели в первую очередь? Почему?

        6. Органы чувств.

- Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?

Различают ли птицы вкус пищи?  А слышат? Давайте по очереди посвистим в свои свистки и подуем в дудочку (обсуждаем результат).  На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.

Эксперимент: Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила. Почему птица увидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, а не так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.)

        7. Передвижение птицы (Блок реализуется в любом месте занятия – в то время, когда птицы ходят или летают.)

- Расскажите, как птица ходит. Как она летает? Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко. Почему птица не падает, когда сидит на ветке? А мы так сможем? После занятия проверим в группе

.

        8. Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц.

- В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.

Учитель-логопед бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длиной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, педагог осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.

Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.

        9.Подвижная игра  «Птицелов».

Цель: Учить определять название птиц. Развивать умение ориентироваться на местности посредством слухового восприятия.

В лесу, во лесочке на зелёном дубочке, птички поют.

Ай, птицелов идёт! Он в неволю нас возьмёт!

Птицы, улетайте!

        10. Сравнение разных птиц между собой.

Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно двух и более птиц.

Учитель-логопед. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь?

Учитель-логопед называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой.

        11.Рассуждения детей:

-А теперь задам  вопрос потруднее: каких  животных называют птицами?

Рекомендация. Данный блок занятия может идти двояко.

Если дети называют разные второстепенные признаки, педагог, превращая диалог в шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Учитель-логопед возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)

Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев –Учитель-логопед избирает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.

- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)

- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)

- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?

После некоторых раздумий, дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.

- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.

        12. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "В гостях у Тундры"

Задачи: -познакомить детей с особенностями природных условий тундры; -формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; -развивать способ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)

Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).  Материал конспекта  будет интересен и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по теме "В гости к зайке"

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по теме "В гости к зайке" (ФЭМП)...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди». (на основе интеграции художественной литературы изобразительной деятельности и музыки)

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельностидля детей старшей группына тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди».(на основе интеграции художественной литературыизобразительной деятел...