Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Что может быть интереснее опытно-экспериментальной деятельности проводимой вместе с детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
Программное содержание:
-Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ,в жизни человека;способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
-Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. -Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Материалы и оборудование: стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; прозрачная емкость с водой; веер; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; мыльные пузыри на пол группы; карточки - обозначения свойств воздуха; апельсин, глубокая миска с водой, два мольберта.
Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии ; наблюдения на прогулке за ветром.
Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и подарим наши добрые улыбки. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)?А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды)?
Слышен звук ветра и в зале появляется воздушный шарик с видеописьмом от Фиксика , в котором говорится, что он проспал на уроке в школе новую тему и теперь не знает что изучали. В подсказку ему дали только загадку.Он очень просит ребят помочь ему.Воспитатель:А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух.Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?Ответы детей.Воспитатель:Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас. И чтобы это доказать, мы с вами отправляемся в лабораторию, где будем проводить опыты.А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями.Уважаемые исследователи! Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы). Как вы думаете,где находится воздух?Ответы детей.Опыт №1«Как поймать воздух».Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?Ответы детей. Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?(Воспитатель подносит пакет к лицу).Воспитатель: Какой мы сделаем вывод? что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».Воспитатель:Теперь проведем еще один интересный опыт с воздухом.
Опыт № 2« Воздух легче воды»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?А почему пузырьки поднимаются на поверхность?Ответы детей.Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».А как вы думаете, ребята, имеет ли воздух запах?Ответы детей.Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?Опыт №3.Воспитатель:Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха». Тогда почемуже на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?Ответы детей.Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт №4«Движение воздуха»
Возьмите в руки листочки, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.Воспитатель: Ребята, а ветер для человека хорошо или плохо?
Воспитатель: Чем хорошо? (Плавают парусные суда, люди летают на
дельтаплане и т.д.)
Воспитатель: Чем плохо? Что может случиться при сильном ветре? (Ураганы, штормы)Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кому и зачем нужен воздух?
Ответы детеи: Воздух нужен, чтобы им дышать.
Воспитатель: Правильно.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. На столе у меня разложены картинки. Давайте выберем, кому нужен воздух. Прикрепим их на мольберт.Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но вот интересно, а сможем ли мы прожить без воздуха?Опыт № 5Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.Почему вы убрали рукуоткрыли рот? (Мы себя чувствуем плохо) Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать).Воспитатель :Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? ( дети высказывают свои предположения).
Опыт№6. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля
Воспитатель: Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? ( дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому , что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос , он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим , а значит воздух находится в нас.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух есть и во фруктах тоже?
Опыт№7:Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух движется.
5. Мы дышим воздухом. Он часть природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
Цель: Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения....
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
ЦОпыты с воздухом....
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).
В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»
Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»
конспект занятия воспитателя высшей категории Проценко Натальи Викторовны...