Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "В гостях у Тундры"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Истомина Наталья Михайловна
Задачи: -познакомить детей с особенностями природных условий тундры; -формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; -развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; -развивать умение находить закономерности в климатических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod-tundra.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми  старшей группы на тему "В гостях у Тундры"

Истомина Наталья Михайловна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС «Ёлочка», г. Новый Уренгой

Задачи:

-познакомить детей  с особенностями природных условий тундры;

-формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

-развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать  причинно-следственные связи;

-развивать умение находить закономерности в климатических условиях.

Ход мероприятия:

- Сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать, я прочитаю вам небольшой рассказ: «Далеко, сколько ни напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Нигде не видно высоких деревьев - только маленькие, карликовые ивы да березки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит поземкой - только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях?! Так нет же - для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд местность - родной и любимый дом. Живут в нём северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны ».

Дети: В тундру.

- Правильно ребята. А что такое тундра? (ответы детей, объяснение воспитателя).

Рассмотреть картинки из «Северной азбуки»: альбом с иллюстрациями северных животных, птиц, растений, ягод, грибов и т.д.

-Тундра – это где короткое лето и длинная зима, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом.

- в тундре вся растительность очень низкая. Например, в тундре можно встретить карликовую березку. Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая)

- Почему она такая? (Потому что тундра находится в районе вечной мерзлоты).

- Что такое мерзлота? (Лето очень короткое.Земля не успевает прогреться, поэтому в глубине остается замороженной).

- Какие ягоды вы собираете в лесу? (Землянику, чернику) А в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, - это брусника, голубика, морошка.

- Тундра - суровый край, но в ней обитают много животных, птиц, насекомых, а в холодных озерах и реках водится рыба

Предлагаю вам поиграть в игру: Дидактическая игра «Животные тундры»

(На столе разложены карточки с изображением птиц и животных, подобранные так, что среди животных есть те, которые живут в тундре (песец, белый медведь, олень, полярный волк, и т.д.), и те, что живут в средней полосе (бурый медведь, лиса, заяц, лось и т.д.). Дети выбирают и расселяют тех животных, которые обитают в тундре.

- Каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей) Это и знаменитый белый медведь. А еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца.

- Как вы догадались, что именно эти животные и птицы обитают в тундре? (Цвет шерсти животных и оперения птиц белый или с большим количеством белого, белых пятен).

- Почему они имеют преимущественно белую окраску? (Белый цвет - маскировочный.Так легче прятаться в снегу).

- Для чего прячется белый медведь? Для чего прячется полярная куропатка?(чтобы добыть себе пищу),(от своих врагов).

(Создать проблемную ситуацию: положить бурого медведя кобитателем тундры и дать детям возможность определить ошибку, доказать свою точку зрения).

Отгадайте какое сейчас время года в тундре: загадка

«Пришла девушка белянка,

Побелела вся полянка».(зима)

- А как вы думаете какая зима?(ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная...)

- Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).

 Рассматривание картины «Северные олени».

 - Что нарисовано на этой картине? (олениха с оленёнком) .Сравните олениху с оленёнком.

-Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленихи - серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленихи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм — ягель), (олениха большая и сильная, а оленёнок...(маленький и слабый)

-Чем похожи, олениха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

Северные олени - прекрасные, могучие животные! У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги. Длина тела оленя больше 2 м, высота около 1,5 м, а весит он 200-500 кг.

-Почему олени не замерзают зимой в тундре?(ответы детей)

Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Волоски шерсти жесткие и грубые на вид, внутри каждый из них заполнен воздухом, который помогает сохранять тепло, выделяемое животным.

-Какая окраска шерсти у оленя зимой? (разная)

Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая - светлая, серебристо-белая.

-А какая летом окраска? (наверное другая)

Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становится коричневатой или серовато-бурой.

-Как вы думаете, почему это происходит? (приспосабливаются как зайцы).

Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен ни для меткого охотника, ни для стаи хищных голодных волков. К тому же густой и пышный мех защищает зверя от мороза.

Летом, когда стада оленей пасутся в тундре, они почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.

- Чем питаются олени? (ответы детей - мхом, ягелем, ягодами, грибами).

- А зимой, ведь всё, что вы перечислили находиться глубоко под снегом?(раскапывают снег копытом).

   Физкультминутка «Кто здесь проходил?».

Угадывают чей след и показывают.

- Ребята обратите внимание, что сегодня кто - то ещё пробегал по нашей тундре предлагаю внимательно рассмотреть следы и угадать, кто же это?

Назвать животное, чем питается, имитация движений. Показать след человека.

- А это чей след?( человека).

- Разве в тундре живут люди? (да,нет)

- Какие? (ханты, ненцы).

- Как называются дома, в которых они живут? (чум)

- Предлагаю вам игру «Хорошо в нашей тундре»

Развернуть напольную игру (белое полотно, жители и обитатели тундры, во время игры выяснить знания детей о жителях тундры, их занятиях).

Стихи о северном крае.

На Севере Крайнем Большою семьёй

Ребята всех наций живут,

Гордятся своею богатой землёй,

О ней свои песни поют.

Я люблю наш не густо обжитый,

Но богатый ямальский простор,

Гор Уральских седые гранты,

Нити рек и тарелки озёр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Лесовичок в гостях у ребят"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Лесовичок в гостях у ребят"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе . Тема "В гости к гномику"

Конспект занятия в средней группе, образовательная область "Познание"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Приходите в гости к нам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Приходите в гости к нам»...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в младшей группе. Тема: "В гости к Зайке".

Познавательное развитие.Цель: Количество предметов, понятие один-много, основные признаки предметов: Цвет, форма, величина.Программное содержание: закреплять умение называть и различать основные призн...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе. Тема: «В гости к сказке Теремок»

Цель: Развитие умственных способностей детей посредством развивающих игр. Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме. Учить составлять изображение из геометрических...