Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "В гостях у Тундры"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod-tundra.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшей группы на тему "В гостях у Тундры"
Истомина Наталья Михайловна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС «Ёлочка», г. Новый Уренгой
Задачи:
-познакомить детей с особенностями природных условий тундры;
-формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
-развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
-развивать умение находить закономерности в климатических условиях.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать, я прочитаю вам небольшой рассказ: «Далеко, сколько ни напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Нигде не видно высоких деревьев - только маленькие, карликовые ивы да березки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит поземкой - только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях?! Так нет же - для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд местность - родной и любимый дом. Живут в нём северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны ».
Дети: В тундру.
- Правильно ребята. А что такое тундра? (ответы детей, объяснение воспитателя).
Рассмотреть картинки из «Северной азбуки»: альбом с иллюстрациями северных животных, птиц, растений, ягод, грибов и т.д.
-Тундра – это где короткое лето и длинная зима, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом.
- в тундре вся растительность очень низкая. Например, в тундре можно встретить карликовую березку. Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая)
- Почему она такая? (Потому что тундра находится в районе вечной мерзлоты).
- Что такое мерзлота? (Лето очень короткое.Земля не успевает прогреться, поэтому в глубине остается замороженной).
- Какие ягоды вы собираете в лесу? (Землянику, чернику) А в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, - это брусника, голубика, морошка.
- Тундра - суровый край, но в ней обитают много животных, птиц, насекомых, а в холодных озерах и реках водится рыба
Предлагаю вам поиграть в игру: Дидактическая игра «Животные тундры»
(На столе разложены карточки с изображением птиц и животных, подобранные так, что среди животных есть те, которые живут в тундре (песец, белый медведь, олень, полярный волк, и т.д.), и те, что живут в средней полосе (бурый медведь, лиса, заяц, лось и т.д.). Дети выбирают и расселяют тех животных, которые обитают в тундре.
- Каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей) Это и знаменитый белый медведь. А еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца.
- Как вы догадались, что именно эти животные и птицы обитают в тундре? (Цвет шерсти животных и оперения птиц белый или с большим количеством белого, белых пятен).
- Почему они имеют преимущественно белую окраску? (Белый цвет - маскировочный.Так легче прятаться в снегу).
- Для чего прячется белый медведь? Для чего прячется полярная куропатка?(чтобы добыть себе пищу),(от своих врагов).
(Создать проблемную ситуацию: положить бурого медведя кобитателем тундры и дать детям возможность определить ошибку, доказать свою точку зрения).
Отгадайте какое сейчас время года в тундре: загадка
«Пришла девушка белянка,
Побелела вся полянка».(зима)
- А как вы думаете какая зима?(ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная...)
- Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
Рассматривание картины «Северные олени».
- Что нарисовано на этой картине? (олениха с оленёнком) .Сравните олениху с оленёнком.
-Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленихи - серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленихи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм — ягель), (олениха большая и сильная, а оленёнок...(маленький и слабый)
-Чем похожи, олениха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
Северные олени - прекрасные, могучие животные! У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги. Длина тела оленя больше 2 м, высота около 1,5 м, а весит он 200-500 кг.
-Почему олени не замерзают зимой в тундре?(ответы детей)
Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Волоски шерсти жесткие и грубые на вид, внутри каждый из них заполнен воздухом, который помогает сохранять тепло, выделяемое животным.
-Какая окраска шерсти у оленя зимой? (разная)
Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая - светлая, серебристо-белая.
-А какая летом окраска? (наверное другая)
Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становится коричневатой или серовато-бурой.
-Как вы думаете, почему это происходит? (приспосабливаются как зайцы).
Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен ни для меткого охотника, ни для стаи хищных голодных волков. К тому же густой и пышный мех защищает зверя от мороза.
Летом, когда стада оленей пасутся в тундре, они почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.
- Чем питаются олени? (ответы детей - мхом, ягелем, ягодами, грибами).
- А зимой, ведь всё, что вы перечислили находиться глубоко под снегом?(раскапывают снег копытом).
Физкультминутка «Кто здесь проходил?».
Угадывают чей след и показывают.
- Ребята обратите внимание, что сегодня кто - то ещё пробегал по нашей тундре предлагаю внимательно рассмотреть следы и угадать, кто же это?
Назвать животное, чем питается, имитация движений. Показать след человека.
- А это чей след?( человека).
- Разве в тундре живут люди? (да,нет)
- Какие? (ханты, ненцы).
- Как называются дома, в которых они живут? (чум)
- Предлагаю вам игру «Хорошо в нашей тундре»
Развернуть напольную игру (белое полотно, жители и обитатели тундры, во время игры выяснить знания детей о жителях тундры, их занятиях).
Стихи о северном крае.
На Севере Крайнем Большою семьёй
Ребята всех наций живут,
Гордятся своею богатой землёй,
О ней свои песни поют.
Я люблю наш не густо обжитый,
Но богатый ямальский простор,
Гор Уральских седые гранты,
Нити рек и тарелки озёр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Мышка в гостях у ребятишек»
_____...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Лесовичок в гостях у ребят"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Лесовичок в гостях у ребят"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе . Тема "В гости к гномику"
Конспект занятия в средней группе, образовательная область "Познание"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Приходите в гости к нам»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Приходите в гости к нам»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Буратино в гостях у детей».
НОД, проведена в рамках месячника безопасности....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности в младшей группе. Тема: "В гости к Зайке".
Познавательное развитие.Цель: Количество предметов, понятие один-много, основные признаки предметов: Цвет, форма, величина.Программное содержание: закреплять умение называть и различать основные призн...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе. Тема: «В гости к сказке Теремок»
Цель: Развитие умственных способностей детей посредством развивающих игр. Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме. Учить составлять изображение из геометрических...