Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у тетушки Алены»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Приобщение дошкольников к традициям Родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gostyakh_u_tetushki_aleny.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ детский сад №17 поселок Южный Краснодарский край Динской район воспитатель: Горбань Е.А.
Конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «В гостях у тетушки Алены»
Цель:
1.Познакомить детей с жилищем русских людей в старину,
дать представления о предметах быта;
2.Продолжать развивать интерес к русским традициям:
гостеприимству, почитанию старости.
3.Приобщать детей к русской национальной культуре.
Материал:
Модель русской избы, хлеб, рушник, солонка, иллюстрации
старинной русской утвари.
Словарь:
Изба, кочерга, ухват, красный угол, сундук, чугун, рушник, рукомой – рукомойник, доброжелательный, гостеприимный, почитание.
Ход занятия:
Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли.
Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе.
Какая обстановка здесь?
Вот печь. Как говорили о ней в старину?
«Печь - всему голова». Голова – значит, самая главная.
«Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница».
Что стоит у печи? Кочерга, ухват. Зачем они?
Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие? ( на них сидят во время обеда, а ночью спят).
А вот сундук. Что в нем хранят? ( одежду)
В каждой избе обязательно есть красный угол. Что означало в старину слово «красный»? Красный, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей.
Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «Здраве буде». Что это означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль.
Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник.
«Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» - с поклоном приглашает хозяйка.
Что необходимо сделать перед едой? Вымыть руки. Кто знает как мыли руки в старину? ( из рукомоя - рукомойника)
Вытирали руки рушником. Почему это полотенце так
Называется? (рушник – для рук).
Русские люди очень гостеприимны идоброжелательны. Гостя первым делом надо было напоить и накормить досыта.
«Все, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица.
«Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а
хлеба ни куска, так и стол – доска», - так говорили в старину.
Еду обычно не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы гость солил сам по вкусу. Нежданному гостю
соль не предлагали . Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно хлебавши ». В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. « Хлеб – соль ешь, а правду режь», - говорили в народе.
Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. Самым
главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил,
многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет.
Даже за столом во время еды все его слушались.
На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень
были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба.
Первым есть начинал дед , попробует и скажет что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку
опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из – за стола
выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка:
«Поперек батьки в пекло не лезь!»
Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и
матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Их даже мама с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей. Вывод: старость в былые времена всегда уважали, оберегали, считали , если человек состарился,
должен доживать свой век спокойно в ласке и любви.
Вот так жили наши предки. Ребята, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня?
А чтобы их вспомнить, давайте я загадаю вам загадки:
1.
Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают, глотает. (печь)
2.
Стоит бела гора,
Зимой всем мила,
А как лето наступает –
Про гору забывают. ( печь )
3.
На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается. (рушник)
4.
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
- Помойся хоть немножко,
Сажу смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (рушник)
5.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (ухват)
6.
Черный конь скачет в огонь. (кочерга)
7.
Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – чугун да ложки.(стол)
8.
Стоит толстячок
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем пить чай велит.(самовар)
9.
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.(бублики)
Ну что милые, гостюшки мои дорогие!
Посидели рядком да поговорили ладком.
О том, как жили люди русские.
А что еще происходило, в старину расскажу в следующий раз. До свидания и спасибо за внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у Воздушного шара и Капельки»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде....
Конспект НОД с детьми среднего возраста Тема: «В гостях у тетушки Натальи» (исследовательская технология)
Программные задачи: Образовательные:Закреплять представления о домашних животных и птицах и их детенышах. Закреплять умение различать и называть овощи и фрукты.Закреплять умение считать до 5...
Конспект НОД с детьми среднего возраста Тема: «В гостях у тетушки Натальи» (исследовательская технология)
Программные задачи: Образовательные:Закреплять представления о домашних животных и птицах и их детенышах. Закреплять умение различать и называть овощи и фрукты.Закреплять умение считать до 5...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к сказке»
Вид занятия: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы.Виды образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкал...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста тема: "В гостях у бабушки Федоры"
В данной публикации размещён материал по познавательному развитию, на лексическую тему : "Посуда".Для детей среднего дошкольного возраста.С применением технологической карты....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гости к тетушки Звуки» для детей подготовительной группы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлен на совершенствование фонематического восприятия речи. Занятие включает...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных приемов рисования с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Новогодняя гостья»
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных приемов рисования с детьми среднего дошкольного возрастаТема: «Новогодняя гостья»...