Программа кружка по пескотерапии.
рабочая программа по логопедии на тему
Программа кружка по пескотерапии "Весёлые пальчики". Цель этой работы: коррекция и развитие речи детей дошкольного возраста в упражнениях по пескотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Одна из первоочередных задач воспитания ребенка в детском саду – развитие полноценной речи. В логопедической работе мне приходиться сталкивается с трудностями из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. К данным методам коррекции относится и пескотерапия (sand-play) - игра с песком.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Именно поэтому я решила использовать пескотерапию в ходе логопедических занятий.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице можно сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Актуальность моей работы заключается в том, что систематические занятия по пескотерапии будут способствовать формированию связной речи, расширению словарного запаса, лексико-грамматических представлений, помогут освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде, развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации).
Цель работы: развитие и коррекция речи детей дошкольного возраста в упражнениях по пескотерапии.
Данная программа составлена с учетом основных принципов дошкольной педагогики: игровой направленности, цикличности, учета возрастных особенностей, научной обоснованности. Занятия сменяют друг друга от простого к сложному.
Цели занятий: 1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. 2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений. 3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях,связной речи. 4. Дифференциация, автоматизация звуков. 5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства. 6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания,. 7.Снижение психофизического напряжения.
Задачи: Образовательные: 1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета. 2.Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера. 3.Обучить специальным движениям и их выполнение детьми. 4.Учить выстраивать композиции на песке по образцу. 5.Закрепить представления об окружающем мире. Развивающие: 1. Развивать психические процессы (внимание, память). 2. Развивать логическое мышление. 3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику. 4. Развивать умение действовать по инструкции. 5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности. Воспитательные: 1.Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми. 2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности. 3. Воспитывать слуховое внимание и память. 4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому. 5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. 6. создание композиций на песке.
Методы и приёмы:
§ Дискуссии.
§ Беседы.
§ Игры – коммуникации.
§ Проективные игры
§ Познавательные игры
§ Рисование цветным песком
§ Элементы сказкотерапии
§ Музыкальное сопровождение
Условия организации песочной терапии.
В качестве песочницы используется большой ящик. Традиционный размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Этот размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Материал: дерево. Цвет: голубой. Дно и борта окрашены в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие.
Очищение песка производится не реже одного раза в месяц. Песок из песочницы, просеивается, промывается и прокаливается.
Для организации игр с песком подобран набор миниатюрных предметов и игрушек.
Классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, и пр.);
персонажи мультфильмов.
График работы кружка – 4 раза в месяц (один раз в неделю).
Литература: Большебратская Э.Э Песочная терапия. – Петропавловск 2010.
Перспективное планирование логопедического кружка «Весёлые пальчики»
на 2014- 2015 учебный год
Неделя | №
| Тема занятия | Цель |
Сентябрь | |||
1 неделя
| 1
| Чувствительные ладошки. | Развивать речевое дыхание. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Обогащение словарного запаса. Развитие речевой активности. |
2 неделя | 2 | Знакомство с песочным человечком. | |
3 неделя | 3 | В гостях у Песочной феи. | |
4 неделя | 4 | Путешествие в песочную страну. | |
Октябрь | |||
1 неделя | 5 | Солнечный зайчик
| Развивать у детей понимание обращенной речи, развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Снять мышечную напряжённость; способствовать эмоциональному контакту между детьми и взрослым. |
2 неделя | 6 | Осень в песочной стране
| |
3 неделя | 7 | Сказочная страна
| |
4 неделя | 8 | Сказка об умном мышонке. | |
Ноябрь | |||
1 неделя | 9 | Путешествие на паровозике. | Помочь дошкольникам укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти. Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации). Пополнение словарного запаса. |
2 неделя | 10 | Путешествие на остров Сокровищ. | |
3 неделя | 11 | Рисование песни «Осьминожки»
| |
4 неделя | 12 | Подводное царство. | |
Декабрь | |||
1 неделя | 13 | Путешествие в зимний лес.
| Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку речевые возможности. Способствовать расширению словарного запаса. Развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре. |
2 неделя | 14 | Рисование песни «Коробка с карандашами» | |
3 неделя | 15 | Зима в Простоквашено. | |
4 неделя | 16 | Рисование песни «В лесу родилась ёлочка» | |
Январь | |||
3 неделя | 17 | Рисование песни «Дед Мороз и лето» | Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь и образное мышление. |
4 неделя | 18 | Рисование сказки «Колобок на новый лад» | |
Февраль | |||
1 неделя | 19 | Рисование сказки «Колобок на новый лад» | Способствовать расширению словарного запаса. Совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять знание сказок, развивать речь и образное мышление. Автоматизация звуков в разговорной речи. |
2 неделя | 20 | В гостях у Золушки.
| |
3 неделя | 21 | В гостях у Красной шапочки. | |
4 неделя | 22 | В гостях у русско-народных сказок. | |
Март | |||
1 неделя | 23 | В гостях у Дюймовочки.
| Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности. Развиват ь творческие (креативные) действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату. Развивать речь и образное мышление. Автоматизация звуков. |
2 неделя | 24 | Путешествие с Айболитом.
| |
3 неделя | 25 | Лунтик и его друзья.
| |
4 неделя | 26 | Путешествие к Маше и медведю. | |
Апрель | |||
1 неделя | 27 | Путешествие в сказочный лес. | Расширить лексические рамки детской речи. Развитие лексико-грамматических представлений исвязной речи. Автоматизация звуков в разговорной речи. |
2 неделя | 28 | Полёт в космос. | |
3 неделя
| 29 | Рисование песни «Облака» | |
4 неделя | 30 | В зоопарке. | |
Май | |||
1 неделя | 31 | Рисование песни «Улыбка» | Развивать понимание обращенной речи. Автоматизация звуков. Совершенствовать навыки четко, ясной, грамматически правильно оформленной речи при верном произношении всех звуков. |
2 неделя | 32 | Рисование песни «Фиксики». | |
3 неделя | 33 | Нарисуем настроение. (под музыкальное сопровождение)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...