Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»
консультация (логопедия, подготовительная группа) на тему
В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pedagogov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших
дошкольников с ОНР»
В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.
Однако в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения.
Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получает общее недоразвитие речи (ОНР), как системное нарушение, требующее для его преодоления комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической, в частности логопедической коррекции. Работа с детьми, и имеющими ОНР, должна включать в себя коррекционно – воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно – логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР на современном этапе очень актуальна.
Опираясь на научные данные и учитывая специфику логопедической работы по преодолению ОНР, под коррекционно – логопедической компетентностью родителей мы будем понимать определенную мотивационно – ценностную направленность родителей на коррекцию речевого дефекта ребенка, подкрепленную совокупностью основных общепедагогических и логопедических знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия со специалистом и педагогом
В структуре коррекционно – логопедической компетентности родителей выделены четыре компонента:
- мотивационно – целевой, который предполагает наличие у родителей четкого видения целей и задач процесса логопедической и воспитательной работы по преодолению ОНР и сформированность устойчивых внутренних мотивов взаимодействия со специалистами и педагогами в рамках данного процесса;
- канитивный, который предполагает наличие у родителей теоретических и технологических знаний о специфике речевого нарушения их ребенка. О сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также наличие представлений о доступных способах и методах организации занятий с ребенком в домашних условиях;
- деятельный, который предполагает сформированность умений организовать занятие с ребенком в домашних условиях и продуктивно реализовать его цели;
- оценочный, который предполагает способность родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком.
Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы специальной помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии принадлежит Н.Л. Велопольский, В.В. Ткачевой, в работах которых определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей. Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития (Л.С. Выготский)
Существует комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей дошкольников с ОНР в процессе логопедической коррекции. В данный комплекс включены следующие методики: тест – опросник родительского отношения, целью которого является выявление родительских отношений:
- анкетирование родителей, ориентированное на выяснение отношения родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;
- Беседу с родителями, целью которой является получение сведений о ходе раннего речевого развития ребенка, времени обнаружения трудностей в овладении речью, о предпринимаемых родителями действиях;
- беседу с логопедом, целью которой является выяснение действительного состояния речи старших дошкольников на момент логопедического обследования в начале учебного года.
На основе обозначенных компонентов выделены критерии оценки уровня коррекционно – логопедической компетентности родителей:
- точное понимание целей коррекционно – логопедической работы по устранению ОНР;
- наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специалистом и воспитателем в коррекционном процессе;
- Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка дошкольного возраста;
- понимание основных специальных терминов, часто используемых педагогами в общении с родителями;
- осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений;
- сформированность основных практических навыков, необходимых для самостоятельной работы с ребенком;
- умение оценить продуктивность и эффективность собственной работы.
В соответствии с выделенными критериями определены четыре уровня коррекционно – логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР.
Высокий уровень предполагает наличие у родителей четкого, осознанного понимания целей и задач коррекционной работы по устранению ОНР, а также сформированность устойчивого внутреннего мотива взаимодействия, как с логопедом, так и с воспитателем. Наряду с достаточными представлениями о нормальном ходе речевого развития ребенка и хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом и воспитателем специальных терминах, у родителей отмечается желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Они умеют организовать своего ребенка доя проведения занятия и проконтролировать результативность совместной работы. Этот уровень также требует от родителей хорошего владения основными приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения занятий в домашних условиях
Средний уровень коррекционно – логопедической компетентности отмечен у родителей, которые недостаточно понимают сущность, цели и задачи, а главное, необходимость оказания помощи со стороны логопеда и воспитателя собственному ребенку. Эти родители не считают обязательными и полным свое содействие процессу преодоления ОНР. Они слабо ориентируются в логопедической терминологии, многие понятия им даже не знакомы. В процессе самостоятельно организованных занятий с ребенком также родители непоследовательны, раздражительны, невнимательны и, как следствие, в большинстве случаев пассивны. Многие из родителей признают нецелесообразность своего отношения и поведения, но как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.
Низкий уровень характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно – логопедическом процессе, склонностью идеализировать свои действия. Важной чертой является желание родителей подчеркивать необязательность своего содействия. Данный уровень предполагает также полное непонимание специфики работы по преодолению ОНР, фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях и правилах организации и осуществления домашних занятий с ребенком. Также важной особенностью является несформированность мотивации к изменению сложившейся ситуации в сторону улучшения.
Следует провести исследование по данным критериям и с родителями среднего и особенно низкого уровней компетентности провести работу по формированию данной коррекционно – логопедической компетентности.
Вначале желательно составить методику, включающую в себя традиционные формы работы с родителями: семинары, практикумы, индивидуальные консультации, подгрупповые консультации, памятки для родителей, анкетирование, а также интерактивные формы, такие как стенд взаимосвязи логопеда с родителями «Прямая речь» и «Логопедическая тетрадь» для домашних занятий родителей с ребенком.
Тематика семинарских занятий с родителями может быть следующей:
- «Общие закономерности нормального речевого развития дошкольников 5-6 лет»
- «Особенности психического и речевого развития дошкольников с ОНР и риск возникновения педагогической запущенности»
- «Развитие лексико – грамматического строя речи в процессе логопедической работы по устранению ОНР»
- «Фонематическое восприятие и звукопроизношение дошкольников с ОНР»
- «Особенности связной речи дошкольников 4-6 лет с ОНР»
Групповые консультации могут быть посвящены решению вопросов, возникающих у родителей в процессе проведения самостоятельных домашних занятий по «Логопедической тетради» дома. Темы для групповых консультаций могут выноситься из письменных вопросов, которые родители могут вкладывать (по инициативе педагогов) в именные кармашки (на каждого ребенка) на стенде взаимосвязи педагогов с родителями «Прямая речь»
Но темы консультаций могут быть следующие:
- «Как ускорить приближение результата логопедической работы с детьми по устранению ОНР»
- «Когда и как необходимо начинать подготовку ребенка к школе»
- «О приемах развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР»
Следующей важной формой работы с родителями могут быть семинары - практикумы, на которых можно знакомить родителей требованиями, методическими условиями, правилами выполнения практических заданий и обучать их навыкам работы над артикуляцией, дыханием, развитием мелкой моторики рук, развитием силы, высоты голоса и т.д.
В течение 30-40 минут можно наглядно продемонстрировать все упражнения, объяснить, на что нужно обращать внимание при выполнении их детьми дома, как откорректировать неточности и т.д. Нужно доказать важность, полезность и необходимость данных комплексов упражнений для получения наибольшего эффекта от повседневной работы педагогов по устранению ОНР. Темы семинаров практикумов:
- «Цели, задачи и методические рекомендации для проведения дыхательной гимнастики с ребенком в домашних условиях»;
- «Цели, задачи и методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях»
- «Методические рекомендации для проведения пальчикового игротренинга с детьми в домашних условиях. Подготовка руки к письму»
- «Игры и упражнения, направленные на развитие силы, высоты и интонационной выразительности голоса детей с ОНР»
«Логопедическая тетрадь», являясь интерактивной формой работы, служит для педагогов и логопедов как бы «телефонам доверия»: родитель может задать через тетрадь любой вопрос, поделиться сомнением относительного качества выполнения заданий ребенком. Для этого можно отметить графы «Наши успехи» и «Примечание». Номера выполненных заданий родитель отмечает, например, кружочком, невыполненных – минусом. Не забывать, рекомендовать родителям разделять весь объем занятия на 2 дня.
Чтобы не утомить ребенка и не вызвать у него негативные реакции по отношению к процессу обучения.
И главное, чтобы данная работа взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно – логопедической компетентности проводилась в соответствии с заранее определенной системой и носила последовательный, постоянный характер.
В результате такого сотрудничества в МДОУ сформируется своеобразная группа единомышленников, ставящих своей первостепенное целью достижение положительного результата по устранению ОНР и всестороннее развитие каждого участвующего в данной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"
Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....
Проект «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается...
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и возрастные особенности детей 3-4 лет
Всем известно, что взаимодействие педагогов с родителями очень сложный процесс, он требует специальной подготовки воспитателей. В первую очередь необходима убеждённость педагогов в том, что взаимодейс...
Организация взаимодействия педагогов с родителями
Как показывает практика общения с родителями, любой разговор лучше начинать и заканчивать в позитивном, дружественном тоне.При обсуждении любой темы первое, что должны увидеть род...
Статья на тему: "Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе"
Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевог...
Анализ современного состояния деﮦятельности ДОО по методическому сопровождению партнёрского взаимодействﮦия педагогов с родителями старших дошкольников
Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОО и педагогов с родителями будет способствовать развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада. Но, прежде всего, необходимо...
ПРИЕМЫ ФАСИЛИТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
С введением ФГОС ДО значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагоговс родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контроли...