Проект «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»
проект (младшая группа) по теме
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес педагогов.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?
Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду.Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад № 17 г. Йошкар-Олы «Ивушка»
«Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет
к условиям ДОУ через организацию
взаимодействия педагогов и родителей»
(проект)
Разработала и реализовала:
Волкова Р.Н., педагог - психолог
высшей квалификационной категории
Йошкар-Ола
2014
1Название проекта | «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей» |
2Автор ФИО Должность | Волкова Р.Н., педагог – психолог, высшей квалификационной категории. |
3Актуальность социального проекта | Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес педагогов. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду.Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. |
4Целевая аудитория проекта | Дети 2 – 3 лет, родители, педагоги. |
5Цель | Изучениеоптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей. |
6Объект | Адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОУ. |
7Предмет | Взаимодействие педагогов и родителей детей 2-3 лет в процессе адаптации к условиямДОУ. |
8Гипотеза | Процесс адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ будет эффективным, если согласоватьвзаимодействия педагогов и родителей. |
9Задачи |
|
10Методы |
|
11 Новизна проекта | В работе предпринята попытка создания оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей. |
12 Теоретическая значимость | Уточнены и расширены теоретические подходы по вопросам по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ. |
13 Практическая значимость | Разработанные мероприятия: консультации, памятки по взаимодействию педагогов и родителей на детей, модель организации адаптационного периода детей к условиям ДОУ, программы круглых столов для педагогов и родителей могут быть использованыпедагогами и другими специалистами дошкольных учреждений в период адаптации детей 2 – 3 детей к условиям детского сада. |
14 Сроки реализации проекта | Середина июля 2014г. по сентябрь 2014 г. |
15 Этапы проекта
Название, сроки | Содержание работы | Результаты |
Подготовительный этап проекта 3 – 4 неделя июля 2014 г. | 1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ (анкеты) 2. Подбор методического и дидактического материала Разработка перспективного плана и система работы по адаптации детей к ДОУ 3.Посещение семей дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребёнка (по согласию родителей) 4.Знакомство с ребёнком на основе медицинских документов (анамнеза, диспансерного листа) 5. Анкетирование родителей «Прогноз адаптации» 6. Мини-сочинение (автор В.В. Столин, адаптация А.И.Тащевой) | Уточнение представлений затруднений у родителей и педагогов в вопросах воспитания. |
Практический этап Август 2014 г. | С детьми:
| Повышение эффективности адаптации к условиям детского сада. |
С родителями:
Цель: дать представление о жизни детей в детском саду, созданных условий для воспитания и обучении. Познакомить с педагогами, наладить взаимоотношения, создать положительный настрой к детскому саду. Установить психологический контакт, преодолеть барьер недоверия к ДОУ. План:
Цель: познакомить с особенностями адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить с особенностями развития детей младшего дошкольного возраста. План:
| Вовлечение родителей в работу по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ. | |
С педагогами:
Цель: познакомить педагогов с процессом адаптации. План:
Цель: раскрыть содержание работы в период адаптации детей к детскому саду. План:
Цель: создать условия для формирования игровой деятельности детей в адаптационный период. План:
| Повышение профессионального мастерства педагогов | |
Обобщающий этап сентябрь 2014 г. | 1.Анализ адаптационных карт,определение уровня адаптации детей. 2. Сравнительный анализ итогов анкетирования родителей «Прогноз адаптации» с выявленным уровнем адаптации детей младшего дошкольного возраста. 3.Анкетирование родителей по итогам адаптации. 4.Рефлексия проводимых мероприятий,направленных на адаптацию детей к ДОУ (круглый стол). 5.Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания в детском саду и дома. 6. Разработка памяток педагогам по работе с родителями по взаимодействию в подготовительный период. 7. Составление модели организации адаптационного периода детей. 8. Праздник «Новоселье группы» | Распространение опыта работы по теме |
13Критерии эффективности |
|
14 Предполагаемые результаты |
|
15 диагностический инструментарий (перечисление методик и их результаты, ссылки на приложение) | Исходя из анализа ответов родителей на вопросы анкеты «Прогноз адаптации», можно сделать вывод об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение, по мнению родителей.
Т.О. по мнению родителей дети 2-3 лет большей степени адаптированы к условиям детскому сада. По итогам повторного обследования – определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение К.Л.Печора было выявлено, что:
Мнения родителей ошибочны, не все родители имеют представления о прохождении адаптации к условиям детского сада, поэтому был разработан план работы с детьми, родителями и педагогами по способствованию легкой адаптации детей 2 – 3 – лет к условиям детского сада. |
16 Методическое обеспечение (со ссылками на приложение) |
|
17 Список использованных источников и литературы
- Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
- Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
- Варпаховская, О. Зеленая дверца:первые шаги в общество / О. Варпаховская.// Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – с.30 – 35.
- Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] -Режим доступа: htpp/psyhologsova.ucoz.ru › index/vozrastnye…doshkolnogo
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
- Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ "Сфера", 2006. – 128 с.
- Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
- Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.
- Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
- Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
- Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.
- Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
- Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
- Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера , 2006. – 235 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"
Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....
Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»
В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...
«Создание единого пространстваразвития и воспитания детейчерез формирование взаимодействия педагог + ребенок + родитель»
Презентация поможет педагогам при проведении семинара по данной теме...
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и возрастные особенности детей 3-4 лет
Всем известно, что взаимодействие педагогов с родителями очень сложный процесс, он требует специальной подготовки воспитателей. В первую очередь необходима убеждённость педагогов в том, что взаимодейс...
Особенности организации взаимодействия педагога с родителями, представителями общественности в целях создания благоприятной образовательной среды
Как создать благоприятные условия для работы с детьми и родителями...
КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»
КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»...
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.
Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...