Проект «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»
проект (младшая группа) по теме

Волкова Раузалия Нурисламовна

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес педагогов.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду.Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад № 17 г. Йошкар-Олы «Ивушка»

«Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет

к условиям ДОУ через организацию

взаимодействия педагогов и родителей»

(проект)

Разработала и реализовала:

Волкова Р.Н., педагог - психолог

высшей квалификационной категории

Йошкар-Ола

2014

1Название проекта

«Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»

2Автор

ФИО

Должность

Волкова Р.Н., педагог – психолог, высшей квалификационной категории.

3Актуальность социального проекта

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес педагогов.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду.Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему.

4Целевая аудитория проекта

Дети 2 – 3 лет, родители, педагоги.

5Цель

Изучениеоптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

6Объект

Адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

7Предмет

Взаимодействие педагогов и родителей детей 2-3 лет в процессе адаптации к условиямДОУ.

8Гипотеза

Процесс адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ  будет эффективным, если согласоватьвзаимодействия педагогов и родителей.

9Задачи

  1. Проанализировать психологическую и педагогическую  литературу по проблеме адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
  2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению  уровня адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
  3. Разработать и апробировать программу психологического эксперимента по адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

10Методы

  1. Теоретические: анализ психологической и педагогической   литературы.
  2. Эмпирические: методы диагностики по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ (Психолого – педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение К.Л.Печора).
  3. Статистические: количественный и качественный анализ.

11 Новизна

проекта

В работе предпринята попытка создания оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

12 Теоретическая значимость

Уточнены  и расширены теоретические подходы по вопросам по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

13 Практическая значимость

Разработанные  мероприятия: консультации, памятки по взаимодействию педагогов и родителей на детей, модель организации адаптационного периода детей к условиям ДОУ, программы круглых столов для педагогов и родителей  могут быть использованыпедагогами и другими специалистами дошкольных учреждений в период адаптации детей 2 – 3 детей к условиям детского сада.

14 Сроки реализации проекта

Середина июля 2014г. по сентябрь 2014 г.

15 Этапы проекта

Название, сроки

Содержание работы

Результаты

Подготовительный этап проекта

3 – 4 неделя июля 2014 г.

1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ (анкеты)

2. Подбор методического и дидактического материала

Разработка перспективного плана и система работы по адаптации детей к ДОУ

3.Посещение семей дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребёнка (по согласию родителей)

4.Знакомство с ребёнком на основе медицинских документов (анамнеза, диспансерного листа)

5.    Анкетирование родителей «Прогноз адаптации»

6.    Мини-сочинение (автор В.В. Столин, адаптация А.И.Тащевой)

Уточнение представлений затруднений у родителей и педагогов в вопросах воспитания.

Практический этап

Август 2014 г.

С детьми:

  • Цикл занятий по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Повышение эффективности адаптации к условиям детского сада.

С родителями:

  1. Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Цель: дать представление о жизни детей в детском саду,  созданных условий для воспитания и обучении. Познакомить с педагогами, наладить взаимоотношения, создать положительный настрой к детскому саду. Установить психологический контакт, преодолеть барьер недоверия к ДОУ.

План:

  • Видео фильм «Так весело у нас в саду»
  • Фото – презентация «Что такое детский сад»
  • Как подготовить ребенка к детскому саду
  • Анкета –знакомство
  1. Консультация  «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: познакомить с особенностями адаптации детей младшего дошкольного возраста.

  1. Круглый стол «Младший  дошкольный  возраст, каков он?»

Цель: познакомить с особенностями развития детей младшего дошкольного возраста.

План:

  • Мультимедейная презентация «Младший  дошкольный  возраст, каков он?»
  • Игры на общение с взрослыми и сверстниками
  • Памятка «Капризы малышей»
  1. Индивидуальные консультации по запросам

Вовлечение родителей в работу по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

С педагогами:

  1. Консультация  «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ».

Цель: познакомить педагогов с процессом адаптации.

План:

  • Мини - лекция «Адаптация»
  • Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
  • Факторы, влияющие на период адаптации
  • Рекомендации для педагогов в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

  1. Круглый стол «Форма взаимодействие с родителями в период адаптации детей к детскому саду»

Цель: раскрыть содержание работы в  период адаптации детей к детскому саду.

План:

  • Мультимедейная презентация «Формы работы с родителями»

  1. Семинар - практикум«Организации игровой деятельности детей в адаптационный период»

Цель: создать условия для формирования игровой деятельности детей в адаптационный период.

План:

  • Мини – лекция «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника»
  • Особенности детских игр
  • Организация игр  в младшем дошкольном возрасте

Повышение профессионального мастерства педагогов

Обобщающий этап

сентябрь 2014 г.

1.Анализ адаптационных карт,определение уровня адаптации детей.

2. Сравнительный анализ итогов анкетирования родителей «Прогноз адаптации» с выявленным уровнем адаптации детей младшего дошкольного возраста.

3.Анкетирование родителей по итогам адаптации.

4.Рефлексия проводимых мероприятий,направленных на адаптацию детей к ДОУ (круглый стол).

5.Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания в детском саду и дома.

6. Разработка памяток педагогам по работе с родителями по взаимодействию  в подготовительный  период.

7. Составление модели организации адаптационного периода детей.

8. Праздник «Новоселье группы»

Распространение опыта работы по теме

13Критерии эффективности

  1. Проведено анкетирование родителей и педагогов.
  2. Реализовано диагностический срез уровня адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
  3. Проведен цикл занятий с детьми по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
  4. Организовано:
  • для педагогов: семинар – практикум «Организации игровой деятельности детей в адаптационный период», круглый стол «Форма взаимодействие с родителями в период адаптации детей к детскому саду», консультации «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ».
  • для родителей: родительское собрание «Давайте познакомимся», круглый стол «Младший  дошкольный  возраст, каков он?», групповые и индивидуальные консультации по запросу родителей.
  1. Составлена совместная деятельность педагога и детей в период адаптации (подвижные игры), модель взаимодействия с детьми и родителями, модель организации адаптационного периода детей 2 – 3 лет.

14 Предполагаемые результаты

  1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ.
  2. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации детей 2 – 3 лет.
  3. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  4. Распространение опыта работы на муниципальном, республиканском и всероссийском уровне.

15 диагностический инструментарий (перечисление методик и их результаты, ссылки на приложение)

Исходя из анализа ответов родителей на вопросы анкеты «Прогноз адаптации», можно сделать вывод об  уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение, по мнению родителей.

  • Легкая степень адаптации (готов к поступлению в ДОУ) – 84% (21 чел.)
  • Средняя степень адаптации (условно готов к поступлению в ДОУ) – 16% (4 чел.)
  • Тяжелой степень адаптации (не готов к поступлению в ДОУ) – 0%

Т.О. по мнению родителей дети 2-3 лет большей степени адаптированы к условиям детскому сада.

По итогам повторного обследования – определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение К.Л.Печора было выявлено, что:

  • Легкая степень адаптации (готов к поступлению в ДОУ) – 68% (17 чел.)
  • Средняя степень адаптации (условно готов к поступлению в ДОУ) – 32% (8 чел.)
  • Тяжелой степень адаптации (не готов к поступлению в ДОУ) – 0%.

Мнения родителей ошибочны, не все родители имеют представления о прохождении адаптации к условиям детского сада, поэтому был разработан план работы с детьми, родителями и педагогами по способствованию легкой адаптации детей 2 – 3 – лет к условиям детского сада.

16 Методическое обеспечение (со ссылками на приложение)

  1. Психолого – педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение К.Л.Печора (Приложение 1)
  2. Сравнительный анализ итогов анкетирования родителей «Прогноз адаптации» с выявленным уровнем адаптации детей младшего дошкольного возраста(Приложение 2)
  3. Анкеты для педагогов и родителей (Приложение 3)
  4. Цикл занятий по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ (Приложение 4)
  5. Развлечение «Новоселье» (Приложение 5)
  6. Совместная деятельность педагога и детей в период адаптации (подвижные игры) (Приложение 6)
  7. Игры приветствия (Приложение 7)
  8. Модель организации адаптационного периода детей 2- - 3 лет (Приложение 8)
  9. Консультации для родителей (Приложение 9)
  10. Консультации для педагогов (Приложение 10)

17 Список использованных источников и литературы

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
  2. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
  3. Варпаховская, О. Зеленая дверца:первые шаги в общество / О. Варпаховская.// Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – с.30 – 35.
  4. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] -Режим доступа: htpp/psyhologsova.ucoz.ru › index/vozrastnye…doshkolnogo
  5.  Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
  6. Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ "Сфера", 2006. – 128 с.
  7. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
  8. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.
  9. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
  10. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
  11. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
  12. Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.
  13. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
  14. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
  15. Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера , 2006. – 235 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"

Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и возрастные особенности детей 3-4 лет

Всем известно, что взаимодействие педагогов с родителями очень сложный процесс, он требует специальной подготовки воспитателей. В первую очередь необходима убеждённость педагогов в том, что взаимодейс...

КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»

КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»...

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...