Статья на тему: "Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе"
статья по логопедии на тему
Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oksana_anatolevna_timofeeva_1.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия педагогов и родителей
в логопедической группе.
Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевого развития детей.
В задачу воспитателя логопедической группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы. Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков, доводя всю необходимую информацию до каждого родителя. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Такая совместная деятельность позволяет решать следующие коррекционные задачи: развитие коммуникативной функции речи, обучение грамматически правильной речи, рассказыванию и пересказу, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи. Прежде всего, нам приходится каждого из родителей нацелить на систематическую, длительную работу с ребёнком.
Основными направлениями совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей являются:
формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Я хочу подробнее остановиться на последнем пункте. На базе логопедических групп была создана «Логопедическая гостиная», с целью помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и познакомить, в чём состоит логопедическая работа, научить использовать игровые приёмы по коррекции речи, для дальнейшего закрепления в домашних условиях. Вместе с логопедом разрабатывается план методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
В нашей уютной гостиной будет всегда весело и интересно, ведь мы планируем проводить семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, дни открытых дверей.
Как я уже говорила, работа в логопедических группах построена на тесном взаимодействии педагогов и родителей. Я - как воспитатель, заинтересована в грамотном помощнике, в лице родителя, чтобы пройденный материал на занятиях в детском саду, продуктивно закреплялся дома. Поэтому родительское собрание в логопедической группе начинается с обучения самих родителей. Наши мамы и папы, под нашим руководством учатся делать пальчиковую, артикуляционную гимнастику. Узнают для чего нужны такие упражнения и почему так важно выполнять их правильно.
Итак, наша цель – грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Для этого нужен хорошо подвижный артикуляционный аппарат. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребёнка логопед. Я готовлю цветные буклеты и раздаю родителям. Упражнения выполняются перед зеркалом, для контроля артикуляционных органов.
В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий. Самомассаж мышц артикуляционного аппарата, предложенный Е.Ф. Архиповой, И.В. Блыскиной, Н.В. Микляевой, позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс постановки звуков.
В своей работе мы ежедневно используем пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики и речи, а также способствуют подготовке руки ребёнка письму. Необходимо помнить три важных правила.
Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ и обязательно продолжаться дома.
Я раздаю цветные буклеты со стихами, в виде картинок с описанием определенных действий при их чтении родителям для ежедневных занятий с ребёнком.
Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой, вермишелью, бусинками, пуговицами. Дети с удовольствием выкладывают всевозможные картинки, цифры, буквы и слова. В вечернее время детям очень нравится перебирать крупу, мы устраиваем небольшое соревнование на скорость «кто быстрее переберет крупу». На информационном стенде логопедического уголка я вывешиваю буклеты об играх с крупой. Такой буклет служит подсказкой для родителей, о том, как, и чем занять ребенка дома. Игры помогают развивать пальцы, речь, творческую фантазию, чувственное восприятие. Родители прислушиваются ко всем советам воспитателя и логопеда и всегда закрепляют полученные детьми навыки и умения на занятиях в детском саду. Дети делают замечательные поделки из круп под руководством родителей и приносят их группу, где я делаю выставку из этих работ. В качестве бонуса родители приносят мне домашние фотографии с процессом домашних занятий.
Родителей логопедических групп знакомим с методическим картинным пособием Оксаны Степановны Гомзяк «Говорим правильно», которое позволяет постепенно овладеть необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи.
В своей работе с детьми, мы используем графомоторные трафареты. Обвести контур, провести линию – зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно, но требуется обязательное участие взрослого. Я советую родителям действовать поэтапно:
1. Сначала рассмотреть контур с ребёнком, найти аналоги, на что он похож.
2. Слежение пальчиком по узору.
3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Такая работа ведется в детском саду систематически и закрепляется родителями дома.
В своей работе я очень люблю использовать логоритмику. Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движение.
Хочу поделиться опытом своей работы. Сначала я знакомлю детей с упражнениями, затем мы учимся выполнять их под музыку. Мною был записан видеоклип, на котором я выполняю логоритмические упражнения. Это видео я распространяю среди родителей и прошу заниматься с детьми под эту запись дома. Дети, которые занимались дома с родителями под видеозапись, намного лучше и точнее выполняют данные упражнения.
Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепление ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении - во время прогулок, игр, походов в магазин, т.е. в повседневной жизни. Только тесный контакт в работе специалистов и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья по теме "Организации и руководство детской деятельностью в рамках группы дошкольной образовательной организации"
Проведение самоанализа по теме "Сопровождение педагога в организации и в руководстве детской деятельностью в рамках дошкольной организации". Самоанализ может проводиться как составная часть фронтально...
Взаимодействие педагогов и родителей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
Взаимодействие специалистов (учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО), воспитателей и родителей в условиях логопедической группы для детей с ТНР по направлени...
Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»
Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»...
Презентация управленческого проекта Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»
Презентация управленческого проекта «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов&raq...
Консультация для педагогов по теме: "Взаимодействие учителя и воспитателей логопедических групп в соответствии с ФАОП ДО
Консультация для педагогов по теме: "Взаимодействие учителя и воспитателей логопедических групп в соответствии с ФАОП ДО...