Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"
статья по теме
Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.yu_.druzhinina_g.volzhsk_rme.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Ю.Дружинина, воспитатель
МДОУ № 17 «Дюймовочка»
г.Волжска Республики Марий Эл
Организация взаимодействия педагогов и родителей
на этапе подготовки детей к обучению в школе
Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, его главной целью является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей. Большое значение имеет также повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей. Родители, как правило, узко трактуют понятие «готовность к обучению в школе», акцентируя внимание на специальной подготовке к школьному обучению в ущерб формированию общей готовности.
Основная цель взаимодействия педагогов и родителей - это гармоничное, физическое и психическое развитие ребенка. А достижение этой цели предполагает решение таких приоритетных задач:
- охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка;
- развитие его общих способностей произвольности, познавательной активности, коммуникативности, уверенности в себе;
- подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности.
И в первую очередь эти приоритетные задачи должны начать решаться в семье т.к. центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноценным представителем общества. Именно к этому подводит «новая философия» работы с семьей: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать.
Важность определения и реализации педагогического процесса в построении взаимодействия ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе определяется решением группы задач по:
- психолого-педагогическому просвещению родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;
- оптимизации стиля семейного воспитания, что реализуется в двух основных направлениях работы: информативном ознакомлении родителей с особенностями детей, привлечении родителей к оздоровительным мероприятиям, формировании у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением;
- гуманизации детско-родительских отношений;
- включению семьи в содержательную деятельность в системе «родитель- ребенок-воспитатель- учитель».
Наша педагогическая деятельность направлена на создание структурно-функциональной модели взаимодействия ДОУ и семьи. Теоретической основой для внедрения данной модели взаимодействия учреждения и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе стали научные подходы, представленные в работах В.П.Беспалько, Т.Н.Дороновой, И.Ф.Исаева и др.
Структурно-функциональная модель представляет собой алгоритм деятельности ДОУ в установлении партнерских взаимоотношений с семьей и включает три этапа:
информационно-диагностический
практический
итогово-контрольный
Информационно-диагностический этап
Предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а так же выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением, определение уровня готовности детей к школьному обучению. На этом этапе использовались следующие методы: Тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс», анкетирование «Скоро в школу», исследование «Выявление содержания родительско-детских отношений», комплексное диагностическое обследование готовности ребенка к школе» специалистами детского сада, подготовка буклетов, консультаций, информационных стендов по проблеме готовности ребенка к обучению в школе.
Практический этап
Предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе:
образовательная и коррекционная работа с детьми (занятия, упражнения, игры);
повышение уровня педагогической культуры родителей (семейный клуб «Дошколенок»);
самообразование педагога (изучение специальной литературы по данному направлению);
проведение родительских собраний с участием учителей начальных классов ближайших школ.
План
работы семейного клуба «Дошколенок»
Руководитель клуба: Дружинина Лариса Юрьевна, воспитатель МДОУ № 17
Участники: родители детей подготовительной группы, педагоги ДОУ, учителя начальных классов.
Цели:
повышение психолого-педагогической компетентности родителей на этапе подготовки детей к школе;
установление доверительно-деловых контактов между педагогами и родителями дошкольников;
расширение знаний родителей в области детско-родительских отношений.
Месяц | Тема занятия | Ответственные |
сентябрь | Собрание. Задачи и содержание воспитательной работы с детьми 1. Задачи семьи и детского сада в воспитании. 2. Психологические особенности детей седьмого года жизни. 3. Знакомство с планом работы клуба «Дошколенок». | заведующая педагог-психолог воспитатель |
октябрь | Дискуссия «Как подготовить ребенка к школе» 1.Консультация «В семье будущий первоклассник». 2. Дискуссия на темы: -Как подготовить ребенка к школе в условиях семьи. - Образ ребенка-первоклассника. -Как адаптируются первоклассники в школе с учетом их темперамента. - Роль игры в обучении и воспитании на пороге школы. | воспитатель педагог-психолог учитель начальный классов воспитатель |
ноябрь | Практикум «Страхи-это серьезно» 1. Доклад «Детские страхи». 2. Практикум. 2.1. Если ребенок испытывает страхи. 2.2. Упражнения на преодоление конкретных страхов. | педагог-психолог |
декабрь | Семинар-практикум «Уроки общения» 1. Речевой этикет. 2. «Изящные» выражения в детском лексиконе. 3. Открытое развивающее занятие для родителей. | воспитатель педагог-психолог |
январь | Лекция. Здоровье будущего школьника. 1. Роль семьи в воспитании здорового ребенка. 2.Организация условий обучения в школе детей 7 года жизни. | инструктор по физкультуре медсестра |
февраль | Круглый стол. Опасность школьной дезадаптации. 1. Проблемы школьной адаптации. 2. Психологические защиты детей младшего школьного возраста. | педагог-психолог воспитатель |
март | Семинар «Подготовка детей к обучению грамоте» 1.Основные задачи по подготовке детей к обучению грамоте. 2. Открытое занятие для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. | старший воспитатель воспитатель |
апрель | День открытых дверей. 1. Доклад «Воспитание культурой и красотой» 2. Выставка детских творческих работ на темы «Космос», «Пасха». 3. Просмотр музыкальной сказки «Дудочка – звонкогудочка» | руководитель изостудии музыкальный руководитель |
май | Итоговое. 1. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению /итоги диагностирования/ 2. Примерное комплектование начальных классов. | педагог-психолог старший воспитатель представители начальной школы |
Итогово-контрольный этап
Содержит мероприятия, которые направлены на определение динамики уровня готовности детей к обучению в школе, педагогической культуры родителей, профессиональной компетентности педагогов. С этой целью используются следующие методы: наблюдения, диагностика, опрос, книга отзывов, анкетирование, тестирование.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства.
Таким образом, структурно-функциональная модель как основа целеполагания ориентирует педагогов на достижение конкретных результатов, обеспечивает системность взаимодействия педагогического коллектива и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.
Библиографический список
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чучелина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- Москва.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
Бубнова С.Ю., Андриеш В.А. Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе. - Управление дошкольным образовательным учреждением.2008.№ 1. с.8-12.
Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции.- М.: Линка-Пресс, 2007.
Скрипова Н.Е., Кузнецова Л.И. Предшкольное образование в муниципальной образовательной системе. - Управление дошкольным образовательным учреждением.2008.№ 1. с.23-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
В воспитании детей дошкольного возраста участвуют три стороны: семья, детский сад и общество. Каждая из этих сторон привносит что-то своё в воспитание детей. Уместно подчеркнуть особую роль семьи в эт...
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....
Взаимодействие педагога с родителями по подготовке детей к обучению в школе
Материал будет полезен в первую очередь родителям будущих первоклассников...
«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».
. Многим известно, что с 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» дошкольное учреждение стало первой обязательной ступенью образовательного про...
Презентация "Формирование основ коммуникативной компетенции дошкольников при изучении английского языка как один из важных этапов подготовки ребенка к обучению в школе"
Презентация по основам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста...