перспективное планирование фронтальных занятий по формированию произношения
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Медведева Инна Петровна

перспективное планирование по формированию произношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonetika.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Тема занятия

Формирование фонематического восприятия

Первый период

16.09.2013

Звук У

Выделение звука у из ряда звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции.

23.09.2013

Звук А

Выделение звука а из ряда звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции.

30.09.2013

Звук О

Выделение звука о из ряда звуков, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового ряда типа А О У

07.10.2013

Звук И

Выделение звука и из состава слова. Анализ звукового ряда типа А О У И

14.10.2013

Звук Э

Выделение звука э из состава слова. Составление слов и схем.

21.10.2013

Звук Ы

Выделение звука  ы из состава слова. Анализ звукового ряда типа  О Ы У А

28.10.2013

Звук М, Мь

Выделение звуков м, мь из состава слова. Дифференциация звуков м-мь. Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов ам, ма.

11.11.2013

Звук В, Вь

Выделение звуков в-вь из состава слова. Анализ слогов типа ва

25.11.2013

Звук Н, Нь

Выделение звуков н-нь из состава слова. Звуковой анализ слогов типа на-ан

Второй период

02.12.2013

Звук П, Пь

Выделение звуков п-пь из состава слова. Анализ слогов типа па,ап

09.12.2013

Звук Т, Ть

Выделение звуков т, ть из состава слова. Дифференциация звуков т-ть. Звуко-слоговой анализ слов ТОМ-ТИМ

16.12.2013

Звук К, Кь

Выделение звуков к, кь из состава слова. Дифференциация звуков к-кь. Звуко-слоговой анализ слова КОТ

23.12.2013

Звук С, Сь

Выделение звуков с, сь из состава слова. Дифференциация звуков с-сь. Звуко-слоговой анализ слов САНИ, СИМА, СВОИ

30.12.2013

Звук Х, Хь

Выделение звуков х,хь из состава слова. Дифференциация звуковх,хь.  Анализ слогов ха,хи. Звуко-слоговой анализ слов МОХ, УХА

13.01.2014

Звук З, Зь

Выделение звуков з, зь из состава слова. Дифференциация звуковз,зь. Звуко-слоговой анализ слова КОЗА

20.01.2014

Звук Б, Бь

Выделение звуков б,бь из состава слова. Дифференциация звуковб,бь. Звуко-слоговой анализ слов БУСЫ, БАНТ

27.01.2.14

Звук Д, Дь

Выделение звуков д,дь из состава слова. Дифференциация звуков д,дь. Звуко-слоговой анализ слов ДУБОК, ДИВАН

03.02.2014

Звук Г, Гь

Выделение звуков г,гь из состава слова. Дифференциация звуков г,гь. Звуко-слоговой анализ слов ГУСИ, ГАНС

10.02.2014

Звук Ш

Выделение звуков ш  из состава слова. Звук ш- твердый. Звуко-слоговой анализ слов ШУБА, МЫШКА, КАМЫШ

17.02.2014

Звуки С-Ш

Дифференциация звуков С-Ш

24.02.2014

Звук Ж

Выделение звуков ж  из состава слова. Звук ж – твердый. Звуко-слоговой анализ слова ПИЖАМА

Третий период

03.03.2014

Звук Л, Ль

Выделение звуков л, ль из состава слова. Дифференциация звуков л,ль. Звуко-слоговой анализ слова ЛИПА

10.03.2014

Звук Р, Рь

Выделение звуков р,рь из состава слова. Дифференциация звуков р-рь. Звуко-слоговой анализ слова САТУРН.

17.03.2014

Звук Ф, Фь

Выделение звуков ф, фь из состава слова. Дифференциация звуков ф, фь. Звуко-слоговой анализ слов ФРУКТЫ, ФАРТУК, ФИЛИН

24.03.2014

Звуки В,ВЬ – Ф,ФЬ

Дифференциация звуков

31.03.2014

Звук Ц

Выделение звука ц из состава слова.  Звук ц – твердый. Звуко-слоговой анализ слов  ОВЦА, КУРИЦА

07.04.2014

Звук Й

Выделение звука Й из состава слова. Звук й – мягкий. Звуко-слоговой анализ слова ЗАЙКА

14.04.2014

Звук Ч

Выделение звука ч из состава слова. Звук ч – всегда мягкий. Звуко-слоговой анализ слов ЧАЙ, ОЧКИ, ЧАШКА, ЧАЙНИК

21.04.2014

Звук Щ

Звук щ – мягкий. Выделение звука щ из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов ПИЛЬЩИК, СВАРЩИК

28.04.2014

Закрепление пройденного материала

Дифференциация звуков


Пояснительная записка к комплексному планированию.

     Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

     Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

     На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

     Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

     Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ІІІ уровня речевого развития.

     Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:

- «Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, 2010г.

     Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы.

     Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения.

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

     Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

     Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

     Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

     Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

     Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

     В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

     Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

     Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

     Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.

     При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

     Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

     Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

     Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет).

  • Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
  • Формирование произношения

     При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

     Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование фронтальных занятий по лексике

перспективное планирование фронтальных занятий по лексике...

Перспективный план фронтальных занятий по формированию предпосылок обучения грамоте у детей 6-7 лет с ОНР.

Представлено развернутое календарно- тематическое планирование по формированию предпосылок обучения грамоте у детей с тяжелыми нарушенями речи....

Конспект фронтального занятия по закреплению произношения на тему: «Дифференциация звуков Р – Л».

Здесь представлен конспект фронтального  занятия по закреплению произношения на тему: «Дифференциация звуков Р – Л»....

Перспективное планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по преодолению ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Представлено перспективное планирование фронтальных занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи ( 2 уровень речевого развития), разработанное для работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного обра...

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

Перспективное  планирование  фронтальных  занятий  по  формированию  правильного  звукопроизношения  и  обучению  грамоте  детей  с  об...

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе  МесяцНеделя№ занятияКол-вочасовТемаЦельЛексико-граммати...