Комплексно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и фонетических занятий в старшей логопедической группе
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Данная разработка включает в себя комплексно-тематическое планирование на весь учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_raboty_2016-2017.docx | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и фонетических занятий в старшей логопедической группе №24
(2016 – 2017 учебный год)
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | ||||||
Период Тема | Словарная работа | Грамматический строй речи | Звук. Формирование навыков звукового анализа и синтеза | Связная речь | Психические процессы | |
Сентябрь 1-я неделя «До свидания, лето!» «Игрушки» | Активизация и обогащение предметного словаря: детский сад, воспитатель, логопед, повар, группа, раздевалка, игрушки, юла, матрёшка, неваляшка, кубики, мяч, барабан. Активизация и обогащение словаря признаков: большая, светлая, чистая, книжный, игровой. Активизация глагольного словаря: играть, заниматься, спать, умываться. | Заучивание: имя и отчество сотрудников группы детского сада: - Как зовут логопеда? - Как зовут воспитателя? - Как зовут нянечку? - Как зовут повара? - Как зовут музыкального работника? Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Машина – машинка, мяч – мячик… | Обследование речи | Обследование речи | Развитие зрительного, слухового внимания: - Что звучало? - Что услышали? Прослушивание звуков (аудио-картотека). Формирование общей и мелкой моторики: - вырезание; - раскрашивание предметов; - шнуровки. | |
2-я неделя «Сад, огород» (фрукты) | Активизация и обогащение предметного словаря: фрукты, груша, яблоко, персик, банан, слива; сад, дерево, кожура, косточка, варенье, банка, джем, повидло, компот, сок; садовник, витамины, повидло. Активизация и обогащение словаря признаков: ЦВЕТ: красный, малиновый, жёлтый, зелёный, оранжевый; ФОРМА: круглый, овальный. Румяный, душистый, ароматный, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый, полезный, вкусный. Активизация и обогащение глагольного словаря: расти, ухаживать, созревать, выращивать, сорвать, сажать, собирать, мыть, резать, чистить, варить, есть. Активизация и обогащение словаря наречий: вкусно, сладко, кисло, много, мало. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Яблоко – яблочко… Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах:
На картине много лимонов, груш.
Я положу в рот персик.
Я пойду за яблоками, грушами. Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе: Один персик, два персика, пять персиков. Образование притяжательных прилагательных: Компот из груш – грушевый. Употребление глаголов с приставками: Копать – закопать, выкопать. Предложно-падежное управление: из банки, корзина с персиками). Сок из яблок, варенье из груш. | Обследование речи Развитие слухового внимания. Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений (упражнение на листах «Первый – второй – третий – последний») | Составление описательного рассказа о каком-либо фрукте: - Что это? - Где растёт? - Какой цвет? - Какой вкус? - Что из этого можно приготовить? Составление рассказа-сравнения о двух фруктах (чем похожи и чем отличаются). Загадки – описания. | Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие логического мышления: - «Четвёртый лишний» Формирование общей моторики: - «Пластические этюды» Игры на восприятие цвета, формы, размера: - Игра «Волшебный мешочек» - «Узнай изображение по трафарету» - Узнай на вкус; - Чего не стало?; - Раскрась фрукты. | |
3-я неделя «Сад, огород» (овощи) | Активизация и обогащение предметного словаря: овощи, капуста, морковь, свёкла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан, овощерезка. Активизация и обогащение словаря признаков: овощной, красный, зелёный, желтый, фиолетовый, бордовый, коричневый, круглый, овальный, крупный, мелкий, гладкий, шерш, зрелый. Активизация и обогащение глагольного словаря: сажать, полоть, вырастить, созревать, цвести, собирать, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, грузить, резать, натереть, шинковать, солить, мыть, чистить, готовить, жарить, консервировать. Активизация и обогащение словаря наречий: рано, поздно, мелко, крупно, вкусно, полезно. | Изменение существительных по числам: Кабачок – кабачки, огурец - огурцы. Изменение существительных по падежам. Р. Падеж множественного числа: Чего много в огороде? (огурцов, моркови, свеклы). Т.падеж единственного и множественного числа: Капельки росы блестели на помидорах, огурцах, горохе. Предложно-падежное управление (Р.п., Т.п., П.п.): - Мешок чего? - Из чего сделан салат? (предлог «из»). - Корзина с чем? (предлог «с», «со»). - Куда сложим урожай? (предлог «в»). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Баклажанчик, огурчик, горошек. Образование приставочных глаголов: прополоть, переполоть, выполоть, выкопать, перекопать… Образование относительных прилагательных: Сок из моркови – морковный. Пюре из картофеля – картофельное. Дифференциация глаголов совершённого и несовершённого вида: | Развитие слухового внимания Понятие «звук» Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений (упражнение на листах «Первый – второй – третий – последний»). Закрепление понятий «левый» - «правый». | Составление предложений описательного характера об овощах. Составление рассказа-описания по схеме:
| Развитие слухового внимания: - Что звучало? - Что услышали? Развитие памяти: - Что изменилось? Развитие логического мышления: - «Четвёртый лишний»; - Овощи – фрукты; - Зелёные овощи – красные овощи; - Овальные овощи – треугольные овощи; - Едят сырыми – готовят. Развитие общей моторики. Развитие мелкой моторики: - раскрашивание предметов; - обведение кругов; - выполнение штриховок; - шнуровки. Игры на восприятие цвета, формы, размера: - Узнай изображение по контуру; - «Чудесный мешочек»; - Узнай на вкус; - Раскрась овощи. | |
4-я неделя «Осень Золотая» | Активизация и обогащение предметного словаря: время года, листопад, дождь, осень, ливень, зонт, погода, ветер, листва, заморозок. Активизация и обогащение глагольного словаря: лить, моросить, опадать, дуть, кружить, шелестеть, краснеть, желтеть, записать, менять, засыхать, собирать. Активизация и обогащение словаря признаков: дождливый, осенний, летний, затяжной, пасмурный, опавший, цветной, цвета. Активизация и обогащение словаря наречий: холодно, дождливо, ветрено, хмуро, пасмурно. Активизация и обогащение словаря антонимов: холодный – тёплый, ранний – поздний, пасмурно – солнечно. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Дождь – дождик, дождичек. Образование прилагательных от существительных: Холод – холодный, клён – кленовый… Образование сложных слов: Листопад. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа: Туча по небу плывет – тучи по небу плывут… Образование глаголов с приставками: Птицы улетели. Птицы с дерева слетели. Образование относительных прилагательных: День с ветром – ветряный день. Погода осенью – осенняя. День с солнцем – солнечный день. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе: Осенний день, осеннее солнце, осенние листья, осенний лист, осенняя погода. | Звук [У] Выделение гласного звука [У] из потока гласных звуков («Поймай звук»). Определение наличия или отсутствия звука [У] в слове. Выделение гласного звука [У] в начале слов. Закрепление понятия «звук», «гласный звук». Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений (упражнение на листах «Первый – второй – третий – последний») | Составление предложений с использованием опорных картинок. Заучивание стихотворений об осени и осенних явлениях. Беседы по темам: - признаки осени - ранняя осень - поздняя осень Докажи, что на картинке осень. | Развитие зрительного внимания, памяти: - «Что изменилось?» - «Что перепутал художник?» Развитие общей моторики: - пластический этюд; - подвижные игры на улице. Развитие мелкой моторики: - раскрашивание; - обведение по контуру; - штриховки. Игры на восприятие цвета, формы, размера: - Узнай предмет по контуру; - «Волшебный мешочек»; - пазлы. Проблемные вопросы: - Как сохранить воспоминания о осени? - Что будет, если: птицы не улетят на юг, заяц и белка не поменяют шубки? - Почему так называют: листопад, грибник? | |
Октябрь 1-ая неделя «Растительность Прибайкалья» (деревья, грибы, ягоды) | Активизация и обогащение предметного словаря: лес, растение, берёза, клён, рябина, дуб, ель, сосна, кедр, шиповник, корни, ствол, ветви, листья, лисички, подберёзовик, опёнок, опята, мухомор, шляпка, ножка, дикая малина, брусника, клюква, земляника, ягода, гриб. Активизация и обогащение словаря признаков: прилагательные, обозначающие цвета и их оттенки; хвойные, лиственные. Активизация и обогащение глагольного словаря: опадать, краснеть, готовиться, желтеть, краснеть. Активизация словаря наречий: красиво, тихо, нарядно. | Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов: Берёза – берёзонька, берёзка; гриб – грибочек… Образование форм множественного числа в И.п. и Р.п.: Дерево – деревья, гриб – грибы. Много чего? (ягод). Согласование числительных и существительных в роде, числе, падеже. Посчитаем до пяти: Один дуб, два дуба, три дуба, один лист, два листа… Образование относительных прилагательных: Лист берёзы – берёзовый лист… Употребление предлогов «с», «под», «над»: Этот лист упал с берёзы… Под берёзой лежат березовые листья… Над деревом летает птица… | Звук [А] Закрепление понятий «звук», «гласный звук». Выделение гласного звука [А] в начале слов. Звуковой анализ слогов: АУ, АА, УА (работа с пеналами). | Составление описательных рассказов о деревьях, кустарниках по схеме. Заучивание стихотворений. | Развитие логического мышления: - «Четвёртый лишний». Развитие зрительного внимания: - «С какого дерева лист?» - «Найди два одинаковых». Развитие зрительного и слухового внимания, памяти: - «Чего не стало?» - «Что изменилось?». Развитие мелкой моторики: - раскрашивание; - соединение по точкам. Формирование языкового чутья: - объяснение понятий «золотые листья». Обучение детей отгадыванию загадок. | |
2-я неделя «Дикие животные» | Обогащение и активизация предметного словаря: зверь, животное, шкура, рога, когти, берлога, нора, логово, дупло, спячка, лес, белка, бельчонок, лиса, лис, лисенок, заяц, зайчиха, зайчонок, волчица, волк, волчонок, ёж, ежиха, ежонок, медведица, медведь, медвежонок, лось, лосиха, лосенок. Активизация глагольного словаря: меняет, утепляет, готовится, рычит, воет, тявкает скачет, прыгает, нападать, защищать, искать, питаться. Активизация и обогащение словаря признаков: бурый, рыжий, серый, крупный, средний, мелкий, хитрый, трусливый, пушистый, хищный, травоядный, гордый, сильный, маленький, слабый. Активизация и обогащение словаря наречий: ловко, быстро, резко. | Образование существительных множественного числа: Волк – волки… Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: Белка – белочка… Образование притяжательных прилагательных с помощью предметных картинок. Лиса – лисий хвост, лисья нора… Заяц – заячий хвост… Подбор признаков к предметам. Узнавание предмета по признакам. Согласование существительных с прилагательными: Один заяц, два зайца… Мой ёж, моя белка… Много белок… Предложно-падежное управление (Р.п., Т.п., П.п.): - Кто у кого? (предлог «у»: у белки бельчата) - Кто с кем? (предлог «с»: медведица с медвежонком) - Кто чем защищается? (ёжик защищается иголками, лось защищается рогами…). | Звуки [У - А] Закрепление понятий «звук», «гласный звук». Выделение гласных звуков [У – А] в начале слов. Звуковой анализ слогов: АУ, АА, УАА (работа с пеналами). Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений (упражнение на листах «Первый – второй – третий – последний») | Учить оставлять описание диких животных по схеме. Загадки – описания. | Развитие зрительного внимания, памяти: - Что изменилось? - Чего не стало? Развитие логического мышления: - отгадывание загадок, - игра «Четвертый лишний». Развитие мелкой, общей моторики: - демонстрация повадок животных. Формирование мелкой моторики рук: - игры с крупой, - игры с камешками, - раскрашивание, - штриховки, - складывание мозаики, - соединение по точкам. | |
3-я неделя «Откуда хлеб пришёл?» (Тематический день) «Домашние животные» | Активизация и обогащение предметного словаря: пшеница, поле, зерно, колосья, мельница, трактор, комбайн, земля, мука, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон. Активизация и обогащение предметного словаря: животное, кот, кошка, котёнок, пёс, собака, щенок, корова, бык, телёнок, свинья, боров, поросёнок, лошадь, конь, жеребёнок, овца, баран, ягнёнок, коза, козёл, козлёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, голова, туловище, нога, лапы, хвост, морда, рыло, пасть, вымя, рога, копыта, грива, шерсть, клыки, хлев, стойло, конюшня, свинарник, коровник, стадо, пастух, сено, корм. Активизация и обогащение словаря признаков: крупный, мелкий, полезный, короткий, умный, верный, домашний, лохматый, рогатый, быстрый, травоядный. Подбор антонимов: высокий – низкий, сильная – слабая, рогатый, безрогий. Активизация и обогащение глагольного словаря: лакать, пастись, грызть, ухаживать, кормить, бегает, прыгает, ходить, скачет, лает, рычит, мяукает, мычит, блеет, хрюкает. | Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: Собака – собачка… Образование притяжательных прилагательных: Голова собаки – собачья голова, голова кошки – кошачья голова… Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах: Р.п. Нет щенка – щенят. Т.п. Корову кормят травой, сеном. Кошку кормят рыбой, молоком. Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детёнышей домашних животных: Телёнок – телята, жеребёнок – жеребята. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один кот, мой конь, много коров. Образование глаголов с помощью приставок: Лошадь – прискакала, ускакала, перескочила. Предложно-падежное управление (Р.п., Т.п., В.п.): - Для кого угощение? (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота). - Кто у кого? (предлог «у»: у коровы – телёнок). - Накорми животных (корову сеном, собаку мясом). - Где живут? (предлоги «в», «на»: собака в конуре, конь на конюшне). - Детёныши играют в прятки (предлоги «в», «на», «за», «под», «у»). | Звук [И] Закрепление понятий «звук», «гласный звук». Выделение гласного звука [И] из потока гласных звуков (игра «Поймай звук»). Выделение гласного звука [И] в начале слов. Звуковой анализ слогов: АИ, ИИ, ИУА (работа с пеналами). | Составление рассказа-описания по схеме. Составление рассказа сравнения двух животных (чем похожи, чем отличаются?). | Развитие зрительного и слухового внимания, памяти: - Что изменилось? - Чего не стало? Развитие мимики, обще моторики: Демонстрация повадок домашних животных. Формирование мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика; - раскрашивание; - соединение по точкам; - штриховки; - игры с крупой; - игры с камешками; - складывание мозаики. Развитие логического мышления: - «Четвёртый лишний» - отгадывание загадок. Игры на восприятие цвета, формы, размера: - узнай предмет по контуру: - узнай предмет по его части (части тела животных); - «Волшебный мешочек». Проблемные вопросы: - Смогут ли домашние животные выжить на воле? Почему? - Почему так называют: конюшня, свинарник? | |
4-я неделя «Домашние птицы» | Активизация и обогащение предметного словаря: курица, петух, цыплёнок, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, утка, селезень, утёнок, голова, туловище, шея, крыло, хвост, лапа, шпора, коготь, клюв, перо, пух, гребешок, бородка, корм, зерно, семечки, крошки, насест, двор. Активизация и обогащение глагольного словаря: перелетать, взлетать, нестись, высиживать, вылупляться, кукарекать, оберегать, кудахтать, гоготать, пищать, шипеть, щипать, крякать, ухаживать, выращивать. Активизация и обогащение словаря признаков: домашние, водоплавающие, нелетающие, пушистый, пёстрый, разноцветный, важный. Активизация словаря наречий: важно, быстро, медленно, жалобно, настороженно, громко, звонко. Активизация и обогащение словаря антонимов: быстрый – медленный, крупный – мелкий, большой – маленький. Прослушивание голосов птиц. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Утка – уточка, курица – курочка… Образование притяжательных прилагательных: Петушиные перья, гусиный пух… Образование глаголов от звукоподражаний: Гоготать, кукарекать… Образование множественного числа существительных: Утка – утки, курица – курицы… Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детёнышей домашних птиц: Цыплёнок – цыплята, индюшонок – индюшата, гусёнок – гусята, утёнок – утята. Образование сложных слов: У гусыни белая голова – она белоголовая. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Цыплёнок – жёлтый, пушистый, маленький… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: один петух, моя курица, много гусят… Предложно-падежное управление (Р.п., Т.п., П.п.): - Для кого корм? (предлог «для»: для курицы, для петуха). - Чем кормим? (сеном, пшеном). - Птичьи прятки (предлоги «в», «на», «за», «перед», «между»). | Звук [Э] Выделение звука [Э] среди других гласных звуков (Игра «Поймай звук»). Позиция звука [Э] в слове (начало). Определение наличия звука [Э] в словах. Звуковой анализ слогов: ЭА, УАЭ… | Загадки-описания. Составление рассказа-описания по схеме. Составление рассказа по картине «Птичий двор». Составление рассказов по темам: - Какую пользу приносят домашнее птицы? - Как люди ухаживают за домашними птицами. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Развитие памяти, логического мышления: - «Четвёртый лишний» - отгадывание загадок. Развитие общей моторики: - пластический этюд. Развитие мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика; - штриховки; - складывание мозаики; - игры с крупой; - игры с камешками. Игры на восприятие цвета, формы, размера: - Узнай по контуру; - «Волшебный мешочек». Формирование языкового чутья: - объяснение пословицы («Курочка по зёрнышку клюёт»). | |
Ноябрь 1-я неделя «Россия – моя страна» | Активизация и обогащение предметного словаря: Россия, Родина, Москва, президент, столица, флаг, герб, реки, озера, горы, поля, города, деревня. Активизация и обогащение глагольного словаря: богатеет, расцветает, ширится, простирается, протекают, строятся. Активизация и обогащение словаря признаков: большая, дружная, сильная, добрая, бескрайние, любимые, бурные, спокойные, высокие, низкие. Активизация и обогащение словаря наречий: спокойно, красиво, неторопливо. Антонимы: высокие – низкие, широкие – узкие. | Образование приставочных глаголов: Ехать, переехать, доехать, объехать… Образование сложных слов: море без берегов – безбрежное, с удовольствием принимаем гостей – гостеприимные. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку: Страна (какая?) – огромная, богатая, красивая, любимая… Образование множественного числа существительных: Страна – страны, река - реки, гора – горы… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один город, мой город, много городов. Предложно-падежное | Звук [О] Выделение звука [О] среди других гласных звуков (Игра «Поймай звук»). Определение наличия или отсутствия звука [О] в словах. Звуковой анализ слогов: ОА, УОО, АО, ИАО | Учить детей составлять рассказы по картине. Беседы по темам: «Наша Родина» «Столица нашей Родины» | Развитие слухового внимания: - «Назови лишнее слово». Развитие ассоциативного мышления: - подбор картинок к слову, объяснение выбора. Развитие памяти, пространственного восприятия: - описание флага России. Формирование мелкой моторики: - раскрашивание; - обведение по контуру; - штриховки; - мозаики; - пазлы. | |
2-я неделя «Иркутск – мой город» | Активизация и обогащение предметного словаря: город, край, народ, озеро Байкал, жители, фонарь, люди, арка, библиотека, вокзал, мост, мост, кинотеатр, театр, музей, Иркутск, улица, фонтан, этаж. Активизация и обогащение словаря признаков: большой, шумный, любимый, красивый, многолюдный, длинная, узкая, широкая. Активизация и обогащение глагольного словаря: строить, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать. | Работа с антонимами: высокий – низкий, новый – старый, большой – маленький, грязный – чистый, длинный – короткий. Образование множественного числа существительных: Город – города, дорога – дороги, мост - мосты… Образование существительных единственного и множественного числа в Родительном падеже: много городов, много мостов… Подбор признаков к предмету: Город (Какой?) – большой, красивый, шумный… Предложно-падежное управление: - На чем можно ездить по городу? (предлог «по»: по городе можно ездить на автобусе). | Звук [М] Закрепление понятия «согласный звук». Выделение согласного звука [М] в начале слов. Анализ слогов АМ, ОМ. | Составление описательного рассказа о городе Иркутске. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Развитие мелкой моторики: - раскрашивание, - рисование высоких домов («Продолжи ряд» в тетради в клетку и самостоятельно), - рисование своего дома, - рисование лесенки, - выкладывание домов, башен, мостов из палочек и спичек. | |
3-я неделя «Я и моя семья» | Активизация и обогащение предметного словаря: семья, папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, сын, дочь, дядя, тётя, внук, внучка, любовь, забота, радость, печаль, гость. Активизация и обогащение глагольного словаря: любить, заботиться, готовить, убирать, помогать, нянчить, чинить, стирать. Активизация и обогащение словаря признаков: младший, старший, молодой, дружная, добрая, ласковая, любимая, дорогая, нежная, заботливая. Подбор антонимов: старенькая – молодая, высокий – низкий, маленький – большой, весёлый – грустный. Активизация и обогащение словаря наречий: нежно, ласково, весело, дружно. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Мама – мамочка, дедушка – дедуля… Образование существительных множественного числа: Мама – мамы, сын – сыновья… Согласование числительных с существительными: Одна бабушка, две бабушки… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Бабушка – добрая, ласковая, заботливая. Работа с антонимами: добрый – злой, высокий – низкий, трудолюбивый – ленивый. | Звук [М – М'] Знакомство с понятием «согласный звук». Выделение согласных звуков [М – М'] в начале слова. | Развитие монологической речи: Составление рассказа о членах семьи. | Игры на восприятие цвета, размера, формы: - Кто старше, кто младше? - Какое выражение лица у играющего мальчика? У играющей девочки? - Какое выражение лица у наказанного мальчика? Развитие зрительного и слухового внимания, памяти: - Что изменилось? Развитие логического мышления: - «Четвёртый лишний». Формирование общей моторики: - пластические этюды. Формирование мелкой моторики: - штриховки; - раскраски. | |
4-я неделя «Все профессии важны» | Активизация и обогащение предметного словаря: профессии, военный, воспитатель, почтальон, продавец, полицейский, врач, парикмахер, учитель, сапожник, строитель, электрик, дворник, повар, маляр, шофёр, кондуктор, композитор, швея. Активизация и обогащение словаря признаков: нужный, полезный, трудный, талантливый, трудолюбивый, интересный. Активизация и обогащение словаря глаголов: шить, продавать, учить, лечить, строить, писать, воспитывать, стричь, читать, красить, чинить. | Образование множественного числа существительных: Продавец – продавцы, врач – врачи, маляр – маляры… Образование существительных от глаголов: Учит – учитель Воспитывает – воспитатель… Подбор признаков к предмету: Летчик какой? - храбрый, умный. Образование существительных в Р.п. ед. числа: Повар – нет повара, строитель – нет строителя… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один полицейский, мой учитель, много продавцов. Предложно-падежное управление (Р.п., Д.п.): - Кому что нужно для работы? (Продавцу нужна касса, весы…). | Звук [П] Определение наличия или отсутствия звука [П] в слове. Звуковой анализ слогов АП, ПУ. | Развитие диалогической речи: составление предложений «Кто что делает?», «Кому, что нужно для работы?». Упражнение «Закончи предложение» В магазине работают продавцы, кассиры… В детском саду работают … Составление рассказа о профессии родителей по вопросному плану. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Развитие мелкой моторики: - раскрашивание картинок с изображением людей разных профессий; - выполнение шнуровки. Развитие логического мышления: - Игра «Четвёртый лишний», - отгадывание загадок. | |
II период обучения (декабрь, январь, февраль, март) | ||||||
Декабрь 1-я неделя «Зима», «Зимние забавы» «Зимние виды спорта» | Активизация и обогащение предметного словаря: снег, лёд, сосулька, холод, метель, мороз, иней, хлопья, вьюга, сугроб, санки, снежинки, снежки, кормушка, снежный ком, узоры, декабрь, январь, февраль, коньки, снегоход, лыжи. Активизация и обогащение словаря глаголов: падать, кружиться, мести, вьюжить, замерзать, дуть, лепить, скользить, украшать, ехать, взбираться, кружиться, катиться, кататься, бросить. Активизация и обогащение словаря признаков: пушистый, глубокий, мягкий, белый, твёрдый, гладкий, зимний, холодный, морозный, пасмурный, ясный, хрупкий, резная, белый, глубокий, мягкий, зимний. Антонимы: холодный – тёплый, хрупкий – крепкий. | Образование приставочных глаголов: Слепить, вылепить. Образование сложных слов: Снегоход, снегопад. Подбор признаков к предмету, узнавание предмета по признаку: Зима – холодная, морозная, снежная… Образование множественного числа существительных: Снежинка – снежинки… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один сугроб, два сугроба; много санок, мои коньки… Предложно-падежное управление (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.): - Что из чего? (предлог «из»: у снеговика нос из морковки). - На чём лежит снег? (предлог «на»: на деревьях, на крыше…). | Звуки [П - П'] Закрепление понятий «согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук». Дифференциация звуков [П – П']. Анализ слогов типа АП, ПА (работа со звуковыми пеналами). | Загадки описания. Учить детей составлять рассказ по картине, по сери картин. Беседы по темам: - зимние изменения в природе, - как я лепил снеговика, - почему вы любите зиму? | Развитие зрительного внимания, памяти. Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. Развитие языкового чутья детей. Объяснение значения слов с переносным значением (Ветер злится. Метель воет. Лес уснул). Формирование общей и мелкой моторики. Проблемные вопросы: - Что будет, если зимой не выпадет снег? | |
2-я неделя «Я - человек» | Активизация и обогащение предметного словаря: голова, туловище, спина, лоб, виски, нос, щеки, губы, глаза, брови, ресницы, уши, ухо, язык, подбородок, локоть, кисть, запястье, пальцы (названия всех пальцев), ногти, плечо, колено, стопа, пятка. Активизация и обогащение словаря признаков: красивый, добрый, трудолюбивый, здоровый, больной, весёлый, грустный, высокий, сильный, маленький, взрослый, старый, полезный, вредный. Активизация глагольного словаря: бежать, прыгать, ходить, сидеть, лежать, работать, учиться, думать, говорить, дружить, трудиться, лениться. | Работа с антонимами: Грустный человек – весёлый человек, добрый человек – злой человек… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один человек, мой нос, много людей… Образование множественного числа существительных: Палец – пальцы, нога – ноги… Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Нос – носик, глаза – глазки… | Звук [Н] Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука [Н] в слове (начало, середина, конец). | Пересказ текста без названия, придумывание названия рассказу. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Развитие мелкой моторики: - раскрашивание, - обводка руки, - дорисовывание частей тела и лица. | |
3-я неделя «Одежда, головные уборы» | Активизация и обогащение предметного словаря: одежда, пальто, куртка, плащ, комбинезон, костюм, брюки, рубашка, пиджак, шорты, сарафан, блуза, кофта, юбка, свитер, гольфы, носки, колготы, бельё, майка, шапка, кепка, берет, платок, косынка, шляпа; воротник, петля, рукав, манжет, карман, молния, пуговица, кнопка, застёжка, пояс, капюшон, варежки, перчатки, швея, закройщик, нитка, иголка, машинка, строчка. Активизация и обогащение словаря признаков: нижняя, верхняя, детская, мужская, женская, летняя, зимняя, осенне-весенняя, демисезонная, шерстяная, трикотажная, меховая, кожаная, нарядная, чистая, опрятная, глаженная, вязанная, тёплая, удобная, красивая, длинная, короткая, ровная, швейная. Активизация и обогащение глагольного словаря: носить, одевать, надевать, одеваться, раздеваться, застёгивать, | Образование притяжательных прилагательных: Олин сарафан, Танино платье… Образование прилагательных от существительных. Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже: Платье из шерсти – шерстяное платье… Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Халат – халатик… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Шапка – тёплая, красивая, шерстяная… Образование множественного числа существительных: Шапка – шапки… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Моя шапка, много шорт, моя кофта… Предложно-падежное управление (Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.): - из чего сшита одежда? (предлог «из»: из ситца), - без чего? (предлог «без»: без платья, без воротника), - для кого подарок? (предлог «для»: для мамы, для папы), - кому подарок? (маме, папе), - с какими деталями платье? (предлог «с»: с карманами, с воротником), - во что одеты дети? (предлог «в»: девочка одета в платье, в колготках). | Звуки [Н - Н'] Закрепление понятий «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук». Определение наличия или отсутствия звуков [Н - Н'] в словах. Звуковой анализ слогового ряда типа: АН, УНЬ. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? | ||
4-я неделя «Продукты питания» | Активизация и обогащение предметного словаря: продукты, пища, мясо, котлета, колбаса, молоко, сметана, кефир, йогурт, сыр, хлеб, блюдо, гарнир, щи, бульон, печенье, торт, чай, какао, морс, салат, завтрак, ужин, обед, полдник, продавец, повар, кондитер. Активизация и обогащение глагольного словаря: покупать, готовить, варить, хранить, жарить, печь, кипятить, пробовать, солить, добавлять, тереть, резать, лепить, мыть, убирать, пить, есть, ужинать, завтракать, обедать. Активизация и обогащение словаря признаков: вкусный, сладкий, горький, кислый, солёный, свежий, горячий, холодный, полезный, витаминный, жидкий, густой. Активизация и обогащение словаря наречий: | Словообразование: Образование качественных прилагательных от существительных (мака – мучной…). Образование приставочных глаголов (печь – испечь – запечь…). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (торт – тортик…). Образование формы существительных единственного и множественного числа в П.п. и Р.п. (булка – булки – булок…). Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными. Сметана – свежая, вкусная, белая… Образование множественного числа существительных: Котлета – котлеты. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Одна сосиска, моё молоко, много яиц. Предложно-падежное управление (Р.п., В.п., Т.п., П.п.): - Из чего котлеты? (предлог «из»: из мяса, из рыбы). - Что приготовили? (приготовили чай, компот). - Что съел кот? (рыбу, мясо…). - С чем бутерброд? (предлог «с»: с маслом, колбасой…). - Разложи продукты (предлог «на», «в»: в холодильник, на полку…). - Составь меню (предлоги «из», «с», «на»: бульон из курицы, каша с изюмом…). | Звуки [М - Н] Закрепление понятия «согласный звук». Дифференциация звуков. Звуковой анализ слогов типа АН, АМ. | Загадки описания. Распространение предложения однородными дополнениями: Для борща он возьмёт картошку, свёклу, морковь… Формирование вопросно-ответной речи. Составление рассказа-описания по схеме. | Развитие логического мышления: - отгадывание загадок; - игра «Что лишнее?». Развитие зрительного и слухового внимания, памяти: - «Что изменилось?». - «Чего не стало?». - «Что появилось?». Развитие вкусовых ощущений: - «Отгадай по вкусу?». Развитие общей моторики: - пластический этюд. Развитие мелкой моторики: - раскрашивание, - обведение по контуру, - штриховки, - мозаики, - игры с бусами, камешками. | |
5-я неделя «Новый год» | Активизация и обогащение предметного словаря: бумажный фонарик, утренник, зима, костюм, ёлка, игрушка, украшение, праздник, сюрприз, маскарад, песня, танец, стихи, мишура, гирлянда, хлопушка, хоровод, маска, праздник, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка. Активизация и обогащение словаря признаков: круглый, стеклянный, блестящий, разноцветный, нарядная, добрая, высокая, зелёная, стройная, пушистая, колючая, весёлый. Активизация и обогащение глагольного словаря: наряжать, украшать, праздновать, веселиться, петь, танцевать, читать, играть, выступать, рассказывать, поздравлять, получать, дарить. Активизация и обогащение словаря наречий: весело, шумно, дружно, интересно, радостно. Антонимы: скучно – весело, высокая – низкая. | Образование существительных в Р.п. множественного числа: Много игрушек, подарков… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один подарок, мой подарок, много подарков… Образование множественного числа существительных: Шар – шары, ёлка – ёлки… Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных и существительных: Красненький шарик, зелёная ёлочка… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Ёлка – высокая, пушистая, зелёная… Предложно-падежное управление (Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.): - Из чего сделаны игрушки? (предлог «из»: из стекла, из пластмассы); - Без чего? (предлог «без»: без посоха, без варежки); - Для кого подарок? (предлог «для»: для меня, для сестры); - Дети играют где? (предлог «за», «перед», «между», «около»); - Употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Я достал подарок из-под ёлки. | Звук [Б] Выделение звука [Б] среди других согласных звуков. Выделение слогов со звуком [Б] среди других слогов. Определение позиции звука [Б] в слове (начало, середина, конец). | Составление рассказа по серии сюжетных картин (4 сюжетных картинок) «Как дети готовились к встрече Нового года». Заучивание стихотворений о Новом Годе. Задания: Придумать к рассказу название, правильно разложить картинки. | Формирование общей моторики: - пластический этюд, - подвижные игры по лексической теме. Формирование мелкой моторики: - изготовление ёлочных украшений; - раскраски; - штриховки. Аппликация «Бумажный фонарик». Развитие зрительного и слухового внимания: - «Что изменилось?» - «Чего не стало?» - «Чем отличаются?». Классификация: мучные, мясные, молочные продукты. | |
Январь 2-я неделя
«Фольклор» | Активизация и обогащение предметного словаря: сказка, книга, картинки, иллюстрации, художник, герой, смысл, добро, зло, хитрость, зависть, автор, народ, писатель, сочинитель, уста, ручка. Активизация и обогащение глагольного словаря: сочинять, пересказывать, рисовать, придумывать, научить, высмеять, победить, выручить, отомстить, наградить, уважать, любить. Активизация и обогащение словаря признаков: авторская, народная, волшебная, бытовая, главный, добрый, злой, жадный, смелый, сильный, умный, находчивый, весёлый, хитрый, глупый, поучительная, интересная. Уточнение и активизация словаря наречий: интересно, поучительно, весело. Антонимы: весёлый – добрый, умный – глупый, смелый – трусливый… | Словообразование Образование притяжательных прилагательных: заячий хвост, волчий хвост… Образование приставочных глаголов: читать – перечитать – дочитать… Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: сказочка, книжечка, страничка, пенёк… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Сказка – добрая, поучительная, длинная… Образование существительных множественного числа: Сказки, герои, книги… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Одна сказка, много сказок, моя книга… | Звуки [Б - Б'] Закрепление понятий «мягкий согласный», «твердый согласный». Характеристика звуков. Звуковой анализ слогов типа: АБ, БИ. | Развитие монологической речи: составление сказки «на новый лад». Развитие диалогической речи: Беседа на тему: «Зачем нужны сказки?». | Формирование общей моторики: - Изображение героев из сказок. Формирование мелкой моторики: - раскрашивание; - обведение по контуру; - штриховки; - мозаики; - пазлы. Развитие логического мышления: - Игра «Что лишнее?». Развитие слухового, зрительного, речевого внимания. Развитие пространственной ориентировки: - графические диктанты; - игра «Муха». | |
3-я неделя «Народные промыслы, быт, традиции, культура народов Прибайкалья» | Активизация и обогащение предметного словаря: край, город, народ, русские, буряты, нерпа, олени, шкура, омуль, хариус, рыба, озеро Байкал, сказки, легенды, горы, поля, равнины, лес, река, берёза, тополь, рябина, ягоды, грибы. Активизация и обогащение глагольного словаря: течёт, бежит, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть. Активизация и обогащение словаря признаков: широкая, длинная, красивая, зелёная, каменный, деревянный, культурный. Уточнение и активизация словаря наречий: прохладно, сыро, свежо, весело, зелено, тенисто, тихо. Антонимы: тихо – шумно, широкая – узкая… | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Берёзка – берёзонька… Образование существительных в разных падежах: Р.п. Много грибов, оленей, омуля… Т.п. ед. и мн. Числа: Любуюсь рекой, Байкалом… П.п. ед. и мн. числа: Я расскажу о нерпе… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Одна нерпа, много рек, мой камень… | Звуки [Б – П] Характеристика звуков. Закрепление понятий «глухой звук», «звонкий звук». Полный анализ односложного слова БИМ. | Чтение сказок В. Стародумова «Омулёвая бочка», «Ангарские бусы». Рассматривание иллюстраций к книге «Иркутские сказки». Составление описательного рассказа по схеме о растениях, животном. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Развитие логического мышления: - дидактическая игра «Это правда или нет». Формирование мелкой моторики: - раскрашивание, - обведение по контуру, - штриховки, - мозаики. Развитие тактильных ощущений: - «Волшебный мешочек».
| |
4-я неделя «Дом, квартира, мебель» | Активизация и обогащение предметного словаря: мебель, дом, квартира, комната, прихожая, ванная, кухня, туалет, душ, стена, пол, потолок, лестница, дверь, крыльцо, окна, балкон, крыша, этаж, забор, диван, кресло, кровать, стол, стул, софа, шкаф, комод, платяной шкаф, книжный шкаф, табурет, спинка, ножка, подлокотник. Активизация и обогащение глагольного словаря: строить, убирать, Активизация и обогащение словаря признаков: высокий, низкий, красивый, кирпичный, деревянный, городской, родной, любимый, маленький, большой, чистый, уютный, однокомнатная, двухкомнатная, трёхкомнатная, одноэтажный, многоэтажный, двухэтажный. Антонимы: высокий – низкий, новый – старый, городской – деревенский, большой – маленький. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Дом – высокий, многоэтажный, кирпичный… Образование множественного числа существительных: Диван – диваны, дом – дома… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один дом, много этажей, много диванов, моя квартира… Предложно-падежное управление: - Из чего построен дом? (предлог «из»: из кирпича, из досок…); - Где ты живешь? (предлог «в», «на»); - | Звук [В] Определение позиции звука [В] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слогов АВ, ВО. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? | ||
Февраль 1-я неделя «Домашние помощники»: помощники человека (электроприборы, инструменты, бытовая техника) | Активизация и обогащение предметного словаря: электроприборы, инструменты, телефон, пылесос, лампа, компьютер, торшер, морозильник, миксер, фен, холодильник, утюг, стиральная машина, пила, молоток, ножницы, игла, напёрсток, лопата, грабли, дрель. Активизация и обогащение словаря признаков: цветной, чёрно-белый, маленький, большой, белый, моющий, напольная, настенная, высокий, низкий, горячий, холодный, теплый, микроволновая, бытовая, электрический, хрустальная, | Звуки [В - В'] Различение твердых и мягких звуков [В], [В']. Развитие умения давать полную характеристику звука. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? | |||
2-я неделя «Мы едем, едем, едем…» (транспорт наземный, воздушный) | Активизация и обогащение предметного словаря: наземный транспорт, воздушный транспорт, бульдозер, автомобиль, аэроплан, аэропорт, автобус, велосипед, троллейбус, трамвай, мотоцикл, машина, самолет, вертолет, дирижабль, воздушный шар, такси, поезд, вагон, рельсы, кабина, кузов, дверь, багажник, колесо, фары, руль, крылья, трап, иллюминатор, парашют, лопасти, корзина, пассажир, лётчик, пилот, водитель, штурман. Активизация и обогащение словаря признаков: Активизация и обогащение глагольного словаря: ехать, передвигаться, управлять, перевозить, платить (за проезд), оплачивать (за проезд), водить, грузить, сигналить, тормозить, останавливаться, лететь, мчаться, садиться, перевозить, приземляться. | Звук [Д] Выделение звука [Д] среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина). | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? | |||
3-я неделя «Мы едем, едем, едем…» (водный транспорт) | Активизация и обогащение предметного словаря: транспорт, лодка, подводная лодка, корабль, катер, мотор, матрос, пассажир, капитан, кок, трап, палуба, парус, билет, пристань, штурвал, юнга, якорь. Активизация и обогащение глагольного словаря: передвигаться, плыть, причаливать, мчаться, перевозить, управлять, платить (за проезд), грузить. Активизация и обогащение словаря признаков: наземный, водный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, быстрый. Уточнение и активизация словаря наречий: быстро, удобно, комфортно. Антонимы: быстро – медленно, загрузить – выгрузить. | Словообразование: Образование глаголов с помощью приставок: Плыть – уплыть – переплыть… Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Корабль – кораблик… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Корабль – быстрый, красивый, белый… Образование множественного числа существительных: Парусник – парусники, трап - трапы… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один капитан, мой парусник, много матросов… Предложно-падежное управление (Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.). Образование существительных единственного и множественного числа в Т.п.: Путешествовать можно катером (катерами)… - из каких деталей собрана лодка? (предлог «из»: из дна, из бортов…). -Поплывем к бабушке (предлог «на): поплывем на лодке…). - использование предлогов «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из—за». Образование существительных единственного и множественного числа в Р.п.: В порту катер, корабль. В порту много катеров, кораблей. Образование однокоренных слов: Вода – водный, водичка, подводный. | Звуки [Д - Д'] Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковой анализ слова ДОМ. | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Развитие диалогической речи. Беседа по картинке. Составление рассказа о каком-либо виде транспорта. | Координация речи с движениями: - Упражнение «Теплоход». Развитие зрительного внимания и восприятия: - наложенные картинки. - Игра «Найди пару». Развитие речевого слуха, мышления: - Игра «Что лишнее?» Классификация. Развитие памяти, логического мышления: - Игра «Четвертый лишний» - отгадывание загадок. | |
4-я неделя «День защитника Отечества» | Активизация и обогащение предметного словаря: Родина, армия, автомат, атака, артиллерист, войска, врач, защитник, солдат, лётчик, танкист, герой, генерал, противник, матрос, медсестра, десантник, пограничник, бой, командир, медаль, пилотка, фуражка, граната, мина, пистолет, ружьё, пушка, тельняшка. Активизация и обогащение словаря признаков: быстрый, военное, храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, мирное. Активизация и обогащение глагольного словаря: воевать, стрелять, сражаться, ранить, перевязывать, вылечить, победить. Уточнение и активизация словаря наречий: смело, решительно, отважно. Антонимы: храбрый – трусливый, слабый – сильный… | Словообразование Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Солдат – солдатик… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Солдат – смелый, отважный, решительный… Образование множественного числа существительных: Патрон – патроны, граната – гранаты… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один танк, мой автомат, много солдат… Предложно-падежное управление. Образование существительных единственного и множественного числа в Р.п.: Много (Чего?) – снарядов, патронов, орудий… Использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из-за». Образование сравнительной степени прилагательных: У старшего брата руки сильные, а у солдата ещё сильнее. | Звук [Т] Выделение звука [Т] в потоке звуков. Звуковой анализ слогов типа АТ, ТУ. | Развитие связной речи (беседа по картине). Составление предложений по картинкам. Составление рассказа по картине «Пограничники». Заучивание стихотворений к празднику. | Развитие общей моторики: - подвижная игра «Пограничник». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса: - Упражнение «Кто быстрее (скорее)?». | |
Март 1-я неделя «Весна», «Женский праздник» | Активизация и обогащение предметного словаря: подарок, цветы, роза, мимоза, тюльпан, мама, бабушка, сестра, весна, солнце, сосулька, подснежник, проталина, капель, март, поздравление, праздник, открытка. Активизация и обогащение глагольного словаря: заботиться, любить, уважать, делать, сделать, печь, накрывать, наряжаться, готовить, наступать, дарить, получать, желать, радоваться, хвалить. Активизация и обогащение словаря признаков: родная, любимая, заботливая, ласковая, добрая, тёплый, солнечный, душистый, долгожданный, нежный, радостный, мамин, праздничный, красивая, весенний, счастливая. Уточнение и активизация словаря наречий: быстро, красиво, весело, тепло, звонко, ярко, радостно, приятно. Антонимы: весёлый – грустный, шумный – тихий… | Образование существительных у уменьшительно-ласкательными суффиксами: Сестрёночка, мамулечка, бабулечка. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Мама – любимая, добрая, нежная… Образование множественного числа | Звуки [Т - Т'] Различение твёрдых и мягких звуков. Звуковой анализ слов Том, Тим. | Составление рассказа по схеме о маме, бабушке, сестре. Заучивание стихотворений к празднику. Беседа о профессиях мам. | Формирование общей моторики: - пластические этюды. Формирование мелкой моторики: - изготовление подарков для мам и бабушек, - обведение по контуру, - раскрашивание, - штриховки, - мозаики, - игры с бусами, камешками. Формирование языкового чутья: - объяснение пословиц, фразеологических оборотов («золотые руки», «горячее сердце»). Развитие логического мышления: - Игра «Что лишнее?». | |
2-я неделя «Посуда» | Активизация и обогащение предметного словаря: посуда, сервиз, сервировка, блюдо, блюдце, чайная посуда, чашка, чайник, солонка, сахарница, молочник, ваза, конфетница; столовая посуда – тарелка, вилка, ложка, нож, хлебница; кухонная посуда – кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, шумовка, сито, тёрка; части предметов – ручка, носик, донышко, стенка, крышка; материал – стекло, металл, дерево, глина, пластмасса, фарфор, хрусталь. Активизация и обогащение глагольного словаря: наливать, разливать, выливать, есть, переливать, готовить, мыть, чистить, покупать, беречь, сервировать, варить, жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, кушать, накладывать, тереть, просеивать. Активизация и обогащение словаря признаков: кухонная, столовая, чайная, металлическая, стеклянная, фарфоровая, деревянная, пластмассовая, глиняная, чистая, грязная, праздничная, новая, старая. Антонимы: острый – тупой, чистый – грязный, глубокая – мелкая, хрупкая – прочная, пустой – полный. | Словообразование Образование притяжательных прилагательных: Посуда из стекла – стеклянная. Образование относительных прилагательных: Посуда для кухни – кухонная посуда. Образование новых слов с помощью суффиксов и окончаний: Солонка, сахарница. Образование приставочных глаголов: Поставить, переставить, отрезать, нарезать. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Чайничек, тарелочка… Образование сложных слов: Домохозяйка, скороварка… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Тарелка – глубокая, суповая, белая, фарфоровая… Образование существительных множественного числа: Вилки, ложки… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один нож, мой чайник, моя кружка, много чашек… Предложно-падежное управление. Образование существительных единственного и множественного числа в Р.п.: На столе нет вилок (вилки). Образование существительных единственного и множественного числа в Т.п.: Я режу хлеб ножом (ножами). Образование существительных единственного и множественного числа в П.п.: Я варю суп в кастрюле (кастрюлях). Д/и «Старая посуда» без чего (предлог «без»: без ручки, без носика…). Д/и «Накроем на стол» | Звуки [Д - Т] Дифференциация звуков. | Загадки-описания. Развитие диалогической речи: - Зачем нужна посуда? - Накроем стол. Развитие монологической речи: составление рассказа-описания о каком-либо предмете посуды по схеме. Составление рассказа-сравнения о двух предметах посуды. Чем отличаются? Чем похожи? | Формирование общей моторики: - Пластический этюд «Чайник». Формирование мелкой моторики: - раскрашивание, - обведение по контуру, - штриховки, - мозаики. Развитие логического мышления: - Игра «Что лишнее?». Развитие слухового, зрительного, речевого внимания. Развитие памяти, логического мышления: - игра «Найди ошибку», - игра «Угадай что лишнее?». Развитие пространственной ориентировки: - сервировка стола к обеду (завтраку, ужину) по словесной инструкции. Формирование языкового чутья. Объяснение значение выражений: - «Носить воду в решете», - «Не в своей тарелке». | |
3-я неделя «Мир искусства, мир литературы» (неделя детской книги, жанры литературы, писатели и поэты) | Активизация и обогащение предметного словаря: библиотека, иллюстрации, книга, журнал, газета, страница, обложка, писатель, автор, поэт. Активизация и обогащение словаря признаков: интересная, народная, авторская, волшебная, книжный (магазин), положительный (герой), отрицательный (герой). Антонимы: добрый – злой, ленивый – трудолюбивый, умный – глупый. | Образование существительных | Гласные звуки Определение гласного звука в середине односложных слов ДОМ, КОМ, СОМ. | Знакомство с детским писателем Виталием Валентиновичем Бианки, чтение сказки «Как муравей домой спешил» (предварительная работа к спектаклю по произведению). | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Пластические этюды. | |
4-я неделя «Волшебные сказки» | Активизация и обогащение предметного словаря: автор, сказка, волшебная сказка, книга, картинки, иллюстрации, герой, художник, смысл, добро, зло, хитрость, лесть, дружба, зависть, народ, писатель, сочинитель, уста, ручка, Пушкин А.С., Шарль Перро, Чуковский. Активизация и обогащение глагольного словаря: сочинять, пересказывать, рисовать, придумывать, научить, высмеять, выручить, победить, отомстить, уважать, наградить, любить. Активизация и обогащение словаря признаков: авторская, народная, главный, добрый, злой, смелый, жадный, сильный, умный, находчивый, глупый, хитрый, интересная, поучительная. Уточнение и активизация словаря наречий: интересно, поучительно, весело. Антонимы: добрый – злой, умный – глупый, смелый – трусливый… | Словообразование: Образование притяжательных прилагательных: Заячий хвост, волчий хвост… Образование приставочных глаголов: Читать – прочитать – дочитать… Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Сказочка, страничка, пенёк… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Сказка – добрая, поучительная, длинная… Образование существительных множественного числа: Сказки, герои… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Одна сказка, много сказок, моя книга… | Звук [Ф] Выделение звука [Ф] среди других согласных звуков. Деление слов на слоги, различение коротких и длинных слов. | Развитие связной монологической речи: Составление сказки на новый лад. Стихотворение с договариванием слова. | Формирование общей моторики. Формирование мелкой моторики: - раскрашивание, - обведение по контуру, - штриховки, - пазлы, - мозаики. Развитие логического мышления: - Игра «Что лишнее?». Развитие слухового, зрительного, речевого внимания. Развитие памяти, логического мышления: - Игра «Угадай, что лишнее?». Развитие пространственной ориентировки: - графические диктанты, - игра «Муха». | |
III период (апрель, май) | ||||||
Апрель 1-я неделя «Перелётные птицы» | Обогащение и активизация предметного словаря: лебедь, грач, голубь, журавль, скворец, стриж, дятел, ласточка, ворона, грач, снегирь, синица, сова, голова, шея, туловище, крыло, хвост, клюв, лапа, коготь, перо, гнездо, яйцо, дупло, корм, зерно, кормушка, семечки, зерно, юг, польза. Активизация и обогащение словаря признаков: перелётные, зимующие, птичий, серый, суетливый, взъерошенный, невзрачный, яркий, пёстрый, заботливая, яркий, маленький, голосистый, драчливый, боевой. Активизация и обогащение глагольного словаря: летать, зимовать, возвращаться, вить (гнезда), откладывать, высиживать (яйца), петь, клевать, щебетать, каркать, чирикать, нахохлился, уничтожать (вредных насекомых), подкармливать. Активизация и обогащение словаря наречий: громко, быстро, холодно. Антонимы: быстрый – медленный, зимующие – перелётные, яркий – невзрачный. | Образование множественного числа существительных: Ласточка - ласточки, скворец - скворцы… Образование существительных в разных падежах: Р.п. множественного числа: В небе много журавлей… Д.п. множественного числа: Насыпали зёрнышки Образование притяжательных прилагательных: Журавлиное гнездо. Журавлиное перо. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Много дятлов, один воробей, моя ласточка… Предложно-падежное управление (Р.п., Д.п., В.п., Т.п.): - Кому корм? (предлог «для»: корм лебедя), - Кого увидели у кормушки? (грача…); - Где живут птицы? (предлог «в», «на»), - Где спряталась птица? (предлоги «в», «на», «за», «перед», «между»). | Звуки [Ф - Ф'] Различение твёрдых и мягких звуков [Ф] и [Ф']. Определение позиции звука в словах. | Загадки – описания. Развитие монологической речи: составление рассказа-описания по схеме. Заучивание стихотворений, считалок. | Развитие слухового и зрительного внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Развитие памяти, логического мышления: - Игра «Четвертый лишний», - отгадывание загадок. Формирование общей моторики: - пластические этюды. Развитие мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика, - раскрашивание, - штриховки, - складывание мозаики, - игры с крупой, - игры с камешками. Игры на восприятие формы, цвета, размера: - Узнай предмет по контуру. - «Волшебный мешочек». | |
2-я неделя «Человек во Вселенной: Тайны космоса» | Активизация и обогащение предметного словаря: планета, Земля, Солнце, космос, звезда, корабль, ракета, космонавт, скафандр, Юрий Гагарин. Активизация глагольного словаря: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуниться, первый, осваивать, летать, запускать. Активизация и обогащение словаря признаков: космический, звездный, храбрый, отважный, смелый. Активизация и обогащение словаря наречий: темно, светло, красиво. Антонимы: темно – светло, смелый – трусливый. | Образование множественной формы имени существительного: Ракета – ракеты, корабль – корабли… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: один спутник, два спутника, пять спутников… Много ракет, моя ракета… Образование приставочных глаголов: Улетела – прилетела – взлетела… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку: Космонавт (какой?) – смелый, мужественный, храбрый, умный… Предложно-падежное управление: Р.п.: В космосе много спутников, планет, звёзд… П.п.: Расскажу брату о звёздах, ракете, космосе… | Звуки [В - Ф] Дифференциация звуков [В] и [Ф]. | Рассматривание картин и беседы по ним. Рассматривание портрета Ю.А. Гагарина, Белки и Стрелки. | Формирование общей моторики: - Пластический этюд. Формирование мелкой моторики: - раскрашивание, - обведение по контуру, - штриховки, - мозаики. Развитие логического мышления: - Игра «Что лишнее?». Развитие пространственной ориентировки: - нарисуй вверху, внизу… | |
3-я неделя «Комнатные растения, огород на окне» | Активизация и обогащение предметного словаря: цветок, растение, куст, стебель, листья, корни, цвет, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление, бальзамин, бегония, герань, кактус, фиалка, фикус, хлорофитум. Активизация и обогащение словаря признаков: зелёный, гладкий, блестящий, колючий, цветущий, красивая, душистая, нежные, капризные, сочные, хрупкий, влажный. Активизация и обогащение глагольного словаря: удобрять, ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать, подкармливать, заботиться, растет, цветёт, вянет, засыхает, распускается. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Цветок – цветочек, бутон – бутончик… Образование множественного числа существительных: Кактус – кактусы… Согласование местоимений, числительных, наречий с существительными: Моя герань, один бальзамин, много бутонов. Подбор признаков к предмету: Герань (какая?) – красивая… Образование существительных Родительного падежа единственного числа: Цветок – нет цветка, бутон – нет бутона… | Звук [К] Выделение звука [К] из потока согласных звуков, в слогах и словах. | Разучивание стихотворения: Меня фиалкою зовут. Так называй меня и ты. Пусть на окне твоём растут Мои весёлые цветы. Составление описательного рассказа о понравившемся цветке. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Подвижная игра «Комнатные растения». Развитие мелкой моторики: - раскрашивание, - обводка. Развитие логического мышления: - Игра «Что лишнее?». | |
4-я неделя «Безопасность человека - ПДД» (неделя осторожного пешехода) | Активизация и обогащение предметного словаря: светофор, пешеходный переход, пешеход, тротуар, улица, проезжая часть, обочина, правила. Активизация и обогащение глагольного словаря: сигналит, едет, тормозит, ходить, переходить, ехать, проезжать, переезжать, остановиться, подождать. Активизация и обогащение словаря наречий: быстро, далеко, близко, медленно. | Образование множественного числа существительных: Светофор – светофоры, дорога – дороги… Образование существительных в Родительном падеже: В городе много светофоров. Подбор предметов к признакам: Старый… (светофор, тротуар). Грузовой… (автомобиль). Подбор подходящего по смыслу глагола: Машина из гаража… Машина от дома… Машина с моста… | Звуки [К - К'] Различение твёрдых и мягких звуков [К], [К']. Звуковой анализ слова КИТ. | Загадки по теме. Пересказ отрывка из рассказа «Как ребята переходили улицу» из книги «Малыши». Рассматривание иллюстраций «На дороге» (проблемные ситуации). | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Развитие мелкой моторики: - штриховки, - раскрашивание дорожных знаков, - рисование светофора. | |
Май 1-я неделя «Этот День Победы…» | Активизация и обогащение предметного словаря: победа, салют, цветы, флаг, гвоздика, Родина, воин, защитник, солдат, победитель, Иркутск, парад, памятник, вечный огонь. Активизация и обогащение глагольного словаря: сражались, воевали, защищали, любить, уважать, помогать, строиться, хорошеет, растёт. Активизация и обогащение словаря признаков: праздничные, многолюдные, разноцветные, смелый, храбрые, ловкие, отважные. Уточнение и активизация словаря наречий: празднично, нарядно, тихо, торжественно. | Образование множественной формы имени существительного: Салют - салюты… Образование сравнительной степени прилагательных: Самолёт летит высоко, а ракета выше. Подбор признаков к предмету: Солдат – храбрый, сильный, смелый… Образование однокоренных слов: Улица – улицы, улочка, уличный… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один ветеран, мой город, много памятников… Образование существительных в разных падежах: Р.п. множественного числа: В городе много памятников, театров… Т.п. ед. и мн.числа: Любуюсь памятником, улицей… П.п. ед. и мн.числа: Я рассказала о вечном огне… | Звук [Г] Определение наличия или отсутствия звука [Г] в словах. | Заучивание стихотворений о Дне Победы. Майский праздник День Победы, Отмечает вся страна - Надевают наши деды Боевые ордена. Пересказ рассказа «Собака санитар». Рассматривание картины и беседа по ней. | Развитие речевого внимания: - Игра «Можно ли так говорить?». Развитие логического мышления: - дидактическая игра «Это правда или нет?». Развитие мелкой моторики: - раскрашивание. | |
2-я неделя «Пресмыкающиеся, земноводные» | Активизация и обогащение словаря признаков: пресмыкающиеся, земноводные, змея, крокодил, жаба, жабры, икра, головастик, лягушка, хамелеон, ящерица, черепаха, игуана, удав, кожа, капюшон, панцирь, пустыня, джунгли, чешуя. Активизация глагольного словаря: жужжит, заглатывать, добывать, охотиться, охранять, плавать, ползать, квакает. Активизация и обогащение словаря признаков: сильный, зубастый, злой, хищный, коротконогий, земноводное, пресмыкающееся. Антонимы: длинный – короткий, большой – маленький. | Образование множественной формы имени существительного: Крокодил – крокодилы, змея – змеи… Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Черепаха - черепашка, змея – змейка… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку: Крокодил – злой, зубастый, сильный… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Моя змея, одна черепаха, много крокодилов… Образование существительных в разных падежах: Им.п. ед. числа: одна щука, В.п. ед. числа: поймать кузнечика, лягушку. Т.п. ед.числа: играть с лягушкой. | Звуки [Г - Г'] Различение твёрдых и мягких звуков. Звуковой анализ и синтез слогов. | Составление предложений с предлогами. Развитие связной речи: Пересказ рассказа. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Развитие мелкой моторики: - раскрашивание, - рисование. | |
3-я неделя «Морские обитатели» (в т.ч. рыбы Прибайкалья) | Активизация и обогащение предметного словаря: море, озеро Байкал, омуль, байкальская нерпа, водоросли, кораллы, кит, акула, рыба-клоун, морская звезда, рыба-ёж, рыба-бабочка, медуза, скат, морской конёк, осьминог, дельфин, краб, туловище, хвост, плавник, жабры, пасть, чешуя, щупальца. Активизация и обогащение словаря признаков: опасный, хищный, зубастый, усатый, подводный. Активизация и обогащение глагольного словаря: плавает, питается. | Образование множественного числа существительных: Кит – киты, дельфин – дельфины… Употребление Р.п. (закрепление частей тела): Не стало плавника, не стало плавников… Употребление Р.п. единственного и множественного числа: Не стало кита, не стало китов… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один морской конёк, моя медуза, много акул. Образование притяжательных прилагательных: Рыбья голова, рыбий хвост… Подбор однокоренных слов: Рыба – рыбка – рыбёшка – рыбак – рыбалка. | Звуки [К - Г] Дифференциация звуков [К] и [Г]. Звуковой анализ слова КИТ. | Развитие связной монологической речи: составление описательного рассказа по плану о рыбе. Чтение Е.Пермяк «Первая рыбка». | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Объяснение значений выражений: «Молчит как рыба». Развитие мелкой моторики: - выкладывание рыб из палочек, спичек, - рисование по трафаретам, - рисование рыб. Игра «Кто лишний?» Подвижные игры «Море волнуется…». | |
4-я неделя «Луг. Насекомые» | Активизация и обогащение предметного словаря: луг, растения, цветы, мак, колокольчик, ромашка, одуванчик, незабудка, насекомые, муравей, паук, комар, гусеница, бабочка, дождевой червь, кузнечик, муха, пчела, оса, пчела, стрекоза, личинка, кокон, муравейник, улей, яйца, сачок, роса, жало, крыло. Активизация и обогащение глагольного словаря: расти, цвести, раскрываться, летать, ползать, шевелить, строить, собирать, жалить, жужжать, кусать, пищать, прыгать, ловить, стрекотать. Активизация и обогащение словаря признаков: летающий, полосатый, рогатый, вредный, маленький, полезный, красивый, лёгкий, сильный, трудолюбивый, яркий. Уточнение и активизация словаря наречий: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко. Антонимы: маленький – большой, громко – тихо, быстро – медленно, вредный – полезный. | Словообразование Образование прилагательных от существительных: Комар – комариный… Образование приставочных глаголов: Улетел – прилетел… Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Комар – комарик… Образование сложных слов: Трудолюбивый. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных множественного числа: Оса – осы… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один жук, много кузнечиков, мой улей… Предложно-падежное управление: - Кого поймал? (муху, кузнечика), - Что несёт муравей? (травинку, листик), - Куда села муха? (предлог «на»: на мак), - Чем поймали бабочку? (сачком, панамкой), - Кто где живет? (предлоги: «в», «на»: в муравейнике, на дереве). | Звук [Х] Выделение согласного звука [Х] среди других звуков. Определение позиции звука [Х] в словах (начало, середина, конец слова). Деление слов на слоги. | Загадки-описания. Составление описательных рассказов по схеме. Сравнительно-описательные рассказы. Беседы по темам: - Зачем нужны насекомые? - Вред и польза насекомых. | Развитие зрительного и слухового внимания: - Что изменилось? - Чего не стало? - Что появилось? - Что лишнее? Учить детей отгадывать загадки. Игры на восприятие цвета, формы, размера: - «Узнай предмет по его части», - «Что изменилось?». Классификация: - Летающие, ползающие, - Игра «Четвёртый лишний». Объясни значение выражений: - «Тружусь, как пчёлка», - «Сделать из мухи слона». Формирование мелкой моторики: - раскрашивание, - обведение по контуру, - мозаики, - штриховки. | |
«Цветы» | Классификация цветов: садовые, луговые, полевые, комнатные. Активизация предметного словаря: роза, астра, гладиолус, ирис, пион, георгин, тюльпан, колокольчик, ромашка, василек, медуница, мать- и-мачеха, одуванчик, кувшинка, подснежник, ландыш, лилия. Активизация и обогащение словаря признаков: красивые, яркие, цветущие, праздничные, нежные, хрупкие. Активизация и обогащение глагольного словаря: цветут, растут, вянут, распускаются, расцветают, радуют, пахнут | словообразование Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Цветок – цветочек, роза – розочка… Образование приставочных глаголов: Рвать – сорвать, вырвать. Образование прилагательных от существительных: Поле – полевой… Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных с прилагательными: Мак – красный, красивый… Образование существительных множественного числа: Цветы, бутоны, листья… Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: Один василёк, много васильков, мой василёк… Предложно-падежное управление: - Из чего букет? (предлог «из»: из роз). - Где спрятался цветок? (предлог «в», «у», «под», «за»), | Повторение | Загадки-описания Составление описательного рассказа о цветах. Сравнительно-описательные рассказы. Беседы по темам: - Зачем нужны цветы? - Почему нельзя рвать цветы? - Мой любимый цветок. | «Соберем букет» «4-й лишний» «Что где растет?» «Отгадай цветок по звуку, слогу» Лото «Цветы цветут» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей старшей группы с ОНР III уровня.
Составление рассказа-описания на материале лексической темы "Весна"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе МесяцНеделя№ занятияКол-вочасовТемаЦельЛексико-граммати...