Логопедическое занятие на тему "Дикие животные" для детей старшей группы с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о диких животных леса с опорой на мнемосхемы, расширяется и акимвизируется словарный запас по теме, закрепляется навык образования притяжательных прилагательных. Сюрпризный момент и используемые приемы сказочного перевоплощения поддерживают у детей познавательный интерес и внимание в течение всего занятия. Кроме достижения основной цели - развития связной речи у дошкольников, решаются задачи развития общей и мелкой моторики, включены упражнения на изменение силы голоса, на развитие восприятия, мыслительных процессов анализа и синтеза. У детей воспитывается бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_dikie_zhivotnye.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР
Тема «Дикие животные»
Цель: учить составлять описательные рассказы о диких животных леса, используя план-схему.
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширить знания детей о диких животных;
- активизировать словарь по теме;
- учить отвечать на вопросы;
- учить составлять описательный рассказ;
- закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать восприятие, внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж, лось), игрушка-бегемотик, разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания, обруч.
Ход занятия
- Организационный момент
Дети входят в группу.
Загадки о диких животных.
Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает и получает маску дикого животного.
Рыжая плутовка, хитрая головка,
Хвост пушистый, краса.
А зовут ее … (лиса)
Летом серый, а зимой белый. (заяц)
Серый, злой, зубастый
По лесу рыщет, добычу ищет. (волк)
Рыжий, маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (белка)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а ниток ни одной. (ёж)
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной. (медведь)
- Сюрпризный момент
Логопед:
- А у нас сегодня гость.
Появляется игрушка-бегемотик, здоровается.
Бегемотик:
- Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел животных, которые живут в вашем лесу.
3. Описательные рассказы о диких животных
Логопед:
- Давайте расскажем бегемотику о наших диких животных. Нам поможет план-схема.
План рассказа
- Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
- Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?
- Чем питается (на кого охотится)?
- Как зовут детеныша?
Логопед дает пример описательного рассказа.
- Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.
У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий
Дома нет, спит под деревом.
Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев.
Детеныш лося – лосенок.
Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.
Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.
Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Детеныш лисы – лисенок.
Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.
Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.
Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.
Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.
Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым.
Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.
Зимой у медведицы появляются медвежата.
Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.
Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.
Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.
На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.
Бегемотик:
- Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим побывать в лесу.
4. Путешествие в зимний лес
Логопед:
- Ребята вы хотите оказаться в лесу?
- Какое сейчас время года?
- Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие животные.
Логопед предлагает пройти через обруч:
Кто через обруч волшебный пройдет.
Тот в зимний лес попадет.
Звучит музыка.
Логопед:
- Какая звучит музыка? (нежная, красивая, спокойная)
- Что вы представляете под звуки этой музыки?
(Кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья)
Мы пришли в зимний лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки на небе кружатся
И тихо на землю ложатся.
Вот и зайка проскакал-
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас!
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Дети кружатся под музыку.
Упражнение «Следы зверей»
Логопед:
- Чьи это следы? (Зайца, лося, белки, волка)
- Как сказать по-другому?
(Следы зайца – заячьи следы,
следы лося – лосиные следы,
следы белки – беличьи следы,
следы волка – волчьи следы)
Упражнение «Кто где живет»
Логопед:
- Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайчики. Что они делают?
(Зайцы грызут веточки и кору деревьев)
Логопед:
-А где дом у белки?
(У белки домик дупло)
- Чем питается зимой белка? (Белка делает запасы на зиму, она сушит грибы и ягоды, собирает орехи. В дупле устраивает кладовую.)
Открывается клапан, и дети видят запасы белки.
- Лось убежал. Наверное, волка испугался. И волка не видно. Может быть, убежал в свой дом? Как он называется?
(Дом волка называется волчье логово.)
- Чьих следов на снегу мы не увидим зимой?
(Мы не увидим следов медведя, потому что медведь всю зиму спит.)
Бегемотик:
- На этой полянке очень большой сугроб.
Дети:
- Это и есть дом медведя.
Бегемотик:
- А я не вижу никакого домика.
Дети:
- Под этим сугробом и есть медвежья берлога – его дом.
Открывается клапан, и дети видят, как спит медведь.
Логопед:
- Только не шумите, чтобы не разбудить медведя. Голодный, не впавший в спячку, медведь очень опасен.
Динамическая пауза – фонологическое упражнение
(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также изменяют интонацию и силу голоса.)
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под елкой спит медведь –
Тише, тише – не шу-меть.
Пальчиковое упражнение «Есть у каждого свой дом»
Логопед:
- Чтобы бегемотик хорошо запомнил, как называются домики диких животных, давайте расскажем ему стихотворение.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
У лисы в лесу густом
Есть нора – надежный дом.
Белочке в дупле на ели
Не страшны зимой метели.
И у зайчика есть дом –
В снег зарылся под кустом.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
Логопед:
- Нам пора возвращаться в детский сад.
Через обруч волшебный мы пройдем.
В детский сад обратно попадем.
5. Упражнение «Составь картинку из частей»
Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.
6. Итог
Бегемотик:
- Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.
Логопед:
- А вам понравилось? (Дети отвечают)
Бегемотик:
- Я в зимнем лесу зачерпнул волшебный снег, и он превратился в сладкое угощение. Это вам, а это я отвезу в Африку своим друзьям: крокодилам, слонам и жирафам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".
В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...
Конспект логопедического занятия по развтитию речи в старшей группе детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу".
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком [А]»
Этот материал поможет молодым специалистам выстроить работу по формированию звукопроизношения и знакомству со звуками с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе. Конспект содержит разнообра...
Конспект подгруппового логопедического занятия «У дедушки Матвея» в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио» и здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз).
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказов-описаний ...
Подгрупповое логопедическое занятие по звукопроизношению для детей старшей группы
Звуки А,У,О,ИЦель: обобщить знания детей о звуках [А], [О], [И], [У].Задачи:1. Научить детей выделять звуки [А], [О], [И], [У] среди других звуков, слогов, слов.2. Совершенствовать навык детей пр...
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНРЦель: образование однокоренных слов.Задачи:1) коррекционно-образовательные задачи:- закреплять пред...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР
Материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности....