Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_frontalnogo.docx | 143.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого фронтального
логопедического занятия
по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР
Тема: «Звук и буква У».
Лексическая тема: «Игрушки».
Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить произношение звука [у];
- определять позицию звука [у] в слове;
- познакомить с буквой У.
Коррекционно-развивающие:
- учить детей выделять звук [у] из ряда гласных звуков;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать речевое внимание;
- развивать умение образовывать приставочные глаголы.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Оборудование: Красный замок и его хозяйка, кукла Уля, красиво оформленная коробочка для картинок, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, удод), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка), буквенные кассы, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка, интерактивная игра «Услышь звук У».
Ход занятия
1. Организационный момент
Психогимнастика. Релаксация.
Вносится кукла. Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло.
Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное пугало. Ой, какое оно страшное!
Логопед и дети изображают испуг.
Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук, туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые, никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые.
2. Развитие общей моторики
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто | Скачут на воображаемой лошадке. Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу. Приглаживают хвостик. Скачут на воображаемой лошадке. |
2. Развитие артикуляционной моторики
По утрам Уля, как и мы, любит делать гимнастику для язычка. Давайте все вместе поупражняемся.
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Заборчик»
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
«Часики»
- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
3.Развитие голоса
Изображать звук паровозика: У-У-У-У…. Громко (близко подъехал), тихо (далеко отъехал).
4. Сообщение темы занятия
Каким именем мы назвали куклу? (Уля.) Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (Звук [у].) Где мы можем услышать звук [у] ? Кто воет у-у-у? (Воют волки.) Зимой ветер воет ... (у-у-у). Звук [у] произносится с усилением и ослаблением голоса.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [у], познакомимся с буквой У.
5. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам
Выставляется игрушка — поезд.
Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит ... (у-у-у). Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук [у] . «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук [у] называется гласным.
Выставляется Красный замок. Хозяйка показывает, в каком окошке будет «жить» звук [у].
Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет ... (звук а.) На втором этаже живет ... (звук у). Звук [у] будем обозначать красным кружочком, как и звук [а]. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.
Для пения гласные звуки важны,
Они и напевны и очень нежны.
Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.
6. Выделение звука [у] из ряда гласных. Игра «Услышь звук У»
7.Произношение звука [у] в словах. Словоизменение
Выставляется красиво оформленная коробочка. Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
(Удочка.)
Имитация ловли рыбы.
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук [у] — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)
Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.
Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это ... (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук [у].)
Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук [у]. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много... (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)
8.Физическая пауза
Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?
По реке Простыне
Плывет пароход.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.
(Утюг.)
Имитация работы с утюгом.
Чем ты гладишь? (Утюгом.)
9.Развитие речевого внимания
Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука [у] в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».
Жи-жи-жи, ползут ... (ужи).
Сы-сы-сы, у папы выросли ... (усы).
В названии какой части тела есть звук [у]? (Уши.)
Мы слушаем усами? (Нет, ушами.)
У ужей нет ... (ушей).
А у нас два ... (уха).
Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха).
Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)
Послушайте, какие слова «заблудились».
Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.)
Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)
Улитка просит удочку:
— Закинь-ка в реку уточку.
Удочка закинула,
Уклейку-рыбку вынула.
Г. Сапгир
Повторение исправленного стихотворения.
Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)
10.Физминутка
А сейчас вы — пчелки.
Пчелки в ульях сидят,
На цветы они глядят,
Пчелки, с ульев вылетайте!
Мед скорее собирайте!
11.Выделение слов со звуком [у].
Психогимнастика. Дети, послушайте стихотворение:
Удод у дороги А уж зашуршал
Увидел ужа, И уполз в камыши,
Удод улетел, Над глупым удодом
От испуга дрожа. Смеясь от души.
И. Костарев
Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы изобразите удода и ужа.
12.Образование приставочных глаголов
Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у] из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, уж.) Что сделал удод? (Улетел.) Удод улетает, а уж ... (уползает). Пчелки улетают или уползают? (Улетают.) Улитка... (уползает). Утка ... (уплывает).
13.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой
Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно:
улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка;
утюг, мутюг, витюг, утюг.
Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)
Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.
Демонстрируется звуковая линейка.
Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.
Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.
Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.)
А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка), у-жи (два хлопка), уж (один хлопок), у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.
14.Знакомство с буквой У.
Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву.
Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.
На что похожа буква у?
Ответы детей.
У — сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
В. Степанов
Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы у. Найдите в кассах букву у.
Буква у выставляется в окошко Красного замка.
15. Итог занятия
Подарим хозяйке Красного замка слова со звуком [у]. Я буду произносить часть слова, без звука [у]. Вы дополните его звуком [у] и скажете все слово. _казка (указка), _дав (удав), _лыбка (улыбка), _ченик (ученик), _голъ (уголь), _гол (угол), _шко(ушко), _зел (узел). Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком [А]»
Этот материал поможет молодым специалистам выстроить работу по формированию звукопроизношения и знакомству со звуками с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе. Конспект содержит разнообра...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"
Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по теме «Весна» в подготовительной группе
Цель:- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;- расширить и активизировать словарь детей по данной теме...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР
Материал для логопедов и воспитателей логогрупп....
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР
Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....
Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Осень»
Цель: Закрепить и расширить представления об осени....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...