Непосредственная образовательная деятельность "Путешествие по стране Знаний"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель НОД - подвести итоги коррекционной работы, подчеркнуть значимость логопедических занятий для развития речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность
«Путешествие по Стране Знаний»
подгот. гр.
Цель: подвести итоги коррекционной работы в праздничной обстановке, подчеркнуть
значимость занятий для общего развития ребенка.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнение, активизация и актуализация словаря (упражнение в подборе антонимов и обобщений);
- совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- автоматизация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие фонематических процессов;
- развитие зрительного внимания и восприятия;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие связной речи;
- развитие навыка оперативной зрительной, слуховой памяти.
Воспитательные задачи:
- воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитание самоконтроля за речью.
Оборудование: мультимедийная установка; видео: видеописьмо, отрывки из мультфильмов “Паровозик из Ромашково”, «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Путаница», «Тараканище», «Дядя Степа»; аудиоролик «Гроза»; билеты с изображением предметов со звуком Л; плоскостной ежик с прищепками; очки; украшенный обруч; сюжетная картина «Путаница» (экран); предметные картины по обобщениям; сундук, грамоты, угощение.
Ход занятия:
– Здравствуйте, дети! Сегодня у нас праздник, на который мы пригласили гостей. Давайте скажем им “здравствуйте”.
А теперь волшебство.
(музыка)
- Я взмахну правой рукой, и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет!
Раз, два!
- Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза. А когда откроют, будут смотреть
только на меня. Раз, два. Открывайте!
- Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, нам пришло видеописьмо от Царицы Грамоты. Присаживайтесь и слушайте. (дети, сидя на ковре, смотрят)
(Логопед включает видеозапись.)
- Здравствуйте, ребята. Я - Царица Грамота. Я знаю, что скоро вы покинете детский сад и придете в мое королевство - Школу. Мне хотелось бы узнать, действительно ли вы готовы к этому? Что вы знаете и умеете? И поэтому я предлагаю вам отправиться в путешествие по Стране Знаний. Во время путешествия вам придётся выполнять много заданий, быть внимательными, сообразительными, и, конечно, взять с собой хорошее настроение. До встречи.
- Затруднение в игровой ситуации.
(Логопед выключает видеозапись и обращается к детям.)
- Ребята, но мы с вами не боимся трудностей и вместе все преодолеем. Вы согласны отправится в путешествие?
- Да! (дети встают)
- Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.
- Тогда вперед! Давайте вспомним наше правило:
“Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим”.
- Ребята, а на чем можно путешествовать? (на поезде) Что нужно приобрести, чтобы поехать на поезде? (билеты) Билеты необычные – они с картинками. Возьмите по одному билету, но выбирать можно только те, на которых картинка со звуком Л. (билеты лежат на столе, дети подходят, выбирают)
- Назовите картинки, которые изображены на билетах.
(Контролируя выполнение задания, логопед собирает билеты.)
- Молодцы! Ребята, послушайте (включает ролик с грозой), начинается гроза!
(пальчиковая гимнастика, сидя на стульях)
- Дождь кончился, пора отправляться!
Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.
(дети двигаются по кругу друг за другом)
Станция Чистоговорок.
(дети садятся на стулья)
- Мы прибыли на станцию Чистоговорок. Сейчас я буду каждому читать чистоговорку, ваша задача повторить их, правильно и чётко проговаривая звуки.
- Су- су- су – тихо осенью в лесу. (Рейлян)
- Ло-ло-ло – в лесу светло. (Жаров)
- Ши-ши-ши – кто-то листьями шуршит. (Агаджанян)
- Жа- жа- жа – побежали два ежа. (Лысенко)
- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. (Бред)
- Жу- жу –жу – ежу грибочек покажу. (Иванов)
- Ча-ча-ча – мы увидели грача. (Петрик)
- Ышка-ышка – пробежала мышка. (Кондрат)
- Ыш-ыш-ыш – растет ландыш. (Кондратьева)
- За-за-за – надвигается гроза. (Новоселов)
- Ря-ря-ря – будет буря. (Григорчук)
- Ла-ла-ла – туча уплыла. (Титенок)
- Шо-шо-шо – в лесу хорошо. (Дерюгин)
- Ал-ал-ал – зайчик побежал. (Егоров)
- Олка-олка – елка в иголках. (Булыгина)
- Ры-ры-ры – летают комары. (Шахмаев)
- Ри-ри-ри – не летают снегири. (Маркитантов)
- Ра-ра-ра – домой пора. (Ефимов)
- Ребята, посмотрите, кто это там под елкой? Какой-то зверь диковинный! На кого же он похож? (ежика) - Чего же ему не хватает? (иголок) - Ребята, ёжик-то звуковичок, у него на боку написаны буквы, значит, иголки у него могут появиться от слов. Я предлагаю вам придумать слова с такими звуками. Кто придумал слово, тот прицепляет одну иголку – прищепку.
(еж лежит на столе, дети по одному подходят и цепляют прищепки)
- Молодцы! Вы умные ребята. Отправляемся к следующей станции.
Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.
(дети двигаются по кругу друг за другом)
Станция Словарная.
- Мы прибыли на станцию Словарная.
(дети садятся на стулья)
(входит Царица Грамота)
Ц. Гр.: - Здравствуйте, ребята! Наконец мы с вами встретились. Вы получили мое видеописьмо? – Я очень ждала этой встречи и вот что вам приготовила – волшебные очки. Кто их надевает, видит все наоборот. Сейчас я каждому буду называть слово – признак, а вы, надевая очки, будете говорить слово – признак наоборот.
Белый, кислый, мягкий, узкий, большой, тяжелый, длинный, высокий, светлый, горячий, старый, пустой, толстый, больной, чужой, дорогой, сложный, умный.
Ц. Гр.: - Молодцы! Справились! Следующее задание – «Найди лишнюю картинку»
(на экране) (дети садятся на ковер перед экраном)
- Ребята, посмотрите на экран. Подумайте и скажите, что здесь лишнее?
Игрушки, посуда, одежда, фрукты, мебель, деревья, цветы, транспорт, ягоды.
Ц. Гр.: - Ребята, в Стране Знаний есть замок Гномиков, и кто бы не зашел в этот Замок становится маленьким, и все предметы в нем маленькие, и называем мы их ласково. Сейчас вы друг за другом будете проходить через ворота замка, и называть ласково те предметы, которые я вам назову: ключ, пуговица, звезда, стул, книга, шкаф, окно, кошелек, ложка, штаны, конфета, птица, зерно, заяц, бумага, карандаш, гриб, цветок.
(дети по очереди называют предметы и пролезают друг за другом в обруч)
Ц. Гр.: - Ребята, вы справились со всеми заданиями, и поэтому я хочу наградить вас. Где же мой сундук с наградами? (ищет) – Ребята, я не нахожу сундука! Может, он остался в моем королевстве – Школе, или его кто-то украл? Я пойду, поищу, ну а если вы его найдете, открывайте и смело берите свои награды, вы их заслужили. (уходит)
- Ну что, ребята, поехали искать сундук? Отправляемся!
Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.
(дети двигаются по кругу друг за другом)
Станция Сказочная
(дети стоят, затем садятся на ковер)
- Ребята, мы прибыли на станцию Сказочная. На этой станции нам нужно выполнить такое задание – отгадать названия сказок, которые мы увидим. Садитесь на ковер.
(отрывки из мультфильмов на экране; авторы Маршак, Чуковский, Михалков: «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Путаница», «Тараканище», «Дядя Степа»)
- Ребята, посмотрите, сундука с наградами нигде не видно? – Тогда снова отправляемся в путь.
Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.
(дети двигаются по кругу друг за другом)
Станция Злой Ошибки
(дети стоят)
- Мы прибыли на станцию…
(входит Злая Ошибка, перебивает)
– На мою станцию вы прибыли!
Я – Ошибка Злая
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!
З. Ош.: - И что вы все ходите-бродите?
- Мы ищем сундук с наградами!
З. Ош.: - Какой-такой сундук? Какие-такие награды?
- От Царицы Грамоты. Она хотела нам его отдать за то, что мы все задания правильно выполнили.
З. Ош.: - Умненькие, значит, пожаловали, разумненькие, значит появились! Раз вы такие смелые-умелые, выполните мои задания, а потом уж про сундук решим. Посмотрим, как вы с ними справитесь!
(дети садятся на стулья)
З. Ош.: - Первое задание – «Найди ошибку». Все мои подружки-ошибки попрятались в предложениях, которые вы сейчас услышите. Попробуйте найти их!
- Над цветком кружит и жужжит зук.
- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.
- В обед вся наша семья собирается за большим штолом.
- Перед обедом обязательно вымой луки.
- Дети пришли в детский шад.
- На столе лезыт книга.
З. Ош.: - Второе задание – «Исправь предложение». Я перепутала все слова в предложениях, а вы попробуйте поставить их на место.
Колбаса положила Володю на стол. Миша играл в гол и забил футбол. Павел сел на клумбу и заехал на велосипед. Жук долбил кору и искал дятла. Юбка гладила Лену в складку. Молоко купило холодного Сашу.
Третье задание – «Путаница»
З. Ош.: - Я такая великая художница! Посмотрите мою последнюю картину! (дети садятся на ковер перед экраном) – Отыщите-ка ошибки!
- Ребята, помните, что отвечать нужно целым предложением.
(Сюжетная картина. На большом экране.)
(дети садятся на стулья)
- Злая Ошибка, мы справились со всеми твоими заданиями! Что ты там про сундук говорила?
З. Ош.: - Ну, говорила что-то! Я уже не помню!
- Так нечестно! Отвечай, где наш сундук?
З. Ош.: - Да вот, вот он! (тащит) Забирайте! (обиженно)
4. Итог занятия. Рефлексия деятельности.
- Ну что, ребята, задания мы выполнили? - Сундук нашли? – Как вы думаете, примет Царица Грамота вас в свое королевство? – Вы умные и сообразительные ребята. Пора в группу возвращаться. Отправляемся.
Отрывок из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.
(дети двигаются по кругу друг за другом)
- Вот мы и в группе. Что в нашем путешествии было для вас самым интересным? Что было самым трудным? Что запомнилось больше всего? (Дети отвечают) - Откроем сундук, посмотрим, что там? (достаем грамоты и угощение, награждение.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность "В стране Здоровья"
Конспект для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей "Здоровье", "Безопасность", "Коммуникация"...
Непосредственно-образовательная деятельность.«Россия – страна мастеров»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству. Цель: Формирование представления у детей старшего дошкольного возраста о народных промыслах России....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «В стране Здоровячков» интеграция образовательных областей «Познание», «Безопасность», «Социализация».
Расширить представление детей об окружающем мире....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "В стране математических сказок"
Конспект непосредственно образовательной деятельности « В стране математических сказок» Направление деятельности: «социально-личностное» Образовательная область: «Познание» Возрастная группа: разн...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "По дороге знаний"
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы "По дороге знаний"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в старшей группе. Тема: «В лес за грибами».
Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе. Тема: «Свойства льда»
. НОД направлена на ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, к...